познавательное развитие детей
статья

Андрусенко Светлана Сергеевна

Познавательное развитие детей в дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коровина Е.В., Андрусенко С.С.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Познавательное развитие детей дошкольного возраста, можно рассматривать в совокупности несколько терминов: «познавательные интересы», «познавательные действия» и «познавательное развитие». 

Познавательные интересы, прежде всего, нужно рассматривать как стремление ребёнка познавать новое, выяснять качества и свойства предметов или явлений действительности, а также желание вникнуть в их сущность, найти между ними связь и отношения. В каждой возрастной группе, свои познавательные интересы, которые можно вычислить по количеству задаваемых вопросов взрослому, по обсуждению детей со сверстниками конкретного предмета или явления, а также по желанию познать конкретную тему.

Познавательные действия, это прежде всего активность ребенка, с помощью которой, он хочет получить знания, умения и навыки. При этом у ребенка развивается целеустремленность, а также формируется потребность в использовании разных способов действий для накопления, обновления и расширения кругозора. Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это все исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

Под познавательным развитием стоит рассматривать совокупность количественных и качественных изменений, которые происходят в психических процессах, в зависимости от возраста ребенка, от влияния окружающей среды и собственного опыта. Главным аспектом, в познавательном развитии является развитие умственных способностей, которые рассматриваются, как условия успешного овладения деятельностью и выполнения ею. Наглядное моделирование считается, наиболее эффективной формой развития умственных способностей детей дошкольного возраста. В сюжетно-ролевых играх, в продуктивных видах деятельности, в конструировании, а также чтение художественной литературы дети смогут увидеть и смоделировать жизнь окружающих людей, увидеть и показать взаимоотношения между предметами, понятиями и действиями.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности выделяется как принцип дошкольного образования (1;9).  А так же выделяется содержание познавательного развития детей: развитие интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания детей; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях); формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира (2;36).

        В дошкольном возрасте ведущим видом деятельность является игра, в познавательном развитии можно использовать следующие виды игры: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные и т.д. При использовании данных игр, у детей дошкольного возраста удовлетворяется стремление быть самостоятельным, активным. Игра помогает детям дошкольного возраста осознать происходящие вокруг, удовлетворять потребность в познании окружающего мнения, задавать вопросы взрослому и сверстнику, обсуждать серьёзные вопросы, отстаивать свое мнение. Педагог, включая разнообразные игры и игровые приемы в педагогический процесс, должен отбирать игры, которые будут доступны для детей его возрастной группы, детально продумывая содержания игры: вначале дня игра может проводится для помощи в организации детей и настроя на предстоящие действия; в середине дня – игра может подводить к усвоению темы или проблемы, и в конце дня игра может включать поисковый характер. Таким образом любая игра детей дошкольного возраста должна быть интересна для детей, доступна их возрасту, включать различные виды и формы (5; 56).

В познавательном развитие можно использовать не только игру, как вид деятельности, но и экспериментирование, опыты, проектную деятельность и образовательную деятельность. Выбор деятельность всегда зависит от возраста детей, от их умений, навыков, знаний, интересов и т.д. Педагог может предлагать вид деятельность и тему на выбор детей, тем самым дети проявляют инициативу.

Познавательное развитие, всегда должно предполагать для детей дошкольного возраста какое-то «открытие» или решение какой-то значимой проблемы или вопроса, а если ребенок не только посмотрел или послушал, а потрогал, зарисовал, ощутил на вкус или запах, то это ему запомниться и захочется поделиться.

В познавательном развитие, можно использовать различные ситуации, которые требуют от детей дошкольного возраста развития памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия. Чаще всего эти ситуации возникают в течении всего дня, например, на прогулке, во время еды, когда ложиться спать, одевания, раздевания и т. д.

Стимулировать детскую познавательную активность педагог может: регулярно задавать детям вопросы, требующие размышления; организовывать беседы, в ходе которых дети могут высказывать свою точку зрения; предлагать дополнительные средства (двигательные, образные, в том числе наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.

Предметно-пространственная среда для развития познавательной деятельности должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы.

Таким образом, познавательное развитие детей дошкольного возраста, подразумевает включает в себя познавательные интересы, познавательные действия и само познавательное развитие. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в целом, определяет знания, умения и навыки, которые дети приобрели в игровой, проектной, образовательной деятельности, а именно: дети проявляют инициативу и самостоятельность, любознательность, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, дети проявляют склонность к экспериментированию. Можно сделать вывод, что познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений.

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155.

2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы /К. Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 96.

3. Вербицкая И.Б. Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений / И.Б. Вербицкая. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018 - № 21 (207). - С. 467- 469.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, – 2010. – С. 162.

5. Поляков С. В. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / Поляков С. В. –М, –2010. – С. 116.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

«Познавательное развитие детей. Внимание! Внимание!» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Игры для развития связной речи у детей с ОВЗ»

Вниманию родителей представлены ряд игр, способствующих развитию связной речи у детей с ОВЗ в домашних условиях...

Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (окружающий мир) «Правила безопасности для малышей дома».

КонспектНепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастапо познавательному развитию (окружающий мир)«Правила безопасносКонспектНепрерывной ...

Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?” (опыты и эксперименты с веществами и материалами)

Дополнительная образовательная программапо познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности   «Почему, зачем и как?&rdquo...