Проект " Моя космическая история "
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение г. Москвы Школа № 967 Структурное Подразделение 5\2
Краткосрочный проект
« Космическая история»
(подготовительная группа)
2021 – 2022 учебный год
Паспорт
Вид проекта - познавательно-исследовательский, творческий, краткосрочный
Срок реализации – 4 апреля 2022 г. – 13 апреля 2022 г.
Автор проекта: Борисова Анна Александровна.
Участники проекта: Дети подготовительной группы № 18, воспитатель подготовительной группы № 18, родители.
Актуальность проекта:
«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе околосолнечное пространство» (К. Циолковский)
Мало кто из нас не хотел бы стать космонавтом. Но сейчас эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Герои современных мультфильмов (например, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа, одним слово вымышленные персонажи) дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов.
Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательной речевой активности дошкольников, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей; привлечь внимания детей к космическим достижениям нашей Родины.
.Задачи проекта:
- прививать любовь к родной стране и чувство гордости за успехи Родины в области развития космической науки и техники;
- познакомить детей с названием планеты, на которой мы живем; названиями планет солнечной системы; названием спутника Земли;
- активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор;
- стимулировать развитие у детей фантазии и творческого воображения;
- обучать детей способам сотрудничества друг с другом и со взрослыми. Воспитывать в детях дружелюбие, чувство толерантности, коммуникативные навыки.
- Развивать творческие навыки
- Вызвать у детей интерес и любознательность к дальнейшему познанию мира.
Предполагаемые результаты:
У детей старшего дошкольного возраста должны сформироваться, систематизироваться знания по астрономии, они овладеют элементарными представлениями о науке «Астрономия», с понятием «Космос» и профессией космонавт. У детей обогатится словарь путем введения определенных слов в практику общения. Таким образом, дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.
Этапы проекта
Первый этап: беседы, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, создание необходимого уголка на тему космос и подбор необходимой методической литературы.
Второй этап: проведение занятий, чтение художественной литературы, просмотр художественных научных фильмов , проведение подвижных и сюжетно-ролевых игр.
Третий этап: оформление результатов с помощью создания рисунков, коллажей. Подведение итогов работы над проектом, выставка творческих работ детей.
Итоговые мероприятия: Выставка работ детского творчества на тему: «Космос глазами детей».
Реализация проекта
Первый Этап
- Подбор необходимой литературы
- Беседа с детьми на тему «Космос» (конспект занятия 1)
- Беседа с детьми на тему «Земля и Луна» (конспект занятия 2)
- Беседа с детьми на тему «Ю.А. Гагарин» (конспект занятия 3)
- Рассматривание иллюстраций на слайдере «Земля, Солнце, Луна и звезды» (методическое пособие С.В. Широков)
- Рассматривание иллюстраций на темы «Космос», «Ракета», «Ю.А. Гагарин»
Второй Этап
НОД (Окружающий мир): «Солнечная система» (конспект занятия 4)
НОД (Аппликация): «Звезды и кометы» (конспект занятия 5)
НОД (Окружающий мир): «Человек и космос» (конспект занятия 6)
НОД (Конструирование): «Космодром» (конспект занятия 7)
НОД (Лепка): «Пришельцы из космоса» (конспект занятия 8)
НОД (Рисование): «Далекие миры- неизвестные планеты». (конспект занятия 9)
Картотека подвижных игр
Картотека сюжетно-ролевых игр
Чтение художественной литературы :
- Чтение стихотворения «Ракета» Г. Виеру
- Чтение и заучивание поэтического произведения «Юрий Гагарин» В. Степанова
- Чтение поэтического произведения «Летит корабль» В. Орлова
- Чтение и заучивание стихотворения «По порядку все планеты…» А. Хайта
Третий Этап
Оформление выставки творческих работ воспитанников совместно с родителями «Космос глазами детей»
(фото выставки).
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Конспект занятия № 1
Беседа на тему «Космос»
Цель и задачи: Познакомить детей с космосом. Расширить знания детей о космосе. Дать детям знания о том, кто такой астроном, что такое космический телескоп, планеты, солнечное затмение, луна, звездное небо, спутник, солнце. Материал к беседе : изображение Земли, телескопа, ракеты, солнечное затмение, луна, звездное небо, комета, планеты солнечной системы, орбитальная станция, космонавт.
