Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"
статья на тему
В проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской конкурс инновационных проектов и программ
Создание условий в дошкольном учреждении для развития детской одаренности
проект
Заведующий БДОУ города Омска «Детский сад № 258 комбинированного вида»
Лисникова Наталия Владимировна,
старший воспитатель
Передерина Наталья Владимировна,
воспитатель Гилева Татьяна Васильевна
тел./факс 42-42-83
е - mail: perederina.70@mail.ru
Омск 2012
Краткая аннотация проекта
Целью данного проекта является организация работы педагогического коллектива БДОУ города Омска «Детский сад № 258 комбинированного вида» в обеспечении условий для поддержки и развития одаренных дошкольников, в создании предпосылок и возможностей для проявления и развития способностей ребенка в различных видах деятельности.
Эта работа будет осуществляться через исследовательско - образовательную комплексную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности. Основной целью инновационной деятельности педагогов должно стать создание и поддержание в БДОУ развивающей образовательной среды в единстве ее психологических и дидактических компонентов. Назначение такой среды – способствовать эффективной реализации задач ранней диагностики, развития и поддержки детской одаренности и таланта.
Проект рассчитан на два учебных года, с 2011 по 2013 г.г., включает в себя несколько этапов реализации (аналитический, подготовительный, диагностический, организационный, заключительный этапы). При подтвержденных позитивных результатах в дальнейшее эта работа будет продолжаться. Планируется на основе проекта наработать программно-методические материалы по взаимодействию БДОУ с семьей, учреждениями дополнительного образования. Координатором проекта является старший воспитатель детского сада. Исполнителями проекта воспитатели дошкольных групп. Для реализации проекта создана инициативная группа педагогов, в состав которой вошли: педагог-психолог, музыкальные руководители, воспитатели старших групп.
Описание учреждения
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 258 комбинированного вида открытo в 1981 году и рассчитанo на 12 групп. Две из них – раннего возраста, две – коррекционные, для детей с задержкой психического развития и детей с тяжелыми нарушениями речи.
Всем детям в дошкольном учреждении созданы благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей. Есть хорошо оборудованный музыкальный зал, просторный спортивный зал, кабинет психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда. В каждой группе за последние годы создана современная развивающая среда, приобретена новая мебель, развивающие пособия, игрушки.
В основе образовательной деятельности БДОУ № 258 лежат комплексные программы: «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, образовательная система «Школа 2100»,программа С.Г.Шевченко «Подготовка детей к школе с задержкой психического развития», программа Т.Б. Филичевой, С.Г. Чиркиной «Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи», которые обеспечивает современным детям обогащенное гармоничное развитие.
Кроме того, педагоги используют в своей работе ряд авторских развивающих технологий, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, их творческое и интеллектуальное развитие.
Дошкольное учреждение в 2011, 2012 гг. включенo в деятельность регионального инновационного комплекса в образовании «Обновление дошкольного образования в соответствии с ФГТ».
Основной перспективой работы БДОУ на ближайшие два года является организация методической и психолого-педагогической работы по обеспечению внедрения ООП на основе ФГТ.
Постановка проблемы
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты.
Однако деятельность по выявлению и развитию детской одаренности в масштабе дошкольного учреждения невозможна без научно-обоснованного управления этим процессом. Теоретический анализ проблемы и реальная практика дошкольных учреждений убеждают нас в том, что отсутствие системы развития детской одаренности внутри детского сада отрицательно сказывается на эффективности деятельности с одаренными дошкольниками. Другая проблема - педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методик. Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
Опираясь на труды С.Л. Рубенштейна и Б. М. Теплова в области психологии, в которых классифицированы понятия: «способности», «одаренность», «талант» по единому основанию – успешности деятельности, принимая принцип подлинного гуманизма, заключающегося не в лозунге «всеобщей одаренности каждого ребенка», а в уважении к уникальности каждой личности, к ее неповторимости, мы принимаем за основу тот факт, что у некоторых детей уровень способностей (либо общих, либо специальных) значительно отличается от среднего.
