мастер-класс для педагогов «Экология и мы»
учебно-методический материал

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Барвихинская СОШ дошкольное отделение –детский сад №31

 

 

 

 

          мастер-класс для педагогов

                       «Экология и мы»

 

 

 

 

 

                                                                                            Подготовила и провела:

                                                                                            воспитатель Чачина А.В

 

 

 

 

 

                                                              Барвиха

Цель:

- развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;

- повысить профессиональное мастерство педагогов, установить тесное сотрудничество между

педагогами.

Задачи:

- Уточнить знания о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и

взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

- Закрепить знания о пользе применении лекарственных растений.

- Способствовать формированию целостной картины мира природы, расширению кругозора

детей.

- Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, музыке.

- Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнѐрам,

ответственное и доброе отношение к родной природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx110.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Барвихинская СОШ дошкольное отделение –детский сад №31

          мастер-класс для педагогов

                       «Экология и мы»

                                                                                            Подготовила и провела:

                                                                                            воспитатель Чачина А.В

                                                              Барвиха

Цель:

- развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;

- повысить профессиональное мастерство педагогов, установить тесное сотрудничество между

педагогами.

Задачи:

- Уточнить знания о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и

взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

- Закрепить знания о пользе применении лекарственных растений.

- Способствовать формированию целостной картины мира природы, расширению кругозора

детей.

- Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, музыке.

- Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнѐрам,

ответственное и доброе отношение к родной природе.

Материалы и оборудование:

Мультимедийное оборудование, ноутбук, сундучок, фломастеры, конверты с ситуациями,

пословицами, ромашка, доски, картинки живой и неживой природы, фонограммы к песням.

Предварительная работа:

- Подбор высказываний и афоризмов о природе.

- Разработка презентации.

- Подбор фонограмм песен о природе.

- Подготовка конвертов с заданиями.

- Подбор картинок живой и неживой природы.

- Разработка игры «Ромашка»

- Составление кроссворда «Лекарственные растения»

                                                  Ход мастер-класса:

Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему « Экология и мы», который

позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического

воспитания и, возможно, немного повысить еѐ, установить более тесный контакт между

педагогами нашего детского сада.

«Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими

сообществах между собой и окружающей средой».

«Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание нравственности, духовности,

интеллекта». Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее

продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

Влияние природы на ребѐнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов,

тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота

окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живѐшь, и, в

конечном счѐте, любовь к Отечеству.

"Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять

природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: - воспитание

гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); - формирование системы

экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие); - развитие эстетических

чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить

еѐ). - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по

охране и защите природы. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение

окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает

представления о разных формах жизни.

Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления,

сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые,

воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех

людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир

природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Для того, чтобы было удобно нам сегодня общаться вы разделились на три команды. Цветные

листочки будут означать название вашей команды. А сейчас предлагаю несколько приѐмов

работы по экологическому воспитанию.

                               

РАЗМИНКА «БЛИЦ-ВОПРОСЫ»

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– У какого зверя куст на голове? (лось).

– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком,

острые когти)

– Для чего на водоѐмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ѐж, суслик, хомяк.)

– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)

– Какая птица не вьѐт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла).

– Какое животное называют «кораблѐм пустыни» верблюд

                         ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПРАВИЛЬНО»

Словно крыша над землею, голубые небеса.

А под крышей голубою – и поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты! –

Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир, какой природы? (живой

природы и мир неживой природы).

На мольбертах расположены картинки живой и неживой природы перепутаны, вы должны их

разделить. Для этого задания я приглашаю команду «Зелѐных».

А пока команда работает, мы с вами вспомним правила поведения на природе.

(воспитатели по очереди перечисляют правила поведения на природе)

Команда готова, пожалуйста, назовите, что входит в понятие живая и неживая природа и что

было лишнее, а мы проверим. Следующее задание для команды «Жѐлтых».

                                РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

(конверт с заданием у вас на столе)

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит:

«Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот

призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?»

Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…». Чем можно объяснить такую жестокость детей?

Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе

необходимы в данной ситуации?

2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку

ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети

просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Как

вы поступите в данной ситуации?

                                    ШУТОЧНАЯ ИГРА «КОНЦОВКИ ОБМАНКИ»

Я начинаю, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

Команда «Желтых» готова отвечать.

Пожалуйста читайте ситуацию и объясняйте.

                                               МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

(участвуют все педагоги)

Предлагаю послушать фрагменты из песен о природе и назвать песню.

(«Урожайная», «Если добрый ты», «В траве сидел кузнечик», «Улыбка», «Вместе весело

шагать», «Падают, падают листья»

                                                 ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки.

Следующее задание творческое для команды «Красных».

В конверте у вас написаны пословицы, вы должны нарисовать пословицу так, чтобы другие

команды смогли ее «прочитать».

1. Весна красна цветами, а осень пирогами.

2. Готовь сани летом, а телегу зимой.

Пока команда готовиться, мы с вами поиграем.

А для вас. Конкурс «Волшебный сундучок» – что находится в сундучке отгадайте?

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода). (бутылка с водой)

В сундучке, то без чего не сможем жить.

Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря, разжечь не сможем мы огня. (Воздух) (воздушный шарик)

                ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРОССВОРД «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать экологический кроссворд, если все слова

угадаем, то получим название сердечного лекарственного растения.

1.Травка та растет на склонах и на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист, а ее зеленый лист нам идет на чай.

Что за травка отгадай - чабрец

2. Он красивой розе брат, если ты не виноват,

Все равно имей ввиду, может уколоть в саду - шиповник

3.В сенокос горька, а в мороз сладка.

Что за ягодка?- рябина

4.Вдоль дорожек его встретишь, ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно. Нас излечит, исцелит? Подорожник

5.Горькая травка, к животу поправка,

И сама душиста, и метѐт чисто – полынь.

6. Он «любит - не любит» ответить нам может.

И глянет приветливо желтым глазком.

Аптечный цветок на него так похож,

Его мы лекарственным другом зовем - ромашка

7.Он сорняк, он цветок, от болезни мне помог.

Как присяду на диванчик, вспомню желтый... Одуванчик

8.Весной растет, летом цветет, осенью осыпается,

Зимой отсыпается. А цветок-то, медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа - липа

9. Возле дома куст растѐт, белым цветом он цветѐт –

Будут ягоды на нѐм, осенью их соберѐм.

Хоть на вкус и не малина, а полезная ... калина

Ключевое слово- Сердечное средство-боярышник

Заключение

А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь).

Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры. Я хочу подарить вам лебедей, будем вместе повышать экологическую культуру!

От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней.

Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.

Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.

Схема-оригами «Лебедь»

https://paper-land.ru/wp-content/uploads/e/f/0/ef0364cd3051617c438e3b21843f223c.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер-класс по моделированию в экологии Тема: «Времена года»

Цель: Познакомить педагогов с использованием моделирования в экологическом воспитании дошкольников....

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...

Мастер-класс по экологическому воспитанию "Экология и дети"

Нужно ли детям знать об экологии? Конечно!  Можно сколько угодно быть против мусорных полигонов или вредных заводов. Но это слова! Пока все не научатся мыслить экологически, никакие единичные при...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...