ПРОЕКТ «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству».
проект

Мякишева Татьяна Юрьевна


 

Проект "Воспитание нравсвенно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к  русскому  народному творчеству" включает в себя все виды воспитательно-образовательного процесса.Даёт  интерес к народной культуре и любовь к Родине.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №10 «Огонёк»

г.Топки

ПРОЕКТ

«Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству»

Воспитатель: Мякишева Т.Ю.

Содержание

страница

1

Краткая аннотация проекта

3

2

Обоснование необходимости проекта

3 – 6

3

Цели и задачи проекта

6 – 7

4

Основное содержание проекта

7 – 15

5

Ресурсы

15 – 16

6

Партнеры

16

7

Целевая аудитория

16

8

Этапы реализации проекта

16 – 17

9

План реализации проекта

17 - 20

10

Ожидаемые результаты

20 - 21

11

Перспективы дальнейшего развития проекта

22

12

Литература

22 - 23

13

Приложения.

24

1.Краткая аннотация проекта.

Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» рассчитан на детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.

Срок реализации – 2020-2021 учебный год.

Деятельность по реализации проекта предусматривает вовлечение всех участников образовательного процесса (педагог-родитель-дети)

Направление реализации проекта – нравственно-этическое воспитание дошкольников.

Цель проекта:формирование элементарных нравственно-этических норм и представлений у детей дошкольного возраста, развитие творческого  потенциала ребенка и создание  условий  для его   самореализации посредством приобщения к русскому народному творчеству.

2. Обоснование необходимости проекта.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» одной из приоритетных задач системы образования является обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;  воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону.

        Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт нравственного воспитания детей.

        Содержание примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н,ЕВераксы, Т.С Комаровой,                              М.А Васильевой,  в которой четко сформулированы задачи по всем образовательным областям в соответствии с ФГТ, направленные на обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников, достижение качественного дошкольного образования, предусматривает развитие и формирование социально-ценностных ориентаций детей, понятий о гуманном и негуманном поведении, умений замечать общность настроения природы и человека, сострадать человеку, животным, растениям, желаний участвовать в гуманистически направленной деятельности.                                                                                                                                                      

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы программы делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки, участвовать в охране окружающей среды.                                                                                                    

Проанализировав выше перечисленные документы, я обратила внимание на то, что проблема нравственно-этического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании  затрагивается не достаточно полно. Ведь дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных норм поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам
ребенок становиться личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Таким образом, я считаю целесообразным более активно включать в образовательно-воспитательную работу с дошкольниками приемы и методы, направленные на воспитание нравственности. Это углубит содержание педагогической работы с дошкольниками в различных видах детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, трудовой, музыкально-эстетической. Все виды детской деятельности подчинены реализации образовательных областей:  «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание»,  «Музыка», «Художественное творчество».  Мой проект предполагает интеграцию данных образовательных областей в соответствии с ФГТ.

Одним из составляющих воспитательного процесса является активное приобщение детей к народному творчеству. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г.Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность. На мой взгляд, построение программы и национально-культурные особенности региона позволяют введение дополнительных образовательных ситуаций в образовательный процесс в целях более углубленного ознакомления воспитанников  с нравственно-этическими нормами поведения через приобщение к  культуре и быту русского народа. Так как впечатления и знания, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к другим людям, природе, Родине,  являются ступенью дальнейшей успешной адаптации ребенка в социуме при общении с людьми различных конфессий.                                                                                                                                                                                                                                          

С целью реализации приоритетного направления ДОУ, наиболее полной работы по данному направлению  мною был разработан и внедрен  в систему работы проект  «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста средствами приобщения к русскому народному творчеству»,  направленный на формирование элементарных нравственно-этических норм и представлений у детей дошкольного возраста, развитие творческого  потенциала ребенка и создание  условий  для его   самореализации посредством приобщения к русскому народному творчеству.

          Нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребенком. Если это достигнуто, то ребенку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут».

3. Цели и задачи проекта

Цель проекта:формирование элементарных нравственно-этических норм и представлений у детей дошкольного возраста, развитие творческого  потенциала ребенка и создание  условий  для его   самореализации посредством приобщения к русскому народному творчеству.

