Проектная работа "Применение тестов и опросов для быстрой обратной связи на занятиях"
проект (подготовительная группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Описание методов и приемов применяемых на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для быстрой обратной связи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная работа

Тема: «Применение тестов или опросов для быстрой обратной связи на занятии»

Логика изложения:

В ходе осуществления обратной связи на занятиях (НОД) используются следующие методы: наблюдение, тестирование, опросный метод (беседа, интервью, анкетирование), экспериментальные методы (мысленный – воспроизведение действий и операций в уме, шепотом, друг другу, письменно; стендовый – ролевая игра; констатирующий –позволяет сформулировать тему, проблему, цель занятия (НОД); контрольный), социологические методы (определение эмоционального состояния воспитанников на разных этапах занятия (НОД), изучение мониторинга воспитанников по разным направлениям и лексическим темам.

Методы и приемы обратной связи:

- Метод наблюдения (приёмы): «Сравни», «Сопоставь и объясни», «Найди ответ на вопрос».

- Метод тестирования: «Программируемый опрос», «Тестирование на всех этапах НОД».

Воспитанник выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (редко используется в устном опросе; хороший шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание).

Опросный метод включает в себя следующие приёмы:

- «Опрос по цепочке». Рассказ одного воспитанника прерывается в любом месте и передается другому жестом педагога, и так несколько раз до завершения ответа (применяем в случае, когда предполагается развернутый, логический ответ).

- «Цепочка»: по ряду пускается листок, на котором помещено какое-то количество вопросов (по числу детей), и каждый должен написать кратко ответ на один из вопросов (по порядку или на выбор); можно исправить то, что написал предыдущий, если видишь ошибку.

- «Тихий опрос». Беседа с одним или несколькими воспитанниками происходит полушепотом, в то время как другие воспитанники заняты другим делом, например, индивидуальной или групповой работой (педагог может контролировать умения и навыки основных понятий у слабых воспитанников или тех, кто отсутствовал во время прохождения темы занятия).

- «Взаимоопрос». Воспитанники опрашивают друг друга по дидактическим картам (разновидность: воспитанник – эксперт; сильный – слабый, слабый – сильный).

Экспериментальный метод и его разновидности реализуются через следующие приемы:

1) мысленный (воспроизведение действий и операций в уме, шепотом, друг другу и письменно):

- вопросы-прогнозы: Как вы думаете, это решит данную проблему? Прав ли он был? Что из этого может получиться? Можно ли таким образом добиться результата?

- нестандартное сочинение: сказка про Бабу Ягу или письмо Деду Морозу от ребят.

2) стендовый – ролевая игра, подготовка к ролевой игре;

3) констатирующий (выступает в качестве обратной связи, позволяет сформулировать тему, проблему, цель занятия):

- прием «ПОПС-формула». Воспитанникам предлагается составить четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС — формулы:

П – позиция. О – объяснение (или обоснование). П – пример. С – следствие (или суждение).

Детям предлагается несколько формулировок, которыми они могут начать предложения.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет детям кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.

- составление кластеров по теме;

- приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления воспитанников. (Что, если бы …).

В ходе реализации экспериментального метода используются такие приёмы:

- «Показательный ответ». Один воспитанник отвечает у доски, остальные слушают (В традиционном виде опрос у доски иногда играет отрицательную роль: один отвечает, остальные как бы слушают. И все-таки такой опрос нужен, когда воспитанник демонстрирует полный и правильный ответ, чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому нужно стремиться).

- «Лови ошибку». Объясняя материал, педагог намеренно допускает ошибки. Воспитанники должны заметить ошибку и доказать правильный ответ. Педагог может подсказать детям «неверные высказывания» интонацией или жестом. В письменной работе не исправляются ошибки, а просто педагог сообщает общее число ошибок в данной работе. Найти и исправить их – задача самого воспитанника.

Социологический метод используется в процессе реализации следующих приёмов:

- «Смайлики». Воспитанники сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками: хорошее, среднее, плохое.

Можно начать занятие с того, что каждый ребенок показывает один из «смайликов», соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с педагогом. Дети видят внимание к себе. А педагогу этот приём дает возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом «смайликов» можно завершить занятие и совместной игрой.