Ход беседы:
Самая красивая и интересная из планет – это наша Земля. Вот так она выглядит из космоса – недаром ее иногда называют «голубой планетой» (иллюстрация Земли). Астроном - человек, изучающий небесные объекты, например, звёзды, планеты и их спутники, кометы. Космический телескоп – главный инструмент астрономов, он чем-то похож на подзорную трубу. А чтобы тучи не мешали вести наблюдение, некоторые телескопы устанавливают прямо на спутниках (иллюстрация астронома, космического телескопа). Чтобы изучить звезды и планеты, а также наблюдать за Землей из космоса, люди придумали космические корабли и отправляют их далеко от Земли с разными целями (иллюстрация космический корабль - ракета). Всего девять планет вращаются вокруг солнца, образуя Солнечную систему. Легче всего из планет узнать Сатурн – он имеет пояс из ослепительно сияющих колец. Самая большая планета в Солнечной системе – Юпитер, до нее четыре планеты – Меркурий, Венера, Земля, Марс, а за ней Сатурн, Уран, Нептун, Плутон (иллюстрация планет солнечной системы). Удивительное зрелище – комета с яркой головой и длинным хвостом (иллюстрация кометы). Чего только нет на небе – туманности, звезды, созвездия, планеты, галактики. Наше солнце тоже звезда – не очень большая и не очень маленькая. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Днём солнце согревает и освещает нашу планету (иллюстрация звездное небо с туманностью). Редкое и захватывающее явление – полное солнечное затмение. В эти секунды, когда Луна закрывает собой солнце, на Земле становиться темно, словно ночью (иллюстрация солнечного затмения). Луна – это спутник Земли, облетающий Землю за 29 дней. Она ярко сияет на ночном небе (иллюстрация Луны). А вот так выглядит международная космическая станция на земной орбите. Постоянно, сменяясь каждые 2-3 месяца, на ней работают интернациональные экипажи космонавтов (иллюстрация орбитальная станция). Космонавт, прежде чем полететь в космос одевает специальный костюм, который называется скафандр. Без него в космосе космонавт может замерзнуть и не сможет дышать, так как там очень, очень холодно и очень мало воздуха (иллюстрация космонавта).
Физминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)
Конспект занятия № 2
Беседа на тему: «Земля и Луна»
Цели и задачи: Продолжать расширять знания о неживой природе, небесных светилах и желание познать её тайны; формировать элементарные представления о Луне, развивать наблюдательность, любознательность, умение делать выводы и устанавливать причинно - следственные связи; воспитывать умение видеть красоту неба, любоваться окружающей нас природой.
Предварительная работа: наблюдения за небом в разное время дня, рассматривание книг, иллюстраций, картин из серии" Планеты", "Космос".
Ход беседы:
Ребята, сегодня вы узнаете много интересного об одном неживом, небесном объекте, который нас окружает и без которого наша Вселенная не смогла бы существовать. Чтобы узнать, что это за объект, вам надо отгадать загадку.
Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю,
Скучно мне одной, а зовут меня. (Луной)
Есть среди вас такие, который ни разу не видел Луну? (ответы детей)
В какое время суток вы её видели? Каким вы её запомнили? (ответы детей: вечером, ночью, рано утром, когда едем в садик ; она круглая, разная, половинчатая, светит ночью и т. д.). Много тысячелетий мы видим в ночном небе Луну, когда поднимаем голову вверх. Только выглядит она по разному: то она круглая, как блинчик, то она похоже на серп. Люди не знали почему это происходит, думали даже, что видят разные небесные тела, поэтому и появились два названия: " луна " и " месяц ". А вы как думаете, почему мы видим её такой разной? (предположения детей: бывает старая луна и новая луна)
А что такое Луна? (ответы детей: планета). Луна - самое близкое небесное тело к нашей планете Земля. Она меньше Земли по величине и массе. Луна - это небольшая планета, которая вращается вокруг Земли. Как и наша планета Земля, так и Луна круглая, имеет форму шара. Луна вращается вокруг Земли и вокруг своей оси. Земля притягивает к себе Луну, не даёт ей удаляться и за это Луну прозвали спутником Земли. А путь, по которому движется Луна вокруг Земли, называется орбитой Луны. Сама она, не излучает света, поэтому на небе мы видим только освещённую Солнцем сторону, а на другой стороне мрак. По мере движения Луны по своей орбите, Солнце по-разному освещает Луну и нам кажется, что её форма постоянно меняется. А на самом деле она не меняет своей формы. Различные формы Луны называют фазами. Первым человеком, посмотревшим на луну, был Галилео Галилей - итальянский учёный. Он построил свой первый телескоп и ему удалось рассмотреть Луну и сделать описание. А первым человеком, который ступил на поверхность Луны, был американский астронавт Нил Армстронг. На Луне нет воздуха, поэтому астронавтам нужно одевать специальные скафандры с запасом воздуха и аппаратом дыхания, на голове специальный шлем. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто на ней много лет не вытирали пыль. На Луне видны тёмные и светлые пятна. Светлые пятна - это лунные моря, а на самом деле в этих морях нет воды. Тёмные пятна - это ровные участки. На Луне много высоких гор, глубоких ям - кратеров, которые образовались от ударов метеоритов и упавших камней из космоса. На планете Луна днём очень жарко 130 градусов, а ночью очень холодно з- мороз - 170 градусов. Над Луной всегда чёрное небо, поэтому звёзды видны и днём также хорошо, как и ночью. Ребята, а как возникла Луна? (ответы и предположения детей: произошёл взрыв и появились все планеты и т. д.). Существует много версий и теорий как образовалась и формировалась Луна. Одна из версий такая, когда почти образовалась Земля, на неё обрушился огромный метеорит с размером планеты Марс. При ударе в космос выбросились осколки, из которых и образовалась Луна. Вы вырастите, и может кто-то из вас будет изучать планеты, космос и узнает, как сформировались планеты. А пока мы будем смотреть на небо днём и ночью, и любоваться сиянием солнца, звёзд и луны.
Конспект занятия № 3
Беседа на тему «Ю.А. Гагарин»
Цели и задачи: познакомить детей с жизнью Великого космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина, воспитывать чувство гордости за героические поступки народных героев, любовь к Родине.
