Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
картотека (младшая группа)
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие - одна из центральных составляющих умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста, оно играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника.
Сенсорные, чувственные впечатления - это основа познания мира. Чем точнее различает ребенок свои ощущения, - то есть понимает, что именно он слышит, видит, осязает, обоняет, воспринимает на вкус, - тем быстрее он сможет развиваться. Сенсорное развитие - уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние на познавательное развитие ребенка.
В возрасте 3-4 лет ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.
Дидактические игыр по сенсорному воспитанию для детей 3-4 лет.
1. Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.
2. Д/И «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»
ЦЕЛЬ: Учить выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.
3. Д/И «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.
4. Д/И «ДОСТАНЬ РАКУШКУ» («ДОСТАНЬ КАМУШЕК»)
ЦЕЛЬ: развитие внимания, координация движений.
РУКОВОДСТВО: На дно с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребёнку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек ( или ракушка) опускается на дно ( глубина не более 15 – 20 см), и ребёнок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может немного помочь малышу.
5. Д/И «ЦВЕТНАЯ ВОДА»
Для этой игры понадобятся кисти, акварельные краски и несколько стаканов с водой. Взять кисть, нанести на нее краску и опустить в воду. Затем вместе с ребенком наблюдать, как прозрачная вода меняет свой цвет. Начать игру можно с любимого цвета ребенка. Также можно смешать несколько красок и посмотреть, как из желтого и синего цвета получается зеленый, из синего и красного – фиолетовый, оранжевый – при смешивании красного и желтого.
6. Д/И «ПЕРЕСЫПАЕМ ПЕСОК»
Знакомство детей с основными свойствами песка. Покажите ребенку, как пересыпается сухой песок. Для этого можно использовать мельницу из песочного набора и ситечко, воронку. Попросить насыпать песок в формочку красного цвета, а пересыпать в желтым цветом.
7. Д/И «ПОИСКИ СПРЯТАННЫХ СОКРОВИЩ»
ЦЕЛЬ: С помощью этой нехитрой игры в песок можно научить ребенка различать признаки и свойства предметов, с помощью которых он отличается от других.
РУКОВОДСТВО:
В начале игры закопайте в песке несколько сокровищ. Это могут быть небольшие шарики, крупные бусины, ракушки, которые нередко привозятся с моря в качестве сувениров, речные и морские камешки, которые многими родителями используются в качестве материалов для сенсорных коробок, а также желуди, каштаны, собранные детьми осенью для различных поделок.
1. Попросите ребенка разыскать эти сокровища и сгруппировать их по какому-либо признаку. Например, можно сгруппировать предметы по цвету, размеру, форме.
2. После того, как все сокровища будут найдены и сгруппированы, попросите ребенка посчитать, сколько же он нашел сокровищ каждого вида (один или много).
8. Д/И «СДЕЛАЙ, КАК БЫЛО»
Расставьте на столе 5 знакомых малышу игрушек (машина, кубик и т.д.).
Предложите ребенку посмотреть, что где лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите одну игрушку. Затем попросите сказать, что изменилось.
Постепенно задание можно усложнять.
9. Д/И «ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.
Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.
10. Д/И «ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок.
Ребенку все интересно, каждая мелочь имеет для него значение. Во время таких игр и занятий развиваются: мелкая моторика рук, двигательная память;
развивается познавательный интерес, творческое воображение, фантазия; активизируется словарный запас.
Активность и любознательность ребенка необходимо всячески поддерживать! Давайте учиться таким играм и дома, они подарят вам и ребятам много радостных моментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие - одна из центральных составляющих умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста, оно играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника.
Сенсорные, чувственные впечатления - это основа познания мира. Чем точнее различает ребенок свои ощущения, - то есть понимает, что именно он слышит, видит, осязает, обоняет, воспринимает на вкус, - тем быстрее он сможет развиваться. Сенсорное развитие - уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние на познавательное развитие ребенка.
В возрасте 3-4 лет ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.
Дидактические игыр по сенсорному воспитанию для детей 3-4 лет.
1. Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.
2. Д/И «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»
ЦЕЛЬ: Учить выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.
3. Д/И «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.
4. Д/И «ДОСТАНЬ РАКУШКУ» («ДОСТАНЬ КАМУШЕК»)
ЦЕЛЬ: развитие внимания, координация движений.
РУКОВОДСТВО: На дно с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребёнку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек ( или ракушка) опускается на дно ( глубина не более 15 – 20 см), и ребёнок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может немного помочь малышу.
5. Д/И «ЦВЕТНАЯ ВОДА»
Для этой игры понадобятся кисти, акварельные краски и несколько стаканов с водой. Взять кисть, нанести на нее краску и опустить в воду. Затем вместе с ребенком наблюдать, как прозрачная вода меняет свой цвет. Начать игру можно с любимого цвета ребенка. Также можно смешать несколько красок и посмотреть, как из желтого и синего цвета получается зеленый, из синего и красного – фиолетовый, оранжевый – при смешивании красного и желтого.
6. Д/И «ПЕРЕСЫПАЕМ ПЕСОК»
Знакомство детей с основными свойствами песка. Покажите ребенку, как пересыпается сухой песок. Для этого можно использовать мельницу из песочного набора и ситечко, воронку. Попросить насыпать песок в формочку красного цвета, а пересыпать в желтым цветом.
7. Д/И «ПОИСКИ СПРЯТАННЫХ СОКРОВИЩ»
ЦЕЛЬ: С помощью этой нехитрой игры в песок можно научить ребенка различать признаки и свойства предметов, с помощью которых он отличается от других.
РУКОВОДСТВО:
В начале игры закопайте в песке несколько сокровищ. Это могут быть небольшие шарики, крупные бусины, ракушки, которые нередко привозятся с моря в качестве сувениров, речные и морские камешки, которые многими родителями используются в качестве материалов для сенсорных коробок, а также желуди, каштаны, собранные детьми осенью для различных поделок.
1. Попросите ребенка разыскать эти сокровища и сгруппировать их по какому-либо признаку. Например, можно сгруппировать предметы по цвету, размеру, форме.
2. После того, как все сокровища будут найдены и сгруппированы, попросите ребенка посчитать, сколько же он нашел сокровищ каждого вида (один или много).
8. Д/И «СДЕЛАЙ, КАК БЫЛО»
Расставьте на столе 5 знакомых малышу игрушек (машина, кубик и т.д.).
Предложите ребенку посмотреть, что где лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите одну игрушку. Затем попросите сказать, что изменилось.
Постепенно задание можно усложнять.
9. Д/И «ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.
Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.
10. Д/И «ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок.
Ребенку все интересно, каждая мелочь имеет для него значение. Во время таких игр и занятий развиваются: мелкая моторика рук, двигательная память;
развивается познавательный интерес, творческое воображение, фантазия; активизируется словарный запас.
Активность и любознательность ребенка необходимо всячески поддерживать! Давайте учиться таким играм и дома, они подарят вам и ребятам много радостных моментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»
Презентация была подготовлена в рамках мастер класса для родителей «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях», который помог им, с минимальным...
Влияние предметно - развивающей среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.
Доклад.Влияние предметно-пространственной среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.Дошкольное детство особый период становления органов и систем и прежде всего фун...
Интеллектуально-познавательный проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования универсального дидактического материала и игр»
Цель проекта - формирование и развитие сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...
Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета
Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...
Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» (Первая младшая группа)
Родительское собрание в форме мастер-класса«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»(Первая младшая группа)...