Описание опыта работы по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста»
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Практика обучения показала, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка. Игровое обучение — это форма образовательного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности..
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и ФГОС к обновлению содержания дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей. В связи с этим меня заинтересовала проблема: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников, с целью изучения актуальности и эффективности, использования системы дидактических игр и упражнений, направленных на повышение качества математической подготовленности к школе.
Цель:
Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить специальную литературу по теме.
2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы, дополнив математический центр новыми играми.
3. Разработать и внедрить перспективный план использования игр с математическим содержанием.
4. Составить картотеку дидактических игр для формирования элементарных математических представлений.
5. Вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования дидактических игр.
6. Определить эффективность перспективного плана по использованию дидактических игр с математическим содержанием в работе с детьми.
7. Формирование устойчивой познавательной мотивации у старших дошкольников через активные формы и методы обучения.
8. Воспитание у дошкольников активности, любознательности, стремления достичь результат самостоятельно.
Новизна данного опыта заключается в комбинировании известных методик посредством использования дидактических игр и упражнений, игрового занимательного материала с дошкольниками, с целью достижения желаемого результата, используя инновационные формы и методы обучения (квест-игры , интерактивные игры, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, побуждающих к творческим действиям).
Прежде чем приступить к работе над данной темой, я провела анализ психолого-педагогической литературы по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста.
Изучая новую педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей.
При организации предметно-развивающей среды в группе я руководствовалась Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), где чётко определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, обеспечить условия развития детской инициативы. Приложение (фото развивающей среды) С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован Центр математики «Сосчитай-ка», состоящий из развивающих и занимательных игр математического содержания по всем разделам ФЭМП Приложение №1, а также игровой занимательный материал: палочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо». Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. Материал, находящийся в математическом центре, разнообразный. Это и сюжетные картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты измерительные приборы и инструменты: весы, мерные стаканы, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур. Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом центре способствовало усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживала внимание детей и привлекала их к выполнению разнообразных заданий.
В процессе игры на занятиях, я использовала не только занимательный материал, сделанный мною, а также использовала бросовый материал: кубики, пуговицы, прищепки, кегли, шишки, желуди, фишки, овощи, фрукты и т.д.
Мною был разработан цикл занятий по математике, на которых дети знакомились с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения. Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений (Приложение 2,3,4) способствовали прочному овладению знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Изучив, педагогические технологии, я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях. На занятиях использовала как коллективные ответы, так и индивидуальные, при этом предлагала рассуждать вслух, объясняя способ решения, создавая тем самым хорошие условия для самостоятельности.
Так же в самостоятельной деятельности детей использовала математические игры с экономическим содержанием. Они направлены на ознакомление детей с экономическими понятиями, категориями, законами, с учётом психолого-физиологических особенностей дошкольников.
В процессе работы заметила, что детей увлекают занятия в виде путешествий (квестов), в ходе которых дети сталкиваются с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывают как с ними справляться и в конце находят клад. (Приложение №5)
В работе по ФЭМП также использую метод проектов, который был интересен и полезен не только детям, но педагогам, и их родителям, так как он дал возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении определенных задач.
Совместно с детьми и родителями были подготовлены и реализованы следующие проекты: Проект «Путешествие в страну Экономика», Детско-родительский проект «Наш семейный бюджет» Приложение №6,7.
Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду, родители и дети закрепляли дома. Знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения. Приложение №8. Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Оформляла папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам программы и возрастам с содержанием игр.
С целью распространения опыта работы среди педагогов ДОУ мною был предложена консультация на Семинаре-практикуме для воспитателей:
"Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Приложение №9
В результате систематической и углубленной работы по развитию математических представлений у детей в процессе использования дидактических игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития детей.
Опыт работы показал, что использование игровых форм на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу.
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2016г.
2. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М., 2002.
3. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. – М., 1987.
4. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.
5. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996.
6. Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.
7. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. – М., 2005.
8. Аргинская И.И. Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005 г.- 32 с.
9. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002. - №8. – С.30-39
10. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит.Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.
11. Бильчугов Л.Ф. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6-7 лет. 1978.
12. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М., 1989
13. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб.пос. – М., 1974
14. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н., Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.
15. Носова Е.А. «Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». – Л.: 1990г. Стр.47-62.
16. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: Практическ. Курс математики для дошкольников. – М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование умения разрешать конфликтные ситуации в самостоятельной игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
В работе редставлен опыт работы по работе со старшими дошкольниками на умение разрешать конфликтные ситуации....

Игра-занятие по формированию элементарных математических представлений «Путешествие по следам Бременских музыкантов» для детей старшего дошкольного возраста
Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, в котором в игровой форме закрепляем счет до 9, сравниваем два множества, расширяем пространственное представления, закрепляем знан...

Описание опыта работы по теме «Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность»
Описание опыта работы по теме«Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность» ...
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование элементарных математических представлений в старшей группе, посредством использования дидактических игр и упражнений»
Формирование у детей интереса к математике, с помощью интересных заданий и игр, развитие у них внимания, сообразительности. ...

Тема: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста»
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...
Консультация на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста»
Консультация на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста"...