Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
статья на тему

Кузьмичёва Светлана Владимировна

Рекомендация по развитию эмоциональности у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emots._sfery.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель ГБДОУ№ 83 Калининского района

 Кузьмичева С. В.

Тема : «Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников посредством музыкального искусства»

Актуальность данной темы.

1. Политические, социальные, экономические преобразования оказывают на современного человека большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что в большей мере отражается и на развитии эмоционального мира ребенка. В наш стремительный век очень остро встают проблемы общения, выстраивания конструктивных деловых отношений, умения понимать и договариваться друг с другом . Это относится и к миру взрослых и к миру детей. Так наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют и не хотят оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений.

2.· Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников велика роль музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку, поэтому мне, как педагогу, кажется важным проблема развития эмоционального восприятия музыки детьми, развития эмоций у детей.

 Проблеме  развития эмоций уделяли внимание и отечественные и зарубежные психологи.

Они  дают научное объяснение природы эмоций и чувств, но в настоящее время нет единого взгляда на природу, сущность эмоций и чувств. Это объясняется тем, что долгое время велись дискуссии по вопросу природы эмоций. Кроме того, эмоции всегда рассматривались в рамках других процессов. И основная трудность изучения эмоций – в их глубоко интимном содержании.

Особенности развития эмоциональной сферы у старших дошкольников

Дошкольное детство – очень короткий и яркий отрезок  жизни человека. В этот период закладываются основы личности ребенка, его психическое и физическое здоровье. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и также быстро исчезают. У старшего дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни- это , прежде всего результат влияния взрослых, его воспитывающих, поэтому важно , чтобы направляли этот процесс люди , которым ребенок безусловно доверяет, а это родители и воспитатели.

Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки

. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Собственно-эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. Собственно эмоциональное развитие включает:

- развитие эмоционального реагирования;

- развитие эмоциональной экспрессии;

- развитие  эмпатии;

- формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;

- формирование словаря эмоциональной лексики.

Музыка расширяет «эмоциональное поле» человека, формирует его эмоционально-эстетический опыт, воспитывает эмоциональную культуру.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды музыкальной деятельности ребенка- это и восприятие музыки, и пение и музыкально- ритмические движения, и конечно творчество

Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир. Крупный теоретик музыкознания Б.В. Асафьев, подчёркивая связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, указывал, что в музыке, как и в речи, всегда содержится определённый тонус  звучания,  который он называл «речью чувства», «состоянием тонового напряжения». Поэтому, развивая у детей способность  различать эмоциональную окраску, выразительность музыкальных интонаций, полезно сравнивать их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д.

Для этого в певческой деятельности я использую  вопросно – ответные распевки и песенки. Дети с большой радостью играют с куклами и отвечают их голосами то веселыми, то грустными, то жалобными, то грозными.

Процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребёнка, а педагог помогает ему установить такую связь, это существенно обогащает эмоциональное развитие дошкольника. Знание и понимание ребёнка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений, в которых получают выражение разные эмоции. Художественный образ музыкального произведения наделён определённым эмоциональным состоянием. Если педагог хочет представить детям с помощью музыки тот или иной образ, то лучше это сделать на примере программных произведений. Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки» – произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П.Чайковского, Р. Шумана, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского и т. д

Эмоциональное состояние отражают и непрограммные пьесы. Так, например, музыке композиторов-романтиков (Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона) свойственна передача нюансов эмоционального состояния, музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания.

. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.

Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, ребенок конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера, поэтому на непосредственно- музыкальной деятельности я часто использую метод «активного слушания», т. е. даю детям через движения почувствовать музыку. Слушая музыку П. И. Чайковского «Старинная французская песенка»» детям предлагалось показать  ручками как плывут облака, как покачиваются веточки от ветерка.

Дети делились своими эмоциональными переживаниями, возникшими ассоциациями. Например, слушая Вальс Шопена и танцуя его с веточками "Мне представилось, что я кружусь в осеннем небе, как листочек и там так красиво!" - Разнообразные ассоциации, вызванные эмоциональными переживаниями детей, указывают на взаимосвязь центра эмоциональной активности с другими центрами головного мозга, что может быть использовано для активизации проявлений ребенка в процессе обучения, для повышения эффективности образовательного процесса в целом. Обращая особое внимание на эмоциональный отклик детей, активно развивая восприятие музыки, использовались  народные произведения, такие как веселые плясовые: “Ах, вы сени”, “Камаринская” и другие, и колыбельные - музыку спокойного характера. Предлагая в контрасте эти произведения, мы с воспитателем побуждали  детей к проявлению эмоций через движения на веселую музыку и на музыку спокойного характера: укачивание, жесты, мимические действия глазами.

 Также, дети стали увереннее устанавливать связи между содержанием произведения, средствами выразительности и эмоциональным настроением, что свидетельствует о понимании основных художественных закономерностей.

Дети проявления эмоций соотносили с собственными переживаниями, что говорит о личностной значимости произведений для ребенка. Помимо ориентированности на собственные чувства, эти дети выделяли социальную значимость произведений.

Условия успешного развития эмоциональной сферы у детей старшего возраста

1.- если музыкальный руководитель будет активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы в процессе восприятия музыки;

2.- если музыкальный руководитель будет обогащать, имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах;

-3. если музыкальный руководитель будет обучать детей способам выражения эмоций.

4.- педагогу необходимо вести систематическую работу по обогащению словаря детей словами, характеризующими эмоционально-образное содержание музыки

Музыкальный руководитель может использовать весь спектр музыкально- дидактических игр, куклы, театрализацию, но в первую очередь разнообразный музыкальный материал

В процессе непосредственно- организованной деятельности дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности. т, е. у детей формируется понятийный словарь эмоций и эмоциональных состояний 

 Конечно же, вся работа по развитию эмоциональной сферы посредством восприятия музыки проходила в тесном контакте музыкального руководителя с воспитателем, касаясь всех видов музыкальной деятельности.

Ребенок старшего дошкольного возраста учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и движения. Ребенок может сопереживать, сочувствовать герою, разыгрывать, передавать в театрализации различные эмоциональные состояния. Очень важно разнообразить эмоциональный строй, более тонко анализировать эмоции.

Таким образом очень важно , чтобы развивая эмоциональную сферу ребенка педагоги дошкольного учреждения проводили систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе восприятия музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы у ребенка...

«Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежд...

Презентация работы на тему:" Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста со слуховой депривацией".

Презентация работы на тему: "Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста со слуховой депривацией"В своей работе я показала,как необходимо учить детей с нарушением слуха понимать и различ...

Памятка для педагогов по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Памятка включает в себя рекомендации по развитию эмоциональной сферы....

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога ДОУ

Работа педагога-психолога ДОУ по развитию эмоционального интеллекта.Программа работы.Основные рекомендации....

проект «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

Для гармоничного развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста, необходимо грамотное планирование воспитательно - образовательного процесса, учет индивидуальной психологическ...