Исходя из вышесказанного, мы выбрали интеллектуально-творческую одаренность детей дошкольного возраста и поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать проект создание условий для сопровождения детей с высоким уровнем способностей внутри дошкольного учреждения.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание условий в БДОУ по выявлению и развитию детей с высоким уровнем способностей в условиях детского сада при тесном взаимодействии с семьей и другими социальными институтами.
Основные задачи проекта:
1. Сравнительный анализ реального положения дел в конкретном детском дошкольном учреждении (успешность педагогического процесса, наличие методов и методик развития и обучения детей с повышенным уровнем способностей и т.д.).
2. Проведение сложных видов диагностики по выявлению детей с различными видами способностей, создание банка данных детей БДОУ № 258, имеющих ярко выраженные способности.
3. Повышение профессионального и творческого уровня педагогов на 20-30%.
4. Интеграция основного и дополнительного образования на основе привлечения всех существующих и потенциальных ресурсов.
5. Оказание квалифицированной консультативной помощи родителям детей с признаками одаренности.
6. Повышение качества методической работы с кадрами в соответствии с требованиями ФГТ.
Методы реализации проекта
Анализ конкурентных преимуществ БДОУ и противоречий образовательного процесса (аналитический этап)
В ходе работы над реализацией проекта планируем создать и апробировать организационную модель психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми в условиях детского сада в целях получения желаемого результата в их воспитании, обучении и развитии. Определяющим при разработке технологий работы с одаренными детьми должно стать органичное встраивание их в целостный образовательный процесс. Но для того, чтобы это встраивание происходило естественно, максимально безболезненно, необходима определенная и достаточно серьезная подготовка педагогов, взаимосвязь деятельности всех специалистов БДОУ в решении поставленных задач.
Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар». Таким образом, одаренность – это дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей. Анализ проблемы одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Изучая талантливых детей, психологи характеризуют одаренность следующим образом: «Одаренность – это своего рода меры генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни». Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. Для любого творческого процесса характерна его индивидуальность и самобытность. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. В отечественной психологии этому вопросу много внимания уделяли С.Л. Рубенштейн, Б.М. Теплов, В.А. Моляко. Правда, все это всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у педагогов и родителей в наше время.
Государственная система работы с одаренными детьми включает в себя несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития и отношений со взрослыми и сверстниками. Концептуальной основой для организации работы с одаренными детьми является программа Л.А. Венгера «Одаренный ребенок». Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Российской Федерации. Эта программа направлена на развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности: познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности. Не менее важна и должна быть детально проработана система выявления одаренных детей, которая включает в себя: наблюдение за детьми, анкетирование взрослых (родителей и воспитателей), индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик.
Анализ реальной ситуации в нашем дошкольном учреждении свидетельствует о достаточном благополучии в плане методического и кадрового обеспечения педагогического процесса. В дошкольном учреждении на сегодняшний день работают опытные, творческие педагоги, которые в системе ведут воспитательно-образовательную деятельность. Из 25 педагогов 12 человек (49%) с высшим образованием, 3 человека с высшей и 7 с первой категорией (40 %).
Значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию:
- Профессиональный уровень педагогов:
Высокий - 60%
Средний - 40%
- Творческий потенциал педагогов:
Высокий - 47%
Средний - 53%
- Способность педагогов к инновационной деятельности:
Высокий - 42%
Средний - 58%
Достаточно высокий уровень обученности (85%) и воспитанности (84%) детей БДОУ № 258. При 100% успеваемости выпускников на «4» и «5» учатся в начальной школе 70% детей. Потенциал детей, проявляющих ярко выраженные способности – 20 - 25%.
В дошкольном учреждении создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей. Обучение ведется в таких кружках и студиях:
- Театральная студия «Сказка»
- Студия хореографии «Капелька»
- Кружок английского языка
- Кружок подготовки к школе
Вместе с тем были выявлены противоречия между:
- разнообразием видов одаренности, особенно наличием скрытой одаренности и большим количеством противоречивых теоретических подходов и методов к их раскрытию;
- возрастающими требованиями к деятельности и личности воспитателя и фактическим уровнем его профессиональной и личностной готовности к работе с одаренными детьми;
- необходимостью отслеживания результатов развития каждого ребенка и отсутствием системы мониторинга индивидуального личностного развития;
- стандартизированными подходами к образованию дошкольников и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым дошкольником.
