· Отказывается подчиняться требованиям взрослых и стремится сделать все наоборот, даже вопреки собственному желанию. По желанию родители озвучивают свои ответы. Ведущий обобщает их. Ведущий: На основании ваших ответов можно сказать, что многим из вас кажется, что ребенка будто подменили. Он стал капризным, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит. Давайте опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он все хочет делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у него не получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику. Родитель нервничает еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок – в сад; родитель – на работу. Чтобы правильно назвать такое состояние, расшифруйте ребус.
Родители: Это кризис. Ведущий: Верно. Возраст от 2,5 до 3,5 года – критический. В этот период формируется «Я» ребенка, которое влияет на все его дальнейшее развитие. Этот период требует пристального внимания родителей и педагогов. Данная проблема актуальна еще и потому, что меняются ваши личностные ориентиры и мировоззрение. Чрезмерная занятость, недостаточность психолого-педагогических знаний и неумение эффективно общаться с ребенком особенно в период возрастного кризиса усугубляют ситуацию. Каковы же признаки этого явления? Их сформулировал советский психолог, исследователь высших психологических функций Лев Семенович Выготский и назвал «Семизвездием симптомов». Чтобы узнать о них, предлагаю принять участие в квест-игре.
1-й симптом – негативизм Участники разгадывают кроссворд. Отгадывают слова по горизонтали и называют слово – симптом кризиса 3 лет, сложив получившиеся буквы по вертикали.
По горизонтали: 1. Атмосфера. (Ответ: небо.) 2. Деревенская пашня. (Ответ: поле.) 3. Зимующая птица. (Ответ: голубь.) 4. Цветок с шипами (Ответ: роза.) 5. Бывает слоеный. (Ответ: торт.) 6. Любимая детская забава. (Ответ: игра.) 7. Блюдо из риса. (Ответ: плов.) 8. Маленькая лошадка. (Ответ: пони.) 9. Холодное время года. (Ответ: зима.) 10. Средство переправы на другой берег. (Ответ: паром.) Правильный ответ: негативизм. Комментарий педагога Негативизм – нежелание выполнять указания взрослого. Это не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Например, ребенок очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но тут говорят: «Иди, катайся». Он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе родителей он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но специально делают то, что им запрещено. 2-й симптом – упрямство Ведущий показывает участникам картинки с изображениями разных животных: · волк, который смотрит вдаль; · лиса, которая прижалась к лисенку; · кролик, который прячется в траве; · рычащий тигр; · бегущий поросенок; · белочка, которая грызет орешки; · осел, стоящий на одном месте; · тигр, который лежит на камне; · кабан перед нападением; · мирно гуляющий козлик; · медленно бредущий медведь; · обезьяна, которая грызет ветку бамбука. Затем ведущий просит выбрать ту картинку, которая отражает следующую позицию: «Стал и буду стоять». В поведении одного из животных скрыта характеристика симптома возрастного кризиса 3 лет. Правильный ответ: осел. Комментарий педагога - Приведем пример поведения ребенка 3 лет. Ребенок проснулся, и мама просит его встать с постели. Но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть. Однако ребенок заявляет: «Сказал: „Не встану“ – значит, не встану!» Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский), т. е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение» (М. Ермолаева). 3-й симптом – строптивость Ведущий предлагает участникам тренинга фил форд – таблицу с набором букв. Задание – найти в ней слово, которое обозначает упрямство, непокорство, непослушание, непокорность.
Правильный ответ: строптивость. Комментарий педагога - Ребенок недоволен всем, что предлагает взрослый. Ему ничего не нравится из того, что он делал раньше, он отрицает образ жизни, который сложился у него до 3 лет. 4-й симптом – своеволие Ведущий предлагает участникам разгадать кроссворд. Они вписывают слова по горизонтали и называют слово, которое получилось из букв по вертикали.
По горизонтали: 1. Предмет мебели. (Ответ: стол.) 2. Предмет гордости рыбака. (Ответ: улов.) 3. Этого нет в юрте, чуме. (Ответ: окно.) 4. Мужской шарф. (Ответ: кашне.) 5. Часть поезда. (Ответ: вагон.) 6. Крупа для цыплят. (Ответ: пшено.) 7. Жаркое время года. (Ответ: лето.) 8. Цветная пудра для глаз. (Ответ: тени.) 9. Вечнозеленое дерево. (Ответ: елка.) Правильный ответ: своеволие. Комментарий педагога - Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность. 5-й симптом – протест, бунт против окружающих его взрослых. Ведущий предлагает участникам уже знакомый фил форд и просит найти слово, которое обозначает заявление своего несогласия, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого-либо дела, непризнание, отрицание. Правильный ответ: протест. Комментарий педагога. Поведение ребенка имеет протестующий характер. Он как будто находится в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. 6-й симптом – обесценивание ребенком личности близких ему людей.
