Сценарий родительского собрания в ГКП с элементами тренинга для родителей детей раннего возраста 2-3 года
методическая разработка (младшая группа) на тему

Ботнарчук Алена Ивановна

Материал предназначен для воспитателей ДОУ ,разработан с целью сплочения коллектива родителей детей  поступивших в  ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tren_rod.docx24.52 КБ
Файл anketa_rod.docx13.54 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в ГКП с  элементами тренинга

Тема: «Основные причины эмоционального благополучия детей»

Цели: осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми; выработать тактику сотрудничества с родителями по устранению причин эмоциональных нарушений у дошкольников; довести до сознания родителей необходимость единых согласованных действий со стороны семьи и детского сада; приобщить родителей к познанию внутреннего мира ребенка; заинтересовать родителей полученными данными.

 

Предварительная работа: совместное  с родителями рисование на тему «Герб моей семьи»; выбор детьми фигур; подготовка материалов  анкетирования родителей ,  тестирования ,упражнениям, ;оформление информации для родителей

« У счастливых  мам, счастливые дети..»; подбор спокойной музыки для релаксации.

 

В зале полукругом расставлены стулья, на которых сядут родители.

Упражнение1 (снятие напряжения, налаживание контактов): Я предлагаю вам пройти в зал по пропускным  билетам, эти билеты  вы получите за пословицы и поговорки.

«Квик – настройка»:

Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.

Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.

Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем

дороже ценятся.

Трудности закаляют на пути к счастью.

В поле зрения родителей находятся два фланелеграфа с детскими рисунками на тему «Герб моей семьи» (рисунки анонимны, тема тоже не указана).

Для «выставки» специально подбираются наиболее контрастные рисунки, отражающие две крайности эмоционального состояния детей и родителей.

( Можно использовать рисунки других детей)

 

Игра – приветствие «Здравствуйте, давайте по приветствуем друг друга необычно..»

Воспитатель предлагает всем участникам присесть и демонстрирует ритуал приветствия: по кругу передавая свечу, каждый сообщает имя ребенка и что они делают вместе с ребенком каждый вечер.( звучит спокойная музыка)

 

Беседа воспитателя с родителями (всеобуч):

         Воспитатель: Прошло уже 2 месяца как мы ДОУ прилагаем  усилия для того чтобы максимально безболезненно прошла  адаптация к условиям детского сада   детей посещающих гкп. Безусловно, были   сложности  ,  душевные переживания и у Вас и у Вашего ребенка, чувствующего себя  немного дискомфортно в новом здании и помещении.  Часто проецировалась ваше эмоциональное состояние на состояние вашего ребёнка и  оно не всегда было оптимистичным. К числу основных причин  неустойчивого эмоционального   состояния детей относятся:

неблагоприятная обстановка дома. Например, конфликты между папой и мамой, свидетелем которых является ребенок, в результате чего ребенок становится неуверенным в себе, робким, стеснительным;

физические наказания детей;

деформирована самооценка (занижена, завышена или амбивалентна, т.е. противоречива и неустойчива) и ожидаемая оценка со стороны близких и взрослых. Например, девочка говорит: «Мама считает, что я и плохая, и хорошая иногда: когда я ей помогаю – я хорошая девочка, а когда нет – плохая».

повышенный уровень тревожности: ребенок чрезвычайно боязлив, подвержен разнообразным страхам, часто испытывает чувство тревоги за себя, своих близких.

В такой ситуации, первое желание любого человека – ее изменить, наладить отношения с ребенком.

Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие ребенка.

Безусловно принимать ребенка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, талантливый, помощник и т.д., а просто так, за то, что он есть.

Психологами доказано, что любовь, ласка, забота – это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей, в своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами: «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой» и т.д.

Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говорят , что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день не только ребенку, но и взрослому.

Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие нормального психического развития детей. Если они не получают знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения. И, возможно, родителям для улучшения ситуации необходимо поменять свою родительскую позицию. Как это сделать грамотно Вам подскажет наш Психолог –Татьяна Николаевна.

Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех участников: родителей, педагогов и детей. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между взрослыми участниками образовательного процесса не сложились.

     Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных общественных сферах общественной жизни.

    Успешность семейного воспитания во многом зависит от воспитательного потенциала семьи. Именно потенциал определяет комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Сюда же относятся материальные и бытовые условия, периоды развития, структура семьи, характер отношений между его членами, обычаи семьи.

Какие же факторы влияют на развитие ребенка в семье?

