Из опыта работы по организации кружка изонити с детьми логопедической подготовительной группы
методическая разработка (подготовительная группа)

Халаимова  Людмила Ефимовна

Оганизация кружка изонити "Волшебная иголочка" с детьми логопедической подготовительной группы. Цель проекта: развитие творческих способностей и логического мышления детей средствами нетрадиционной техники изонить .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_izoniti_volshebnaya_igolochka_halaimova_329.docx443.4 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по организации кружка изонити в логопедической подготовительной группе

Название ОО

БДОУ г. Омска «Детский сад № 329 комбинированного вида»

Название практики

Проект кружка по изонити «Волшебная иголочка» с детьми старшего дошкольного возраста

Авторский коллектив

Воспитатель высшей квалификационной категории Халаимова Людмила Ефимовна

Цель

Развитие творческих способностей и логического мышления детей средствами нетрадиционной техники  «изонить».

Задачи

  1. Способствовать овладению детьми основными приемами техники изонити: заполнение кругов и окружностей, углов(треугольников), дуг и завитков, изображения предметов и композиций из ниток на твердой основе. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, сенсорное восприятие, логическое мышление, пространственное воображение.
  2. Воспитывать у детей волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца, старательность), способствовать формированию эстетического вкуса.

Качественные результаты

Дети ориентируются на плоскости (в разных направлениях: вверх, вниз, вправо, влево); отсчитывают нужное количество точек и составляют изображение предметов из линий; владеют шилом, иглой и ниткой, ножницами, соблюдая правила техники безопасности; умеют подбирать сочетающиеся или контрастные цвета, оттеняющие друг друга; самостоятельно изготавливают и оформляют работу в технике «изонить». Выражена динамика творческого потенциала детей, которая выходит за рамки привычных мыслительных стереотипов.

Количественные результаты

Низкий уровень (ребенок знает правила работы с изонитью, но не может применить их на практике- не понимает, как их применить, самостоятельно выполнить работу не может, на каждом этапе обращается за помощью к педагогу.) – 0 чел.

Средний уровень (ребенок знает и понимает правила работы, может применить их на практике, но иногда путается и обращается за помощью.)-4 чел.

Высокий уровень (ребенок знает и понимает правила работы, все задания выполняет самостоятельно.)-8 чел.

Период реализации практики

2021-2022гг

Из опыта работы по организации кружка изонити в логопедической подготовительной группе

   Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка.  На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например, игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.   Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса. Формы её организации разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей- занятие изонитью.    Изонить - очень интересная техника вышивания на картоне. Она привлекает детей простотой исполнения и оригинальностью. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии и положительных эмоций, в них «просыпаются» творческие способности, и возникает желание жить «по законам красоты».                                                                                                Изучая литературу по данной теме и, исходя из собственных наблюдений за детьми во время проведения занятий по изобразительной деятельности, я пришла к убеждению, что занятия по изонити могут быть привлекательными и доступными  для детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют активному развитию у ребёнка мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия и глазомера, логического мышления и воображения; волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.); художественных способностей и эстетического вкуса.  На занятиях по изонити дети приобретают практические навыки владения иглой, шилом, ножницами, фигурными трафаретами, получают большой опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные знания о геометрических фигурах, счете.  Прежде чем начать работу кружка, были составлены программа кружка и перспективное планирований занятий в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей.                                                                                                                             Кружок по изонити мы с детьми назвали «Волшебная иголочка». Работа в нем ведется один раз в неделю. В старшей группе длительность составляет 25 мин, в подготовительной -30 мин. Одной из главной особенностью работы данного кружка по изонити с детьми является принцип –от простого к сложному.                                                                                                                                                           На первых занятиях дети были познакомлены в доступной форме с историей изонити, а также с новым оборудованием для работы в данной технике. Большое внимание уделяется на каждом занятии  правилам техники безопасности при работе с инструментами (шило, игла, ножницы). Начиналась работа в кружке с обучения детей правильно держать иголку, отрезать нить нужной длины и вдевать ее в ушко иглы, определять лицевую и изнаночную сторону изделия, выполнять стежки, используя шов «вперед игла» и «цепочка». Первой совместной нашей работой стала вышивка по контуру швом «цепочка» -деревья нашего края осенью, которые мы объединили  в одну композицию «На лесной полянке». 