Ведущий показывает карточки с частями слова. Участники складывают слово И называют симптом. Правильный ответ: обесценивание. Комментарий педагога: ребенок перестает ценить привычные вещи, не следует правилам поведения. 7-й симптом - деспотизм (подавление окружающих) Участники решают анаграмму: МЕСТОДИЗМ (или ИЗПОДСЕТМ). Задача - переставить буквы так, чтобы получилось слово - симптом. Правильный ответ: деспотизм. Комментарий педагога - ребенок стремиться стать хозяином положения, Чтобы вся семья удовлетворяла любое его желание. В противном случае он впадает в истерику. Когда участники называют все семь слов, на мольберте появляется заставка В виде семиконечной звезды - "Семизвездие симптомов", характерных для Поведения ребенка 3 лет. Ведущий: Как мы видим, кризис 3 лет - это кризис отношений ребенка с Окружающими людьми. А теперь давайте посмотрим, что могут в этот Период сделать родители?
Что могут сделать родители: - Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. - Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. - Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат. - Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. - Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести. - Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно. - Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка). «А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится». Работа в группах:
Каждой группе родителей предлагается карточка с описанием проблемной ситуации: группе необходимо разобрать ситуацию, презентовать ее и дать решение данной проблеме… 1. Вы с ребенком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать... 2. Вы моете посуду, ребенок упорно настаивает: «Я - сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может ее разбить... 3. Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать - не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение.
Упражнение «Ситуация для родителей». (Обсуждение по подгруппам). Воспитатель: Уважаемые родители, а теперь я хочу предложить вам обсудить несколько ситуаций, которые могут возникнуть в период кризиса трех лет: 1. Вы собираетесь на прогулку и предлагаете ребенку одежду. Он отказывается ее одевать. Вы предлагаете другую одежду – он снова отказывается… Что делать? 2. Ваш малыш хочет взять с собой в детский сад дорогую игрушку, которую только подарили ему на день рождения. Вы знаете, что игрушку могут сломать в группе и пытаетесь оставить ее дома. Ваш малыш настаивает на своем… Что делать? 3. Вы приходите за малышом в детский сад. В раздевалке он хочет одеваться сам, но у него плохо получается. Вы устали и хотите быстрее одеть ребенка сами. Малыш начинает капризничать, не давая вам одевать его… Что делать? 4. Дома вы что-то не разрешили ребенку, и он начинает бросать игрушки на пол, что делать? 5. Вы в гостях с малышом. Все веселились, но вдруг ваш ребенок начинает ругаться, при всех… Что делать? Игра "Закончи мысль" Ведущий предлогает родителям закончить предложение: "Капризы ребенка вызывают у меня..." "Упрямство побуждает меня..." Затем просит объяснить, почему они закончили предложение именно так, и Обсуждает с родителями несколько их высказываний. Ведущий: А теперь давайте попробуем освободиться от чувства вины. Упражнение "Мусорное ведро" Родители пишут на листах ответ на вопрос "Что мешает жить и общаться?". Затем мнут их, рвут и выбрасывают в мусорное ведро. Это упражнение помогает Преодолеть негатив.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними. Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви. Упражнение «Солнце любви» Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали. В - ль: Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют атмосферу вашего дома. Скажите вашему ребенку о том, как вы его любите – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание. - Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать». Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто» (Автор видеоролика Алиса Пашкова). В --- ль: - Что вы чувствуете сейчас?
- Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
- Захотелось что-нибудь сделать?
- Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?
В - ль: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае. Рефлексия Ведущий спрашивает участников: С чем уходите Т.Н.? Ответ родителей: Сегодня я поняла..., научилась ... Ведущий: Надеюсь, что проведенный тренинг (наша встреча) и рекомендации будут для вас полезными и вы будете их использовать в процессе воспитания. Я подготовила для вас памятки. В заключении ведущий читает стихотворение Л.А. Булдаковой "Я сам"
Всем спасибо и досвидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ
|