Обобщение опыта работы по внедрению программы «Вдохновение»
статья (средняя группа)
В статье представлен описание работы инновационной площадки по внедрению основной образовательной программы дошкольного образования "Вдохновение" г.о. Шуя Ивановской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_po_vnedreniyu_programmy_vdohnovenie.docx | 142.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – Детский сад № 2» Ивановской области г.о. Шуя
Педагог высшей квалификационной категории:
Шутова Екатерина Александровна
Обобщение опыта работы по внедрению программы «Вдохновение»
Шуя, 2022год
С сентября 2021 года МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 2» стал инновационной площадкой по внедрению основной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение».
Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о развитии ребенка, ставит ясные цели и предоставляет выверенные педагогические инструменты для их достижения. Программа поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка.
Одна из главных идей программы «Вдохновение» - спокойное уважительное взаимодействие при работе с воспитанниками.
Задача педагога, на сегодняшний день, научить ребёнка свободно ориентироваться в неопределенном, изменяющемся окружающем мире и адаптироваться к нему, быть способным к самостоятельной постановке и решению проблем. Кроме этого, важны надежные ценностные ориентиры, высокая психологическая устойчивость в современном мире, убежденность в своих силах и высокая мотивация на достижение своих целей.
Образовательная программа "Вдохновение" предоставляет возможности для решения этих важных современных задач, предлагает платформу для индивидуализации дошкольного образования.
Программа основана на сотрудничестве детей и взрослых, на поддержке детской инициативы, на признании за ребенком права на участие в принятии решений, на учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, на вовлечении родителей в образовательный процесс. В образовательной деятельности по программе «Вдохновение» реализуется проектно-тематический подход. В центре внимания работы над проектами находятся интересы, инициатива, идеи детей, их совместный выбор и решение. В программе «Вдохновение» изучение темы в ходе проектной деятельности является одним из предлагаемых способов освоения знаний детьми дошкольного возраста. Учение в проектах — это исследовательское и открывающее учение. При этом результат не известен заранее, ответы заранее не ясны. Все, что происходит в детском саду и вне детского сада, может быть толчком для выбора темы проекта. Воспитанниками группы были реализованы проекты «Профессия моей мамы», «Новогоднее чудо», «Какой у меня рост?», «Удивительное – рядом (свойства мела и воды)», «Космос - далёкий и близкий», «Георгиевская лента», « Что мы знаем о Пасхе», «Насекомые» и др.
Технология предложенная Лидией ВасильевныСвирской — «План-дело-анализ», является одной из ведущих технологий программы «Вдохновение». «План-дело-анализ» это дневной цикл жизни деятельности детей, в течение которого воспитанники вместе со взрослыми (педагоги и родители) совершают увлекательную, поисково-познавательную, творческую работу. И именно компоненты дневного цикла позволяют детям практиковаться в этой деятельности, получая уникальный жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями воспитанников.
Программа «Вдохновение» сопровождается учебно-методическим комплектом, который помогает реализовать ее положения, как начинающему, так и опытному педагогу.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего дня пребывания ребенка в детском саду: это образовательная деятельность в центрах активности, в режимных моментах. Педагогами группы, совместно с детьми, освоены такие технологии как «Детский совет», «Утренний круг», «Рефлексивный круг». В начале учебного года, когда мы только приступили к реализации новых технологий, столкнулись с трудностями: «Детский совет», «Утренний круг» были немного затянуты по времени, детям не всегда удавалось кратко поделиться своими новостями, высказать свою мысль, выслушать мнение друг друга. Также трудности заключались в том, что воспитанники, при распределении своей работы в центрах активности, не могли выбрать центр, или наоборот, выбирали всегда один и тот же центр, некоторые хотели выбрать сразу все центры. В настоящее время ситуация изменилась в лучшую сторону. «Детские советы» стали более конструктивными, проблему выбора центра активности также удалось решить с помощью «Доски выбора», сократилось время проведения данных технологий и время выбора детьми центра. Этому способствовали технологии «Модель 3-х вопросов» и план «Паутинка», в котором отражается содержание деятельности в центрах активности. При планировании мы заранее определяем наиболее «сложный» центр, где может потребоваться помощь взрослого. Как правило, это центры математики, физической активности. В процессе работы, педагог может перемещаться между центрами. Обычно дети сами сигнализируют о необходимости участия взрослого.
В группе была подготовлена развивающая среда, которая разделена на центры в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время разными видами деятельности, не мешая друг другу. В группе были созданы:
∙ доска выбора
∙ полочка незаконченных работ (поделки хранится на полочке и ждет, когда ее создателя вновь настигнет вдохновение)
∙ мешочек желаний
∙ шапочка смеха
∙ центры творчества.
В группе созданы следующие центры активности:
центр книги,
центр математики,
центр творческой активности,
центр конструирования,
центр физической активности.