Ход беседы:
Добрый день, дорогие ребята! Кто из вас знает, какой праздник мы будем отмечать 12 апреля? (ответы детей)
Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)
Сегодня я вас познакомлю с героем Советского Союза, так раньше называлась наша страна. В течение своей жизни человек любит мечтать. Особенно любят мечтать дети. Вы мечтаете стать пожарными, полицейскими. Бизнесменами, врачами. Многие дети мечтают стать космонавтами. Они хотят полететь в космос, увидеть планеты и звёзды. Стать космонавтом – мечта Юрия Алексеевича Гагарина (показ слайдов). В середине 20 века Юрий Алексеевич Гагарин воплотил свою мечту в жизнь и первым полетел в Космос. Это было 12 апреля 1961 года. С этого дня Юрий Алексеевич положил начало новой профессии – космонавт. Теперь большинство детей хотят быть, как он - космонавтами. Юрий Алексеевич пользовался огромной народной любовью. Его знают во всём мире. Он родился в начале марта 1934 г в Смоленской области. Гагарин родился в 9 марта 1934 года в одном из районов Смоленской области, в деревне Клушино. Сегодня этот район носит гордое имя – «Гагаринский». Мать и отец были обычными крестьянами. С ранних лет они прививали сыну любовь к Родине, трудолюбие, упорство в делах и доброту. Когда он пошёл в школу, началась Великая Отечественная война. Во время войны его область захватили немцы. После освобождения Смоленщины, он продолжил учёбу в школе. Окончив школу, Юрий Гагарин переезжает в подмосковные Люберцы, где начинает обучение в ремесленном училище, по специальности формовщика – литейщика, которое окончил с отличием. В это же время Юрий Алексеевич обучается еще и в вечерней школе молодежи. Вскоре переезжает в Саратов, где продолжает учебу в индустриальном техникуме. В 1955 году он окончил техникум и начал учиться в аэроклубе. Совершил свой первый полет на ЯК - 18, и решил связать дальнейшую жизнь с высокими полетами. Юрий Алексеевич налетал свыше 40 часов, совершив 196 полетов.
В 1960 году, Гагарин начинает «путь в космонавты». Его зачислили в отряд космонавтов в числе летчиков, которые обладали отличными навыками управления летательными аппаратами. Требования к кандидатам (их было 20 человек) высокие и жесткие. Здоровье должно быть отменное, выносливость и дисциплина, отличные знания и навыки на высоком уровне. Юрий Алексеевич блестяще заканчивает курс подготовки. Вскоре государство сформулировало задачу для космонавтов, и 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин принялся её исполнять с космодрома Байконур. Этот день навсегда войдет не только в историю России, но и в историю всего человечества. В этот день на Земную орбиту впервые был выведен корабль «Восход», на котором находился человек. Космическим первопроходцем в истории человечества, стал ни кто иной, как Юрий Гагарин. Его дублером был назначен Герман Титов. Юрий Алексеевич Гагарин успешно справился с поставленной задачей. Всего за 108 минут он облетел всю Землю и успешно приземлился в деревне Смеловки Саратовской области. За полет на корабле «Восход», Гагарин был удостоен Звания Героя Советского Союза, Звания Героя Социалистического труда и ордена Ленина. За первый полет в Космос, Гагарин получил самое главное – всенародное признание и любовь простого народа. Юрий Алексеевич стал очень популярным и был избран почетным гражданином во многих городах мира. Но случилась трагедия. 27 марта 1968 года Юрий Алексеевич погиб в авиационной катастрофе. Гагарин выполнял тренировочный полет, так вышло, что самолет разбился в районе Владимирской области. Трагическая смерть Гагарина стала большим ударом и невосполнимой потерей для общества. Юрия Алексеевича похоронили на Красной Площади. Причину гибели космонавта озвучил Алексей Леонов в 2013г, который все эти годы проводил расследования и расчеты. В небе были два самолета. Один самолет, который не должен был там находиться, и чтобы не столкнуться и не попасть в вихревый след, Гагарин был вынужден сделать резкий маневр. А попытка вывести самолет на высоту, к сожалению не получилась. Имя Юрия Гагарина будет жить, пока живет человечество. Его именем названы улицы, площади и учебные заведения. В нескольких городах есть памятник Великому космонавту, есть музей, посвященный Юрий Гагарину.
ВТОРОЙ ЭТАП
Конспект занятия № 4
НОД «Солнечная система»
Цель и задача: Дать детям элементарные представления о Солнце как звезде и о планетах, строении Солнечной Системы.
Материалы и оборудования : Глобус, плакат или рисунки с изображением планет Солнечной системы. Настольная лампа или фонарик, несколько мелких предметов или рисунков для рассматривания под лампой.
Ход занятия:
Воспитатель спрашивает детей, бывают ли солнечные лучи ночью. А что такое Солнце? Солнце – это большая – большая, просто огромная звезда, которая находится далеко от нас. Вспоминает, как наблюдали ночью на небе звезды. Солнце – эта такая же звезда, как и другие, но она находится намного ближе к Земле, чем другие звезды, поэтому его лучи нагревают нашу планету и освещают ее. Для того чтобы понять, почему солнечный свет доходит до нашей планеты, а свет других звезд – нет, можно провести опыт с настольной лампой или фонариком в затемненной комнате.
