Развитие одаренных детей в условиях ДОУ
статья
Статья посвящена актуальной проблеме развития одаренных детей в условиях ДОУ. В статье раскрываются методы и приемы развития одаренности и талантов у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_klintsova.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие одаренных детей в условиях ДОУ
Аннотация.Статья посвящена актуальной проблеме развития одаренных детей в условиях ДОУ. В статье раскрываются методы и приемы развития одаренности и талантов у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова.Одаренность, талант, дети дошкольного возраста, развитие, способности.
Развитие детской одаренности представляет собой актуальность в современном социальном мире. Нашему обществу нужны талантливые, креативные личности, способные развивать науку, экономику, образование, социальную сферу. Поэтому в настоящее время актуальным является вопрос развития и воспитания одаренных детей дошкольного возраста, выявление способных и талантливых детей, создания условий для развития их творческих, художественных, интеллектуальных, спортивных способностей.
Воспитатель, работая с детьми дошкольного возраста, замечает проявление тех или иных талантов детей: кто-то хорошо рисует, у кого-то получается сочинять сказки, кто-то артистичен, кто-то хорошо декламирует стихи.
Педагогу важно создать соответствующие условия для развития одаренности. К этим условиям можно отнести:
- оказание педагогической поддержки ребенку, использование не директивного стиля общения, психологического комфорта;
- обогащение предметно-развивающей среды группы средствами для развития творческих, интеллектуальных способностей (мини-лабораторий, ИКТ, различных видов театра и др.);
- использование steam-технологий в работе с детьми дошкольного возраста;
- использование инновационных технологий развития детской одаренности (проектной и исследовательской деятельности, триз-технологий, театрализованной деятельности, развивающих игр и др.).
Наполнение и обогащение предметно-развивающей среды предметами и средствами для творческого, интеллектуального, физического развития детей будет способствовать тому, что многие дошкольники начнут проявлять интерес к моделированию, конструированию, исследованию, режиссерской деятельности.
Педагог осуществляет разработку систему мероприятий, направленных на обеспечение развития детской одаренности. Так он разрабатывает программу развития детской одаренности и индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка[1].
Велико значение использования развивающих игр для развития детской одаренности (Игры В.В. Воскобовича и др.).
Для использования развивающих игр в развитии детской одаренности, необходимо соблюдение следующих условий:
1. Создание предметно-развивающей среды для наиболее эффективной организации деткой игры.
2. Разработка картотеки игр для развития детской одаренности.
3. Выбор игры, обсуждение выбора игры с детьми.
4. Подготовка реквизита для творческой, креативной игры.
5. Выбор и обговаривание ролей и сюжета с детьми для режиссерской игры и правил для дидактической игры.
6. Организация игры (младшим дошкольникам педагог демонстрирует творческую игру, средних дошкольников привлекает к придумываю сюжетов, поощряет их включение в игру и озвучивание персонажей, для старших дошкольников организует самостоятельную игру, обогащая их сюжеты).
7. Анализ проведения игры, рефлексия.
Среди инновационных технологий развития детской одаренности следует выделить Триз-технологию, цель которой развить фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Данная технология представляет собой инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира. Воспитатель может использовать Триз-технологию в следующих играх.
Дидактическая игра «На что похоже». Все дети под музыку рисуют какую-то абстракцию. А затем по очереди показывают рисунки, другие же дети пытаются угадать, на что это похоже.
Дидактическая игра «Как можно использовать предмет». Один из детей загадывает предмет, а другие начинают предлагать различные способы его использования. Например, карандаш. Карандаш может использоваться:
- для рисования;
- для вертушки;
- в качестве вилки;
- как нож;
- палочка для флажка и т.д.
С помощью решения различных творческих задач, проблемных вопросов дети научатся использовать свои знания творчески, креативно.
Велика роль экспериментальной деятельности в развитии детской одаренности. Педагог вместе с детьми организует опыты и эксперименты («Свойства магнита», «Опыты со светом», «Как перенести воду в решете?» и др.). Проводя опыт, воспитатель учит детей задавать познавательные вопросы: «Почему тает снег? Куда течет вода? Почему песок не лепится». Отвечая на эти вопросы, ребенок развивает причинно-следственное мышление.
Очень важно для одаренных детей участие в конкурсах («Юные художники», «Конкурс чтецов», «Конкурс фантастических рисунков», «Город будущего из бумаги», «Конкурс поделок из бумаги», «Интеллектуальный марафон», «Знатоки сказок», «КВН», «Веселые старты»).
В итоге, у дошкольников произойдут следующие позитивные изменения в развитии их креативности, раскрытия одаренности:
- у детей развивается своя точка зрения на различные явления и вещи;
- у детей появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты;
- развивается находчивость;
- появляется умение работать совместно;
- у детей развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия;
- у детей появляется смелость в общении.
Очень важно обеспечить создание педагогических условий развития детской одаренности, максимально привлекать родителей к этому процессу. Поэтому велика роль педагога в оказании помощи родителям в сопровождении развития их одаренных детей. Для родителей проводятся консультации на темы: «Как развивать таланты вашего ребенка», «Способы развития интеллектуальных способностей», «Признаки детской одаренности», «Эмоциональный мир одаренного ребенка» и др.
При этом педагог вовлекает родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством проведения различных мастер-классов («Нетрадиционное рисование как способ развития творческих способностей», «Эксперименты в домашних условиях для развития познавательной активности» и др.), семинаров, открытых показов занятий, участия в конкурсах («Мы ищем таланты», «Конкурс чтецов», «Конкурс рисунков», «Дары осени», «Конкурс поделок из бумаги»). Для родителей и детей организуются проекты, праздники, физкультурно-досуговые мероприятия, театрализованные постановки.
Важным условием развития детской одаренности является постоянное повышение мастерства педагогов, работа над темами по самообразованию, изучение инновационных технологий развития детской одаренности.
Таким образом, для развития одаренности в дошкольном возрасте необходимо объединение усилий всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
Список литературы
- Абакирова Т.П. Проблемы организации сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях. URL: http://www.concord.websib.ru/page.php?article=73&item=2.
- Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема //Педагогика. 2000. №10. С. 87-94.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000. С. 227-229.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"
В проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...
Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"
В проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...
Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"
В проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...
Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"
В проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...
Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"
В проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...
Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"
В проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...