Музыкотерапия в помощь детскому саду.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Фомичева Ирина Митрофановна

" Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка -целитель здоровья" В.М. Бехтерев.

Здоровьесберегающая технология.

Рекомендации для создания комфортных условий пребывания детей в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыкотерапия в детском саду62.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка не только фактор облагораживающий,
воспитательный.

Музыка –

 целитель здоровья.
(В.М.Бехтерев) 

        Пребывая в детском саду, многие дети иногда испытывают сильное эмоциональное напряжение и стресс, который может затянуться на несколько месяцев.
        Создать наиболее комфортные условия пребывания детей в детском саду и сохранить психическое здоровье помогают здоровьесберегающие технологии,одним из направлений которых является
  МУЗЫКОТЕРАПИЯ.

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности? 

В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика:

 Шопен «Мазурка» и «Прелюдии»,

 Штраус «Вальсы»,

Рубинштейн «Мелодии».

 Хотите спокойствия?

Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти).

Классика: произведения Вивальди,

 Бетховен «Симфония 6» - часть 2,

 Брамс «Колыбельная»,

Шуберт «Аве Мария»,

Шопен «Ноктюрн соль-минор»,

 Дебюсси «Свет луны».

 Как уменьшить нервное возбуждение? 

Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Как правило, помогает классика:

Бах «Кантата 2»,

Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».

Как избавиться от напряженности в отношениях с людьми?
Включите Баха «Концерт ре-минор для скрипки» и «Кантата 21»,

Б. Бартока «Соната для фортепиано» и «Квартет 5»,

Брукнера «Месса ля-минор».

Депрессия? 

Помогут скрипичная и церковная музыка.

 Классика: произведения Моцарта,

 Гендель «Менуэт»,

Бизе «Кармэн» - часть 3.

 У вас мигрень, головная боль?

Ставьте диск с религиозной музыкой или классикой:

Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40»,

 Лист «Венгерская рапсодия 1»,

Хачатурян «Сюита Маскарад».

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Из классики «вялым» детишкам можно поставить:

Чайковский «Шестая симфония» - часть 3,

 Бетховен «Увертюра Эдмонд»,

Шопен «Прелюдия 1, опус 28»,

Лист «Венгерская рапсодия 2».

 Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет опять же классика:

Бах «Итальянский концерт»,

Гайдн «Симфония».

    А чтобы чадо быстро заснуло и видело хорошие сны, можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким ритмом.

Элементы музыкотерапии можно использовать в группе в течение дня:

Утренний прием  хорошо проводить под музыку Моцарта. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Варианты музыки:

  1. «Утро» Э.Григ (из сюиты «Пер Гюнт»)
  2. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
  3. Обработки для русского оркестра («Барыня», «Калинка»)
  4. «Карнавал животных» Сен-Санс

Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку:

1.Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр)

2. «Времена года» П.И. Чайковского

3. «Лунная соната» Л. Бетховена

4. «Аве Мария» Бах-Гуно

В вечернее время снять накопившуюся усталость, нормализовать кровяное давление и работу нервной системы детского организма помогут следующие произведения:

  1. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром»
  2. Бах «Органные произведения»
  3. Вивальди «Времена года»
  4. «Голоса природы»

Музыка для пробуждения

после дневного сна:

Боккерини Л. «Менуэт»

Григ Д. «Утро»

Мендельсон Ф. «Песня без слов»

Моцарт В. «Сонаты»

Мусоргский М. «Рассвет на Москве-реке»

Сен- Санс К. «Аквариум»

Чайковский П.И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»

Музыка для релаксации:

Альбиони «Адажио»

Бетховен Л. «Лунная соната»

Глюк К. «Мелодия»

Григ Э. «Песня Сольвейг»

Римский – Корсаков « Море»

Сен – Санс К. «Лебедь»

Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

Шопен Ф. «Ноктюрн соль-минор»

Шуберт Ф. «Аве-Мария», «Серенада»

Влияние звучания музыкальных инструментов на организм человека.

Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов;

Орган - приводит ум в порядок, гармонизует энергопоток позвоночника,

это - проводник между космосом и землей;

Пианино - воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу;

Барабан - восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему;

Флейта - очищает бронхолегочную систему, снимает раздражительность и озлобленность, лечит несчастную любовь;

Баян, аккордеон - активизируют работу брюшной полости;

Арфа, струнные инструменты -гармонизируют работу сердца, лечат истерию,  нормализуют кровяное давление;

Саксофон - активизируют сексуальную энергию, половую систему;

Кларнет – подавляет уныние, улучшает кровообращение;

Труба - лечит радикулит.

Это интересно!!!

  •  Классическая музыка ускоряет рост пшеницы;
  •  Под воздействием классической музыки увеличивается количество

   молока у млекопитающих животных;

  •  Дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, а,

  услышав классические произведения , акулы собираются к

  эпицентру звука – со всего океанского побережья;

  •  Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют

  свои листья и лепестки;

  •  И последнее: влияние музыки на воду.

Известно, что вода  способна структурироваться в зависимости от внешних вибраций.

        Так вот, после  «прослушивания» водой симфонии Моцарта, в её   структуре получались красивые правильной конфигурации    кристаллы с отчетливыми «лучиками». Напротив – тяжелый рок    превращал эти кристаллы в рваные осколки.

         Задумайтесь - а ведь мы на 80% состоим из воды!!!

Давайте же правильно структурироваться!

Литература

  1. Георгиев Ю. Музыка здоровья: доктор медицинских наук  С. Шушарджан о музыкальной терапии.
  • Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древние и самые современные методы

        использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума» Минск 1999г.

3.         Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика:  Учебные пособия для студентов высших учебных заведений-

        М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000г.

4.         Тарасова К.В. Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические  рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки

        М. 2001г.

Агрессия

«Морское путешествие»

Музыкальное моделирование

  1. Переживание своего эмоционального состояния:

«Мы на корабле. Начался шторм: паруса рвет ветер, огромные волны швыряют корабль,  как щепку» (Вивальди «Шторм»)

  1. Формирования состояния покоя, защищенности:

 «Ветер стих, море гладкое и прозрачное, как стекло.  Корабль легко скользит по воде »  (Чайковский «Баркаролла»)

  1. Становление конечного эмоционального состояния:

«Впереди земля! Наконец-то мы дома. Как радостно встречают нас друзья и родные! ».  (Шостакович «Праздничная  увертюра»)

«Уходи, злость, уходи»

Терапевтическая игра

Играющие ложатся на ковер по кругу.

 Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают

со всей силой бить ногами по  полу, а руками по

подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи! »

 (Чайковский «Баба Яга»). Упражнение продолжается

3 минуты,  затем участники по команде взрослого

ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и

ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку

 3 минуты. (Шопен «Ноктюрн фа- мажор») .

«Лев охотится, лев отдыхает»

Ролевая гимнастика

Звучит фонограмма (К. СенСанс, «Карнавал

животных» ч. 1 «Королевский марш льва»).

Детям предлагается изобразить львов всеми

возможными способами: можно передвигаться

 по полу на четвереньках  (львы идут на охоту,

 лежать на скамеечках или стульях (львы

отдыхают в жаркий полдень, громко

рычать, когда звучит соответствующая музыка

показываем руками, как лев раскрывает пасть.

Когда отзвучит фрагмент, дается следующее

 задание: «Уставшие сытые львы, их детеныши

 ложатся отдыхать (на пол, либо «залезают

на дерево» скамеечку, свесив лапы, хвосты)

Затем звучит спокойная тихая музыка

(Моцарт «Колыбельная»). «Львы засыпают».

Цели: Первая часть упражнения дает выход энергии,

 накопившейся за время занятия, развивает

 активность, общую моторику. Создавая образ

животного, ребенок имеет возможность творчески

самовыражаться.

Вторая часть: релаксация, переход отактивных

действий к успокоению. В целом это упражнение

повышает интерес детей к занятиям. Его всегда

 ждут и выполняют с особым энтузиазмом.

«Воробьиные драки» (снятие физической

 агрессии). Терапевтическая игра

Дети выбирают пару и превращаются в драчливых

 «воробьев» (приседают, обхватив колени руками).

«Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу,

толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки

со своих колен, тот выбывает из игры (лечат

«крылышки» и лапки у доктора Айболита).

 «Драки» начинаются и заканчиваются по

сигналу взрослого.

«Добрые – злые кошки»  (снятие общей агрессии).

Терапевтическая игра

Детям предлагается образовать большой круг,

в центре которого лежит обруч. Это «волшебный

 круг», в котором будут совершаться «превращения».

 Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу

ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика,

звук свистка) превращается в злющую-презлющую

кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного

 круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча,

 хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее,

сильнее, сильнее… », – и ребенок, изображающий

кошку, делает все более «злые» движения.

 (Хачатурян «Токката»).

 По повторному сигналу ведущего «превращения»

 заканчиваются, после чего в обруч входит другой

ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали

 в «волшебном круге», обруч убирается, дети

 разбиваются на пары и опять превращаются в злых

кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то

не хватило пары, то в игре может участвовать

 сам ведущий.) Категорическое правило:

не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается,

 игра мгновенно останавливается, ведущий

показывает пример возможных действий, после чего

 продолжает игру. По повторному сигналу «кошки»

останавливаются и могут поменяться парами.

На заключительном этапе игры ведущий предлагает

 «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми.

По сигналу дети превращаются в добрых кошек,

которые ласкаются друг к другу

(Дебюсси «Свет луны»).

«Зимняя сказка»

Музыкальное моделирование

  1. Переживание своего эмоционального состояния:

«Наступила зима. На улице колкий трескучий мороз

злющий -презлющий! » (Шуман «Дед Мороз»)

  1. Формирования состояния покоя, защищенности:

«С ночного неба летят легкие снежинки. Они

искрятся в свете фонаря. »

(Дебюсси «Танец снежинок»)

  1. Становление конечного эмоционального

 состояния: «Закружила метель в нежном вальсе».

 (Свиридов Вальс «Метель»)

«Упрямая подушка» (снятие общего

напряжения, упрямства)

Терапевтическая игра

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую

подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка

 в игру-сказку: «Волшебница-фея

подарила нам подушку. Эта подушка не простая,

а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки.

Это они заставляют капризничать и упрямиться.

 Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками

В подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает:

«Сильнее, сильнее, сильнее! »

(Чайковский Увертюра «Буря») Когда движения

 ребенка становятся медленнее, игра

постепенно останавливается. Взрослый предлагает

«послушат»  упрямки в подушке:

«Все ли упрямки вылезли и что они делают? »

Ребенок прикладывает ухо к подушке и

слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке»,

– отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка

после возбуждения). Подушка стала доброй.

Давайте полежим на ней и послушаем прекрасную

музыку (Шопен «Ноктюрн №20») .

«В гостях у морского царя»

Сюжетно-игровая импровизация

На бал к Нептуну прибывают жители подводного

царства. Детям предлагается двигаться как:

 грозная акула, расслабленная медуза, резвый

морской конек, колючий морской еж и и. д.

 (К. СенСанс  «Аквариум»)

«Маленькое привидение»

Терапевтическая игра

Ведущий говорит: «Будем играть в маленьких

добрых привидений. Нам захотелось немного

 похулиганить и слегка напугать друг друга.

 По моему хлопку вы будете делать руками вот

такое движение (взрослый приподнимает согнутые

 в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить

страшным голосом звук «У», если я буду громко

хлопать, вы будете пугать громко. Но помните,

что мы добрые привидения и хотим только

пошутить. » Взрослый хлопает в ладоши.

(РимскийКорсаков «Полет шмеля») В конце

игры привидения превращаются в детей.

«Клоуны ругаются»(снятие вербальной

агрессии). Терапевтическая игра

Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям

представление, веселили их, а потом стали учить

детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга

овощами и фруктами». Обращается внимание на

адекватное, сердитое интонирование. Дети могут

выбирать пары, менять партнеров, «ругаться»

вместе или по очереди «ругать» всех детей.

Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет

 начало и конец игры, останавливает,

если используются другие слова или физическая

агрессия (Кабалевский «Клоуны»).

Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный

настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны

научили детей ругаться, родителям это

не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат

 детей не только ругаться овощами и фруктами,

 но и ласково называть друг друга цветами.

 Интонирование должно быть адекватным.

 Дети вновь разбиваются на пары и ласково

называют друг друга цветами.

«Весна пришла»

Музыкальное моделирование

  1. Переживание своего эмоционального состояния:

«Наступила долгожданная весна. Пригрело

теплое солнышко. На реке начался ледоход.

Огромные льдины движутся по воде, с шумом

 и треском налетают друг на друга, ломаются,

 кружатся в водовороте». (Шуман «Порыв»)

  1. Формирования состояния покоя, защищенности:

 «Солнечный теплый луч заглянул на заснеженную

лесную поляну, растопил сугроб и обогрел первый

весенний цветок – подснежник».

 (Чайковский «Подснежник»)

  1. Становление конечного эмоционального состояния:

 «Из дальних стран вернулись в родные края

перелетные птицы и запели свои самые веселые

 песни». (Вивальди «Весна»)

Страх

«Ночные страхи»

Музыкальное моделирование.

  1. Переживание своего эмоционального состояния:

«Над деревней взошла луна. С гор на дома и

огороды полез скользкий липкий туман.

 И в этом тумане неясными тенями замелькали

древние зловещие духи. У них сегодня праздник –

 вальпургиева ночь. До самого утра ведьмы,

привидения, гоблины и тролли будут кружиться

 в дикой пляске на лысой горе».

 (Мусоргский «Ночь на лысой горе»)

  1. Формирования состояния покоя, защищенности:

«Неужели никто не может справиться с этой

зловещей силой? Никто не спасет напуганных

 деревенских жителей?. Но вот средь далеких

звезд зазвучала волшебная песня, наполненная

нежностью и добротой. Песня звучит все громче,

все сильней. Мягкий свет заструился среди тумана,

 рассеивая, разгоняя его. Это ангелы спустились

 на землю и запели хвалебную песнь святой деве

 Марии, защитнице человечества. И отступили

 Темные силы». (Шуберт «Аве Мария»)

  1. Становление конечного эмоционального

состояния: «Закончилась вальпургиева ночь.

Край неба окрасился розовыми, золотыми,

багряными красками. Медленно, спокойно взошло

доброе солнце». (Шостакович «Праздничная увертюра»)

«Закроем страх в шкатулку»

Изотерапийная игра.

Ребенку предлагается нарисовать свой страх.

(Дж. Пуччини «Плащ»). А теперь, когда страх

«вышел» из малыша на бумагу, можно сделать

 с ним что угодно: дорисовать ему что-нибудь

смешное, посадить «за решетку» и т. д.

 (Шопен «Прелюдия 1 опус 28»)

После этого можно сложить рисунок, спрятать

страх в шкатулочку и подарить ребенку.

Теперь малыш может сам управлять своим страхом

и в любой момент посмотреть, не забрался ли страх

 обратно в него.

«Баба Яга»

Музыкальная подвижная игра

На площадке чертится круг. Дети стоят за кругом.

 Водящий – баба Яга становится в центр круга

 с завязанными глазами. Дети идут за кругом и поют:

В темном лесе есть избушка

Стоит задом-наперед, (поворачиваются в другую сторону)

А в избушке той старушка

Бабушка Яга живет.

У нее глаза большие,

Словно огоньки горят. (показывают руками)

Ух, сердитая какая! (приседают испуганно)

Дыбом волосы стоят! (вскакивают, поднимают руки вверх,

пальцы растопырены)

Дети запрыгивают на одной ноге в круг и выпрыгивают

из него, а баба Яга старается их поймать.

(Чайковский «Баба Яга»)

«Доктор Айболит»

Сюжетно-игровая импровизация.

(Звучит «Венский вальс» Свиридова )

«Айболит» раскладывает на пеньке свои лекарства)

«Добрый доктор Айболит. Он под деревом сидит.

