сказка на ладошке
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Консультация для педагогов
«Сказка на ладошке»
Подготовила: воспитатель
Чупакова М.Е.
Мирный
2022г
Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности у педагогов по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста».
О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.
Пальчиковые игры - первые игры, с которыми знакомится ребёнок. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что, в свою очередь, имеет важное значение для развития внимания, памяти, мышления, речи, а в дальнейшем способствуют формированию письма.
Пальчиковая гимнастика:
1. Развивает речь.
Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.
2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.
5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!
6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.
Пальчиковые игры на основе сказок позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр. Он помогает не только развивать мелкую моторику, умение управлять пальчиками, но и будет способствовать развитию речи, памяти, воображения. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить.
Приведу некоторые примеры пальчиковых игр:
1.Под этот стишок можно загибать по очереди пальчики малыша или же перебирать их, слегка массируя:
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
2.Упражнения с пальчиками с проговариванием слов, поочередным перебиранием пальчиков:
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный, и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики друзья –
Друг без друга им нельзя.
В это время можно посчитать все пальчики, слегка помять, сделав своего рода зарядку для каждого пальчика в отдельности.
3.Мой мизинчик, где ты был?
С безымянным щи варил,
А со средним кашу ел,
С указательным запел.
А большой меня встречал
И конфеткой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Ребенок разгибает пальцы и начинает новую игру или повторяет эту
4. Инсценирование потешки:
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
5. Инсценирование потешки:
Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Дети правой рукой загибают пальцы левой руки по очереди, начиная с большого.
6.Потешка «По грибы».
Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца:
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот веток натаскал,
Этот пальчик все поел,
Оттого и потолстел.
7.Пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур кистью и пальцами рук.
Помощник.
Топором дрова колю(1)
А потом пилой пилю(2)
Отнесу их бабушке
Чтоб испечь оладушки (3)
- имитируем движение топора, двигаем вместе ладошками вверх – вниз.
- имитируем движение пилы, движение ладошками вперед-назад.
- Показываем ладошки
- Хлопаем ладонями друг о друга.
8.Надо спать.
А кто не лег в кроватку?(1)
А кто не хочет спать?(2)
Такого непослушного
Я буду щекотать.(3).
(1)Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).
(2) Переворачиваем руки на другой бок.
(3)Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.
8.Пальчики.
Жили – были на одной поляне пять братьев – пальчиков. Большой пальчик был самым умным и серьезным, все его слушались и относились к нему с уважением. Указательный пальчик был сорванцом. Он все время что-то ковырял, лез, куда не следовало. Средний пальчик был самым высоким и смотрел на всех свысока. Безымянный пальчик был ворчуном, наверное, потому, что ему так и не дали имени. А самым маленьким был Мизинчик и все его любили. При рассказывании сказки взрослый показывает ребенку пальчик, о котором идет речь
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.
Литература:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
- Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка на ладошке
Тема нашей выставки «Пасхальные сувениры» Выбирая эту - тему мы руководствовались, тем чтобы познакомить детей с разнообразием узоров, которые можно нанести на такой хрупкий предмет как яйцо. Совм...
Проект "Сказка на ладошке"
Данный проект разработан для детей группы компенсирующей направленности с ТНР....
Презентация "Сказка на ладошке"
Данная презентация вовлекает детей в интересный мир сказки «Колобок» и помогает непринужденно в игровой форме укрепить мышцы рук и активно воздействовать на уровень развития речи....
Мастер-класс по изготовлению театра рукавичек «Сказка на ладошке»
Как приятно сделать пособие своими руками, а еще и недорого, да и по плечу даже ребенку! Предлагаю вашему внимнанию пошаговый мастер-класс по изготовлению театра рукавичек. Творческих успехов!...
«Боди-арт - искусство рисования на теле, или сказка на ладошках.»
Решение проблемной ситуации – как сохранить работы выполненные в технике боди-арт....
Проект "Сказка на ладошке"
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным? Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Именно в процессе т...
Статья «Сказка на ладошке»
laquo;Сказка на ладошке»: пальчиковый театр как средство коммуникативного развития детей дошкольного возраста...