Обобщение опыта работы по внедрению программы «Вдохновение»
статья (средняя группа)
В статье представлен описание работы инновационной площадки по внедрению основной образовательной программы дошкольного образования "Вдохновение" г.о. Шуя Ивановской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_po_vnedreniyu_programmy_vdohnovenie.docx | 142.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – Детский сад № 2» Ивановской области г.о. Шуя
Педагог высшей квалификационной категории:
Шутова Екатерина Александровна
Обобщение опыта работы по внедрению программы «Вдохновение»
Шуя, 2022год
С сентября 2021 года МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 2» стал инновационной площадкой по внедрению основной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение».
Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о развитии ребенка, ставит ясные цели и предоставляет выверенные педагогические инструменты для их достижения. Программа поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка.
Одна из главных идей программы «Вдохновение» - спокойное уважительное взаимодействие при работе с воспитанниками.
Задача педагога, на сегодняшний день, научить ребёнка свободно ориентироваться в неопределенном, изменяющемся окружающем мире и адаптироваться к нему, быть способным к самостоятельной постановке и решению проблем. Кроме этого, важны надежные ценностные ориентиры, высокая психологическая устойчивость в современном мире, убежденность в своих силах и высокая мотивация на достижение своих целей.
Образовательная программа "Вдохновение" предоставляет возможности для решения этих важных современных задач, предлагает платформу для индивидуализации дошкольного образования.
Программа основана на сотрудничестве детей и взрослых, на поддержке детской инициативы, на признании за ребенком права на участие в принятии решений, на учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, на вовлечении родителей в образовательный процесс. В образовательной деятельности по программе «Вдохновение» реализуется проектно-тематический подход. В центре внимания работы над проектами находятся интересы, инициатива, идеи детей, их совместный выбор и решение. В программе «Вдохновение» изучение темы в ходе проектной деятельности является одним из предлагаемых способов освоения знаний детьми дошкольного возраста. Учение в проектах — это исследовательское и открывающее учение. При этом результат не известен заранее, ответы заранее не ясны. Все, что происходит в детском саду и вне детского сада, может быть толчком для выбора темы проекта. Воспитанниками группы были реализованы проекты «Профессия моей мамы», «Новогоднее чудо», «Какой у меня рост?», «Удивительное – рядом (свойства мела и воды)», «Космос - далёкий и близкий», «Георгиевская лента», « Что мы знаем о Пасхе», «Насекомые» и др.
Технология предложенная Лидией ВасильевныСвирской — «План-дело-анализ», является одной из ведущих технологий программы «Вдохновение». «План-дело-анализ» это дневной цикл жизни деятельности детей, в течение которого воспитанники вместе со взрослыми (педагоги и родители) совершают увлекательную, поисково-познавательную, творческую работу. И именно компоненты дневного цикла позволяют детям практиковаться в этой деятельности, получая уникальный жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями воспитанников.
Программа «Вдохновение» сопровождается учебно-методическим комплектом, который помогает реализовать ее положения, как начинающему, так и опытному педагогу.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего дня пребывания ребенка в детском саду: это образовательная деятельность в центрах активности, в режимных моментах. Педагогами группы, совместно с детьми, освоены такие технологии как «Детский совет», «Утренний круг», «Рефлексивный круг». В начале учебного года, когда мы только приступили к реализации новых технологий, столкнулись с трудностями: «Детский совет», «Утренний круг» были немного затянуты по времени, детям не всегда удавалось кратко поделиться своими новостями, высказать свою мысль, выслушать мнение друг друга. Также трудности заключались в том, что воспитанники, при распределении своей работы в центрах активности, не могли выбрать центр, или наоборот, выбирали всегда один и тот же центр, некоторые хотели выбрать сразу все центры. В настоящее время ситуация изменилась в лучшую сторону. «Детские советы» стали более конструктивными, проблему выбора центра активности также удалось решить с помощью «Доски выбора», сократилось время проведения данных технологий и время выбора детьми центра. Этому способствовали технологии «Модель 3-х вопросов» и план «Паутинка», в котором отражается содержание деятельности в центрах активности. При планировании мы заранее определяем наиболее «сложный» центр, где может потребоваться помощь взрослого. Как правило, это центры математики, физической активности. В процессе работы, педагог может перемещаться между центрами. Обычно дети сами сигнализируют о необходимости участия взрослого.
В группе была подготовлена развивающая среда, которая разделена на центры в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время разными видами деятельности, не мешая друг другу. В группе были созданы:
∙ доска выбора
∙ полочка незаконченных работ (поделки хранится на полочке и ждет, когда ее создателя вновь настигнет вдохновение)
∙ мешочек желаний
∙ шапочка смеха
∙ центры творчества.
В группе созданы следующие центры активности:
центр книги,
центр математики,
центр творческой активности,
центр конструирования,
центр физической активности.
