Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в ДОУ
статья
Социализация детей с ОВЗ является одной из важнейших проблем. Главная проблема таких детей заключается в ограниченной мобильности, недоступности ряда культурных ценностей, в нарушении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой,а иногда и просто элементарного образования.
Задачей психолога в социализации детей с ОВЗ является вовлечение их в детский коллектив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в ДОУ
Педагог-психолог Сафонова М.В.
В нашем современном мире очень часто стало встречается такое понятие, как ОВЗ, так, что же это за аббревиатура. Итак, будем разбираться. ОВЗ – это ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии,как физические,так и психологические. Детям с ОВЗ необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.
В настоящее время решается много задач по оказанию коррекционно-развивающейпомощи детям с ОВЗ. Ведь подход к воспитанию и обучению детей данной категории несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников, теперь является необходимостью разработка коррекционно-развивающих программ, которые помогут педагогам, воспитателям и родителям развивать детей с ОВЗ разносторонне.
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной реабилитации, основная цель которой - успешная социализация и интеграция в общество.
Какие дети относятся к категории ограниченные возможности здоровья:с расстройством поведения и общения, с нарушениями слуха,с нарушениями зрения,с тяжелыми нарушениями речи,с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с отсталостью умственного развития,с задержкой психического развития.
В системе образования за последние годы произошли изменения, существенные и очень важные и всё это с той целью, чтобы обеспечить доступность образования различными категориями детей, в том числе сОВЗ.
Основной целью любого образовательного учреждения является социализация детей ивоспитание, а также подготовка к учебной деятельности.
Как показывает практика, у тех детей с ОВЗ, которые раньше интегрируют в группу с нормально-развивающимися детьми, тем быстрее они усваивают нормы и правила общественного поведения.
Инклюзия в детских образовательных учреждениях – этопервый шаг, к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение образования.
Задача инклюзивного образования в ДОУ – выстроить систему, котораяудовлетворит потребности детей с ОВЗ.
Социализация детей с ОВЗ является одной из важнейших проблем. Главная проблема таких детей заключается в ограниченной мобильности, недоступности ряда культурных ценностей, в нарушении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой,а иногда и просто элементарного образования.
Задачей психолога в социализации детей с ОВЗ является вовлечение их в детский коллектив. В дошкольном возрасте необходимо сформировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, перед психологом и педагогами стоит задача обучить ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Данная задача может быть решена при тесномвзаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, специалистов и родителей, для детей с ОВЗ создать условия благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей иособенностей. В работе с такими детьми очень важен правильный подбор приёмов и методов,адаптация, ранняя диагностика и наблюдение за ребенком с ОВЗ, подбор индивидуальных планов развития.
В работе педагога-психолога ключевыми направлениями работы с детьми с ОВЗ являются диагностическая, развивающая и коррекционная работа, а так же консультативная и профилактическая работа с родителями и педагогами.
В качестве источников диагностического инструментария можно использоватьабсолютно разнообразные научно-практические разработки,в том числе Е. А. Стребелёвой, С. Д. Забрамнойи др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком с ОВЗ заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Качественные показатели, характеризующиеповедение ребёнка и его эмоциональную сферу:
- реакции на ситуацию обследования;
- особенности контакта ребёнка;
- реакции на неудачи;
- реакции на одобрение;
- реакции на результат;
- эмоциональное состояние во время выполнения заданий.
Качественные показатели, которые характеризуют деятельность ребёнка:
- понимание инструкции;
- наличие и стойкость интереса к заданию;
- характер деятельности (целенаправленность и активность);
- самостоятельность выполнения задания;
- работоспособность;
- темп и динамика, особенности регуляции деятельности;
- организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребёнка: особенности восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, особенности моторной функции.Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы.
Педагог-психолог должен в обязательном порядке выполнять задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, личностных характеристик ребёнка.
В соответствии с особенностями развития ребёнка с ОВЗ педагог-психологобязательно должен определить направления и средства коррекционно-развивающей работы, её продолжительность и периодичность цикла занятий. Так же очень важной задачей является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.
Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Есть разнообразные методические рекомендации для родителей тех детей, у которых стоит диагноз ОВЗ: «Как вести себя с маленьким упрямцем», «Если в семье ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», «Во что играть с особым ребёнком и как найти подход» и др.
Самым важным условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность специалиста, педагога: такт, деликатность, оказание помощи ребёнку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и др.
На консультациях с педагогами и родителями проводятся совместные обсужденияработы и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, обязательно учитываются все рекомендации по преодолению возможных проблем в работе с детьми с ОВЗ.
Одной из главных целей в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является разработка программы и инструментария сопровождения таких детей, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию.
Мы с вами в ответе за наших детей и должны прилагать максимум усилий, чтобы дети с ОВЗ могли социализироваться, найти себя, не ощущать себя изгоями в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.Т.5.Основ дефектологии / Под ред.Т.А.Власоой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с. – (Акад.пед.наук СССР).
- Журнал. Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. - №3. – с.130-136
- Избранное. Лучков В.В. и Певзнер М.С. Значение теории Л.С.Вготского для психологии и дефектологии. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1981 №4 – с.60-70.
- Инклюзивное образование: теория и практика [Текст]: сборник материалов международной научно-практической конференции /отв. ред. О.Ю. Бухаренкова, И.А. Телина, Т.В. Тимохина. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2016. – 955 с.
- Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / И.Ю.Левчено, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольска и др.: Под ред.И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной – М.: Изд.центр «Академия», 2003. – 320 с.
- Пугачёв А.С. Инклюзивное образование // Молодой учёный. – 2012. - №10. – с.374-377.
- https://pandia.ru/text/85/479/90086.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"
07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово" ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме: " Использование наглядности и ди...
Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья при осуществлении инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
В данной статье дается первоначальное представление о процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при осуществлении инклюзивного образования в дошкольных образ...
Консультация для педагогов ДОУ «Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования»
Повышение психолого - педагогической компетенции педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в ДОУ. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья сред...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...
Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном воспитатльно-образовательном пространстве
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ Составила: социальный педагог, Никитенкова Вероника Владимировна...
Инклюзивное образование в дошкольном образовании как новый подход к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Содержание дошкольного...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2021-2022гг
Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в современной системе инклюзивного образования. Первый опыт социализации дети получают в детском са...