На разрешение данных противоречий и будет направлен этот проект.
Реализация проекта будет осуществляться поэтапно:
Приоритетные направления | Формы работы | Сроки | Ответственные |
Подготовительный этап 1.Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития детей с ярко выраженными способностями, готовности коллектива к работе в инновационном режиме. 2. Определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, интегративность процесса творческого образования, воспитания и развития детей Диагностический этап 1. Разработка и апробация комплекса диагностических методик на основе взаимосвязи и интеграции обследуемых компонентов 2. Выявление детей, имеющих ярко выраженные способности Организационный этап 1. Разработка информационно-методических документов: -план работы с кадрами по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих ярко выраженные способности»; -методические рекомендации для воспитателей и родителей; -мониторинг потребностей родителей воспитанников в дополнительных образовательных услугах 2. Разработка системы реализации проекта «Одаренный ребенок» по трем основным направлениям (работа с детьми, работа с родителями, работа с кадрами). Составление перспективных планов работы кружков и студий на учебный год. 3. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования (школа искусств № 9, хореографическая студия «Грация», библиотека им.М.Ю. Лермонтова, школа №107, музей «Искусствo города Омска») 4. Создание в БДОУ обогащенной предметно-развивающей среды, максимально соответствующей поставленным целям и задачам 5. Проведение специально организованных мероприятий, создающих условия для активизации интеллектуально-творческого потенциала старших дошкольников (расширение традиций БДОУ) 6. Проведение итоговой комплексной психолого-педагогической диагностики «Готовность детей к обучению в школе», в том числе усложненной для детей с высоким уровнем развития Заключительный этап 1. Создание продукта проектной деятельности (технология, планирование, систематизация наработанного материала) 2. Принятие решения о дальнейшей деятельности БДОУ по данной проблеме, перспективы использования технологии в педагогическом процессе БДОУ. | Педагогический совет, теоретический семинар, психологический тренинг Написание проекта, лекции, семинары Составление пакета психолого-педагогических диагностических методик Проведение в комплексе сложных видов диагностики в соответствии с поставленными целями и задачами Составление банка данных детей, имеющих ярко выраженные способности Перспективное планирование методической работы Пакет методических материалов в помощь воспитателю и родителю Анкетирование родителей 1. Организация занятий, кружков во второй половине дня, которые предусматривают обогащение развития ребенка с учетом его интересов и способностей Договор о сотрудничестве, совместные мероприятия 1. Приобретение специальной методической и детской познавательной литературы. 2. Насыщение групп развивающими играми, пособиями, в том числе повышенного уровня сложности для индивидуально-подгрупповых занятий. - Интеллектуальные игры, викторины. - Презентации проектов, в том числе индивидуальных и семейных; -Театральные и творческие недели в БДОУ; - Концерты, в том числе благотворительные Психолого-педагогическая диагностика детей старшего возраста Семинар, конференция, представление опыта работы Педагогический совет | Сентябрь-октябрь 2011 г. Октябрь- декабрь 2011 г. Ноябрь-декабрь 2011 Апрель-май 2012 Октябрь 2013, апрель-май 2013
ежегодно Январь 2012 г. Январь-февраль 2012 г. Февраль 2012 г. В течение учебного года В течение учебного года По потребностям В течение года
ежегодно май Апрель-май 2013 Апрель-май 2013 | Старший воспитатель, педагог-психолог Творческая группа Педагог-психолог Педагог-психолог, воспитатели, узкие специалисты Старший воспитатель Старший воспитатель, педагог-психолог Воспитатели узкие специалисты Старший воспитатель Воспитатели, старший воспитатель Все педагоги Педагог-психолог, воспитатели, узкие специалисты Старший воспитатель, психолог, воспитатели Совет педагогов |
Для успешной работы по реализации проекта особо важным для нас является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших форм и методов работы с детьми в БДОУ, но и внедрение новых. Одной из таких планируемых форм является кружок «Умники и умницы» на базе старших групп. Цель которого: максимальное раскрытие интеллектуального потенциала детей на основе развивающих игр. Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.