Наблюдение проводят в затемненной комнате. Оно помогает понять, почему солнечный свет доходит до нас, и мы хорошо видим Солнце, в то время как другие звезды мы можем наблюдать только ночью на фоне темного неба, а их свет не способен превратить ночь на Земле в день.
Воспитатель ставит в затемненной комнате настольную лампу или фонарик. Дети подходят к лампе как можно ближе. Воспитатель предлагает им рассмотреть какой - нибудь небольшой предмет или картинку и обсуждает с ними вопросы:
«Хорошо ли виден свет лампы? Хорошо ли виден предмет (картинка)?» Затем дети отходят в противоположный конец комнаты. Воспитатель спрашивает их, нас5кошлько хорошо теперь заметны свет и изображение на рисунке (предмете). Воспитатель вместе с детьми делает вывод: чем дальше уходишь от лампы, тем сложнее различить рисунок (предмет).
Воспитатель обсуждает, как исчезли лучи света при удалении от источника света. Когда дети находились рядом с лампой, они хорошо различали свет, могли видеть друг друга, рассматривать рисунок. А вот нам улице все это сделать будет уже труднее. Чем дальше уходишь от окна, тем слабее становится свет лампы. Воспитатель еще раз подчеркивает, что Солнце – это большая звезда.
Воспитатель рассматривает с детьми глобус и спрашивает, как называется планета, на которой мы живем. Воспитатель рассказывает, что Земля – это не единственная планета в космосе, которая «дружит» с Солнцем. Земля – это одна из планет большой солнечной семьи. Эта солнечная семья называется «Солнечная система». Дети рассматривают рисунки с изображением Солнечной системы. Воспитатель называет планеты, но не требует, чтобы дети запомнили их названия, и рассказывает, что все планеты движутся вокруг Солнца по кругу. (каждый ребенок пальчиком показывает на рисунке путь одной из планет).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что планеты расположены на разном расстоянии от Солнца. Дети находят самую ближнюю к Солнцу (Меркурий) и самую дальнюю (Плутон) планеты. Особое внимание уделяется расположению Земли. Воспитатель предлагает высказать свое предположение о том, на какой планете будет больше света и тепла – на самой ближней к Солнцу или на самой дальней от него.
Педагог делает вывод: Солнце – это большая звезда. Все планеты, в том числе Земля, вращаются вокруг Солнца. Земля расположена ближе к Солнцу, чем многие другие планеты.
В заключение воспитатель рассказывает детям, что иногда на небе можно увидеть необычные «Хвостатые» звезды. Называют их кометами. В центре кометы – небольшое светящее ядро, а вокруг него газовое облако. Хвост у кометы яркий, светящийся. Ученые до сих пор не знают, откуда прилетают кометы – из Солнечной системы или из других звездных миров.
Конспект занятия № 5
НОД «Звезды и кометы»
Цель и задача: учить детей вырезать шести – и пятилучевые звезды: складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы (более острые или более тупые). Вызвать интерес к передаче образа кометы состоящей из «головы » - звезды, вырезанной по схеме, и «хвоста», составленного из полосок рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутков ткани.
Предварительная работа: рассматривание изображений разных звезд, беседа о звездах и кометах.
Материалы и оборудования : фольга золотистая или серебряная, цветная и фактурная бумага, лоскутки ткани, текстильные и декоративные бумажные ленты, серпантин; ножницы, клей, клеящие карандаши, коробочки для обрезков, простые карандаши; схема изготовления пятилучевой звезды; контурные схемы созвездий; листы бумаги черного или темно-фиолетового цвета.
Ход занятия:
Воспитатель говорит детям, что сегодня они будут делать звезды и кометы, показывает изображение кометы. Спрашивает детей, помнят ли они что это такое, как выглядит комета и каким образом ее можно изобразить. Дети рассуждают, предлагают варианты решений. Воспитатель обобщает и уточняет предложенные способы:
- У кометы есть «голова» и «хвост». Голову проще всего изобразить в ви де круга или овала ( это так называемое ядро), а хвост можно составить из кусочков или полосок рваной бумаги, так как он пушистый, длинный и немного напоминает дым. Можно пофантазировать и составить хвост кометы из разных материалов: лоскутков ткани, серпантина, фантиков, гофробумаги. А еще можно изобразить голову кометы в виде звезды, а хвост вырезать ажурно из нескольких лент и наложить их друг на друга, подобрав красивое цветосочетание.
Воспитатель предлагает детям научиться вырезать для «головы» кометы пятилучевую звезду. Воспитатель показывает способ вырезания шести – и пятилучевой звезды и выставляет схемы. Дети пробуют вырезать на черновых листочках. Воспитатель помогает детям освоить сложный способ, учит пользоваться схемой или технологической картой.
Дети составляют картины с кометами, «головы» которых стараются вырезать в виде пятилучевой звезды, а хвост исполняют фантазийно из разных материалов.
Конспект занятия № 6
НОД «Человек и космос»
Цель и задача: познакомить детей со свойствами линз. Расширить их представления о планетах Солнечной системы, космических путешествиях, о работе человека в космосе.
Предварительная работа: Знакомство с Солнцем, звездами и планетами на предыдущих занятиях по ознакомлению с природой. Рассматривание предметов через увеличительное стекло (лупу).