Задачи:

- разработать и внедрить учебно-методический комплекс формирования нравственно-этических норм у дошкольников;

- Ознакомить дошкольников с традициями и предметами быта русского народа, приобщения к таланту и мастерству предков, их духовных и нравственных ценностей;

-сформировать предметно-развивающую среду, способствующую положительному отношению и интересу к культурно-нравственным и историческим ценностям;

- систематизировать и практически  применять современные информационно-образовательные электронные ресурсы для расширения кругозора воспитанников и распространения накопленного опыта среди педагогов и родителей.

4.Основное содержание проекта

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Вопросами нравственного воспитания дошкольников занимались   такие ученые и педагоги, как Т.И. Пониманская, В.А. Сластенин, С.А. Козлова, В.И. Ядэшко, Л.Р. Болотина, И.А. Каирова.

Идея Р.С.Буре о нравственном воспитании как о целенаправленном систематическом воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм послужила  концептуальной опорой проекта.  

          В основу моей работы с детьми по нравственному воспитанию была положена идея В.А. Сухомлинского о том, что, ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения, основанные на нравственно-этических нормах поведения.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Реализация такой системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края, народа. Современные исследования, посвященные проблемам нравственного  воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе.

Важным «помощником» при формирований условий приобщения дошкольников к народной культуре является  создание музея. Музейная педагогика, по мнению О.А.Ботяковой,  О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой,  позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников.

Новизна проекта:                                                  

-включение музейной педагогики  в образовательно-воспитательный процесс для создания условий  творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей, формирования в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности; и знакомства дошкольников с историей родной страны, своего края, русскими традициями и промыслами;                                                                                  

- создание системы интегративной организации  непосредственно образовательной деятельности,   образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной организации деятельности дошкольников;                                                                                                     -    использовании авторских мультимедийных презентаций, позволяющих  сформировать у детей целостные представления о нравственном поведении и быте русского народа;                                                                                                                    

-  использование электронных консультаций для родителей, и педагогов,  позволяющих укрепить детско-родительские отношений и распространение педагогического опыта.

Принципы построения проекта:

- принцип последовательности и регулярности в работе над проектом;

- принцип доступности: вхождение в проблемную ситуацию, доступную для понимания детьми и с опорой на их личный опыт;

-интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип интеграции подразумевает взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающие целостность образовательного процесса;- принцип индивидуального подхода: создание атмосферы сотворчества с ребенком с учетом индивидуальных, возрастных и типологических особенностей ребенка;            

  - принцип эстетической организации развивающей среды: обеспечение эмоционального благополучия и комфорта каждому ребенку;    

   - принцип сотрудничества с семьей: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

Данный  проект помогает приобщить дошкольников к общечеловеческим ценностям (дружба, гуманизм, толерантность, уважение к старшим, патриотизм и пр.), историко-культурным ценностям своего народа, общепринятым нормам поведения.

В непосредственно образовательной деятельности,   образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной организации деятельности дошкольников использовались различные методы.            

Словесные:      

  • Объяснение всегда предполагает постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития детей. При этом необходимо по ходу объяснения включать детей в процесс обсуждения, в этом случае они успешнее усваивают материал.
  • Рассказ – монологическое изложение материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.
  • Беседа – по своей сути, это разговор педагога с детьми. Сущность бесед заключается в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить детей к припоминанию уже известных им знаний и стимулировать усвоение новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Достоинства беседы в том, что она заставляет мысль ребенка следить за мыслью взрослого, в результате чего дети шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Максимально активизируя мышление, познавательная беседа служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, способствует развитию познавательных сил детей, создает условия для оперативного управления процессом познания.                              
  • Чтение, слушание, разучивание (стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок,) – направлен на художественно-эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы.Практические:
  • организация игровых ситуаций;
  • практическое манипулирование предметами;                
  • эвристический – используется для самостоятельного поиска нового, незнакомого, ранее не встречавшегося, что доставляет детям огромное удовольствие, так как дает ощущение первооткрывателя;
  • сотрудничество и сотворчество – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка;
  • метод проектов – направлен на комплексное, более глубокое изучения темы.                                                                                                                  

Наглядные:

  • Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ). Используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда.
  • Демонстрационный (рассматривание) – направлен на художественно-эстетическое развитие детей и включает в себя знакомство и рассматривание утвари, игрушек, построек, макетов, муляжей.
  • Наблюдение – используется для первичного знакомства с объектом, а так же для наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым.                                            

      Все методы используются в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и возрастных особенностей детей.

