занятие "Морское путешествие"
консультация
Предварительный просмотр:
«Морское путешествие»
Цель: активизация познавательной активности детей;
Задачи:
- формировать первичные представления об обитателях морских глубин;
- учить детей различать тревожное и спокойное состояния;
- развивать умение воплощаться и выразительно исполнять заданный образ;
- развивать внимание, воображение;
- формировать навыки групповой работы;
- активизировать словарь детей;
- познакомить с интерактивным песочным столом;
- вызывать эмоциональное отношение к окружающему миру.
- воспитывать заботливое отношение к природе.
Формы, приёмы,методы:
- познавательная беседа;
- вопросы; загадки;
- наглядные (презентация «Морские обитатели», демонстрация на песочном столе);
- практические методы (выполнение творческого задания – аппликация морских обитателей)
Технологии:
- личностно-ориентированные;
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- малоподвижная игра;
- музыкальное воздействие;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.
- формировать коммуникативные отношения между детьми.
- воспитывать доброжелательность.
Основная образовательная область – познавательная.
Интеграция с образовательными областями:
- социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа:
беседа о море, рассматривание картинок, иллюстраций с изображением морских обитателей, разучивание гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики. Аппликация в технике пластилинографии.
Прослушивание музыки: «Шум моря», «Шум шторма», музыкальная игра «Море волнуется раз».
Оборудование:
мультимедийный проектор, ноутбук, колонки, морские обитатели (животные, интерактивные песочные столы, заготовки морских обитателей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав загадку.
Чайки весело летают
И дельфины проплывают.
И кораблики идут,
Даже скаты там живут. (море)
Воспитатель: Конечно! Это море. А кто из вас, был на море? (ответы детей коротко)
Воспитатель: Ребята, а ведь море очень далеко от нас. На чем можно добраться до моря? (ответы детей)
Воспитатель: Вы просто молодцы! Предложили отличные варианты.
А на чем же мы туда доберемся? Какой водный транспорт вы знаете?
Воспитатель: Мы поплывем на корабле. Давайте все вместе его соберем. (собираем из крупного конструктора)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и наш корабль. Что нужно сделать, прежде чем сесть на корабль? (купить билеты)
Воспитатель: Где покупают билеты? (в кассе)
Воспитатель: Как называется человек, который продаёт билеты? (кассир)
Воспитатель: Сколько билетов нужно купить, если вы хотите поехать вместе? (столько же, сколько и пассажиров)
Воспитатель: Проходим на корабль. Занимайте места, мы отправляемся с вами в путешествие (дети садятся на «корабль», Все готовы? Итак, в путь. Давайте начнем отсчет от 1 до5. (Дети считают. Слышится шум волн. Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями (имитация «биноклей»).
От зелёного причала оттолкнулся пароход.
Он шагнул назад.
Он потом шагнул вперёд.
И поплыл, поплыл по морю
Набирая полный ход.
- Посмотрите, как красиво вокруг! А сколько красивых слов можно найти, если присмотреться и подумать. Ведь слова можно найти везде.
Я слова найду везде –
И на небе и в воде.
Д/и « Найди слова»
- Что у нас над головой? Найдите слова на небе.
( Облака, птицы, ветер, тучи, самолёт, молния, солнце).
- А что у нас впереди? Найдите слова в море.
( Вода, волна, рыба, водоросли, шторм, краб, корабль, дельфин, медуза).
Но вот смотрите, впереди остров. Давайте сойдем на него и посмотрим, кто на нем живет. Вот мы и на берегу моря. Давайте погуляем, посмотрим, что здесь интересного.
СЛ-1
Воспитатель: Дети, посмотрите, как тут красиво и интересно!
Воспитатель: Предлагаю вам присесть на морские камни и внимательно посмотреть на изображение морских обитателей, я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывайте их.
Загадки про морских обитателей (отгадки на экране)
1.Пронеслась о нем молва:
Восемь ног да голова.
Чтобы всем страшнее было,
Выпускает он чернила. (Осьминог) Слайд №2
2. Ты, ребенок, мне поверь
Что не рыба я, а зверь.
Нет, характера добрей – В шторм спасаю я людей..
Среди волн мелькают спины, Дети, кто это?
(дельфины) Слайд №3
3. На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок –
Прыгает морской конек (конек) Слайд №4
Ребята, чтобы глазки наши не уставали, давайте сделаем с вами гимнастику для глаз.
Рыбка плавала, ныряла (открывают и закрывают глаза)
Рыбка хвостиком виляла
Вверх плывет и вниз нырнет
Вправо, влево, вправо, влево
Все ныряла то и дело.
Вот она какая – рыбка золотая! (открывают и закрывают глаза)
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: Дети, а хотите поближе познакомимся с морскими обитателями?