Материалы и оборудования : Увеличительное стекло (лупа), бинокль. Картинки с изображениями подзорной трубы, космических ракет, космонавтов в скафандрах.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает послушать детям стихотворение Олега Бундура, которое называется «Перевернутый бинокль».
Воспитатель обсуждает с детьми, почему вдруг диван и папа стали маленькими, спрашивает их, знают ли они, что такое бинокль. Вспоминает, как они рассматривали через лупу камешки, шишки, листья и цветы растений, что происходило, когда смотрели на них через лупу (они становились больше).делаем вместе с детьми вывод, что лупа – это особое стекло, которое увеличивает предметы, делает их больше, часто ее так и называют – увеличительное стекло. Рассказывает детям, что в бинокле тоже есть такие увеличительные стекла, но если смотреть в бинокль с другой стороны, то эти стекла будут уже не увеличивать, а уменьшать. Подвести детей к выводу, что мальчик смотрел в бинокль с другой стороны, поэтому все предметы стали маленькими.
Воспитатель показывает детям увеличительное стекло (лупу), бинокль, предлагает рассмотреть через них странички в книге, спрашивает, как изменилось то, что они видят.
Педагог обсуждает с детьми, когда мы пользуемся увеличительными стеклами, объясняет, что такие стекла в очках, которые носят люди, в подзорной трубе (показывает иллюстрацию). Спрашивает детей, был ли кто-нибудь из них в планетарии, знают ли они, что такое телескоп. Рассказывает детям, что в телескопах, которые похожи на громадные подзорные трубы, стоят очень сильные увеличительные стекла, благодаря которым мы можем рассмотреть Луну, далекие звезды и планеты.
Воспитатель говорит детям, что люди всегда хотели знать, что находится в космосе. Они хотели не только увидеть, но и побывать там. И вот около ста лет назад русский ученый – Константин Эдуардович Циалковский – придумал, как сделать ракету, на которой можно полететь в космос. А потом в нашей стране эту ракету сконструировали. Сначала пассажирами ракеты были собаки – Белка и Стрелка, а почти пятьдесят лет назад в космос впервые полетел человек – Юрий Алексеевич Гагарин, наш соотечественник. Ракета доставила космический корабль в космос, и он облетел вокруг Земли. Сегодня россияне готовятся к полету на Марс, лететь до которого 250 дней.
Воспитатель показывает и рассматривает с детьми изображение космонавта в скафандре, спрашивает, почему в космосе необходим скафандр. Вспоминает, что скафандр похож на костюм водолаза, что водолазный костюм защищает человека от холода, внутрь костюма подают воздух, чтобы можно было дышать. Рассказывает, что скафандр космонавта также защищает его от космической жары и холода, в скафандре есть радио для переговоров, а также запас воздуха, ведь в космосе воздуха нет, и человеку без скафандра нечем было бы дышать.
Педагог рассказывает детям, что первый полет в космос длился всего полтора часа, а сейчас космонавты проводят в космосе несколько месяцев. На орбите построена станция, на которой живут и работают космонавта из разных стран, говорящие друг с другом на русском и английском языках. Космические корабли привозят на станцию все необходимое для жизни и работы людей в космосе.
Воспитатель спрашивает, видел ли кто-нибудь из детей по телевизору репортаж с космической станции. Рассказывает, что жизнь космонавтов на станции не похожа на жизнь людей на земле, потому что в космосе есть невесомость. Объясняет, что из-за невесомости космонавты не ходят по станции, а как будто переплывают с места на место, так же парят в воздухе и разные предметы, если они не прикреплены к полу, к потолку станции или стене. Еда космонавтов тоже совсем не похожа на обычную: ведь из-за невесомости ни суп, ни каша, не удержатся на тарелке, а будут плавать в воздухе. Поэтому еду для космонавтов делают в специальных пакетиках или тюбиках, и едят ее не вилками или ложками, а выдавливают прямо в рот.
Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из романа-сказки Н. Носова «Незнайка на Луне» о необычных приключениях коротышек.
Зачитывает небольшой отрывок из главы третьей «Вверх дном», который начинается словами «Винтик и Шпунтик взялись за приготовление завтрака» и до слов «Здесь она собиралась в крупные и мелкие шарики, которые плавали в воздухе и тоже лезли Винтику и Шпунтику в рот, и в нос, и в глаза, и даже за шиворот, что тоже было не так уж приятно».
Затем педагог рассказывает о том, что космонавты на космической станции проводят разные исследования: они изучают, как растут растения в невесомости, наблюдают за звездами и планетами. Говорит детям, что многим людям хочется верить, что на других планетах есть жизнь и пытаются представить себе, как могут выглядеть инопланетяне – жители других планет.
Конспект занятия № 7
НОД «Космодром»
Цели и задачи: учить видеть в геометрических фигурах конкретные объекты действительности или их элементы; достраивать и преобразовывать «фоновую» картинку; конструировать из готовых деталей (кругов, овалов, квадратов, прямоугольников) изображения тематических объектов и объединять их в композицию «Космодром», используя средства комбинаторики.
Предварительная работа: Чтение детской художественной и энциклопедической литературы о космонавтах и космических полетах; рассматривание иллюстраций с изображением космодрома, стартовой площадки, космической ракеты, космонавтов в космических костюмах (разные варианты).