 Приходи к нему лечится и корова, и волчица,

и жучок, и червячок, и медведица. Всех излечит,

 исцелит добрый доктор Айболит».

 (Звучит пьеса Левкодимова «Медведь»- идет

«больной медведь»)

Вот идет к Айболиту медведь. Его искусали пчелы.

Ох, как больно бедняге! Помоги, доктор!

 (Звучит «Венский вальс» Свиридова доктор лечит медведя)

 Ох, спасибо!  (Звучит «Шутка» Баха медведь танцует).

Вот лисичка бежит.  (Звучит пьеса Левкодимова «Лиса»-

 Бежит «больная лиса») У нее зуб болит. Ой, как плохо

лисоньке! Помоги, доктор! (Звучит «Венский вальс»

Свиридова- доктор лечит лису)

Спасибо, доктор! (Звучит «Шутка» Баха лиса танцует)

. А почему  кустик трясется? Это зайчик дрожит!

 Загнал он в лапку большую занозу. Болит лапка, а к

 доктору идти страшно.  Давайте уговорим заиньку

 (дети уговаривают зайку  пойти к доктору). Вылечил

 доктор зайчонка. «Слава, слава Айболиту, слава

 добрым докторам! »

 (Звучит «Камаринская Чайковского, дети-актеры

танцуют) .

«Снеговик»

Психогимнастика.

( расслабление, снятие напряжения)

Родитель и ребенок превращаются в снеговиков:

встают, разводят руки в стороны, надувают щеки

и течении 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко,

его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять».

Играющие постепенно расслабляются, опускают руки,

приседают на корточки и ложатся на пол.

 (Шопен Вальс «Зимняя сказка») .

«В лесу»

Музыкальное моделирование.

1 Переживание своего эмоционального состояния:

«Мы в дремучем лесу, темно, воют волки, мы

продираемся через колючие кустарники, бежим

 (звучит музыка П.И. Чайковского оркестровая

фантазии «Франческа да Римини» на тему «Ада»,

ребенок двигается в соответствии с сюжетом) ».

2 Формирования состояния покоя, защищенности:

 «Мы выбежали на поляну. Она со всех сторон

защищена добрым волшебством. Никто кроме

 нас не сможет пробраться сюда. Здесь очень красиво:

 маленький водопад стекает в прозрачное озеро, на земле

нежная зеленая трава и удивительные прекрасные цветы

(звучит ноктюрн Ф. Шопена,-ребенок лежит или сидит

 на коврике) ».

3 Становление конечного эмоционального состояния:

«Водопад так радостно звенит своими капельками!

Нам становится так легко, так весело! Мы тоже хотим

петь вместе с водопадом!

 (звучит «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта,

 Ребенок подыгрывает на металлофоне или танцует) ».

«Волшебный песок»

Песочная терапия

Ребенку предлагается поиграть в песочнице: просеивать,

копать лопаткой, незаметно в песок зарывается игрушка, символизирующая страх данного малыша (баба яга, собака,

 монстр и т. д.) Когда ребенок случайно откапывает игрушку,

она начинает с ним «разговаривать» добрым просящим

 голосом: «Мне так одиноко, я очень добрый, но меня

 все боятся. Поиграй, пожалуйста, со мной. Построй мне

песочный домик и т. п. Если ребенку страшно, можно

закопать игрушку снова в песок, но через некоторое

время напомнить, что ей там страшно. Предложить помочь

игрушке. Пересыпая песок, ребенок чувствует себя спокойней. (Звучит «Романс» Свиридова)

«Облака»

Ритмопластика

Отправимся в путешествие! Мы превратимся в

облака, ведь они летят по свету, не зная преград.

Посмотрите, как они легки и прекрасны (слайд).

Вы когда-нибудь наблюдали за облаками?

Каждое облако – неповторимо. Это похоже на

 белоснежного коня, то –на удивительное морское

 чудовище. Но вот подул ветер, и облака изменили форму –

перед нами возник волшебный сверкающий замок

 (слайд). Слышите, звучит волшебная музыка. (Чайковский «Сентиментальный вальс») Раз, два, три, облако лети!

