Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Русская народная песня»
материал
Цель:
- Развивать у детей интерес и любовь к русской народной песне и русскому народному творчеству;
- Познакомить детей с русскими народными песнями, дать представление о том, как русская народная песня влияет на жизнь народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 59.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Русская народная песня»
Цель:
- Развивать у детей интерес и любовь к русской народной песне и русскому народному творчеству;
- Познакомить детей с русскими народными песнями, дать представление о том, как русская народная песня влияет на жизнь народа.
Задачи:
- Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке;
- Познакомить детей с различными жанрами русской народной песни;
- Учить детей использовать полученные знания, умения и навыки в игровой деятельности;
- Содействовать проявлению самостоятельности, инициативы в развитии творческой личности;
- Развивать чувство ритма, звуковысотное восприятие, тембровый и динамический слух у детей, музыкальную память;
- Побуждать детей активно мыслить, а также правильно формулировать ответ на поставленный вопрос;
* Учить детей чувствовать характер музыки и передавать
его в движении;
- Познакомить с картиной «Бурлаки на Волге», художник Илья Репин;
- Познакомить с творчеством великого русского певца Фёдора Шаляпина;
- Развивать импровизацию в творческом воображении;
- Вызывать эмоциональный отклик на русскую народную песню, ее исполнение, высказывать свои впечатления о воспитывать чувство гордости за Родину Россию.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение уступать и взаимодействовать;
Во время проведения занятия я использовала словесные,
наглядные, практические методы.
Атрибуты для подготовки и проведения занятия:
- музыкальный центр;
- диапроектор;
- экран;
- ноутбук.
Содержание занятия
Музыкальный руководитель:
Добрый день, дорогие ребята! Русское народное творчество исключительно богато и разнообразно. Особое место в нем принадлежит песне, которая в жизни русского народа играла большую роль, ею сопровождалась вся жизнь человека - от колыбели до ухода человека в мир иной.
Сегодня мы с вами собрались вместе, чтобы послушать песни. Песни будут не простые – быстрые и медленные, серьёзные и шуточные, колыбельные и хороводные, плясовые! Песни, музыку к которым не придумывал композитор, стихи для этих песен не сочинял поэт, а эти песни сочинил «Народ».
Слайды 2,3,4,5,6,7
У народной песни нет определённого автора, так как эти песни создаются как бусы на верёвочке. Один увидел – спел другому, второй пропел третьему, а четвёртый придумал что-то ещё своё и передал своим внукам, правнукам по бусинке, по маленьким крошечкам, нанизывая эти бусинки на верёвочку жизни, на верёвочку опыта и душевных переживаний людей. Итак, из поколения в поколение передавались эти песни, пока не дошли до нас, до жителей 21 века. Сколько лет этим песням – мы не знаем! Кто сочинил эти песни- неизвестно! Но они дошли до нас, их передавали что называется «из уст в уста» наши прадедушки и прабабушки, их родственники, друзья, знакомые и незнакомые люди.О чем же народ сочинял песни? Для чего сочиняли песни? Давайте послушаем с вами русскую народную песню и вместе постараемся ответить на наши вопросы.
Видео песни «Во поле берёза стояла»
Ребята, о чем эта песня? Какая она по характеру? ( О берёзе, которая стояла в поле одна одинёшенька. Ветер качал ее листочки, гнул её веточки. Плавная, спокойная, протяжная. Девицы приходили к берёзке на православный праздник «Троицу» и украшали берёзу ленточками, загадывали разные желания! Водили хороводы, танцевали, угощали друг друга! Прошли века, но смысл песни мы понимаем? Да! На какой праздник мы с вами загадываем желания и водим хороводы? ( На Новый год).Украшаем ёлку, ждём Деда Мороза. И поём об этом в песнях.