Материалы и инструменты, оборудование: иллюстрации на тему «Космос». Рулонный лист бумаги с фоновым изображением неба, линии горизонта, земли. Цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, простой и цветные карандаши, фломастеры; бумажные детали: овалы (2х4 см, 2х6, 2х8, 4х6, 4х8, 6х10), круги (2х2 см, 4х4, 6х6, 8х8), квадраты (4х4 см, 8х8), прямоугольники (2х4 см, 2х6, 2х8, 4х6, 4х8, 6х10) по 10- 12 штук двух – трех цветов на каждого ребенка.
Эта работа может быть выполнена с использованием деталей игры «Танграм», в этом случае дети только выкладывают изображения , но не приклеивают их.
Ход занятия:
Воспитатель привлекает внимание детей к иллюстрациям и напоминает, что в последнее время они много говорили о Космосе, запуске ракет т космических ракетах.
Педагог предлагает всем вместе представить, как происходит запуск ракеты с космонавтами и изобразить – сконструировать картину о космосе из бумажных деталей – разных геометрических фигур - на большом листе бумаги.
Перед практической деятельностью воспитатель сначала помогает детям определить: кого они будут изображать - космонавтов, ученых, инженеров, космическую ракету; сколько космонавтов полетит в космос; сколько человек их будет провожать; будет ли на нашей картине стартовый комплекс, тренировочный центр для космонавтов; будут ли лаборатории для исследования лунного грунта и другое.
Воспитатель также напоминает детям распределить весь объем работы между детьми, учитывая их желания, и переключает их внимание на способы практической деятельности: показывает разные по величине и цвету кружки, овалы, прямоугольники, полоски и предлагает представить, а затем попробовать сконструировать из них «свой» объект на поверхности стола. В зависимости от конструируемого объекта дети выбирают детали определенного цвета, формы, величины, опробуя разные варианты его плоскостного изображения (ракурс, динамика, цветовое решение, учет отношений величины, и др.). Оптимальный вариант изображения «своего» объекта или предмета дети получают в процессе экспериментирования с геометрическими фигурами путем практических проб. Педагог помогает детям советом.
Если у ребенка появляется потребность в деталях, которых нет, то педагог предлагает изготовить их самостоятельно. (На бумаге нужного цвета, сложенный несколько раз пополам или «гармошкой», сначала произвольно рисуется карандашом или обводится по контуру нужная фигура, затем вырезается фигура по карандашной линии).
Воспитатель переключает внимание детей на фоновую композицию, расположенную на сдвинутых вместе столах (2-3). Рассматривается условное изображение неба и земли; уточняется, что сейчас изображено на нем и что получится в результате коллективной работы детей всей группы. Воспитатель объясняет, что каждый ребенок перенесет «свои» изображения (космонавтов, ракеты, и др.) на определенное место. Получится красивая картина.
Конспект занятия № 8
НОД «Пришельцы из космоса»
Цели и задачи: вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве. Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов (пластическими, графическими или аппликативными средствами). Развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую ситуацию. Формировать познавательные интересы.
Предварительная работа: беседа о космосе, о возможности жизни на других планетах. Рассматривание атласов, альбомов открыток и марок. Рисование планеты, на которую приземляются инопланетяне.
Материалы, инструменты, оборудование: пластилин разных цветов, проволока для каркасов, стеки, коробочки киндер-сюрпризов, баночки с крышками, трубочки для коктейля.
Ход занятия:
Педагог может вызвать интерес к занятию, зачитав и предложив расшифровать космическое послание.
Воспитатель напоминает детям о том, что на других планетах тоже могут жить другие живые существа. Предлагает им пофантазировать: «Кто они – эти живые существа? Какие? Похожи ли на нас? Где обитают? Можем ли ы когда-нибудь встретиться?»
Если возникают затруднения с придумыванием внешнего облика инопланетян, взрослый показывает несколько фантазийных фигурок, разных по содержанию и технике исполнения. Это могут быть и необыкновенное животное, в котором самым невероятным образом сочетаются особенности земных зверей, птиц, насекомых, рыб, моллюсков, и человекообразное существо с яркими деталями, не присущими человеку (крыльями, хоботом, длинными ушами и др.), и абстрактная фигурка, представляющая собой переплетение цветных форм или одну сложную пластическую форму.
Воспитатель демонстрирует варианты летающих тарелок (с полным или частичным показом техники). Одну из них можно изготовить из шара (круга) или полушара (полукруга), опоясанного кольцом. Воспитатель обращает внимание на то, что кольцо может находиться как по средней линии, так и ниже или выше: в зависимости от места прикрепления получается новая модель. Сообщает, что на летательных аппаратах обычно бывают круглые окошки- иллюминаторы, и предлагает сделать такие же на летающих тарелках. На пластилиновых летающих объектах дети делают углубления пальцем или карандашом, наносят отпечатки с помощью крышечек, прикрепляют пуговицу-иллюминатор и т.д. Более умелые дети, с хорошо развитой мелкой моторикой, раскатывают маленькие колбаски и выкладывают из них окошки округлой формы.