- Микроклимат семьи, где происходит приобщение детей к социальным ценностям;

 - Внутрисемейная деятельность – основное средство социализации ребенка и его приобщение к будущей жизни;

  - Воспитательная деятельность родителей, где родители выступают в качестве педагогов.

На сегодняшний день родительская функция значительно ослаблена, ведь долгие годы родители были ориентированы на общественное воспитание. Выявлено:

1.Семьи малочисленны. По России, в среднем, на семью приходится один ребенок;

2.Много неполных семей. В России каждая шестая семья;

3.Многодетные семьи перешли в фактор негативных;

4.Низкая педагогическая культура родителей;

5.Многие семьи за пределом средних по материальному положению;

6.СМИ: пропаганда жестокости, насилия.

Повышение уровня семейного воспитания, осознание того, что семья – это высшая социальная ценность, в которой реализуется формирование и развитие личности ребенка – не может оставлять в стороне ДОУ. На образовательное учреждение ложится главная задача – обеспечить ответственность родителей за воспитание и образование детей и подготовить семью к реализации этой задачи.

Упражнение 5. «Войди в круг»

  Цель упражнения: демонстрация воспитателям необходимости гибкого  отношения к общению с родителями.

Процедура выполнения

Участники   встают в круг и крепко держатся за руки — это круг родителей. Один участник остается за кругом — родитель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т.е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова.

Анализ упражнения

1. Что Вы испытывали, выполняя упражнение?

2. Легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?

3. Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы и воспитателем, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?

Причины недопонимания между педагогами и родителями.

А) По мнению педагогов.

Родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить уровень его развития, не хотят видеть недостатки;

Родители равнодушны к своим детям и детскому саду;

Перекладывают ответственность за воспитание и образование на детский сад;

Низкий культурный педагогический уровень родителей.

Б) По мнению родителей.( СПРАШИВАЮ)

Примерные ответы:

Невнимание  детям со стороны воспитателей;

Не показывают в полном объеме работу с детьми (только работы по ИЗО, труду);

Только поучают: так надо и так;

Много негативного говорят про ребенка и мало хорошего;

Что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;

Мало практической информации

        В целом, есть недопонимание между семьей и детским садом. Родители и педагоги понимают свои действия неправильно. Педагоги считают, что они в полной мере раскрывают свою работу с детьми и у них большая нагрузка, а родители оценивают их работу по наличию детских работ. И, естественно, считают, что работа по речи, математике, формированию социальных навыков – не ведется. Проблема недопонимания не в отсутствии внимания со стороны родителя, а в закрытости детского сада. Педагоги не хотят лишнего проникновения в детский сад родителей, итоговые мероприятия и работа с родителями как часть планирования носят формальный характер. Родители допускаются в детский сад, когда это нужно: убрать снег, принести песо в песочницу, подготовка праздников, озеленение территории, посещение собраний. Сложилась доминирующая форма общения педагога над родителями: сообщения, консультации, информационные стенды для родителей. Сам ребенок, его интересы выпадают из поля зрения родителей и педагогов. Взрослые участники педагогического процесса озабочены своими амбициями, доказательством своей компетенции, правоты.

                   

Создание новой модели взаимодействия.

Для создания новой модели нужно научить родителя создать образ успешного ребенка. Чаще использовать золотое правило психологии «ДА, НО». Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Для этого необходим ряд условий:Обсуждаются…

Взаимное доверие педагога и родителей;

Учет индивидуальности каждой семьи: возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень;

Использование разнообразных форм работы с родителями;

Систематичность и последовательность работы с родителями;

Педагогический такт.

Для создания новой модели необходимо пересмотреть роль педагога.

Полное информирование родителей о развитии и успехах их ребенка;

Объективное оценивание ребенка;

Тактичные рекомендации о том, как нужно поступать родителям в том или ином случае;

Рекомендации родителям о плодотворном проведении досуга с ребенком;

Компетентность педагога в развитии и образовании ребенка;

Педагог опирается на инициативу родителя и предлагает на этой основе своё;

Тактично узнает о ребенке у родителя и объективно оценивает его;

Педагог не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему;

Оказывает помощь родителю в создании условий для успешной деятельности и реализации личностных потребностей ребенка;

Педагог не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.

Именно при соблюдении этих условий можно говорить о создании новой модели взаимодействия семьи и детского сада. Эта модель начнет работать, если в неё заложена коллективная творческая деятельность участников педагогического процесса. Чтобы отношения родителя и педагога были партнерскими, чтобы родитель и педагог стали сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьями воспитанников. Искать пути налаживания взаимоотношений должны именно сотрудники детского сада, педагоги, ведь они имеют соответствующую квалификацию и образование.

