Обобщение опыта работы по внедрению программы «Вдохновение»
статья (средняя группа)

Шутова Екатерина Александровна

В статье представлен описание работы инновационной площадки  по  внедрению основной образовательной программы дошкольного образования "Вдохновение" г.о. Шуя Ивановской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – Детский сад № 2» Ивановской области г.о. Шуя

C:\Users\Пользователь\Desktop\МДОУ № 2\1.jpg

Педагог высшей квалификационной категории:

 Шутова Екатерина Александровна

Обобщение опыта работы по внедрению программы «Вдохновение»

 

Шуя, 2022год

С сентября 2021 года МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 2» стал инновационной площадкой по внедрению основной образовательной  программы дошкольного образования «Вдохновение».

Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о развитии ребенка, ставит ясные цели и предоставляет выверенные педагогические инструменты для их достижения. Программа поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка. 

Одна из главных идей программы «Вдохновение» - спокойное уважительное взаимодействие при работе с воспитанниками.

Задача педагога, на сегодняшний день, научить ребёнка свободно ориентироваться в неопределенном, изменяющемся окружающем мире и адаптироваться к нему, быть способным к самостоятельной постановке и решению проблем. Кроме этого, важны надежные ценностные ориентиры, высокая психологическая устойчивость в современном  мире, убежденность в своих силах и высокая мотивация на достижение своих целей.

Образовательная программа "Вдохновение" предоставляет возможности для решения этих важных современных задач, предлагает платформу для индивидуализации дошкольного образования.

Программа основана на сотрудничестве детей и взрослых, на поддержке детской инициативы, на признании за ребенком права на участие в принятии решений, на учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, на вовлечении родителей в образовательный процесс. В образовательной деятельности по программе «Вдохновение» реализуется проектно-тематический подход. В центре внимания работы над проектами находятся интересы, инициатива, идеи детей, их совместный выбор и решение. В программе  «Вдохновение» изучение темы в ходе проектной деятельности является одним из предлагаемых способов освоения знаний детьми дошкольного возраста.  Учение в проектах — это исследовательское и открывающее учение. При этом результат не известен заранее, ответы заранее не ясны. Все, что происходит в детском саду и вне детского сада, может быть толчком для выбора темы проекта. Воспитанниками группы были реализованы проекты «Профессия моей мамы», «Новогоднее чудо», «Какой у меня рост?», «Удивительное – рядом (свойства мела и воды)», «Космос - далёкий и близкий», «Георгиевская лента», « Что мы знаем о Пасхе», «Насекомые» и др.

 Технология предложенная Лидией ВасильевныСвирской — «План-дело-анализ», является одной из ведущих технологий программы «Вдохновение». «План-дело-анализ» это дневной цикл жизни деятельности детей, в течение которого воспитанники вместе со взрослыми (педагоги и родители) совершают увлекательную, поисково-познавательную, творческую работу. И именно компоненты дневного цикла позволяют детям практиковаться в этой деятельности, получая уникальный жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями воспитанников.

Программа «Вдохновение» сопровождается учебно-методическим комплектом, который помогает реализовать ее положения, как начинающему, так и опытному педагогу.

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего дня пребывания ребенка в детском саду: это образовательная деятельность в центрах активности, в режимных моментах. Педагогами группы, совместно с детьми, освоены такие технологии как «Детский совет», «Утренний  круг», «Рефлексивный круг». В начале учебного года, когда мы  только приступили к реализации новых технологий, столкнулись с  трудностями:  «Детский совет», «Утренний круг» были немного затянуты по времени, детям не всегда удавалось кратко поделиться своими новостями, высказать свою мысль, выслушать мнение друг друга. Также трудности заключались в том, что воспитанники,  при распределении своей работы в центрах активности, не могли выбрать центр, или наоборот, выбирали всегда один и тот же центр, некоторые хотели выбрать сразу все центры. В настоящее время ситуация изменилась в лучшую сторону. «Детские советы» стали более конструктивными, проблему выбора центра активности также удалось решить с помощью «Доски выбора», сократилось время проведения данных технологий и время выбора детьми центра. Этому способствовали технологии «Модель 3-х вопросов» и план «Паутинка», в котором отражается содержание деятельности в центрах активности. При планировании мы заранее определяем наиболее «сложный» центр, где может потребоваться помощь взрослого. Как правило, это центры математики, физической активности. В процессе работы, педагог может перемещаться между центрами. Обычно дети сами сигнализируют о необходимости участия взрослого. 