Условия реализации проекта:

  -разработка перспективного комплексно-тематического плана непосредственной образовательной деятельности в мини-музее;                                       -подбор музейного демонстрационного материала;                                                                 -подбор методической и художественной литературы;                                                   - разработка конспектов НОД, презентаций, наглядно-демонстрационного, раздаточного и дидактического материала с применением ИКТ;                                                                          -включение родителей в реализацию проекта.

Формы работы с детьми:

непосредственная образовательная деятельность, развлечения, выставки детских работ, художественно-продуктивная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания;                                                                                                               - «Мастерская» -совместное оформление выставок;                                                      - праздники и досуги;                                                                                                    - дни открытых дверей;                                                                                                             - индивидуальные и групповые консультации.                                                                  - использование электронных консультаций для родителей, и педагогов,  позволяющих укрепить детско-родительские отношений и распространение педагогического опыта. Для реализации программы необходима тесная плодотворная связь с семьей. Целью данной работы с родителями является организация сотрудничества родителей и педагогов для успешного интеллектуально-творческого развития ребенка.

Формы работы с педагогами:

консультации (в том числе через интернет), открытые занятия,  мастер-классы, конкурсы поделок, анкетирование.

                                                          Средства:                                                                                                                  Мини-музей, пособия,  средства наглядности, учебно-технические средства,  ИКТ,  диагностический инструментарий, канцелярские принадлежности,  настольные  и дидактические игры, прикладные  игрушки.

Особую значимость в дошкольном возрасте приобретают моральные качества, которые реализуются преимущественно в просоциальном поведении, т.е. в поведении в пользу другого. Основным носителем этих качеств и их ценителем является для ребенка взрослый. Поэтому основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта и для которых данный проект предназначен, являются, дети среднего и старшего дошкольного возраста, их родители (законные представители) и педагоги дошкольного образования. Предлагаемое мною взаимодействие обеспечивается целенаправленным, активным включением всех участников образовательного процесса в развитие нравственного поведения. При помощи мини-музея организую ситуацию поиска, исследования; дети учатся размышлять, наблюдать, анализировать, оценивать свои действия и поступки.  Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.), которые  дают основную учебную информацию в виде чувственных образов, а слово педагога помогает их формированию и воспроизведению. «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются. Народно-прикладное искусство является живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности. Проводимая в мини-музеи работа — неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.После непосредственной образовательной или самостоятельной деятельности детей в музеи необходимо создать условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству. Возможность сделать что-то подобное своими руками с помощью воспитателя или родителей помогает почувствовать свою сопричастность к истории народа, помогает развитию эмоциональной сферы ребенка, его творческой деятельности. Работы, выполненные своими руками, превращаются в ценные экспонаты музея, подарки для родителей и младших дошкольников, что является важным воспитательным средством, формирующим нравственные позиции.                                                                

С.И.Гин писал: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет  и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка». При этом обязательна опора на психофизиологические особенности ребёнка и учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

5. Ресурсы

Для реализации педагогического опыта необходимо следующее ресурсное обеспечение:

1. Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов

регламентирующего характера.

2.Кадровые ресурсы:воспитатели; специалисты сопровождения –учитель-логопед, музыкальный руководитель.

3.Научно – методические ресурсы:программа «От рождения до школы»программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, перспективно-календарные планы  для старшего дошкольного возраста, составленные с учётом ФГТ,  контрольно-оценочный материал,  методическая литература, публикации (обмен и распространение опыта), современное учебное оборудование (оснащение учебно-развивающей среды), использование ИКТ (современные педагогические технологии).

4.Материально-технический ресурсы:  наличие оснащенной  материально-технической базы ДОУ  для развития творческих способностей,  мини-музей народного творчества как творческая лаборатория по применению информационно-коммуникационных технологий и разнообразных средств для развития творческих способностей и нравственного воспитания, фонотека музыкального оформления НОД, дидактический и наглядный материал с учетом регионального компонента,  уголки родного края в группах ДОУ.

5.Информационные ресурсы: сеть интернет, использование печатной продукции (газета, памятки, буклеты, информационные стенды).