- «Светофор». При опросе воспитанники поднимают «Светофор» красной или зеленой стороной к педагогу, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна; воспитанник вынужден каждый раз явно для себя и для педагога зафиксировать, оценить свои знания, умения и навыки).

- «Рейтинг». Завершая работу, воспитанник сам ставит себе отметку. За ту же работу ставит отметку и педагог, можно привлечь и других детей. Записывается дробь. Например, 5/4, где 5 – отметка ребенка, а 4 – отметка педагога. Работа с приёмом «рейтинг» приучает детей к объективному оцениванию своего труда.

- «Цветограмма». В конце занятия педагог просит ребят оценить этапы своей деятельности. В тетради на полях они рисуют кружочки разного цвета. Например, зеленый - у меня всё получилось, занятие прошло удачно, я доволен собой; желтый - у меня были ошибки, но я всё понял и исправил, я вполне доволен собой; красный - мне было очень трудно, мне нужна помощь.

- «Лестница успеха». Если педагог ведёт занятие в традиционном виде, то можно выделить все этапы деятельности НОД. В конце занятия предложить детям оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

- «Рефлексивный экран». Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…; я научился …; было интересно …; у меня получилось …; было трудно …; я смог …; я выполнял задания …; я попробую …; я понял, что …; меня удивило …; теперь я могу …; я почувствовал, что; мне захотелось …, я приобрел … и т.д.

Контрольный:

- составление викторин, кроссвордов или головоломок;

- составление «словаря темы»;

- проведение исследовательской или проектной работы;

- взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда ребенок объективно оценивает работу друга, или целой группы детей. Здесь важно, чтобы дети научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку.

Прежде, чем вводить взаимопроверку в план занятия, педагогу необходимо донести до детей алгоритмы проверки. Например, вы просите детей обменятся тетрадями и проверить выполненное упражнение друг у друга. Они должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения.

Для контроля, изученного как на каждом занятии, так и на специальных занятиях используются различные формы обратной связи с детьми. Очевидно, что обойтись без этого невозможно, иначе педагог окажется путником, заблудившимся в собственных словах. Как в известном анекдоте: «Как называется человек, который все время болтает, даже если его никто не слушает? — Учитель!» Успешная организация обратной связи на всех этапах урока позволит постоянно контролировать понимание и удерживать внимание детей на должном уровне.

Проверка домашнего задания является обратной связью. Здесь уместны многие традиционные формы:

•        фронтальный опрос;

•        индивидуальный опрос (письменный или устный);

•        взаимопроверка;

•        викторина.

Например, устный индивидуальный опрос позволяет педагогу оценить знания воспитанника в полном объеме, формирует навыки монологической речи, но при этом на такой опрос уходит много времени, а дисциплина страдает, потому что остальным детям скучно и неинтересно.

Для решения проблемы можно сочетать устный опрос одного ребенка с письменным опросом всех остальных; можно предложить детям одновременно составлять план ответа товарища или отмечать сильные и слабые стороны в специальной таблице; можно использовать запись ответа на ноутбуке с дальнейшей проекцией на экран через проектор (особенно интересно бывает сравнить ответы нескольких детей на один и тот же вопрос).

Объяснение нового материала

В процессе объяснения нового материала стоит время от времени обращаться к обратной связи. Это помогает не только держать детей в активном рабочем состоянии, но и контролировать, понимают ли ребята объяснение. Например, можно время от времени предлагать краткий вопрос по объясненному (Почему это произошло? Это было удачное решение? Вам понравилось, как поступил…?)

Еще интереснее предлагать вопросы-прогнозы: Как вы думаете, это решило проблему? Прав ли он был? Что из этого может получиться? Можно ли таким образом добиться результата? Это не просто вовлечет ребят в занятие, но и поможет в формировании интеллекта.

Закрепление изученного

На этапе закрепления нового различные средства обратной связи с воспитанниками особенно важны и уместны. Ведь если материал плохо усвоен на занятии, не стоит надеяться, что он станет понятнее позже, когда дети начнут делать домашнее задание. Напротив, это спровоцирует отказ от выполнения работы, списывание, халтурное выполнение («Сделал что-то — и ладно, скажу: я не понял»). Если результат низкий, педагог должен быть готов к тому, что тему придется рассмотреть еще раз.