 

Тест «Кто я?»                                                                                                

Я предлагаю вам тест. Мы не будем обсуждать и анализировать ваши ответы. Вы сделаете это сами. Тест очень прост. 10 раз задайте себе один вопрос «Кто я?» и запишите ответы на листочке бумаге.

Когда работа закончена, воспитатель предлагает родителям оценить ее результаты:

Посмотрите, на каком мете стоит ответ «Я мать» или «Я отец». Если вы написали об этом вначале, значит родительская позиция является для вас наиболее важной жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка, отвлеклись на повседневные заботы или же очень загружены работой.

Конечно, результаты тестирования нельзя воспринимать как истинное положение вещей. Мы только призываем вас задуматься над тем, не потерялось ли в повседневной суете ваше главное предназначение – материнство и отцовство. И решать это только вам самим!

 

Упражнение «Узнай своего ребенка»

Сейчас возьмите, пожалуйста, фигуры с именем вашего ребенка. Именно эти фигуры ваши дети выбрали из числа всех предложенных. С точки зрения психологии, их выбор не случаен. Он свидетельствует об определенной их потребности в чем-либо.

  Воспитатель дает общую интерпретацию выбора в работах детей:

 треугольник - потребность в лидерстве, управлении,

круг - потребность в общении,

 квадрат - потребность в познании; желтый - потребность в общении;

 красный - потребность в двигательной активности;

 синий и белый - потребность в спокойствии и уединении;

зеленый - потребность в самовыражении и самоутверждении;

черный и коричневый - потребность в свободе и самостоятельности (тревога, негативизм, неуверенность).

Возьмите эти сведения на заметку и постарайтесь в процессе общения с ребенком его потребность удовлетворить.

 

Упражнение «Что меня в моем ребенке радует, а что огорчает?»                 Для того, чтобы повысить эффективность вашего общения с ребенком, я предлагаю вам следующее упражнение: на листочках, которые разделены на две части, в левую колонку запишите все, что вас огорчает в ребенке, в правую все, что радует в ребенке.                                                                    

 После этого каждый участник зачитывает, что его радует, что огорчает в его ребенке, а ведущий выписывает на ватман общие проблемы. Затем делит участников на группы, которые будут работать над разработкой путей решения одной из названных проблем. Участникам предлагается план для облегчения групповой работы:

1.     Могут ли родители, справится с возникшей проблемой без посторонней помощи ?

2.     Если нет, то кто может помочь?

3.     Если да, то, как родители могут справиться с проблемой самостоятельно?

4.     К каким специалистам и источникам можно обратиться для получения дополнительной информации по решению возникшей проблеме?

5.     Предположение о причине возникшей проблемы

6.     Способы решения проблемы.

7.     После проработки каждая группа защищает свою работу.

Обратная связь:

Участники заполняют заранее подготовленные анкеты – отзывы.

АНКЕТА-ОТЗЫВ

Ваши впечатления от родительского собрания ________________________

__________________________________________________________________

Что Вам больше всего понравилось? ________________________________

__________________________________________________________________

3.Желаете ли чтобы родительские собрания проходили в такой форме? Почему? __________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

На этом родительское собрание подошло к концу. Я надеюсь, что сегодня все мы приобрели что-то полезное и ценное, положили в свою жизненную «копилку» что-то, что поможет вам еще лучше узнать своих детей, справляться с возможными проблемами, смотреть на свои действия и действия своих детей с перспективой на будущее, ведь счастливое детство – залог успешного будущего!

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в анкетировании, обведите близкие Вам варианты ответов.

К какому источнику информации Вы обращаетесь в первую очередь?

А. Полагаюсь на себя, семью, свой опыт.

Б. Обращаюсь за советом к подругам, знакомым, бабушкам.

В. Читаю литературу по вопросам воспитания детей.

Г. Обращаюсь за советом к педагогу группы.

Д. Иное._______________________________________________________________

Почему не обращаетесь к воспитателю за советом?

А. Сами справимся.

Б. Неудобно отрывать педагога от работы.

В. Испытываем затруднения в общении с педагогом.

Г. Считаю педагога не совсем компетентным.

Д. Иное.______________________________________________________________

Что такое хороший детский сад?

А. Где любят и уважают детей.

Б. Где многому учат.

В. Куда дети бегут с удовольствием.

Г. Где всегда ждут детей.

Д. Где уважают родителей и детей.

Е. Где хороший коллектив, добрые педагоги.

Ж. Где детям тепло и уютно.

Что Вы вкладываете в понятие «хороший воспитатель»?