Теперь вы – облака. Летите мягко, плавно, меняйте форму

от дуновения ветра. Чье же облако самое красивое?.

«Храбрый колобок»

Сказкатерапия

(Дети играют роль колобка; звери – куклы бибабо на руке

 у руководителя). Жил был колобок. Отправился  однажды

он погулять. (Звучит «Менуэт» Баккерини, дети  бегают

на носочках) Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц.

 (звучит: Бел Барток «Замок герцога Синяя борода»).

«Колобок, колобок, я тебя съем! » Давайте предложим

зайчику съесть конфетку и потанцевать с нами

(Звучит «Менуэт» Баккерини,- дети танцуют с зайцем).

Покатился колобок дальше, а навстречу ему волк

(звучит музыка П. И. Чайковского оркестровая

фантазия «Франческа да Римини» на тему «Ада») «Колобок,

 колобок, я тебя съем! » А у колобка черный пояс по карате,

и он здорово боксирует. Покажем это волку!

 (Звучит «Танец с саблями» Хачатуряна, дети «дерутся»).

 Убежал волк, а колобок покатился дальше. Кто вышел

ему на встречу из темной чащи?) Медведь!

 (Звучит «Гном» Мусоргского)- Колобок, я тебя съем! »

 Давайте напугаем медведя. (Звучит «Шторм» Вивальди, -

дети пугают медведя, как маленькие привидения.

Медведь убегает). А вот и лиса пожаловала.

(Звучит «Ноктюрн №20» Шопена) «Какой ты, колобок

красивый! Пойдем со мной, я тебя тортиком угощу».

 Пойдем с лисой?)  Конечно, нет!  Она все врет. Мы, лиса,

 тебя не боимся, нас не обманешь! Что мы сделаем?

 (Предложения детей) А давайте позвоним в полицию.

 Знаете номер телефона? (дети «достают сотовые телефоны»

 и звонят 020, лиса бегает). Хорошо погулял колобок, никого

он не испугался!

«Горелки»

Подвижная игра.

Водящему плотно завязывают глаза. Игроки поют:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят».

 Игроки разбегаются, замирают

на месте и звенят в колокольчики, а водящий

с завязанными глазами ищет их.

(Звучит РимскийКорсаков «Испанское каприччио»)

«Пчелка в цветке»

Психотерапевтическая игра

Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет

 действия: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок

 (в качестве цветов используются стулья и диваны).

Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула

 в красивом цветке (под стулом или столом).

Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться

 (стул или стол накрывается темной материей).

 Взошло солнце (материал убирается, и пчёлка вновь стала

веселиться, перелетая с цветка на цветок. » Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты.

(РимскийКорсаков «Полет шмеля»- пчелка летает,

Брамс «Колыбельная»- пчелка спит).

«Волшебные ножницы»

Аппликация

(Звучит произведение Шостаковича «Ленинградская

 симфония») Ребенку предлагают нарисовать себя.

Затем руководитель наклеивает вокруг изображения

 черные кляксы, символизирующие страхи ребенка.

Руководитель вместе с малышом называет эти

страхи (боязнь высоты, темноты, одиночества и т. д.) .

(Звучит «Симфония № 40» Моцарта)

Ребенок вырезает свое изображение и приклеивает на

 чистый лист. Вокруг него сам ребенок наклеивает

разноцветные кружочки, называя их (родители, друзья,

игрушки и т. д.) . Отрезанные кляксы-страхи

можно порвать, зарыть, закрыть в коробку.

«Храбрый полицейский»

Сюжетно-игровая импровизация.

Жил был храбрый полицейский, смелый Миша Иванов

(ФИО ребенка-актера).

(Звучит «Марш» Дунаевского из к/ф «Цирк»). Вот идет

 из сада Таня, в сумке куколку несет.

(Звучит «Шутка» Баха). Подбежали хулиганы, стали

Таню обижать, стали дергать за косички, стали куклу

отбирать! (Звучит «Шторм» Вивальди). Кто же, кто же

нам поможет, от беды нас защитит? Смелый, ловкий

полицейский нам на помощь поспешит!

