Воспитательное значение творчества М.М. Пришвина
статья

 

Определяя воспитательное  значение  творчества М.М.Пришвина важно  помнить о  значении книги для детей, о  том, как она должна быть оформлена, какой материал содержит, и какие вопросы  решает. Если книга по-настоящему хороша, то  в ней  должны  реализовываться познавательные, художественные и эстетические функции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Воспитательное значение творчества М.М. Пришвина

Определяя воспитательное  значение творчества М.М.Пришвина важно помнить о значении книги для детей, о том, как она должна быть оформлена, какой материал содержит, и какие вопросы решает. Если книга по-настоящему хороша, то в ней должны реализовываться познавательные, художественные и эстетические функции.

Таким образом, книга должна быть доступна до понимания и сознания ребёнка, должна удовлетворять его познавательные интересы, развивать мышление, память, воображение. Рассматривая разные жанры, в первую очередь следует отметить рассказ. Рассказ основан на реальных событиях, он может содержать в себе повествование, описание, рассуждение. Например, в рассказе Пришвина «Пиковая Дама» показаны отношения между курицей и утятами, которых ей подложили. Для писателя это явилось интересным предметом для размышления, психологического анализа поведения курицы. Также есть у писателя цикл рассказов – «Рассказы егеря», где егерь беседует с рассказчиком. Особенно выделяются два рассказа из этого цикла – «Ёж» и «Гаечки», где прописаны моменты из жизни синиц, а также наблюдения за ёжиком в квартире автора. Писатель подробно описывает жизнь животных – это даёт детям возможность увидеть животный мир, кроме того, узнать повадки зверей. В текстах очень часто встречаются моменты, где автор служит примером в плане бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая рассказы, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Рассказ позволяет увидеть характер реального героя, способен разобраться в мотивах его действий и, что особенно важно, сделать вывод: следовать его примеру или нет. Понимание окружающего мира, его действительности также идёт через рассказ. Многие свои рассказы Пришвин наделяет долей сказочности, звери у него прав «разговаривают», «мыслят», почти как люди, но очеловечивание в произведениях писателя никогда не бывает полным, то есть звери и птицы могут думать, но про себя, слушать, смотреть, но не выполняют не свойственных им действий, так как живут в реальной для них  обстановке.

В творчестве Михаила Михайловича Пришвина существуют и рассказы, и повести, и романы. В детских садах, в основном, для знакомства детей семьи с природой семьи используют рассказы писателя и небольшие зарисовки о природе. Пришвин считал, что птицы и звери, деревья и травы умеют разговаривать, есть у них свой язык. Это бывает только в сказках? А вот и нет! «Чудеса не как в сказках о живой воде о мёртвой, а настоящие, как они совершаются везде всюду, и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим», - так писатель писал, который всё знал о природе, понимал её язык. Человек часть природы. Вырубит он леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц – и сам не сможет прожить на мёртвой семьи планете. Поэтому и обращается Пришвин к детям: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни… Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные– будем охранять наши леса, степи и горы. Рыбе– вода, птице– воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину». Книги Пришвина «Лисичкин хлеб», «В краю дедушки Мазая», «Золотой семьи луг», - азбука природы. Многому она научит, многое объяснит. Зимний семьи лес. На снегу следы зверюшек и птиц. Из рассказов Пришвина дети узнают о белочке, которая доставала свои запасы, припрятанные на зиму, о лисичке, которая пробежала к лесной семьи речке водицы напиться. Есть в лесу и свой семьи доктор – дятел. Дерево выслушал и «приступил к операции извлечения червя». Любил Михаил Михайлович лес. Шёл он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей семьи жизни с этим не встречался», - писал Пришвин. Пусть и для вас каждая встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут книги Михаила Михайловича Пришвина. Рассказы Пришвина очень познавательные добрые, их можно назвать энциклопедией природы, из которой дети могут узнать всё, что их интересует. Могут узнать, например, что можно грача научить разговаривать, а собак научить есть горох и многое другое. Дети многому могут научиться у героев произведений, таких как, например, Вася Весёлкин, который не только спас собаку, но и проявил скромность, скрывшись от благодарности. Услышав ложь, Вася Весёлкин «поднялся за правду, весь красный, вихрастый, взволнованный, с глазами, гневно устремлёнными» на лжеца. Такими должны быть все дети, именно этого хотел писатель, придумывая рассказ. Одни рассказы могут понять все дети, а другие ещё могут не дойти до сознания ребёнка, поэтому, отбирая то или иное произведение, важно, чтобы оно соответствовало возрасту детей, удовлетворяло их интересы, было направлено на развитие воображения, мышления, памяти. Совокупность жанров литературы позволяет решить эти педагогические задачи, причем, чем больше воспитатель будет обращать внимание на их прав решение при помощи всех возможностей определённого жанра, тем лучше. Говоря об особенностях восприятия рассказа, следует отметить подлинность его содержания. В содержании заключён опыт, который может пригодиться в жизни; ситуации, в которые можем попасть мы, встречаются в содержании. Поэтому дети воспринимают серьёзно рассказ, принимают за образец поведение того или иного персонажа или отвергают его, предполагают, как поступил бы на его месте сам ребёнок.