В планах организация центра экспериментирования и центра науки и природы. Наполнение центров активности меняется в зависимости от темы недели и темы выбранного проекта. Задачей педагога является помочь детям раскрыть и углубить изучаемую тему с помощью наполнения центров. Центры активности пополняются необходимыми материалами и накопителями для их хранения в соответствии с изучаемой тематикой. Таким образом, благодаря центрам активности, развивающая предметно-пространственная среда группы становится динамичной, вариативной, мотивирующей.
Каждый день в группе начинается с «утреннего круга» по сигналу колокольчика, где мы приветствуем друг друга разными способами: выполнение движений под музыку «Здравствуйте, ладошки!», словесное проговаривание приветствий «Я рада вас видеть» с разным интонационным выражением, упражнение «Поздоровайся со мной разными частями тела!» и другое. После приветствия педагог спрашивает, какое настроение у детей с помощью игрового модуля «Ромашка настроения», а также узнает об актуальных новостях самих детей, закрепляет данные календаря погоды на сегодняшний день. В процессе утреннего круга воспитанники с педагогом играют в разные игры по теме проекта: пальчиковые, подвижные, используют дыхательную гимнастику или релаксационные упражнения, способствующие объединению детского коллектива и направленные на создание радостного, позитивного настроя в группе.
Педагогами группы активно используется «Модель трех вопросов», выступающая как способ разработки проектов. Благодаря ей воспитатели получают первичную информацию о запасе знаний, представлений воспитанников и помогают ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. С помощью плана-паутинки с воспитанниками обговаривается, какая деятельность по теме проекта подразумевается в центрах активности. Дети выбирают, в каком же из предложенных центров они будут работать. Выбор осуществляется под воздействием внутреннего побуждения ребенка, либо с помощью различных приёмов (например, жребий, игра-считалка, наличие какого-либо цвета в одежде и т.д.). Для обозначения нахождения ребёнка в центре в группе появилась «Доска выбора» с фотографиями детей. Однако бывают ситуации, когда центр не может вместить всех желающих. В таком случае педагог мягко может предложить ребенку поучаствовать в работе другого центра, или пока понаблюдать. В данном случае диалог ведется «на равных», а не с позиции наставления.
Продукты творчества детей в виде выставок оформляются в раздевалке группы, на сайте образовательной организации и родительском чате.
Благодаря реализации программы «Вдохновение», хочется отметить, что наши воспитанники стали самостоятельнее, стали более самоорганизованы и самоопределены. Мы обратили внимание, что неизменной популярностью среди детей пользуется центр, в котором воспитанники могут увидеть и, по возможности, сохранить конечный продукт своей деятельности: центр творческой активности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Ребята с азартом приняли возможность проявления творческой фантазии: задания предлагаются вне строгих рамок, ребенок может не использовать шаблон, а реализовать свой творческий замысел, модернизировать образец в соответствии со своими желаниями, выбрать материалы для поделки. Все это привело к тому, что дети, не проявлявшие интереса при традиционной форме организации образовательной деятельности, с большим энтузиазмом стали участвовать в работе творческого центра. Кроме того, дети учатся договариваться, слушать друг друга, работать в команде, искать пути урегулирования конфликтов. Именно работа в центрах активности позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал, проявить упорство в достижении цели и сформировать свой уникальный опыт.
Как итог проведённой работы, хотелось бы отметить, воспитанники стали более любознательными, внимательными и активными, быстрее адаптируются к условиям детского сада, проявляют интерес к творчеству. Ведь именно на поддержку детской игры во всех ее видах, развитие исследовательской активности ребенка, совместной деятельности взрослого и ребёнка и направлена программа «Вдохновение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по внедрению и использованию здоровьесберегающих технологий и организации оздоровительных мероприятий в старшей группе «Почемучки» детского сада № 209 г. Красноярска.
В последнее время контингент детей поступающих в логопедические группы соматически ослаблен. Мы в своей группе, помимо основной коррекционно-педагогической работы решаем задачу по оздоровительной рабо...
Обобщение опыта работы "Разработка персонифицированных программ, как фактор повышения квалификации педагогов ДОУ"
Рекомендации по разработке персонифицированных программ....
Практика внедрения программы "Вдохновение" в средней группе МБДОУ д/с «Золотая рыбка» через центры активности.
ИЗ опыта работы по ООП ДО "Вдохновение" ....
Опыт работы воспитателя по внедрению программы "Вдохновение"
Презентация опыта работы...
« Обобщение опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...
Обобщение опыта работы "Разработка персонифицированных программ, как фактор повышения квалификации педагогов ДОУ"
Рекомендации по разработке персонифицированных программ....
Обобщение опыта работы творческой группы по изучению и внедрению в образовательный процесс МАДОУ «ДС «Метелица» технологии элементарного программирования с использованием Лого-робота «Пчелка».
Изучение и внедрение технологии элементарного программирования с использованием Лого-робота «Пчелка» в воспитательно-образовательный процесс....