Отчет по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей 4-5 лет посредством пластилинографии».
материал (средняя группа)

Долматова Марина Валерьевна

Отчет по самообразованию в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_2022.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68»

Отчет по самообразованию по теме:

«Развитие творческих способностей детей 4-5 лет посредством пластилинографии».

Выполнила:

воспитатель Долматова М.В.

г. Воронеж 2022 г

Цель: Развитие у детей художественно - творческих способностей, самостоятельности, индивидуальности при помощи пластилинографии, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формирование художественного мышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

Задачи:

  1. Освоить разные способы и приёмы работы с пластилином при изготовлении плоскостных, полуобъёмных поделок.
  2. Воспитать художественный вкус, пространственное мышление (сочетать цвета; создавать необходимые цвета путём смешивания; создавать композиции).
  3. Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира и учить передавать посредствам пластилинографии объекты живой и неживой природы.
  4. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер.
  5. Повышать компетентность родителей воспитанников в развитии мелкой моторики руки, путём пластилинографии.

Актуальность:

Перед взрослыми становиться вопрос как показать детям красоту и необычность мира искусства. В первую очередь к нам на помощь приходит художественно-эстетическое направление в развитии. Рисование, пластилинография является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка. Именно в этот период идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она позволяет освоить ребёнку объём, сделать картинку рельефной и живой.

С раннего возраста ребёнок знает такой мягкий, податливый материал, как пластилин, из которого можно лепить, но не каждый знает о том, что пластилином можно рисовать.

Пластилинография – это техника, которая очень проста в исполнении, и не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Инструменты и материалы для работы с пластилином просты и не требуют больших затрат.

Я начала свою работу по обучению детей отдельной технике нетрадиционного рисования – пластилинографии или рисование пластилином в сентябре 2021 года. Мною была изучена литература по данной теме, из которой я узнала, какой бывает пластилин, его разновидности, меры предосторожности в работе с ним. Узнала, какие нужны инструменты, и как правильно подготовить место для работы с пластилином.

Так мною был разработан индивидуальный план работы по пластилинографии с детьми 4 – 5 лет, который включал следующие занятия:

  1. Аппликация из пластилина «Звёздное небо»;
  2. Аппликация из пластилина «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»;
  3. Аппликация из пластилина «Клубочки для котёнка»;
  4. Аппликация из пластилина «Улитка, улитка, выпусти рога»;
  5. Аппликация из пластилина «Самолёт летит»;
  6. Аппликация из пластилина «Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки»;
  7. Аппликация из пластилина «Мышка – норушка и золотое яичко»;
  8. Аппликация из пластилина «Радуга – дуга».

Своими знаниями я поделилась с родителями, проведя несколько консультаций и бесед:

  1. «Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»
  2. «Как выбрать пластилин, его разновидность».
  3. «Занятия с пластилином в домашних условиях».

Особенно много полезного я узнала из серии книг Давыдовой Галины Николаевны. В её книгах разработаны занятия с раннего возраста до подготовительной группы по различным темам, это помогло мне как в проведении данных занятий, так и в разработке своих.

В работе с детьми мною применяются разнообразные методы с учётом индивидуальных особенностей детей:

  1. Наглядные – наблюдение, показ, образец;
  2. Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснения, поощрение;
  3. Практические – показ способов изображения и способов действия.

В процессе обучения детей пластилинографией не следует ставить очень сложные задачи, чтобы не испугать ребёнка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься этим интересным рисованием.

Так как существует множество различных приёмов рисования пластилином, я начинала обучение с наиболее простых, таких как:

  1. рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками».
  2. рисование мазками.
  3. заполнение фрагментов картинки пластилиновыми шариками.

Более трудоёмкие и требующие усидчивости занятия:

  1. процарапывание по пластилину.
  2. вырезание отдельных заранее картин, дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

Результаты позволяют говорить о том, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином способствует развитию:

  1. Развитию психических  процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения).
  2. Развитию творческих способностей.
  3. Развитию мелкой моторики  рук.
  4. Способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.

Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы, у ребят повысился интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ, формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца.

Перспектива видится в продолжении работы над развитием мелкой моторики рук средствами пластилинографии и создании комплекса художественно – творческой деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Привлекает в рамках данной темы возможность в составлении коллективных лепных картин, в создании более сложных композиций с помощью разнообразных и комплексных приёмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенци...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной аппликации».

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной  аппликации» с описанием цели, задач,...