Ребята , а как вы думаете, для чего люди сочиняют песни? ( чтобы передать своё душевное состояние в различных жизненных ситуациях, передать с помощью песни мудрый опыт, или исторический момент определённого времени. Действия песен тесно связаны с бытом людей и их трудовой деятельностью.Так же и сказки сочинял народ и пересказывал их друг другу, а песни «пропевали сердцем» ,показывая и отображая жизнь людей.
Когда человек впервые слышит песню? Уже находясь в утробе мамочки, в её животике, слышит добрый, нежный голос мамочки.
А когда ребёночек лежит в колыбели, родители качают его и нежно поют колыбельную песню, чтобы сон был крепким, спокойным, а ребёнок вырос здоровым и сильным.
Песня« Колыбельная» ( звучит аудиозапись)
Слайды 8, 9
Какая колыбельная по характеру? Спокойная, мягкая, протяжная.
А вам мамочки поют колыбельные? Потому что мамочки вас очень любят и в песне передают вам свою любовь и нежность.
Слайды 10, 11, 12
Народные песни также рассказывали и о труде человека, порой очень тяжелом. Это и работа в поле, где сеяли и убирали хлеб. И работа в кузнице, где Кузнецы ковали тяжёлыми молотами железо. Изготавливали сабли, копья, подковы для лошадей. Вот например, русская народная песня «Во Кузнице», в которой рассказывается о тяжёлой работе Кузнеца. Кто такой Кузнец? Это человек, мастер, который работает с горячим железом. Раздувает огонь, раскаляет металл: чугун, сталь, бронзу, и делает из него оружие – мечи, сабли, подковы для лошадей, ворота, ухваты для чугунков, грабли, косы.
Давайте послушаем и посмотрим фрагмент этой песни.
Видео « Во кузнице»
О чем песня? Какой характер? Быстрая, весёлая, шутливая, музыка звучит ,как «молоточки стучат», «искры разлетаются, а работа спорится!»
Давайте попробуем спеть фрагмент этой песни. Сядьте ровно, удобно! Мальчики начнут петь хором : «Во ку!»
А девочки подхватят : « Во кузнице!» Два раза повторим эти фразы.
И все вместе, хором: «Во кузнице молодые кузнецы! Во кузнице молодые кузнецы!». Молодцы, ваши голоса как «молоточки стучат», так же весело и бойко, как работают кузнецы.
А были, ребята и такие песни, которые помогали людям таскать тяжёлые баржи – корабли вдоль берега реки ,против течения.
Слайд 13
Чтобы вместе тащить эту баржу люди привязывали верёвки к барже, а другим концом верёвки обвязывали себя. Если был попутный ветер, тогда бурлакам легче было тащить тяжёлое судно. И вместе, одновременно произносили слова: «Эй, ухнем! Эй, ухнем» Ещё разик, ещё раз». Так люди помогали себе координировать, совмещать движения, чтобы делать толчок одновременно. Ребята, положите руки друг другу на плечи, попробуйте вместе раскачиваясь вправо, влево, пропеть: «Э-эй! Ухнем!» .Тяжело так петь и раскачиваться. И появилась на свет песня «Эй, ухнем!» Тяжёлая песня, как и сама жизнь крестьян, которые таскали такие тяжести, чтобы прокормить свою семью.
Давайте послушаем эту песню в исполнении великого певца 20 века Фёдора Шаляпина. Фёдор Шаляпин исполняет эту песню низким голосом. Мужской низкий голос называется «Бас».
Слайд 14
Звучит русская народная песня «Эй, ухнем!» ( аудиозапись)
Русская народная песня многогранна. Как хорошая книга, народная песня рассказывает о исторических моментах нашей Родины России. Именно исторические и военные песни переносят нас на много веков назад, где солдаты уходили служить не на один год, как сейчас, а на целых 25 лет! Уходил солдат молодой, а возвращался домой старый и седой.
Слайды 15, 16, 17, 18.
В народных песнях воспевали героев, которые защищали свою Родину и побеждали врага.
