Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Русские народные куклы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Русские народные куклы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_narodnaya_kukla.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №329 комбинированного вида»
Конспект открытого занятия
«Русские народные куклы»
в подготовительной группе №3 «Земляничка»
Шмакова Ольга Владимировна
Воспитатель
Новосибирск, 2018
Конспект открытого занятия
в подготовительной группе «Русские народные куклы»
Образовательные области:
1.Познавательное развитие
2.Речевое развитие
3.Художественно—эстетическое развитие
4.Социально—коммуникативное развитие
5.Физическое развитие
Цель: обеспечить появление интереса и любви к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.
Задачи:
Обучающие:
- Обеспечить знакомство с историей и традициями на Руси.
- Обеспечить узнавание детьми способов изготовления традиционной куклы.
- Обеспечить узнавание новых слов и их значений: «обрядовая кукла», «оберег», «безликая».
Развивающие:
- Обеспечить развитие внимания.
- Обеспечить развитие творческих способностей детей.
- Обеспечить развитие мелкой моторики рук.
- Обеспечить развитие эмоциональности, чувства прекрасного.
Воспитательные:
- Пробудить чувство любви к народному творчеству.
- Вызвать желание самим сделать тряпичную куклу.
- Способствовать развитию доброжелательного отношения друг к другу.
- Способствовать развитию терпеливости, усидчивости.
Предварительная работа: беседы о русских народных куклах, разучивание физминутки, создание мини—музея русских народных кукол, подбор информационного материала.
Материал: презентация; тряпичные куклы; технологическая карта изготовления тряпичной куклы «Пеленашка»; по два прямоугольника из ткани, квадрат цветной ткани, лента на каждого человека, хлопчатобумажные нитки, ножницы.
Ход НОД:
Звучит русская народная мелодия, входит воспитатель и дети.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Воспитатель подводит детей к свернутому платку, рядом на отдельном лоскутке загадка.
Воспитатель: Посмотрите, что я вам сегодня приготовила. Что же это такое?
Кто загадку отгадает,
Платочек раскрывает.
Загадка: Платья носит, Есть не просит, Всегда послушна, Но с ней не скучно. Дети: - Кукла! | «Что всё это значит? Дочка, а не плачет; Спать уложишь – Будет спать День, и два, и даже пять?» (кукла) |
Воспитатель: Все-то вы знаете? Давайте раскроем платок и посмотрим, что там находится? (раскрывают и находят русских народных кукол (кубышка травница, день и ночь, крупеничка)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о русских народных куклах.
- Давным – давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках у детей не было столько игрушек, как у вас сейчас, дети придумывали и делали себе игрушки сами, игрушки делали родители для детей.
Раньше кукол делали в каждой семье и в каждом доме.
Традиционные русские куклы в первую очередь изготавливались на забаву детям, ведь считалось, что в той семье, где дети много играют с куклами, всегда все будет хорошо.
Но имели куклы и другое применение – они участвовали во многих народных обрядах, были защитниками и помощниками людей.
Традиционную народную куклу делали из разных материалов: из травы, соломы, веточек, палочек. Но больше всего любили в русской деревне тряпичных кукол, созданных из лоскутков старой разноцветной ткани. Ребята, почему куколок делали из старой ткани? Дети: (ответы детей)
Воспитатель: В далекие времена, сложно было достать ткань, дети донашивали одежду взрослых, а потому на куклы всегда оставалась лишь сильно изношенная ткань.
Однако люди верили, что именно она идеально подходит для изготовления кукол, ведь ношеная одежда сама по себе является защитной, так как хранит тепло людей, которые ее носили. Чтобы одежда не утратила своего магического дара, ее не резали, а разрывали на лоскутки руками, а при изготовлении кукол не использовали железные, колющие и режущие предметы. Готовых кукол наряжали, но никогда не рисовали им лиц. Почему куклу делали без лица?
Дети: ответы детей.
Воспитатель. Считалось, что в куклу без лица не могут вселиться злые, недобрые силы, а значит, она не принесет вреда и будет служить ребенку игрушкой и оберегом. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли.
Воспитатель: Ребята, а что это за куклы, из чего и для чего они сделаны? (Дети рассказывают, что знают о представленных куклах)
Воспитатель:
Далеко мы с вами шли,
Куклу древнюю нашли.
Вы садитесь поудобней,
Вам поведаю рассказ,
С чем играли наши предки
Без утайки, без прикрас.
Сейчас в магазинах можно увидеть много красивых кукол. Но так было не всегда. Чем же играли наши бабушки, прабабушки?
(Презентация слайдов)
Воспитатель: Ребята, на Руси было большое многообразие куколок. (слайд 1, 2, 3, 4)
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым.
Слайд 5,6,7
- Одни куклы игровые, с ними только играли, с пяти лет девочки уже сами могли сделать свою первую куклу, этому их учили мамы и бабушки, в некоторых домах их накапливалось до ста штук.
Игровые куклы, предназначались для забавы детям.
Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка".
Воспитатель: Ребята, что вы знаете об этой кукле?