7. Партнеры.

- участники образовательного процесса учреждения.

- социальные партнеры: школа, станция юных натуралистов, станция юных техников.

8. Целевая аудитория.

Проект рассчитан на детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.

9. Этапы реализации проекта.

I подготовительный этап (2020-2022уч.г.)

  1. Анализ состояния работы по нравственно-этическому воспитанию.
  2. Изучение новых нормативно-правовых документов, современных педагогических технологий, позволяющих практическое внедрение проекта, оценка возможности их применения в воспитании детей.
  3. Разработка механизма реализации проекта.
  4. Разработка программно-методического обеспечения.
  5. Анализ результатов анкетирования родителей и педагогов.
  6. Разработка модели выпускника.
  7.  Разработка контрольно-измерительного материала  (диагностические карты обследования сформированности нравственно-этических норм).

II практический этап (2020-2022 уч. г.)

  1. Создание художественно-творческой среды в группе, организация мини-музея прикладного творчества.
  2. Диагностика сформированности нравственно-этических норм у воспитанников.
  3. Внедрение  информационно-компьютерных технологий, как часть образовательных ситуаций.
  4. Включение в работу банка игр и упражнений, направленных на формирование доброжелательного отношения к окружающим, знакомство с декоративно-прикладным искусством.
  5. Совместная работа с родителями: выпуск плакатов, газет, совместных рисунков, внедрение компьютерных консультаций, родительские собрания, клубы, круглые столы.

 III аналитический этап (2021-2022уч.г.)

  1. Итоговая  диагностика детей по нравственно-этическому развитию, сравнение полученного результата с ожидаемым.
  2. Анкетирование родителей и педагогов с целью изучения эффективности внедрения проекта.
  3. Систематизация накопительного материала.
  4. Вывод и корректировка проекта.

9. План реализации проекта.

Этапы реализации

 проекта

Форма работы

Содержание

Сроки исполнения

I этап подготовительный (2020-2021уч.г.)

Изучение нормативно-правовых документов, современных педагогических технологий

Оценка возможности их применения к данному проекту

Сентябрь – октябрь

Анкетирование родителей и педагогов

Определение социального запроса по проблеме нравственного воспитания. Выявить уровень нравственно-этического воспитания в семье.

Октябрь

Мониторинг по разделам программы «Детство»

Область социализация, коммуникация, познание, художественное творчество.

2 раза в год: сентябрь, май.

Диагностика социально-нравственного развития дошкольника.

(по программе «Дружные ребята» Р.С. Буре)

Определение степени нравственных норм поведения детей

сентябрь-октябрь

Консультации для педагогов

«Сущность нравственного воспитания»,

«Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики».

Ноябрь

Декабрь

Расширение развивающей среды в группе.

Подбор методической литературы по созданию мини-музея.

Сбор экспонатов мини-музея.

Октябрь-ноябрь.

Круглый стол

Нравственное воспитание: актуальные проблемы и пути их решения.

Февраль

Открытое мероприятие

«Праздник русского валенка»

Март

II этап       практический (2020-2021 уч. г.).

НОД с детьми старшего дошкольного возраста

 «Наши добрые дела»

«Дружба начинается с улыбки»

Октябрь – апрель

Консультация для педагогов

«Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений с помощью игр»

«Использование средств ИКТ в образовательной деятельности  дошкольников»

октябрь

Мини-музей

НОД (Приложение 1)

Досуг с родителями: «Как на Руси чай пили».

Конкурс: «Русский кокошник».

Художественно-творческая деятельность: «Золотая Хохлома», «Голубая Гжель», «В гостях у Дымки».

ноябрь

Консультация

для родителей

«Уроки вежливости и красоты»,

«Основные пути и условия формирования нравственности ребенка в семье»

Январь

Февраль

Открытые мероприятия

 «Капустник»

«Праздник Русского платка»

Октябрь

Декабрь

Выступление на педагогическом совете

«Мини-музей в детском саду»

ноябрь

Театральная неделя

«Русские народные сказки»

март

Диагностика по разделу программы «Детство»

Речевое развитие.

Обучение грамоте

сентябрь, май

Родительская школа

«Нравственное воспитание ребенка в семье»

март

Оформление творческого альбома

«Наши добрые дела»

март

III этап аналитический (2021-2022уч.г.).