Дети: Да
Воспитатель приглашает детей к песочным столам. С контейнерами с песком
Воспитатель: Внимательно рассмотрите морское дно. Скажите, что и кого вы видите на морском дне? Дети называют обитателей
А еще можно потрогать морской песочек и сказать какой он (холодный, мокрый, сыпучий)
Шум, ветер на слайде изображение шторма. СЛАЙД№5
Воспитатель: Слышите, кажется шторм начинается. Ребята, давайте скорее превратимся в морских обитателей, чтобы волна не унесла нас.
Малоподвижная игра «Море волнуется раз» (с музыкой)
СЛАЙД№6
Воспитатель: Ребята посмотрите, как в море стало пусто после шторма, кажется морская волна унесла всех обитателей.
СЛАЙД №7
Дети, как вы думаете, сможем мы помочь морю вернуть рыбок, морских коньков и звезд?
Дети: да
Воспитатель: приступить к работе ( либо коллективная работа , либо просто опустить в контейнет с водой игрушки и назвать что у кого в руке Коллективная работа, наклеивает на лист всех обитателей
Пальчиковая гимнастика:
Мои руки – это волны (вытягивают руки вперед волнообразными движниями)
Мои руки крылья чаек (машут крыльями)
Небо их к себе зовет (тянут руки вверх)
Мои руки рыбки в море
Плавают туда сюда (ладони вместе имитация движения рыб)
СЛАЙД №8
Молодцы, очень красивые. СЛАЙД №9
Ребята морские обитатели благодарят вас за помощь, вы очень сильно помогли. Воспитатель: Ну что же ребята, а нам пора возвращаться в детский сад.
Вставайте в кружок и закрывайте глаза ( заходим на корабль
Воспитатель: Волны, волны, расступитесь
Дети в детский сад вернитесь.
Воспитатель: Ну вот, мы с вами и вернулись в детский сад. (выкл. экран)
1. Вам понравилось путешествие?
2. Ребята, а где мы с вами сегодня были?
3. Что вы узнали нового?
4. Кто вам больше всего понравился из обитателей?
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие к морским обитателям.
Приоритетная образовательная область:
«Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни подводного мира; формировать у дошкольников установку на защиту окружающей среды.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать уточнять и систематизировать представления детей о морских обитателях;
- уточнить и закрепить знания о свойствах песка и воды; учить определять свойства песка по внешнему виду.
Развивающие:
- развивать связную речь детей, расширять словарный запас;
-побуждать детей создавать из различных материалов общую композицию, добиваясь целостности, художественной выразительности.
- вызвать интерес к жизни морских обитателей;
- развивать память, мышление, воображение детей.
Воспитательные:
- развивать бережное отношение ко всему живому;
- развивать любознательность;
-формирование навыков сотрудничества, инициативности.
Предварительная работа:
В течение недели были проведены беседы, различные виды продуктивной деятельности, рассматривали иллюстрации и фотографии «Морские обитатели»,проведены дидактические игры: «Кто лишний?», «Что общего, чем отличается?», подвижные игры: «Рыболов», «Морские обитатели».
Методические приемы: показ и объяснение воспитателя, вопросы к детям, игровая ситуация, музыкальное сопровождение, напоминание о технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ воспитателем и детьми.
Развивающая предметно-пространственная среда:
- фотографии морских обитателей;
- макет «Морское дно»;
- аудиозапись «Шум моря».
Оборудование и материалы: два стола для работы с песком: в одном сухой песок, во втором влажный, вода, морская соль, стаканы и ложечки по числу детей, тонированный голубым и желтым цветом лист ватмана, пластилин, стеки, цветная бумага, краски, гуашь, салфетки, кисточки, ватные палочки.
Содержание:
Воспитатель: Для начала встанем в круг!
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Мы готовы поиграть!
Не пора ли нам начать?
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? А куда мы отправимся, нам подскажет загадка:
В нём солёная вода,
Ходят по нему суда.
Летом взрослые и дети
Ездят отдыхать туда. (Море)
Итак, мы отправляемся в морское путешествие! Согласны?
А на чем же мы туда доберемся? Какой водный транспорт вы знаете?
Воспитатель: Мы поплывем на корабле. Давайте все вместе его соберем. (собираем из крупного конструктора)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и наш корабль. Что нужно сделать, прежде чем сесть на корабль? (купить билеты)
Воспитатель: Где покупают билеты? (в кассе)
Воспитатель: Как называется человек, который продаёт билеты? (кассир)
Воспитатель: Сколько билетов нужно купить, если вы хотите поехать вместе? (столько же, сколько и пассажиров)
Воспитатель: Проходим на корабль. Занимайте места, мы отправляемся с вами в путешествие (дети садятся на «корабль», одевают морские бескозырки и воротники) Все готовы? Итак, в путь. Давайте начнем отсчет от 1 до 10. (Дети считают. На доске появляется слайд с морем и шумом волн) Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями (имитация «биноклей»).