Формы работы с одаренными детьми:
- проекты индивидуальные, групповые, семейные;
- кружки и секции;
- конкурсы, викторины, соревнования;
- занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования;
- индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;
- опытно-исследовательская деятельность.
Формы работы с родителями одаренных детей:
- родительский клуб;
- индивидуальные консультации психолога;
детско-родительские проекты.
Формы работы с педагогами:
- педагогическое проектирование;
- открытые показы, семинары-практикумы.
Ожидаемые результаты выполнения проекта
В результате целенаправленной исследовательско - образовательной работы предполагаем выявить и проследить возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей с высоким уровнем способностей на основе комплексной диагностики и дальнейшего маршрута индивидуального развития.
В процессе работы над проектом планируем значительно обогатить предметно-развивающую среду БДОУ, приобрести современные диагностические материалы, которые позволят качественно проводить диагностику творческого и интеллектуального развития детей, а также диагностику готовности детей к обучению в школе. Также планируем приобрести интерактивную доску, которая поможет педагогам широко использовать инновационные технологии развития детей. Планируем детально разработать и более качественно организовать систему дополнительного образования в БДОУ. Для этого будут привлечены не только существующие, но и дополнительные ресурсы и возможности. Надеемся на тесное сотрудничество с родителями и другими социальными институтами для развития способностей детей.
В результате нашей совместной деятельности произойдет активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысится профессиональный уровень педагогов. Воспитатели смогут вести целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявлять признаки одаренности, и тем самым помогут родителям создать все необходимые условия для развития таких детей.
Оценка результатов проекта
Методы диагностики в ходе проекта:
1. Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи).
2. Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.
3. Специальные методы (деятельность психолога БДОУ: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов).
4. Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности).
5. Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль).
6. Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.
7. Конкурсы, фестивали, выставки.
Оценка качества реализации проекта:
1. Сравнительный анализ первичной и итоговой диагностики уровня развития ребенка.
2. Отслеживание уровня создания информационно-развивающей среды и качества используемых ресурсов (что приобретено из запланированного и как используется).
3. Анализ документации педагогов (планы работы кружков, студий).
4. Анкетирование родителей.
5. Открытые показы.
Ресурсы (бюджет) проекта
Необходимые материально-технические ресурсы для реализации проекта | Наличие материально-технических ресурсов | Потребность в материально-технических ресурсах | Необходимая денежная сумма для удовлетворения потребностей в ресурсах |
1. Методическая литература по работе с одаренными детьми. 2. Детская познавательная литература, энциклопедии 3. Развивающие игры, дидактические материалы 4. Пакет диагностических материалов для работы с детьми Всего: | Недостаточно Есть в наличии Регулярно пополняются недостаточно | Необходимо значительное обновление Постоянное обновление, дополнение Потребность есть Приобретение современных апробированных диагностических материалов для качественной диагностики уровня развития ребенка | 1500-2000 руб. 5000 руб. 20000 руб. 4000 руб. 31000 руб. |
Практическая значимость результатов
Мы считаем, что комплексный подход к обследованию и сопровождению детей с повышенным уровнем способностей будет способствовать благополучному развитию их личности и дальнейшей успешной социализации. В значительной мере реализация проекта будет решать проблему психолого-педагогического просвещения родителей и преемственности дошкольного учреждения и общеобразовательной школы.
При всех существующих трудностях в системе дошкольного образования сегодня открываются новые возможности для развития личности ребенка, и одаренной личности в частности. Проект предусматривает целенаправленную работу с одаренными детьми, начиная с раннего возраста и до перехода детей в начальную школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"
В проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...
Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"
В проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...
Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"
В проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...
Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"
В проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...
Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"
В проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...
Проект "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"
В проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...
Создание условий, способствующих развитию одаренности детей
Выступление на методическом совещании по вопросам работы с одаренными деттьми в условиях ДОУ...