Музыкотерапия в режиме детского сада
статья
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкотерапия и использование музыки в режимных момента в ДОУ
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка оказывает положительное влияние на психическое развитие ребёнка в целом – стимулирует зрительное, слуховое восприятие, двигательную и голосовую активность обогащает эмоциональную сферу различными переживаниями. Находясь под воздействием музыки, ребёнок окружён любовью, нежностью, поэтому он растёт жизнерадостным, любознательным, активным, легче переносит неожиданные ситуации и разочарования.
О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времён и народов Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С 19 века пошло распространение музыкотерапии в странах Европы. Так, известный французский актёр Жерар Депардье вылечился от заикания при помощи музыки великого В.А. Моцарта. В наши дни врачи всё чаще обращаются к « приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.
Музыкотерапия – одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
Различают активную ( двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную ( прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки
с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:
Звучание ударных способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить, придать человеку силы.
Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причём медно-духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.
Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает чётким мышлением и очень хорошей памятью.
Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Скрипка, виолончель и гитара развивают в человеке чувство сострадания.
Вокальная музыка влияет на весь организм, но прежде всего на укрепляет голосовые связки, улучшает речь ( врачи-логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание.
Есть лечебные звуки:
Звук з-з-з ( комарик)- для профилактики заболевания горла
Звук ж-ж-ж ( жук ) – при кашле
Звук с-с-с - для снятия усталости, при головной боли
На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна « охладить» нас. Как заметил композитор
И. Стравинский : « Ударные и басы действуют как система центрального отопления»..
Включение «фоновой» музыки в режимные моменты
Предлагаю в качестве опоры использовать уже успешно реализованный проект "Мир фоновой музыки" http://www.resobr.ru/materials/19/30461/
Авторы: Кручинина Е.С., Майорова Т.Л., Перминова О.Н.
Почему именно фоновая музыка? Фоновая музыка – это музыка, звучащая "вторым планом", без установки на осознанное восприятие, на занятиях, в свободной деятельности и режимных моментах. Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.
Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка является основой воспитательной системы в условиях ДОУ, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.
К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжение всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребёнка новыми впечатлениями. Таким образом, включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребёнку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.
В каких режимных моментах может звучать музыка?
- Утренний приём детей
- Утренняя гимнастика
-Вовлечение детей в НОД
- Подготовка ко сну ( засыпание)
-Пробуждение ( подъём)
- Музицирование в свободной деятельности
-Релаксация
-Повторение песен и хороводов
Хорошо, если утром в группе детей будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку или добрые детские песни с хорошим текстом. Ведь каждому ребёнку наносится, пусть незаметная, травма – ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом – детский сад.
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений, способствует организации коллектива, подготавливает к различным видам деятельности. Выполнение физических упражнений под музыку является эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус –всё это создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии всего организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается лёгочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. При подборе музыкальных произведений для сопровождения учитывается физиологическая нагрузка, возрастные особенности дошкольников, соответствие характеру движений.
Музыка на прогулке
Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.
Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. На участке под музыку можно организовать интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы («Мы на луг ходили» А. Филиппенко, «Земелюшка-чернозем», «Узнай по голосу»). Многие песни можно интересно инсценировать, («На мосточке» Филиппенко)
На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и др.).
Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети обязательно выбирают водящего. Поэтому хорошо заранее выучить несколько несложных считалочек, например «Конь ретивый», , «Зайка белый, куда бегал» и др. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх.
Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. Музыкально-дидактические игры во время прогулок также имеют место, но здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким, как, «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и др. Интересно можно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е. Тиличеевой).
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы ( шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются. Можно включить грамзапись колыбельной, а лучше исполнить ( дети любят живое исполнение). Имея стихотворный текст, мелодию можно придумать на ходу), или на фоне неторопливой лирической музыки прочитать выразительно текст:
Маленькие детки спят, носиками все сопят,
Носиками все сопят, сон волшебный все глядят.
Сон волшебный и цветной, и немножечко смешной.
Снится зайка озорной, он спешит к себе домой.
Снится розовый слонёнок – он, как маленький ребёнок,
То смеётся, то играет, но никак не засыпает.
Спите, маленькие детки! Воробей сидит на ветке.
Он чирикает, и слышно: тише, тише, тише, тише…( Н.Байдавлетова)
Пробуждение малышей после дневного сна. Можно помочь детям
устранить сонливость, «разбудить» организм. Воспитатель может провести небольшой комплекс упражнений , не поднимая детей с кроватей.
Улетели сны в окошко, убежали по дорожке.
Ну, а мы с тобой проснулись, потянулись, улыбнулись!
Попрошу я вас, ребятки, показать мне по порядку
Например, как вы сегодня утром делали зарядку.
«Потягушка»
Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?
Потягуни –потягушечки, от носочков до макушечки.
Мы потянемся – потянемся, маленькими не останемся.
Вот уже растём, растём. Скоро в школу мы пойдём! ( Н. Пикулёва)
Хорошо, если подобные физминутки будут с музыкальным сопровождением.
Это оставит яркий след в памяти детей. Так же для пробуждения малышей используем тихую, нежную, лёгкую музыкальную композицию. Она должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребёнка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойней переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Педагог, включая музыку в занятия ( развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др),, может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание. После прослушивания обязательно провести беседу
о произведении, анализ средств музыкальной выразительности (в каком темпе звучала музыка, какая она была по настроению, кто ее исполнял). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане, без установки на осознанное восприятие.