         F:\с телефона все\видео\Camera\IMG_20200924_112935.jpg     «На лесной полянке»»      

  Занимаясь в данном кружке, дети освоили заполнение геометрических фигур нитью (круги и полукруги, овалы) веерным способом, способом «снежинка», а также  заполнение угла. Одна из таких работ называлась «Птицы нашего края». Тематические недели зимних месяцев («Зимушка-зима», «Новый год» «Краса ненаглядная») также нашли свое отражение в работах по изонити. Например, когда мы знакомились с характерными сибирскими узорами и орнаментами на одежде сибиряков, один из таких узоров («крестик») стал основой в украшении изонитью сибирского валенка и сибирской варежки. В подготовительной группе мы с детьми попробовали даже изонить на старых виниловых пластинках, которые затем использовали в тематическом новогоднем оформлении группы.  

                   C:\Users\User\Downloads\IMG_20220328_111445.jpg    C:\Users\User\Downloads\IMG_20220326_201944.jpg            C:\Users\User\Downloads\IMG_20220328_111710.jpg       C:\Users\User\Downloads\IMG_20220326_202133.jpg

          «Совушка»       «Сибирские валенок и варежка»      «Изонить на виниловых пластинках»

   Очень интересными и красочными   получились работы по теме «Космос» на основе заполнения квадратов, овалов, прямоугольников и углов, с которыми дети участвовали в   различных конкурсах и выставках.

                                                   «Космические дали»

   Ну а весной у нас расцветают в группе подснежники и одуванчики, в которых дети отрабатывают уже изученные приемы изонити. В подготовительной группе мы пробуем уже вышивать на настоящих пяльцах по ткани.

                                                    C:\Users\User\Downloads\IMG_20220323_072257.jpg «Первоцветы»

Дети с большим удовольствием показывают свои работы родителям и бабушкам, которые  первое время с трудом верили, что работу сделал сам ребенок. А некоторые родители дают детям  дома иголку с ниткой для самостоятельного вышивания в домашних условиях, что очень важно в нашем современном мире.                                                                                                                        Эффективность данного кружка  выражена в очевидной динамике развития у дошкольников творческих способностей и логического мышления за достаточно небольшой  промежуток времени . У детей, посещающих кружок, отмечается  рост качества знаний  по разделам математики: геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, количество и счет. Выражена динамика и творческого потенциала детей, которая выходит за рамки привычных мыслительных стереотипов.                                                                                                                      Далее представлен конспект одного из занятий кружка по изонити «Волшебная иголочка»:

                                                           «Ваза для букета в подарок маме»                                            Задачи: познакомить с историей и традициями празднования семейного праздника «День матери»; продолжать обучать и упражнять в выполнении изонитью острого угла, соблюдая правила его заполнения, закреплять прием «простой веер» и шов «вперед игла» при заполнении пятиугольника; упражнять в самостоятельном прокалывании отверстий шилом с использованием шаблонов, закрепление правил безопасности при работе с острыми инструментами; развивать мелкую моторику рук; воспитывать желание к рукоделию, изготовлению подарков своими руками членам своей семьи.   Оборудование: готовый образец, образец с отверстиями для показа заполнения угла; на каждого ребенка: игла, шило, пенопласт, нитки, картон-основа, ножницы, карандаш, шаблоны угла и пятиугольника, готовый букет цветов из ниток (подарок маме).  

                                                       Ход занятия кружка:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Воспитатель обращается к детям: «Ребята, какой праздник мы будем отмечать в предстоящее воскресенье? (День матери).. Как вы думаете, почему мы его отмечаем? ..А вам интересно узнать, как и когда зародился этот праздник? (История этого праздника начинается еще в далекие древние времена. Древние люди считали, что на  небесах живут боги. И у богов, так же, как и у людей, есть главная богиня — богиня Мать. Уже тогда люди понимали, что без матери нет жизни нигде, и поэтому относились к матери с почтением, уважением и любовью. У нас, в России, этот праздник пока еще молодой, и еще не сложилась традиция, как его отмечать. Но в этот день принято окружать маму заботой, поздравлять и дарить подарки, лучше всего, сделанные своими руками. Вот и мы с вами сделали подарок для мамы — букет цветов.)

