Доклад на тему: «Технологии исследовательской деятельности»
материал
Технология исследовательской деятельности - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokladtehnologiya_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология исследовательской деятельности - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Плюсы Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, а именно применение при работе с детьми дошкольного возраста технологии исследовательской деятельности. Цель данной технологии – развитие познавательной и исследовательской активности детей дошкольного возраста. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать, поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка.
Минусы - большинство детей в ходе организованной исследовательской или экспериментальной деятельности проявляют интерес на начальных этапах исследования, а затем постепенно теряют заинтересованность и переключаются на другие виды деятельности; - часто испытывают затруднения в применении практических навыков исследования, в оценке последствий своих действий; - часть детей не могут обосновать свои ответы, сформулировать выводы, предположения, возникают проблемы в нахождении причинно-следственных связей; - многие дети не могут определить цель и проблему того или иного исследования, не вносят предложения по его проведению, не видят решения проблемной ситуации. Для того чтобы преодолеть эти трудности, нужно правильно организовывать исследовательскую деятельность. Поэтому, прежде всего мы должны обратить свое внимание на развитие некоторых умений детей.
Особенности Первая особенность заключается в последовательности этапов ее развития. Первый этап – этап проявления любопытства. Для него характерно избирательное отношение к любому предмету, что обусловлено чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребенок фиксирует свое внимание на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его 7 сущности.
Вторая стадия познавательного развития детей дошкольного возраста определяется как любознательность, которая определяется как ценное состояние личности, включает активное видение мира, характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью.
Третьей стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.
Опыт «Льдинка, льдинка, растай»
Цель: выявить причины таяния льда.
Материал: формочка для льда, вода, кубики льда, рукавички.
Ход занятия: Налить воду в формочку для льда, заморозить ее в холодильнике. Двум детям (один в рукавичках, другой нет) предложить взять в руки кубики льда и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить у кого быстрее растает лед: кто держал его в рукавичках или в голых руках. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.
Вывод: Лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют руки и лед.
Опыт «Пузырьки воздуха»
Цель: выявить, что легче – воздух или жидкость.
Оборудование: бутылка, таз с водой.
Ход занятия: Опустить пустую бутылку в таз с водой. Из нее выходят пузырьки. Объяснить, что это пузырьки воздуха.
Вывод: Пустая бутылка, оказывается, только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Когда ее опускают в воду, то воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что воздух легче жидкости.
Опыт «Воздушные шары и мыльные пузыри»
Цель: выявить, тяжелый ли воздух.
Оборудование: воздушные шары, оборудование для мыльных пузырей.
Ход занятия: Организовать разнообразные игры с воздушными шарами и мыльными пузырями. Наблюдать, как они себя ведут, насколько сложно они перемещаются и какие усилия надо для этого приложить.
Вывод: Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями доказывают, что воздух легкий. Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием.
Опыт «Знакомство с пеной» Цель: познакомить детей со свойством пены: «воздушная», «легкая», «белая», развивать познавательную активность и любознательность. Ёмкость для воды, мыло.
Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №15» города Алейска Алтайского края
Доклад на тему:
«Технологии исследовательской деятельности»
Воспитатель: Яровая Елена Александровна
г.Алейск
2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Доклад на тему: "Технология активации творческой деятельности как компонент здоровьесберегающей технологии"
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государсвта. В современной школе абсолютно здоровых детей практически нет. Как сделать процесс обучения эфекти...
Доклад на тему: «Технология проектной деятельности в ДОУ»
Технология проектной деятельностив ДОУ...
Доклад по теме: "Технология проектной деятельности"
Материал предназначен для педагогов детского сада....
Доклад на тему: «Технология исследовательской деятельности в детском саду» Воспитатель: Клементьева А.А.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развити...
Доклад на тему «Технология проектной деятельности в ДОУ как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников»
Доклад для выступления на 16-х городских педагогических чтениях: «Профессионализм педагога – залог качественного образования».На тему: «Технология проектной деятельности в...