В планах организация центра экспериментирования и центра науки и природы. Наполнение центров активности меняется в зависимости от темы недели и темы выбранного проекта. Задачей педагога является помочь детям раскрыть и углубить изучаемую тему с помощью наполнения центров. Центры активности пополняются необходимыми материалами и накопителями для их хранения в соответствии с изучаемой тематикой. Таким образом, благодаря центрам активности, развивающая предметно-пространственная среда группы становится динамичной, вариативной, мотивирующей.
Каждый день в группе начинается с «утреннего круга» по сигналу колокольчика, где мы приветствуем друг друга разными способами: выполнение движений под музыку «Здравствуйте, ладошки!», словесное проговаривание приветствий «Я рада вас видеть» с разным интонационным выражением, упражнение «Поздоровайся со мной разными частями тела!» и другое. После приветствия педагог спрашивает, какое настроение у детей с помощью игрового модуля «Ромашка настроения», а также узнает об актуальных новостях самих детей, закрепляет данные календаря погоды на сегодняшний день. В процессе утреннего круга воспитанники с педагогом играют в разные игры по теме проекта: пальчиковые, подвижные, используют дыхательную гимнастику или релаксационные упражнения, способствующие объединению детского коллектива и направленные на создание радостного, позитивного настроя в группе.
Педагогами группы активно используется «Модель трех вопросов», выступающая как способ разработки проектов. Благодаря ей воспитатели получают первичную информацию о запасе знаний, представлений воспитанников и помогают ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. С помощью плана-паутинки с воспитанниками обговаривается, какая деятельность по теме проекта подразумевается в центрах активности. Дети выбирают, в каком же из предложенных центров они будут работать. Выбор осуществляется под воздействием внутреннего побуждения ребенка, либо с помощью различных приёмов (например, жребий, игра-считалка, наличие какого-либо цвета в одежде и т.д.). Для обозначения нахождения ребёнка в центре в группе появилась «Доска выбора» с фотографиями детей. Однако бывают ситуации, когда центр не может вместить всех желающих. В таком случае педагог мягко может предложить ребенку поучаствовать в работе другого центра, или пока понаблюдать. В данном случае диалог ведется «на равных», а не с позиции наставления.
Продукты творчества детей в виде выставок оформляются в раздевалке группы, на сайте образовательной организации и родительском чате.
Благодаря реализации программы «Вдохновение», хочется отметить, что наши воспитанники стали самостоятельнее, стали более самоорганизованы и самоопределены. Мы обратили внимание, что неизменной популярностью среди детей пользуется центр, в котором воспитанники могут увидеть и, по возможности, сохранить конечный продукт своей деятельности: центр творческой активности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Ребята с азартом приняли возможность проявления творческой фантазии: задания предлагаются вне строгих рамок, ребенок может не использовать шаблон, а реализовать свой творческий замысел, модернизировать образец в соответствии со своими желаниями, выбрать материалы для поделки. Все это привело к тому, что дети, не проявлявшие интереса при традиционной форме организации образовательной деятельности, с большим энтузиазмом стали участвовать в работе творческого центра. Кроме того, дети учатся договариваться, слушать друг друга, работать в команде, искать пути урегулирования конфликтов. Именно работа в центрах активности позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал, проявить упорство в достижении цели и сформировать свой уникальный опыт.
Как итог проведённой работы, хотелось бы отметить, воспитанники стали более любознательными, внимательными и активными, быстрее адаптируются к условиям детского сада, проявляют интерес к творчеству. Ведь именно на поддержку детской игры во всех ее видах, развитие исследовательской активности ребенка, совместной деятельности взрослого и ребёнка и направлена программа «Вдохновение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по внедрению и использованию здоровьесберегающих технологий и организации оздоровительных мероприятий в старшей группе «Почемучки» детского сада № 209 г. Красноярска.
В последнее время контингент детей поступающих в логопедические группы соматически ослаблен. Мы в своей группе, помимо основной коррекционно-педагогической работы решаем задачу по оздоровительной рабо...
обобщение опыта работы по программе "Юный эколог"
Знакомство с окружающим миром...
Обобщение опыта работы "Разработка персонифицированных программ, как фактор повышения квалификации педагогов ДОУ"
Рекомендации по разработке персонифицированных программ....
Практика внедрения программы "Вдохновение" в средней группе МБДОУ д/с «Золотая рыбка» через центры активности.
ИЗ опыта работы по ООП ДО "Вдохновение" ....
Опыт работы воспитателя по внедрению программы "Вдохновение"
Презентация опыта работы...
« Обобщение опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...
Обобщение опыта работы "Разработка персонифицированных программ, как фактор повышения квалификации педагогов ДОУ"
Рекомендации по разработке персонифицированных программ....