Дети самостоятельно пытаются изобрести средства передвижения инопланетян. Это могут быть всевозможные летающие тарелки, космические станции или аппараты, напоминающие по форме своих «пассажиров». Воспитатель предлагает подумать, как можно сделать открывающиеся летательные аппараты - такие по размеру и форме, чтобы в них могли разместиться сами пришельцы. В распоряжении детей находятся всевозможные материалы: коробочки киндер-сюрпризов, небольшие баночки с крышками, проволока для каркасов, коктейльные трубочки и другие бытовые мелочи. Все это позволяет расковать фантазию детей и стимулировать поиск интересных конструкторских решений. Также детям предлагается слепить инопланетян и те планеты, на которых они живут.
В конце занятия воспитатель предлагает детям придумать имена пришельцам и названия летательных аппаратов, если они их захотели сделать.
Конспект занятия № 9
НОД «Далекие миры - неизвестные планеты»
Цели и задачи: вызвать интерес к рисованию космоса по замыслу. Совершенствовать технику рисования восковыми мелками и акварельными красками. Продолжать учить планировать работу и осуществлять замысел. Систематизировать и уточнить приемы создания фантазийных образов (изменение формы, величины, наличия деталей, их количества; объединение в одном объекте признаков, характерных для разных образов и т.д.). Развивать продуктивное воображение.
Предварительная работа: беседа о космосе, далеких мирах, неизвестных планетах. Освоение техники акварели (лессировка, рисование по -мокрому, вливание цвета в цвет, получение светлотных оттенков). Знакомство с приемами создания фантазийных образов. Дидактические игры на развитие чувства цвета (цветовая модель «Радуга»).
Материалы, оборудование, инструменты: листы бумаги большого формата, акварельные краски, восковые мелки, кисти круглые и плоские разных размеров, салфетки бумажные и матерчатые. Трафаретные изображения – рамки с вырезанными силуэтами разных животных (лягушки, змеи, ящерицы). Однотонные силуэты разных животных (бабочки, стрекозы, жуки, гусеницы, птицы) и растений или их частей (цветок, листок, ветка, дерево). Силуэты клякс и других бесформенных пятен. Геометрические фигуры. Красиво окрашенные листы фактурной бумаги.
Ход занятия:
Воспитатель вспоминает с детьми о далеких мирах и неизвестных планетах, о которых они говорили на занятиях по ознакомлению с природой, познании окружающего мира и развитию речи. По возможности показывает иллюстрацию или коллаж на тему: «В далеком космосе». Предлагает детям пофантазировать о том, как могут выглядеть неизвестные нам планеты: какого цвета почва, вода (если она есть), небо, кто обитает на этих планетах (а какие планеты и почему называются необитаемыми), что растет, какого цвета светила и сколько их? Если дети затрудняются при создании картин далекого мира, педагог помогает «найти» приемы создания фантазийных образов (объектов), например:
- показывает трафаретные изображения (рамки с вырезанными силуэтами знакомых животных- лягушка, змея, ящерица) и подкладывает фоном листы бумаги нехарактерного цвета или колористического решения (синего, фиолетового, розового, желтого, в горошек, полоску и т.д.); дети убеждаются в том, что неожиданный (нехарактерный) цвет позволяет превратить знакомое животное в фантастическое;
- показывает однотонные силуэты разных насекомых, сначала просит узнать и назвать, затем выбирает произвольно пары силуэтов, накладывает друг на друга или каким-то другим способом объединяет – приставляет, выстраивает друг за другом (например, бабочку и стрекозу или гусеницу и цветок); дети убеждаются в том, что объединение частей тела двух-трех знакомых объектов позволяет создать новые – фантазийные существа;
- демонстрирует силуэты клякс и просит угадать (увидеть) космические существа, напоминающие своей формой облако, лужу, медузу, зонтик, гриб;
- предлагает рассмотреть листы бумаги оригинальной раскраски и предлагает придумать, что или кто из космических существ может иметь такую расцветку; в случае затруднений подкладывает эту бумагу под трафареты или вырезает ножницами фантазийное существо, похожее на медузу, амебу, гусеницу.
Затем педагог спрашивает у детей, могут ли на других планетах жить существа, похожие на людей, роботов, известных нам животных. Обращается к опыту детей, полученному на предыдущем занятии по лепке «Пришельцы из космоса».
В краткой форме педагог обобщает информацию и предлагает детям изобразить на листах большого размера далекие миры- неизвестные планеты. Советует рисовать космическое небо и планету акварельными красками, чтобы краски вливались одна в другую и давали новые – оригинальные сочетания (показывает варианты колористических решений: желто-оранжево-красный, желто-сине-фиолетовый и т.д.), а для детальной прорисовки космических существ использовать восковые мелки, чтобы акварельные краски не сливались.
Дети выбирают материалы и начинают рисовать фантазийные картины по своим замыслам.
Картотека подвижных игр «Космос»
1. «Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
-Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг, и игра начинается сначала.
2. «Космонавты»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету «У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р – р – р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели –руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
3. «Ракетодром»
Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.
4. «Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
5. «Солнце – чемпион»
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун. Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
Картотека Сюжетно-ролевых игр «Космос».
- Игра «Путешествие в космос»
Цель: закрепить знания детей о космосе, планетах Солнечной системе.
Роли: космонавты, врачи, планеты.
Предметно-игровая среда: Скафандры, ракета, рация, пульт управления, наушники, планшет, блокнот, фотоаппарат, костюмы планет, картинки с изображением планет, космоса, комет, астероидов, метеоритов, тюбики с едой, медицинское оборудование, Халат врача, шапочка с красным крестом, ёмкости для взятия проб грунта.