 (Звучит «Полет валькирий» Вагнера) –Хулиганов

 раскидал он и в тюрьму их оттащил.

 (Звучит «симфония №40» Моцарта) Маленькую

нашу Таню он до дому проводил.

«Заяц-герой»

Музыкальная театрализация

Жил был зайчик-трусишка. Сидел он под кустиком и

всего боялся. Листик с дерева упадет – зайка трясется

 от страха, сова пролетит – заяц в обморок падает.

(Звучит муз Шуман «Дед Мороз». Дети показывают,

как зайчик боится). День боялся зайка, неделю, год.

 Но вот, надоело ему боятся. Устал, и все тут. Залез он

 на пенек, лапками замахал и закричал: «Никого я не

боюсь! » (Звучит муз. : Бетховен «Ода к радости»

Дети показывают себя храбрецами) Вдруг вышел на

полянку волк! (кукла бибабо)

Вся храбрость зайчонка сразу куда-то исчезла. Затрясся

он, прыгнул, да с перепугу прямо волк на спину угодил.

 Бросился зайка наутек (Звучит: СенСанс «Заяц», дети

бегут, а когда сил бежать больше не стало, упал он под

 кустик. Но волк тоже  перепугался этого странного зайца,

что сам на него набросился, и ушел из этого леса.

Нашли зверята нашего зайца и стали хвалить: «Какой ты

 храбрый, волка прогнал! » А заяц и сам поверил, что он

храбрец и перестал бояться. (Звучит: Бетховен

«Ода к радости»)

Замкнутость

«В гостях у белки» Психогимнастика

(Дети повторяют движения за руководителем по

 тексту стихотворения)

Чисто в домике у белки.

Дети вымыли тарелки,

Мусор вымели во двор,

Палкой выбили ковер.

Постучался почтальон –

Благородный старый слон.

Вытер ноги о подстилку:

«Распишитесь за «Мурзилку. »

Это кто стучится в двери?

Это мошки, птички, звери.

Вытирайте ножки, дорогие крошки.

Мы не станем здесь скучать,

Будем с вами танцевать! (Звучит «Камаринская»)

Вот мы топнем одной ножкой: топтоптоп,

А теперь другою ножкой.

И присядем, и привстанем,

Повторим еще разок.

Топнем правой пяткой дважды

И вперед – на носок.

Мы попрыгаем все вместе

И покружимся на месте.

«Медвежонок Бука»

Музыкальная театрализация

Жил был медвежонок. Он ни с кем не хотел дружить.

Сидел на пенечке и шишки пирамидкой складывал.

 Подбежал к нему зайчонок (СенСанс«Заяц», поздоровался:

 «Привет, Мишка». Отвернулся молча  медвежонок,  брови

 насупил, надулся. Подбежала белочка (Римский-

Корсаков «Белка», -лапку протянула: «Привет» говорит

 – «Давай дружить! ».  Отвернулся Миша. «Не нужны мне

 друзья», пробурчал он. Ежик мимо проползал, ягодкой

медвежонка  угостить хотел. … .) Миша ягоду взял и

 отвернулся. Даже «спасибо» не сказал. «Какой, все-таки,

 он бука! » удивились  зверята. Но вот подул сильный ветер.

(Вагнер «Полет  Валькирий») Белочка в дупло прыгнула,

 ежик в норку залез, зайчик под кустик спрятался. А

ветер  все сильнее  и сильнее дует.  Прямо ураган поднялся!

 Подхватил ветер  медвежонка, закружил и понес куда-то.

 Страшно мишке. Закричал он, заплакал. Хотел на помощь

позвать, но кого звать-то? Друзей ведь него нет. И вдруг

 выскочил из куста  зайка,  схватил медвежонка за лапки.

 Ежик из норки  вылез, ухватился за зайку. Белка выпрыгнула,

 Схватила ежика (дети-актеры бегут «паровозиком»). И сдался

ветер,  опустил зверят на землю. «Как хорошо, когда есть

друзья! »  подумал медвежонок. А вслух сказал: «Спасибо! ».