Диагностика

Уровень развития нравственно-этического воспитания в рамках реализации проекта

апрель

Мониторинг по разделам программы «Детство»

Область социализация, коммуникация, познание, художественное творчество.

2 раза в год

Анкетирование родителей и педагогов

Определение эффективности внедрения проекта.

Методические рекомендации

«Игры для развития »

апрель

10. Ожидаемые результаты.

Модель выпускника.

Выпускник ДОУ, прошедший через реализацию инновационного проекта – это человек с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способный к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми;

  • осознает нравственные ценности, имеющий интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих),   любящий и желающий сберечь и преумножить все это;
  • умеет устанавливать причинно-следственные связи;
  • умеет соотносить свои устремления с интересами других людей;
  • умеет с уважением относиться к ценностям (этническим, личностным, профессиональным) других людей;
  • умеет получать необходимую информацию в общении;
  • умеет выслушать другого и прийти к общему решению;
  • умеет вести диалог со взрослыми и сверстниками.

Модель педагога.

  • педагоги повысили уровень профессиональной компетенции по развитию и воспитанию нравственно-этических норм у детей старшего дошкольного возраста.
  • педагоги мотивированы к созданию условий для реализациипедагогического опыта путем создания мини-музеев в группах.

Модель родителя.

  • родители понимают важность нравственного воспитания детей, как одного из главных компонентов,  являющихся ступенью дальнейшей успешной адаптации ребенка в социуме.
  • родители овладели практическими знаниями и умениями, которые могут применять в общении с детьми.
  • родители осознают важность общения с детьми.

11. Перспективы дальнейшего развития проекта.

 Проблема нравственного воспитания  актуальна, особенно на сегодняшнем этапе детского развития, поэтому предполагается дальнейшая работа реализации проекта, совершенствование новых форм и методов в работе со всеми участниками образовательного процесса.

Краткосрочные перспективы развития проекта:

1.Начало процесса  формирования у воспитанников элементарных  правил нравственного поведения, навыков культурного общения.

2. Вовлечение в образовательный процесс родителей воспитанников.

Долгосрочные перспективы развития проекта:

1. Распространять опыт использования эффективных форм и методов в воспитании нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста, используемый педагогами ДОУ среди педагогов дошкольных образовательных учреждений города.

2. Обработать  результаты реализации проекта, внести дополнения, поправки в случае нерешенных или побочных проблем.

3. Создать методические рекомендации для внедрения данной модели в практику работы дошкольного учреждения, публикации в отраслевых изданиях.

4. Расширить целевую аудиторию, включив в процесс воспитанников младшего дошкольного возраста.

13. Литература

1.  Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети. -  М., 1985.

2.  Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду.   – М.: Айрис-пресс, 2008.

3.  Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Буре Р. С.,                  ГодинаГ. Н., Шатова А. Д.  и др.; под ред. Виноградовой А. М.. М.:                                                        Просвещение, 1999.  

4.  Громыко Ю. В. Национальная доктрина развития образования России:  Проект Общероссийского общественного движения «Образование – будущее России» / Громыко Ю. В., Н. Г. Алексеев, Л. В. Бабух, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Ю. Б. Зотов, М. П. Карпинко, Ю. В. Крупнов, Н. Д. Никандров, В. М. Платонов, В. А. Поляков, В. В. Рубцов, И. М. Рукина, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков. (третий вариант). – М., 1999.

5. «От рождения до школы»: Примерная основная общеобразовательная программа                             дошкольного образования/ Н.Е.Вераксы; Т.С.Комаровой;М.А.Васильевой.

6.  Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.– СПБ.: Детство-Пресс, 1999.

7.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

8.   Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

                








































































































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "«Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству»

Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» рассчитан на детей среднего и старшего дошкольного возраста.Сро...

Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» .

Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» рассчитан на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Срок ...

Проект на тему: "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке".

,,Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого  можно открыть эти истоки,...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к русским народным традициям

В современных условиях становится актуальной проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням,  к своим традициям.На...

Долгосрочный проект «Путешествие в сказку» Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке

         Дошкольники недостаточно знают русских народных сказок, в домашних условиях из-за занятности, родители мало уделяют чтению книг детям или читают литературу не ...