От зелёного причала оттолкнулся пароход.
Он шагнул назад.
Он потом шагнул вперёд.
И поплыл, поплыл по морю
Набирая полный ход.
- Посмотрите, как красиво вокруг! А сколько красивых слов можно найти, если присмотреться и подумать. Ведь слова можно найти везде.
Я слова найду везде –
И на небе и в воде.
Д/и « Найди слова»
- Что у нас над головой? Найдите слова на небе.
( Облака, птицы, ветер, тучи, самолёт, молния, солнце).
- А что у нас впереди? Найдите слова в море.
( Вода, волна, рыба, водоросли, шторм, краб, корабль, дельфин, медуза).
Но вот смотрите, впереди остров. Давайте сойдем на него и посмотрим, кто на нем живет. Вот мы и на берегу моря. Давайте погуляем, посмотрим, что здесь интересного. Сколько у нас под ногами песка! Я люблю рисовать, а вы любите?
А чем вы любите рисовать? А я люблю рисовать на песке, а еще люблю лепить из него всякие фигурки. Я предлагаю попробовать нарисовать что - нибудь интересное. Но прежде чем мы начнём рисовать, напоминаю, что во время работы с песком нужно быть осторожным. Как вы думаете почему (ответы детей). Правильно, ребята, при рисовании песком, нужно соблюдать следующие правила безопасности:
- Нельзя брать песок в рот и вдыхать его, потому что, что может случиться? Правильно, будет трудно дышать и можно задохнуться!
- Нельзя бросать песок в лицо, почему? Можно повредить глаза!
-После игры с песком – помой руки! Почему? Чистота- залог чего? Здоровья!
Я предлагаю вам подойти к этому необычному столику, где мы будем играть с песком.
(Звучит спокойная музыка.)
Давайте познакомимся с песком. Песок, ребята - это природный материал, опустите руки, потрогайте песок, Какой он? Ощущаете, какой он мягкий, можно почувствовать каждую крупицу. Посмотрите, как он струится между пальчиками, на что похоже? Вам нравятся эти ощущения. Попробуйте что-нибудь слепить (сухой песок не лепится). Песок какой? (дети: сухой, холодный, рассыпается, щекочет пальчики, не лепится)
(второй стол с влажным песком накрыт платком)
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, что находится под платком? Для этого нужно просунуть руки под платок и угадать, что это? А какой этот песок? (Дети: холодный, мокрый).
(платок снимается)
Воспитатель: Ребята давайте подумаем, чем отличается мокрый песок от сухого? (Дети: сухой песок рассыпается, а мокрый лепится). Еще они отличаются по цвету: сухой песок светлый, а мокрый – темный. Давайте польем водичкой сухой песок. Какой он стал? (мокрый, темный)
А теперь давайте поиграем с песком: одни из вас будут лепить из песка разные фигуры (вторая младшая подгруппа), а другие нарисуют на песке «Морской пейзаж» (старшая подгруппа).
Ребята, посмотрите, какое красивое море! Кто знает стихи о море?
Дети: Море бывает разным,
Черным бывает и красным.
Бывает море веселым,
Чаще бывает соленым.
А я люблю синее море
С ласковой, нежной волною.
Люблю, как рыба, плескаться,
Плавать, нырять, кувыркаться.
Воспитатель: Море очень широко. (дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко. (приседают, коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья, (выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя. (разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Почему нельзя пить морскую воду?
(морская вода – солёная)
Воспитатель: Правильно, дети, вода в море очень соленая, а давайте мы с вами сами сделаем морскую воду. Вы согласны? (подходят к стаканам с водой)
Воспитатель: Посмотрите, я вам каждому поставила стаканчик с водой, давайте попробуем, какая вода на вкус, а какая вода на цвет? (ответы детей). А что нам нужно сделать, чтобы вода стала солёной? Правильно, дети, нам нужно воду посолить.
Ребята, а если мы с вами возьмём немного соли и положим её в воду и размешаем, то какая вода получится? (малосолёная).
Правильно, а если мы положим соли полную ложку, то какая вода будет сейчас? (сильно солёная).
Правильно, ребята, вода получилась сильно солёная, как в настоящем море, а теперь давайте мы эту воду перельём (дети подходят и выливают воду), посмотрите у нас с вами получилось настоящее море.
Воспитатель: Но что-то странная тишина на этом острове? Где же все жители? Ребята, посмотрите, к нам пришло видео письмо, давайте посмотрим?
(Смотрят презентацию: изображена Русалочка, она просит помощи: «Ребята, помогите мне расколдовать моих друзей. Их заколдовала злая волшебница. Вам необходимо отправиться в подводное путешествие. Чары спадут, если вы выполните правильно все задания».