Здесь, в конце занятия, стоит отдать предпочтение наиболее динамичным и игровым формам: ребята уже устали и нуждаются в некотором «оживлении».

Хороших форм много: викторины, интеллектуальные игры; «турниры»: математические, грамотеев, путешественников; соревнование в написании слов на правило, решении примеров; кроссворды, чайнворды, ребусы, головоломки; опросы с помощью карточек, тестов, перфокарт, «пакетников», ассоциативных цветовых карт.

Использование перфокарт позволяет проверить материал очень быстро. Перфокарта представляет собой картонку, сложенную вдвое, как открытка. Внутрь вкладывается бумага, лучше какого-нибудь бледного цвета, а не белая. На одной из половинок перфокарты (иногда на обеих) прорезаны окошки: 4-7 рядов по 3 окошка. Педагог читает вопрос, требующий ответа «да» или «нет» или слово на правило, а ребенок вписывает в окошки + (да) или – (нет) или букву (скажем, з или с, если была тема «Буквы на –з, -с»). Затем собирает вкладыши. Как правило, вопросы задают в таком порядке, чтобы на листе получилась определенная последовательность или фигура при соединении одинаковых букв или знаков. Но можно просто сложить вкладыши стопкой и проткнуть шилом, скажем, все +. Ошибки видны сразу, проверка занимает считаные минуты.

Цветная карта делится на две графы разных цветов, скажем, зеленого и красного, и в них надо вписать, допустим, положительные и отрицательные черты героя, последствия исторического события, плюсы и минусы теории. Можно предложить ребятам сначала заполнить два столбика, а потом раскрасить их или заполнять ручками разных цветов.

«Пакетник» – специальное приспособление, в которое в определенном порядке вкладываются выбранные ребенком карточки с ответами на вопросы. Если все сделано правильно, при переворачивании «пакетника» на обратной стороне получается составленная картинка.        

Вывод: Использование тестовых технологий для контроля знаний детей дает следующие положительные моменты: Уменьшится возможность подсказок и списывания, повысится качество знаний детей, повысится объективность оценки знаний, возрастет познавательная активность ребят, улучшится домашняя подготовка к занятиям, улучшится психологическая атмосфера в группе, возрастет количество контрольных мероприятий, что позволит осуществить своевременную диагностику знаний, умений и навыков у всех детей.          А активное применение тестовых технологий способствует лучшему усвоению материала, свободному владению практикой работы с тестовыми заданиями, и даст возможность детям принимать участие в конкурсах и олимпиадах, занимая призовые места. Итак, применение тестовых заданий в сочетании с традиционными образовательными технологиями позволяет обеспечить повышение качества знаний детей по учебной дисциплине за счет активизации обучающей, контролирующей, организующей, диагностирующей, мотивирующей и воспитательной функции тестов.            

 Использованная литература.

1. Аванесов В.С. «Основы педагогической теории измерений», Педагогические измерения, т.1, №1, 2004.

2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М., 2000. – 352с.

3. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2002.

4. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологически-обратной связи"

Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о ...

Формирование дыхания с использованием компьютерной системы с биологической обратной связью «Комфорт ЛОГО»

Конспект  сеанса  в режиме «Кардио»Цель:  отработать умение  диафрагмального выдоха....

Конспект практического занятия для родителей в старшей группе ДОУ "Техника предоставления обратной связи ребенку"

Практическое занятие педагога-психолога с родителями на тему: «Учимся эффективно общаться с ребенком: техника предоставления детям обратной связи относительно их деятельности» (родительско...

Статья "Метод биологической обратной связи в реабилитации заикающихся"

Биологическая Обратная Связь (БОС) – это уникальная медицинская технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры, включающей увлекательные компьютерные игровые тренажер...

Опыт работы по теме: "Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей".

Опыт работы по коррекции и компенсации речевого развития детей с использованием кабинета "БОС-логотерапевтический"....

Программа «Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей».

Данная программа раскрывает особенности работы по преодолению и компенсации речевых нарушений у детей дошкольного возраста, через использование метода биологической обратной связи....

Анкета обратной связи интегрированного итогового занятия в средней группе ДОУ

Анкета обратной связи интегрированного итогового занятия в средней группе ДОУ...