      Мотивация: Воспитатель загадывает загадку: Маме на праздник цветы подарю, ведь маму я очень       сильно люблю. Мама спасибо скажет и сразу поставит букет в красивую...  (вазу)

-Ребята   есть ли у вашей мамы подходящая ваза для такого букета? Что же делать? (предложения детей)       Показ образца: Хотите сделать такую вазу? У нас как раз сейчас пришло время для нашего кружка по изонити «Волшебная иголочка».  Какие фигуры я вышивала нитью, чтобы получилась ваза? (угол треугольника, пятиугольник) .  Почему нижняя фигура называется пятиугольник?(пять углов). А раз пять углов, то и пять......чего? (вершин). Посмотрите внимательно и скажите, каким способом заполнен этот пятиугольник?  (веером). Правильно, простым веером, т. е. когда из одного отверстия выходят все стежки и каждый раз возвращаемся в начало. А затем по контуру фигуры нужно пройти швом «вперед иголка» в одну и в обратную сторону, заполняя пустые стежки.  А теперь давайте посмотрим на угол, который будем заполнять нитью . Какой это угол- прямой, тупой или острый?  Обратите внимание на то, что вершина этого угла совпадает с одной из вершин пятиугольника. Это для того, чтобы наша ваза получилась цельная. Будьте внимательны, когда будете прокалывать отверстия, не забудьте по это.

-А сейчас давайте вспомним правила заполнения угла. (Проговаривание детьми правил и показ воспитателем): 1) работу начинаем с крайней точки на одной из сторон угла с изнаночной стороны. 2) на лицевой стороне стежки длинные и пересекаются, а на изнаночной — короткие.3) первый стежок на лицевой стороне идет в вершину, а затем с изнаночной стороны короткий стежок на другую сторону угла.4) по одной стороне движение стежков вверх, а по другой вниз 5) последний стежок на лицевой стороне в вершину.

Повторение техники безопасности: «Ребята, какие инструменты вам понадобятся для работы?(шило, игла, ножницы). А вы знаете правила безопасности при работе с ними?»

 Игра «Доскажи словечко»:1) С ножницами не шути, зря в руках их не ...(крути).И держа за острый край друг другу их ….(передавай). 2)Нам иголка здесь нужна, безопасность здесь важна. Чтоб не выколоть глаза, не маши ты ею ...(зря). В рот иголку не ...(бери) и за ней внимательно ...(следи). 3)Если шило в руки взял, с ним ты вовсе не...(играй). Будь внимателен и осторожен, ведь поранить кончик ..(может). Пенопласт и шило в нашем случае друзья, потому и стол царапать нам ...(нельзя). 4) Лишь окончена работа -инструментам всем нужна забота. Не забудь ты их закрыть и на место ….(положить).

Физминутка: игра на внимание: «игла, нитка, узелок, стежок» (игла -руки вверх, нитка-руки в сторону, узелок-руки на пояс, стежок-показ рукой)

Самостоятельная работа.  Итог, рефлексия: «Теперь ваша мама сможет  поставить букет  в вазу? Почему? Как вы думаете, мама обрадуется такому подарку? Почему? Какие две фигуры вы заполняли нитью для вазы? Легко ли вам было сегодня работать или испытывали затруднения? Какие? Ребята,  теперь вы сможете сделать подарок своими руками и другим членам  семьи, ведь впереди еще много разных семейных праздников.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Праздник шагает по городу!"Непрерывная интегрированная совместная деятельность с детьми логопедической подготовительной группы с использованием ИКТ и игровых технологий

В конспекте используются такие материалы как:-Стихи о городе Санкт-Петербург-Речевые игры "Закончи предложение", "Определи,сколько слогов"-Задача по ФЭМП-Упражнение на коррекцию ре...

"Волшебник воздух". Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми логопедической подготовительной группы

Составляя свой конспект, я хатела формировать представления детей о воздухе и его свойствах.Задачи занятия:способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению пре...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи»

Одна из главных задач, стоящих перед педагогами ДОУ - сохранение и укрепление здоровья детей. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, требует особого подхода и внимания. В данном опыте представле...

Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...