Давайте послушаем войсковую народную песню « Из-за лесу, лесу копий и мечей вышла сотня казаков и лихачей».
Как сражались наши русские люди, казаки, которые не боясь пуль, острых мечей и сабель, гнали прочь врага с родной земли.
Видео песни « Из-за лесу, лесу копий и мечей вышла сотня казаков и лихачей».
( запись видео в исполнении учащегося школы им. В. Г. Захарченко)
Текст (фрагмент): «Мы стояли , мы стояли как стена, пули сыпались, жужжали как пчела. Молодого казаченьку ранило…»
Ребята, не смотря на ранение солдата- казака, смелые воины погнали врагов, и одержали Победу. Все вернулись героями – победителями!
Слайд «Воины- победители» 19,20,21
А вот без весёлых, шуточных песен не обходились ни один праздник! Люди пели и радовались жизни! Жанр песни, которую мы сейчас услышим – шуточная песня. Шуточные песни исполняли на свадьбах, на гуляньях, когда у всех было отличное настроение!
И сегодня я пригласила к нам на занятие ученика школы для одарённых детей, им. В. Г. Захарченко Артёма Кравчука. Он исполнит нам русскую народную песню «Маруся», а мы вместе подпоём припев этой шуточной, залихватской песни!
Исполнение песни с солистом
Дети подпевают припев песни.
Музыкальный руководитель:
Как здорово, замечательно мы с вами исполнили песню «Маруся». Спасибо большое!
Музыкальный руководитель:
Из поколения в поколение люди передают свои песни, сказки, былины друг другу, а композиторы, писатели, поэты слушают и записывают, создают и печатают книги. Вот какие книги получаются – большие, объёмные, познавательные. В этих книгах хранится песенная история нашей великой и прекрасной страны – России!
Показ детям книг- песенников, в которых собраны русские народные песни.
А русская песня живёт и процветает! В наше время русские песни поют везде хоровые коллективы, ансамбли и наш знаменитый на весь мир Кубанский казачий хор, которым руководит композитор, дважды герой социалистического труда, заслуженный артист России, Кубани, Украины, Кабардино-Балкарии, республики Адыгея, почётный гражданин города Краснодара – Виктор Гаврилович Захарченко.
Слайд 22
И в заключении нашего занятия послушайте песню «Эх, Казачата!»
Слайды 23,24,25
Музыкальный руководитель:
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с различными жанрами русской народной песни. Что больше всего из увиденного ,и услышанного вами сегодня понравилось? Какие жанры народной песни вы можете перечислить? (Краткая беседа с детьми)
Сегодня я хочу подарить вам на память о сегодняшнем нашем занятии вот такие красочные иллюстрации с изображением мальчиков и девочек в русских народных костюмах с русским народным инструментом в руках – баяном.
Русская народная песня многогранна, и можно очень долго говорить о творчестве русского народа! Но нам пора прощаться, а я говорю вам не «До свидания!», а «До новых встреч!» с русской народной песней!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Русская ярмарка»
Знакомить детей с русскими народными обычаями и традициями. Развивать у детей интерес к фольклору. Закрепить знания детей об особенностях хохломской, гжельской, городецкой росписи. Воспитывать эстетич...
Конспект открытого занятия в средней группе «Русские народные сказки»
Данный конспект может быть полезен для воспитателей и родителей. Этот материал направлен на развитие связной речи и эмоциональной отзывчивости на содержание русских народных сказок....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Русские народные куклы"
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Русские народные куклы"...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "День народного единства"
ООД в подготов.группе...
Открытое занятие в подготовительной группе "Русская песня, русская душа" 2019 год
Конспект занятия....
Открытое занятие в подготовительной группе " Русские народные посиделки"
Цель мероприятия: приобщение детей к культурному наследию родного народа, уважение к родному языку, почтение к народным традициям и обычаям. Задачи мероприятия: углублять знания учащихся о р...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»
Знакомство с праздником День народного единства, приобщение детей к народным традициям....