ООД Степень активности восприятия музыки
Математика Пассивное
Развитие речи Активное и пассивное
Рисование Активное и пассивное
Ознакомление с окружающим Активное и пассивное
Ручной труд Пассивное
Конструирование Пассивное
Физкультура Активное и пассивное
Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном ( т.е пассивное восприятие). На занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы ( П. Чайковский цикл пьес « Времена года»), способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение. В старшей группе перед разучиванием стихотворения «Осенью» А. Пушкина целесообразно прослушать «Осеннюю песню» П. Чайковского.
Знакомя детей с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса», «Колобок» и др., воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок. Можно спеть с детьми. Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с, русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь, а с помощью цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы.
На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальное произведение для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений. Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского, прослушанная детьми в начале занятия, создаёт определённый настрой, даёт им возможность по-своему изобразить весёлого и смешного клоуна в рисунке.
В младшей группе воспитатель учит детей делать мазки кистью, передавая определённый ритм движений, и в то же время вносит элемент игры — ритмичные мазки называет капельками дождя. «Кап-кап-кап — капает дождик сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее»,—можно послушать песенку про дождик. Таким образом, слушание фоновой музыки на занятиях создаёт эмоционально комфортный климат в группе.
Важным компонентом в решении данного вопроса считаю подбор музыкального репертуара, т. к. неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому необходимо опираться на произведения великих композиторов-классиков, произведения которых несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.
Музыка не должна давить ( на уши) и вызывать дискомфорт. Музыка может звучать в течение всего дня, но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Она должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности и даже от настроения детей. Количество музыки увеличивается постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой. Классические произведения в оригинальном исполнении лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдёт стилизованная музыка, т.е музыка, где аранжировка сделана специально для детей. Перечень музыкальных произведений фоновой музыки может варьироваться воспитателем с учётом его музыкального вкуса.
Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы детского сада.
- только окружить ребенка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества. И здесь все зависит от педагога, от того, насколько он сам сможет ощутить с помощью музыки "что-то" и восхититься им. "Мысли похожи на дождь", – сказала одна девочка. Они льются и одиноко капают, светятся и наводят грусть, раздражают и приносят успокоение. В дожде вся палитра эмоций… Так в музыке рождаются тонкие, никому не знакомые образы и переживания, при помощи которых ребенок сможет по-своему воспринять новое. Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т. д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.
Таким образом, использование фоновой музыки позволяет решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
-Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.
- Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль,.
-Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.
-Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.
-Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления.
-Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз и физкультминуток.
Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности попробуйте научить его любить и понимать музыку. Учите его и учитесь с ним! Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир музыки.
Рекомендации:
- Любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Музыка любит тишину! Внимательно следите за тем, что происходит в музыке с самого начала и до завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская.
- На первых порах не следует слушать крупные музыкальные произведения. Для начинающих слушателей понятна и интересна будет вокальная музыка ( музыка с голосом). Прислушайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи (изменение громкости звучания). Подумайте, делают ли динамические оттенки музыку интересней, выразительнее.
- Слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет то, о чём хотел поведать композитор, какими мыслями и чувствами он хотел поделиться.
- Время от времени нужно возвращаться к ранее прослушанным произведениям, вспоминать их название и характер.
- Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, и волшебная сила музыки наполнит ваши отношения с ребёнком добром и пониманием!
- Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать каxество работы;
- Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3 месяца;
Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса.
Рекомендуемый репертуар (по функциям фоновой музыки)
Релаксирующая (расслабляющая)
К. Дебюсси. "Облака".
А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.
К.-В. Глюк. "Мелодия".
К. Сен-Санс – Карнавал животных - Лебедь
Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".
И. Брамс. "Вальс № 3".
Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".
Г.-Ф. Гендель. " Воздух (Сюита "Музыка на воде".
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)
И. Брамс. "Венгерский танец № 7".
А. Дворжак. "Славянский танец № 2".
В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".
Э. Григ. "Утро".
И.-С. Бах. "Шутка".
И. Штраус. "Весенние голоса".
Ф. Шопен. "Прелюдии".
Б. Монти. "Чардаш"
Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт".
Активизирующая (возбуждающая)
П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.
Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд".
В.-А. Моцарт. "Турецкий марш".
Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".
М.И. Глинка. "Камаринская".
Организующая (способствующая концентрации внимания при ОД)
И.-С. Бах. "Ария".
А. Вивальди. "Времена года".
С. Прокофьев. "Марш".
Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".
В.-А. Моцарт. Симфония № 40. часть
Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.
П.И. Чайковский. "Времена года"
Успокаивающая (умиротворяющая)
Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.
Т. Альбинони. Адажио для органа и струнных.
М. Глинка. "Жаворонок".
А. Лядов. "Музыкальная табакерка".
К. Сен-Санс. "Лебедь".
Ф. Шуберт. "Серенада".
П.И. Чайковский. "Вальс цветов"
Список используемой литературы:
1.Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М.: - Педагогическое общество России, 2004. - 95 с.
2.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль “Академия развития”, 1997.
3. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н., Методика музыкального воспитания, М.: – “Музыка”,1990 г. ст. “Музыкальное искусство – средство воспитания детей”.
4.Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса.– М., 1947 г.
5.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 248 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...
Музыкотерапия в детском саду и дома
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности....
Статья для родителей "Оздоровительные мероприятия в режиме детского сада"
Статья для родителей...
"Зайчик приходит в гости" (знакомство с режимом детского сада в игровой форме)
Малышам, только поступившим в детский сад бывает трудно привыкнуть к режиму детского садаю. Познакомить их с основными моментами режима можно в виде увлекательной игры....
Музыкотерапия в помощь детскому саду.
quot; Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка -целитель здоровья" В.М. Бехтерев.Здоровьесберегающая технология.Рекомендации для создания комфортных условий пребывания де...
Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду
Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...
Использование элементов телесной терапии как способа адаптации детей раннего возраста к режиму детского сада
Адаптация-это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно является новым пространством, где он встречает много незнакомых людей...