Дети: ответы детей
Слайд 8,9
- Другие куклы нужны были для обрядов. Например:
Народная обрядовая кукла “Десятиручка”
Воспитатель: Ребята, что вы знаете об этой кукле? Дети: ответы детей
Слайд 10,
Кукла подружка – «Желанница»
Воспитатель: Ребята, что вы знаете об этой кукле?
Дети: ответы детей
Слайд 11
Третьими же не играли, это обереговые куклы, такие куклы могли храниться в укромном месте (например, в сундуке), их не показывали. Были куклы, которые хранили в красном углу вместе с иконами, оберегали дом, семейный очаг.
Воспитатель: Ребята, что за красный угол был в избе?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Одна из обереговых кукол - Традиционная обереговая свадебная кукла Неразлучники. Ребята, что вы знаете об этой кукле?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Наша «Кубышка-травница» и «Крупеничка» «День и ночь» к каким куклам относятся к игровым, обрядовым или обереговым? (также являются обереговыми куклами)
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка.
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовём,
Всем игрушки продаём!
Раз, два, три, четыре,
Круг по уже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
Воспитатель: Сегодня мы с вами сделаем русскую народную куколку своими руками. А какую куколку мы будем делать, мы сейчас с вами разгадаем, если соберем картинку. (дети подходят к небольшому столику)
2. Д/и «Собери картинку»
Воспитатель: Дети, что у вас получилось?
Дети: Кукла пеленашак.
Воспитатель: (демонтстирует куклу пеленашку.)
Воспитатель: Ребята, а что это за кукла, для чего она сделана?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Кукла «Пеленашка», это какая кукла игровая, обрядовая или обереговая? (ответы детей)
Продуктивная деятельность.
Изготовление куколки «Пеленашки»
Ребята, посмотрите, в сундуке что-то еще лежит, давайте посмотрим, что в нем находится? (открывают сундук, в котором лежат лоскутки и нитки) Как вы думаете, что можно сделать из этих лоскутков (ответы детей).
Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.
Ребята, сейчас будем делать куклу-оберег «Пеленашку».
Оберег - предмет, оберегающий владельца от бед, защищающий дом или человека, приносит любовь, счастье. Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, о добром, т.к. оберег не только защищает, но и несет в себе мысли и чувства человека, сделавшего его.
Русский народ говорит: «Одной рукой узла не завяжешь», это значит, чтобы
сделать куколку, надо друг другу помогать.
Сейчас я попрошу Аню мне помочь, а вы внимательно смотрите и запоминайте как надо делать куклу – Пеленашку.
(слайд 12 с изображением технологической карты изготовления куклы)
Показ.
1.Сначала сделаем нашей куколке тело и голову. Для этого берем большой прямоугольник и скручиваем его столбиком, затем перевязываем нашу скрутку ниткой на уровне шеи и талии.
2.Далее берем квадрат, складываем его так, чтобы получился треугольника и повязываем косынку нашей куколке. Кладем куколку головой на серединку платочка. Повязываем платочек.
3.Берем цветной прямоугольник, в него будем пеленать куколку.
Кладем перед собой ткань лицевой стороной вниз и ровно по центру кладем нашу куколку. Пеленаем куколку. Теперь перевязываем куколку лентой.
Воспитатель: Вот такая у нас получилась куколка (демонстрирует), теперь попробуйте сами сделать куколку – пеленашку.
Воспитатель наблюдает за работой, помогает, поощряет детей.
Во время работы тихо звучит народная музыка.
Подведение итогов.
Воспитатель: Что мы сделали, ребята? Какие красивые у вас получились куклы. С какими куклами мы сегодня познакомились?
Эти куколки будут вашими оберегами. Вы можете рассказывать им свои секреты и самые заветные желания. Подойдите все ко мне. Загадайте желания и тихонечко скажите своим игрушкам. А теперь, чтобы наши желания исполнились, нужно сказать волшебные слова:
Оберег нас охраняй.
Жить счастливо помогай!
Дети повторяют хором.
Вот и подошло к концу наше занятие. Вы сегодня славно потрудились, узнали много нового. В древности, когда хотели поблагодарить, за добрые дела говорили: «Спаси Вас Бог». Постепенно «Спаси Вас Бог» превратилось в короткое слово «Спасибо», и я говорю вам «спасибо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
КОНСПЕКТ открытого занятия для родителей по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе на тему: «В подарок маме дорогой – узор на ложке лухломской»
Данное занятие предусматривает решение следующих программных задач:1. Продолжать знакомить детей с Луховицким народным промыслом.2. Учить рассматривать ...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе №3 «Совместная деятельность по развитию речи детей средствами устного народного творчества»
Задачи:- воспитывать положительное отношение к труду взрослых-мастерам-умельцам («труд», «социализация»);- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству («Социализация»);- пр...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Калейдоскоп русских народных сказок»
Цель:Создание условий для поддержания интереса дошкольников к книге и любви к чтению.Задачи:Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным приз...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по рисованию с использованием нетрадиционных техник «В путешествие с куклой»
открытое занятие(имеется видео)...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Народное творчество в наше время»
Воспитывать положительное отношение к труду взрослых- мастерам-умельцам.Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. (социализация)Развивать моторику рук, детское творчество.Разв...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по рисованию с использованием нетрадиционных техник «Украшаем наряд куклы»
Конспект занятия по нетрадиционным техникам рисования...