А. Любит и уважает детей.

Б. Учит детей.

В. Относится к чужим детям как к своим.

Г. Понимает детей и родителей.

Д. Это терпеливый воспитатель.

Е. Хорошо готовит детей к школе.

Ж. Это вторая мама.

Что Вы ожидаете от педагога детского сада?

А. Проводит образовательную деятельность, праздники.

Б. Научит ребенка общаться с другими детьми.

В. Учитывает индивидуальные особенности ребенка.

Г. Обеспечивает безопасность ребенка.

Д. Не предъявляет  ребенку не обоснованных требований.

Е. Дает родителям нужные и грамотные советы.

Ж. Общается с родителями на равных.

З. Иное._______________________________________________________________

С чем чаще всего обращается  Вам воспитатель?

А. За материальной помощью.

Б. Что – то сделать для группы.

В. Чтобы Вы пораньше забрали ребенка.

Г. Вовремя оплатили за детский сад.

Д. Когда ребенок что – то натворил.

Е. Чтобы Вы позанимались с ребенком дома.

Ж. Чтобы похвалить ребенка.

З. Иное._____________________________________________________________

Кто несет ответственность за воспитание ребенка?

А. Семья.

Б. Детский сад.

В. Иное._____________________________________________________________

На Ваш взгляд информация в уголке для родителей в вашей группе

А. Полезна.

Б. Не очень.

В. Бесполезная.

Г. Я ее не читаю.

Д. Иное.________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в анкетировании, обведите близкие Вам варианты ответов.

К какому источнику информации Вы обращаетесь в первую очередь?

А. Полагаюсь на себя, семью, свой опыт.

Б. Обращаюсь за советом к подругам, знакомым, бабушкам.

В. Читаю литературу по вопросам воспитания детей.

Г. Обращаюсь за советом к педагогу группы.

Д. Иное._______________________________________________________________

Почему не обращаетесь к воспитателю за советом?

А. Сами справимся.

Б. Неудобно отрывать педагога от работы.

В. Испытываем затруднения в общении с педагогом.

Г. Считаю педагога не совсем компетентным.

Д. Иное.______________________________________________________________

Что такое хороший детский сад?

А. Где любят и уважают детей.

Б. Где многому учат.

В. Куда дети бегут с удовольствием.

Г. Где всегда ждут детей.

Д. Где уважают родителей и детей.

Е. Где хороший коллектив, добрые педагоги.

Ж. Где детям тепло и уютно.

Что Вы вкладываете в понятие «хороший воспитатель»?

А. Любит и уважает детей.

Б. Учит детей.

В. Относится к чужим детям как к своим.

Г. Понимает детей и родителей.

Д. Это терпеливый воспитатель.

Е. Хорошо готовит детей к школе.

Ж. Это вторая мама.

Что Вы ожидаете от педагога детского сада?

А. Проводит образовательную деятельность, праздники.

Б. Научит ребенка общаться с другими детьми.

В. Учитывает индивидуальные особенности ребенка.

Г. Обеспечивает безопасность ребенка.

Д. Не предъявляет  ребенку не обоснованных требований.

Е. Дает родителям  нужные и грамотные советы.

Ж. Общается с родителями на равных.

З. Иное._______________________________________________________________

С чем чаще всего обращается  Вам воспитатель?

А. За материальной помощью.

Б. Что – то сделать для группы.

В. Чтобы Вы пораньше забрали ребенка.

Г. Вовремя оплатили за детский сад.

Д. Когда ребенок что – то натворил.

Е. Чтобы Вы позанимались с ребенком дома.

Ж. Чтобы похвалить ребенка.

З. Иное._____________________________________________________________

Кто несет ответственность за воспитание ребенка?

А. Семья.

Б. Детский сад.     В. Иное.____________________________________________    Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»

    Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Родительское собрание в 1 младшей группе "Особенности психического развития детей раннего возраста"

Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В своих действиях и поступках малыш начинает...

Родительское собрание в первой младшей группе по теме "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Ладушки».Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения"...

Конспект родительского собрания на тему:" Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования."

Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребёнка как неотъемлемой части его жизни....

Родительское Собрание «Роль русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Родительское Собрание«Роль русского народного фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»собрание в младшей группеЦель: Показать важность использования фольклора в разви...

Семинар с элементами тренинга для родителей детей раннего возраста «Вместе весело играем»

Совместная игровая деятельность направлена на формирование эмоционального контакта ребенка раннего возраста со взрослым и сверстниками, а также на оказание помощи родителям в процессе адаптации ребенк...