Теперь медвежонок изменился. Он первым здоровается

со зверятами,  всегда говорит «спасибо», «пожалуйста»

и очень любит резвиться с друзьями на лесной полянке) .

«Дождь»

Музыкальное моделирование.

  1. На улице идет серый, грустный дождь.

Мы сидим дома и смотрим в окно. Капли, как

слезки стекают по мокрому стеклу.

 (Бетховен «Мелодия слез») .

  1. Капли стучат по железной крыше, звенят по

луже во дворе. И вдруг все изменилось– мы

 услышали легкую, звонкую музыку дождя.

(Моцарт «Маленькая ночная серенада»)

  1. Нам стало так весело! Захотелось играть, плясать

 вместе с дождиком. Мы одели сапожки, взяли

 зонтики и побежали на улицу – прыгать по лужам.

 (Штраус «Трик-трак » полька)

«Волшебные нити»

Изотерапийная игра

Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов».

Ребенку предлагается нарисовать себя посередине

 листа, а вокруг изобразить тех, кого малыш хотел

бы видеть рядом с собой всегда (родителей, родных,

 друзей, домашних животных, игрушки и т. д.) . Дать

ребенку синий маркер (волшебную палочку) и

попросить соединить себя с окружающими

 персонажами линиями – это волшебные нити.

По ним, как по проводам, от любимых людей к

малышу теперь поступает добрая сила: забота, тепло,

помощь. Но и от ребенка должна идти такая же сила.

 Нити навсегда соединили малыша с теми, кто ему дорог.

 Теперь, если мама ушла на работу или друг уехал к

бабушке, беспокоиться не стоит. Волшебные нити

обязательно притянут их снова к ребенку.

«Маленький скульптор»

Лепка

Упражнение выполняется в парах. Дается задание

начать лепить из пластилина какую-нибудь фигуру,

 лучше что-то фантастическое. Через определенное

 время дети меняются фигурами, и теперь каждый

должен долепить фигуру партнера. После выполнения

 задания дети обмениваются замечаниями,

 правильно- ли понят их замысел, что они сами

 хотели бы слепить.

Эта игра развивает и закрепляет навык понимания

 и развития замысла другого человека.

Рисунок «Я в будущем»

Изотерапия

Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким

он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок,

 спросите, как он будет выглядеть, как он будет себя

чувствовать, какими будут его отношения с родителями,

братом или сестрой, с одноклассниками, с друзьями.

Упражнение позволяет осознать возможность

преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу

на будущее и уверенность в своих силах.

«У дедушки Трифона»

Дети становятся в круг, ведущий – в центре. Дети поют:

«У дедушки Трифона было семеро детей, семеро сыновей.

Они не спали, не ели, друг на друга глядели, вместе

делали вот так». Ведущий демонстрирует какое-либо

танцевальное движение, остальные его копируют.

Тот, кто лучше повторил движение, становится ведущим.

«Кукла»

Музыкальное моделирование.

  1. У маленькой девочки была кукла. Они были лучшими

 подругами: гуляли вместе, играли, засыпали.

 Но вот кукла заболела – сломалась. Девочке было

очень грустно. Она пережевала за свою больную

подругу – плакала, вздыхала над ее кроваткой.

(Чайковский «Детский альбом»: «Болезнь куклы»)

  1. Наконец с работы пришла мама. Девочка так

 ее ждала! Она попросила маму

вылечить куколку. Мама достала ножницы,

иголку, клей и стала ремонтировать

игрушку. Девочка крутилась рядом.

Она очень волновалась, но верила, что мама

поможет подружке выздороветь.

 (Чайковский «Детский альбом»: «Вальс»)

  1. Куколка стала совсем как новая! Какое

 счастье!

 (Чайковский «Детский альбом»: «Новая кукла») .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному обучению

Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в условиях оторванности от дошкольного учрежд...

Помощь детского сада родителям ребенка с ТНР

Формы поддержки родителей детей с ТНР...

"Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному обучению"

В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Иначе, отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, не ориентируются в тетради.  Допускают ошиб...

Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду

Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...

Помощь детского сада и семьи в социализации дошкольника

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты социализации дошкольников в современном обществе....