Инклюзивное образование в детском саду
статья
Детей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями с каждым годом становится больше, следовательно, вопрос внедрения инклюзивного образования становится как-никак кстати.
Развитие дошкольного образования в направлении гуманизации требует системных изменений, которые реализуются благодаря воплощению инклюзивных ценностей. Важно, чтобы изменения и обновления детских садах не заканчивались на внешнем «улучшении», а учитывали следующие аспекты:
- общая психологическая атмосфера заведения;
- система взаимоотношений между педагогами, детьми и родителями;
- внимание к каждому ребенку;
- возможность участия общества в развитии заведения и тому подобное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie_v_detskom_sadu.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование в детском саду
Детей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями с каждым годом становится больше, следовательно, вопрос внедрения инклюзивного образования становится как-никак кстати.
Развитие дошкольного образования в направлении гуманизации требует системных изменений, которые реализуются благодаря воплощению инклюзивных ценностей. Важно, чтобы изменения и обновления детских садах не заканчивались на внешнем «улучшении», а учитывали следующие аспекты:
- общая психологическая атмосфера заведения;
- система взаимоотношений между педагогами, детьми и родителями;
- внимание к каждому ребенку;
- возможность участия общества в развитии заведения и тому подобное.
Как организована инклюзия в детских садах
Содержание
1 Как организована инклюзия в детских садах
2 Задачи ИО (инклюзивного образования) в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении)
3 Инклюзивные ценности в системе образования
4 Особенности законодательства об инклюзивном детском саду в РФ
5 Проблемы внедрения инклюзии в ДОУ РФ
Если родители здоровых детей воспринимают детские сады, как место, где их дите может поиграть и пообщаться со своими сверстниками, то для родителей «особенных» детей ДОУ с инклюзией может стать местом, где их чадо будет социально адаптироваться и интеллектуально развиваться.
Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.
Три условия инклюзивного образования в ДОУ:
- Доступ — дети имеют доступ ко всем возможностям обучения, мероприятиям и опыту.
- Участие — дети осмысленно включены в повседневную жизнь.
- Поддержка — инфраструктура и программная поддержка используются для привлечения к работе семей, учителей и персонала.
Задачи ИО (инклюзивного образования) в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении)
Основные задачи создания инклюзивного образовательного пространства в учреждении дошкольного образования:
- попечительства организационной культурой заведения;
- реализация инклюзивного образовательной политики на уровне учреждения (внутренние нормативные документы);
- обогащение инклюзивными подходами существующей практики организации образовательного процесса.
Инклюзивные ценности в системе образования
Инклюзивные ценности — это социально одобряемые представления и подходы, обеспечивающие следующие цели инклюзии:
- возможность успешного обучения и развития всех детей по месту жительства;
- поддержку различий между детьми и взрослыми как образовательный ресурс;
- помощь каждому чувствовать себя частью целого;
- содействие развитию творческой инициативы детей, родителей, педагогов;
- сопоставления украинского образования с мировыми реалиями образования.
Такой подход требует изменения ряда приоритетов в работе на основе ценностей, среди которых:
- структурные ценности — равенство всех участников образовательного процесса, обеспечение прав каждого, опора на общество, обеспечение устойчивого развития;
- ценности, связанные с взаимоотношениями — уважение к разнообразию, отсутствие насилия, доверие, сочувствие, честность, мужество;
- моральные качества — доминирование радости в заведении, любовь и уважение друг к другу, надежда и оптимизм, искренность в отношениях, красота в окружающей среде.
Они нашли свое отражение в индикаторах индекса инклюзии, а индикаторы детализируются конкретными вопросами. Включить ту или иную ценность в практику учреждения дошкольного образования для насыщения жизни заведения новым содержанием можно только благодаря ее обсуждению с работниками, родителями, а в некоторых моментах — и с детьми.
Насколько дети-инвалиды после инклюзивного ДОУ адаптированы к жизни:
- Воспитанники с инвалидностью, которые «включены» в общеобразовательные учреждения, чаще проявляют позитивное социальное и эмоциональное поведение, чем их сверстники в ограниченных условиях.
- Воспитанники, обучающиеся по программам включения в ранние годы, скорее всего, продемонстрируют более активное социальное взаимодействие со всеми сверстниками, меньшее чувство стигматизации и внушительные успехи в учебе.
- Более высокие ожидания в конечном итоге приводят детей-инвалидов к достижению большего, завоеванию уверенности и независимости и развитию более сильного чувства собственного достоинства.