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Русалочке и её друзьям?
Воспитатель: Для перемещения в подводное царство необходимо встать в круг, зажмурить глаза, закрыть носики и на счет три сделать прыжок! Открывайте глаза! Вот мы и на дне! Как здесь красиво, вода прозрачная, спокойная!
Воспитатель: Друзей Русалочки злая волшебница превратила в геометрические фигуры. Назовите эти фигуры. Ребята после каждого правильно выполненного задания один из друзей Русалочки будет расколдован.
Задания (презентация):
1. Отгадай загадки.
2. Далее одновременно проводятся по подгруппам игра «Собери и назови рыбок» (вторая младшая подгруппа) и игра «Укрась рыбок» (старшая подгруппа)
Ребята, посмотрите, нам навстречу приплыли рыбки. Давайте их нарядим. На каждой рыбке вы видите цифры. Прицепите на хвостик рыбкам столько же прищепок.
3. Д/и «Помоги очистить морское дно».
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, выполнили все задания. Вместе мы с вами справились. Расколдовали друзей Русалочки. Посмотрите, как они рады. Ребята, в море кроме рыб и животных есть еще и растительный мир, как называются морские растения? (водоросли)
Воспитатель: Правильно, водоросли! А для чего нужны водоросли?
(на экране появляется акула)
Воспитатель: Ребята, что случилось? Куда подевались все морские обитатели? (появилась акула, страшно им стало, они испугались и спрятались)
Воспитатель: Как же нам помочь рыбкам? Давайте их вернем.
(воспитатель проводит пальчиковую гимнастику)
«Осьминожки»:
Жил осьминог со своей осьминожкой,
Было у них осьминожков немножко.
Все они были разного цвета:
Первый – зеленый, второй – фиолетовый,
Третий – как зебра, весь полосатый,
Белые оба – четвертый и пятый,
Шестой – темно – синий от носа до ножек,
Желто – прежелтый седьмой осьминожек,
Восьмой – словно спелая ягода красный…
Словом не дети, а тюбики с краской.
Воспитатель: В нашем подводном царстве скучно и неинтересно. Давайте будем заселять его подводными обитателями. Давайте разделимся на группы.
Несколько детей рисуют на листе ватмана камни (штампом), рыбок простыми карандашами.
2-3 ребёнка вырезают из цветной бумаги водоросли и приклеивают их.
2 ребёнка делают ракушки из пластилина, узор рисуют стеками, украшают бусинками.
3-4 ребенка лепят из пластилина морских животных.
2 ребенка заплетают косички осьминогам.
4 ребёнка разрисовывают ватными палочками рыбок, сделанных заранее (дети выполняют коллективную работу, звучит музыка фоном)
Воспитатель: Вот и ожило наше подводное царство. Посмотрите, к нам плывет красивая рыбка, она хочет загадать загадку.
Золотая рыбка: Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни!
Воспитатель. Угадали, ребята, что это за рыбка?
Воспитатель: А из какой сказки эта рыбка? Кто сказку написал?
Золотая рыбка: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть у себя в гостях. Мне очень скучно и одиноко, ко мне никто не приходит в гости.
Воспитатель: Золотая рыбка, неужели у тебя совсем нет друзей?
Золотая рыбка: А зачем они мне нужны?
Воспитатель: Ребята, давайте докажем рыбке, что друзья нужны каждому. А доказывать мы будем, опираясь на народную мудрость – расскажите пословицы и поговорки (дети вспоминают пословицы и поговорки о дружбе). Теперь у тебя будет много друзей, посмотри, какое подводное царство мы сделали.
Золотая рыбка: Спасибо, ребята. Теперь мне не будет скучно, ведь у меня столько друзей. Я хочу подарить вам морскую раковину. Она не простая, а чудесная, потому что поет песни моря, послушайте. (слушают «Песню моря»). А это еще для вас подарок, только посмотрите, что это, когда доберетесь домой (передает корзину с печеньем - рыбками). А теперь мне пора. Приходите ко мне еще.
Воспитатель: Как чудесно мы попутешествовали в подводном царстве. Сколько узнали, увидели. А давайте станцуем все вместе веселый танец.
Танец «А рыбки плавают в воде»
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад! Всплываем. Ну что ж, держим путь обратно домой. Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними встретиться. Еще раз посмотрим в бинокль, полюбуемся морскими просторами.
Воспитатель: Ну, вот мы и дома. Понравилось путешествие? С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? Что вам запомнилось больше всего? А куда бы вы хотели попасть в следующий раз? Ребята, но это еще не все. Давайте посмотрим, что же нам подарила Золотая рыбка. Да это же ее подружки – рыбки. Угощайтесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»
Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»
Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...
Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»
Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме. Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».
Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...
Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"
Муниципальное дошкольное образовательное учреж...
Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие
Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...