Игровые действия:
Тренировка космонавтов, полеты в космос для изучения звезд, других планет. Врачи «проверяют здоровье» космонавтов перед полетом.
Построили космическую ракету, космонавты полетели в космос. Знакомство с планетами. Ходим в невесомости, фотографируем, изучаем пробы грунта с других планет. В космосе используем космическую еду, скафандры для защиты, держим связь с землей. На земле встречаем космонавтов после полетов. Врачи проверяют здоровье после полета, измеряют давление.
- Игра «Космос»
Цели и задачи: расширить знания детей о профессии космонавт, его трудовых процессах, предметах – помощниках, смежных профессиях; развивать умения развёртывать специфическое ролевое взаимодействие - ролевой диалог; развивать умения подбирать предметы и атрибуты для игры; развивать умения использовать в игре постройки из строительного материала разной конструктивной сложности; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей; формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения; закреплять умения усложнять игру путём расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий; формировать умение овладевать новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением; развивать творческое воображение в играх-придумках по сюжетам волшебных сказок.
Варианты начала игры:
1. поступило радио-сообщение с приказом о покорении Марса (используем диктофон или записываем текст на CD диск).
2. любая из бесед о космосе, просмотр альбомов или энциклопедии может завершится приглашением воспитателя к игре.
3. любое спортивное мероприятие может быть завершено выбором победителя, который в последствии и становится капитаном космического корабля. Он распределяет остальные роли и время начала полета.
Состав ролей и игровых действий:
- капитан корабля - набирает команду, отдаёт приказы на борту, держим связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами;
- космонавты – летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции;
- инструктор по полёту – руководит полётом с космодрома;
- бортинженер–внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.
- инопланетяне – наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры на непонятном языке, один или несколько инопланетян летят на космодром вместе с космонавтами;
- репортёры – ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции;
- мед. персонал – проводят мед. обследование команды корабля и инопланетян;
- родственники – провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах.
-диспетчер–принимает информацию с космоса и передаёт на корабль.
-повар - готовит и высушивает продукты, расфасовывает по пакетам, упаковывает в тюбики.
Способы выхода из игры
- требуется замена корабля из-за серьезных поломок при приземлении. Новую ракету пока не подвезли.
- задача (миссия, поставленная перед командой космонавтов, выполнена. Команда отчиталась).
- воспитатель берет роль инструктора по полету, дает команду о возвращении на Землю.
- нужна подготовка другой команды космонавтов.
Обогащение сюжета игры:
Первый вариант: воспитатель берет на себя роль и создает новые игровые ситуации.
Второй вариант: педагог вносит в игровую среду новые атрибуты, организует их рассматривание и предлагает придумать игру с ними.
Третий вариант: детям предлагается рассмотреть новые иллюстрации, на которых изображены неизвестные планеты, сказочные летающие объекты и придумать на их основе начало или продолжение игры.
Игры-спутники: сюжетно-ролевые игры: "Спасатели" (ЧП на корабле, "Больница" (космонавт заболел, "Семья", "Зоопарк"(выставка сказочных и экзотических животных, "Театр" (показ увиденного в космосе, "Музей".
Художественная литература.
Григоре Виеру «Ракета»
Вот так радуга на небе
Шёлковый узор!
Ну и радуга на небе,
Как цветной ковёр!
А над радугой ракета
Взмыла к небесам.
Вот такую же ракету
Я построю сам.
И на звёздную дорожку
Полечу на ней,
Наберу я звёзд лукошко
Мамочке моей.
Владимир Степанов «Ю.А. Гагарин»
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель!
Владимир Орлов «Летит корабль»
Летит корабль
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!
Аркадий Хайт «По порядку все планеты»
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. www.maam.ru
3. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
4. Алексеева И. В. «Удивительный мир астрономии»; Санкт - Петербургская академия постдипломного образования; 2010 г.
5. Дерягина Л. Б. «Дошкольникам о российских покорителях космоса»
6. Е. А. Паникова, В. В. Инкина «Беседы о космосе» (методическое пособие); - М. : ТЦ Сфера, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Космическая история"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Космическая история"...
Проект тематического досуга ко Дню Космонавтики «Космические истории
Познакомить детей с днем космонавтики. Научить высказывать свои мысли. Воспитывать доброту, чувство любви к людям, а также уважение к старшим....
Сценарий тематического досуга ко Дню Космонавтики (для детей средней группы) «Космические истории»
Познакомить детей с днем космонавтики. Научить высказывать свои мысли. Воспитывать доброту, чувство любви к людям, а также уважение к старшим;развивать творческие способности обучающихся, внимание, па...
Космические истории. Презентация ко дню космонавтики.
Презентация ко дню космонавтики для дошкольников. (старшая группа)...
Презентация проекта "Космические истории"
Презентация долгосрочного проекта "Космические истории" в старшей группе детского сада....
Долгосрочный проект "Космические истории"
Ночное небо – одно из красивейших зрелищ в природе! Мириады звезд сверкают в его темных глубинах, а меж звезд перемещаются яркие планеты и кометы. Космос притягивал внимание людей на протяжении ...
Проект "Космическая история"
Краткосрочный проект "Космическая история"...