Рассказ – это модель окружающего мира, его понимание строится на основании этого и воспитатель должен подводить детей семьи к этому выводу. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учить детей бережному отношению к природе. Есть дети, которые наносят ущерб природе изза недостаточной осведомленности (собирают в коробки насекомых, составляют букетики из цветущей земляники, отрывают бутоны для «угощения» куклам и т.д.). Наконец встречаются, способные жестоко относится к растениям и животным. Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста – отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях, особенностях развития и их значимости.

Жестокое отношение к природе– результат нравственной не воспитанности детей, когда они не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь.

Дошкольнику свойственна подражательность, в силу которой он заимствует образы поведения, легко поддается внешним влияниям. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. В своих рассказах М.М. Пришвин воспитывает у детей любовь к природе. А также через ознакомление детей с его произведениями мы даем детям природоведческие знания, которые способствуют формированию у детей бережного отношения к окружающему миру. Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно по этому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми. Детям органически присуща любовь ко всему живому, но внимание, наблюдательность, интерес их, конечно, нужно у ребёнка развивать и воспитывать – постепенно, последовательно, целенаправленно. Ведь даже придя в лес, на луг, в поле, ребенок не может охватить, вобрать в себя всего разнообразия жизни их обитателей. Сделать это поможет ему книга. Основными задачами следует считать: ознакомление детей семьи с природой, формирование любви и бережного отношения к ней. Очень важно после прочтения рассказа о природе, понаблюдать в реальной жизни на природе о прочитанном.

В этом случае процессы восприятия и понимания достигнут более высокого уровня. Нравственно-эстетическое отношение  к природе будет сформировано в том случае, если ребёнок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликнется на неё, познавая образы художественной литературы. Рассматривая формы работы с книгой, необходимо ориентироваться на возраст дошкольников. Герои рассказов и повестей семьи М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательное значение произведений Габдуллы Тукая"

Сообщение для воспитателей по развитию у дошкольников нравственных качеств и любви к произведениям Г.Тукая и в связи с его 125 летием....

Жизнь и творчество М.М. Пришвина

Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов «Пришвин-детям»...

Материал для ознакомления дошкольников в творчеством М.М. Пришвина

Иллюстрированый рассказ "Жаркий час" М.М. Пришвина...

Проект "Калейдоскоп проектов творчество М.М. Пришвина"

Проект "Калейдоскоп проектов творчество М.М. Пришвина"...

Доклад для выступления «Знакомим старших дошкольников с творчеством М.М. Пришвина»

Доклад для выступления на конференции «Воспитание ценностного отношения к истории и культуре своего народа – важный аспект патриотического воспитания дошкольников»...