В группе была подготовлена развивающая среда, которая  разделена на центры  в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время разными видами деятельности, не мешая друг другу. В группе были созданы:  

 доска выбора

 полочка незаконченных работ (поделки хранится на полочке и ждет, когда ее создателя вновь настигнет вдохновение)

 мешочек желаний

  шапочка смеха

 центры творчества.

В группе созданы следующие центры активности:

центр книги,

центр математики,

центр творческой активности,

центр конструирования,

центр физической активности.

В планах организация центра экспериментирования и центра науки и природы. Наполнение центров активности меняется в зависимости от темы недели и темы выбранного проекта. Задачей педагога является помочь детям раскрыть и углубить изучаемую тему с помощью наполнения центров. Центры активности пополняются необходимыми  материалами и накопителями для их хранения в соответствии с изучаемой тематикой. Таким образом, благодаря центрам активности, развивающая предметно-пространственная среда группы становится динамичной, вариативной, мотивирующей.

Каждый день в группе начинается с «утреннего круга» по сигналу колокольчика, где мы приветствуем друг друга разными способами: выполнение движений под музыку «Здравствуйте, ладошки!», словесное проговаривание приветствий «Я рада вас видеть» с разным интонационным выражением, упражнение «Поздоровайся со мной разными частями тела!» и другое. После приветствия педагог спрашивает, какое настроение  у детей с помощью игрового модуля «Ромашка настроения», а также узнает об актуальных новостях самих детей, закрепляет данные календаря погоды на сегодняшний день. В процессе утреннего круга воспитанники с педагогом играют в разные  игры по теме проекта: пальчиковые, подвижные, используют дыхательную гимнастику или релаксационные упражнения, способствующие объединению детского коллектива и направленные на создание радостного, позитивного настроя в группе.

Педагогами группы активно используется  «Модель трех вопросов»,  выступающая как способ разработки проектов. Благодаря ей воспитатели  получают первичную информацию о запасе знаний, представлений воспитанников и помогают ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. С помощью плана-паутинки с воспитанниками обговаривается, какая деятельность по теме проекта подразумевается в центрах активности.   Дети выбирают, в каком же из предложенных центров они будут работать. Выбор осуществляется под воздействием внутреннего побуждения ребенка, либо с помощью различных приёмов (например, жребий, игра-считалка, наличие какого-либо цвета в одежде и т.д.). Для обозначения нахождения ребёнка в центре в группе появилась «Доска выбора» с фотографиями детей.  Однако бывают ситуации, когда центр не может вместить всех желающих. В таком случае педагог мягко может предложить ребенку поучаствовать в работе другого центра, или пока понаблюдать. В данном случае диалог ведется «на равных», а не с позиции наставления.

Продукты творчества детей  в виде выставок оформляются в раздевалке группы, на сайте образовательной организации и родительском чате.

Благодаря реализации программы «Вдохновение», хочется  отметить, что наши воспитанники стали самостоятельнее, стали более самоорганизованы и самоопределены. Мы обратили внимание, что неизменной популярностью среди детей пользуется центр, в котором воспитанники  могут увидеть и, по возможности, сохранить конечный продукт своей деятельности: центр творческой активности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Ребята с азартом приняли возможность проявления творческой фантазии: задания предлагаются вне строгих рамок, ребенок может не использовать шаблон, а реализовать свой творческий замысел, модернизировать образец в соответствии со своими желаниями, выбрать материалы для поделки. Все это привело к тому, что дети, не проявлявшие интереса при традиционной форме организации образовательной деятельности, с  большим энтузиазмом стали участвовать в работе творческого центра. Кроме того, дети учатся договариваться, слушать друг друга, работать в команде, искать пути урегулирования конфликтов. Именно работа в центрах активности позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал, проявить упорство в достижении цели и сформировать свой уникальный опыт.

Как итог проведённой работы, хотелось бы отметить, воспитанники стали более любознательными,  внимательными и активными, быстрее адаптируются к условиям детского сада,  проявляют интерес к творчеству. Ведь именно на поддержку детской игры во всех ее видах, развитие исследовательской активности ребенка, совместной деятельности взрослого и ребёнка и направлена программа «Вдохновение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по внедрению и использованию здоровьесберегающих технологий и организации оздоровительных мероприятий в старшей группе «Почемучки» детского сада № 209 г. Красноярска.

В последнее время контингент детей поступающих в логопедические группы соматически ослаблен. Мы в своей группе, помимо основной коррекционно-педагогической работы решаем задачу по оздоровительной рабо...

« Обобщение опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий»

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...