Как обычно-развивающиеся дети выигрывают от инклюзии в ДОУ:
Типичные сверстники развивают уверенность в себе и лидерские навыки, поскольку они становятся объектом подражания для своих сверстников с ограниченными возможностями. Они также демонстрируют:
- более позитивное отношение к сверстникам;
- повышение социальных навыков (например, инициирование взаимодействия, переговоры);
- чувство справедливости, сострадания и толерантности;
- моделирование как про социального, так и академического поведения для сверстников с ограниченными возможностями.
Особенности законодательства об инклюзивном детском саду в РФ
На территории Российской Федерации официально зафиксировано порядка 2 миллионов детей-инвалидов разной категории. Весь спектр положений, на которых базируется внедрение инклюзивного образования в ДОУ, закреплены в Федеральных документах.
Правительство РФ десять лет назад подписало Конвенцию ООН «О правах инвалидов», в статье 24 которой говорится, что каждый ребенок-инвалид имеет право на участие в образовательном процессе вне зависимости от уровня его знаний и этапа обучения.
В Конституции РФ указано, что все граждане России между собой равны в правах и свободах. Следовательно, Конституция не допускает дискриминации, вне зависимости от социального статуса, состояния здоровья, особенностей личностей и иных факторов.
В 2011 году правительство рассмотрело и подписало программу «Доступная среда», в рамках которой проводится интеграция детей с ограниченными возможностями с социумом.
С 2014 года инклюзивное обучение начали активно внедрять не только в общеобразовательные заведения, но и в дошкольные заведения. Цель данного решения – адаптация, социализация, обучение и поддержка детей с ограниченными возможностями на всем жизненном пути: начиная с дошкольного возраста и заканчивая трудоустройством.
В 2018 году в Москве зарегистрировано 96 детских садов, в которых используют систему инклюзивного и интерактивного образования. В каждом крупном городе сейчас проводится работа по запуску как можно больше ДОУ с инклюзивной направленностью работы.
Ссылки на правовые акты:
- http://www.edu-open.ru/Portals/0/Federal/MON-pr-4154_ot_30.06.2016.pdf;
- http://www.edu-open.ru/Portals/0/Federal/VK-1074_07_ot_23.05.2016.pdf;
- http://www.edu-open.ru/Portals/0/Federal/%d0%92%d0%9a-1788_07-%2011.082016.pdf;
- http://www.edu-open.ru/Portals/0/Federal/VK-1788_07_ot_11.08.2016.pdf;
- http://www.edu-open.ru/Portals/0/Federal/federalnyy_zakon_rossiyskoy_federacii_ot_29_dekabrya_2012_g_kopiya.doc;
- http://www.edu-open.ru/Portals/0/Documents/law16.doc;
- http://www.edu-open.ru/Portals/0/Documents/law/enviroment.doc;
- http://www.edu-open.ru/Portals/0/Documents/28.docx;
- http://www.edu-open.ru/Portals/0/Federal/o_ratifikacii_konvencii_o_pravah_invalidov.doc.
Проблемы внедрения инклюзии в ДОУ РФ
Существует ряд проблем внедрения модели инклюзивного образования в ДОУ, среди которых:
- Отсутствие в НПБ таких данных, как: численность воспитанников в инклюзивных группах; порядок и размеры финансирования сотрудников; набор педагогического, воспитательного и медицинского персонала.
- Дефицит узкопрофильной методической литературы.
- Дефицит финансирования ДОУ для проведения модернизации заведений в целом.
- Отсутствие у воспитателей и педагогов психологической готовности, опыта и навыков работы с детьми-инвалидами.
- Неготовность родителей к внедрению инклюзии и ДОУ.
Несмотря на проблемы, инклюзия в ДОУ имеет свое будущее, так как она позволяет социально адаптировать детей с ОВЗ с дошкольного возраста, развить их независимость и самостоятельность, а также равноправное восприятие их в обществе.
Ссылка на источник: https://autizmy-net.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-dou/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС.
Инклюзивное образованиес требованиями ФГОС...
Инклюзивное образование в детском саду
На современном этапе дошкольного образования уделяется большое внимание инклюзии в ДОУ. Но многие педагоги, а в основном и родители, даже не слышали о понятии "инклюзивное образование". Поэтому в данн...
Презентация об инклюзивном образовании в детском саду
Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивн...
Статья: «Разные возможности – равные права». неделя инклюзивного образования в детском саду.
Статья в газету о проведении недели инклюзивного образования в детском саду....
Консультация для логопедов "Наглядные средства обучения с использованием лэпбука в системе инклюзивного образования в детском саду"
Инновационные процессы, происходящие в современной образовательной практике, в частности развитие инклюзивного образования, предоставляющего возможность получать образование детям с ОВЗ в общеобразова...
Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...
Инклюзивное образование в детском саду
Материал будет полезен педагогам работающих в детском саду с воспитанниками ОВЗ и инвалидностью....