Проект "Знакомим старших дошкольников с творчеством М.М. Пришвина"
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Биография писателя.
Имя Михаила Михайловича Пришвина ассоциируется, прежде всего, с русской природой, которая была центральной темой его творчества. Его охотничьи рассказы, повести, произведения для детей, написанные в своеобразном философско-натуралистическом стиле, пополнили золотой фонд детской литературы и издаются на многих языках мира.
Произведения автора проникнуты призывом любить и оберегать природу. При прочтении его рассказов у детей развиваются самые лучшие качества, необходимые в жизни, расширяется кругозор. Любовь писателя к родной природе произросла в нем из любви к отечеству как в целом, так и к его непременным составляющим – народу и земле, на которой он родился, жил и работал. Доброта, которой пронизаны его произведения, говорит о человеке, которому присуще единение с природой, так как это качество является обязательным условием этого явления.
Пришвин родился в купеческой семье 4-го февраля 1873 года в родительском имении Хрущево-Левшино, находящегося в составе Елецкого уезда, расположенного в Орловской губернии. Состояние семьи, некогда накопленное успешным купцом Дмитрием Пришвиным, дедом писателя, полностью было истрачено отцом.
Начальное образование Миша получил в простой деревенской школе. Через год, в 1883 году, он поступил в Елецкую классическую гимназию. В отличие от своих преуспевающих братьев, учился он слабо и несколько раз оставался на второй год. Кроме того, у него был конфликтный характер, что приводило к ссорам с учителями. В результате в 1889 году, по прошествии шести лет, Михаил все еще оставался четвероклассником. Было принято решение об исключении его из школы.
После этого Михаила отправили в Тюмень, к бездетному дяде со стороны матери. Дядюшка Миши был купцом, человеком слова и дела, поэтому он решительно взялся за перевоспитание племянника. Под его контролем Пришвин окончил Тюменское Александровское реальное училище. По совету того же дяди, решившего приобщить Михаила к коммерции, юноша поступил в Рижский политехникум. Во время учебы он увлекся идеями марксизма и вступил в студенческий кружок, за что получил год ареста и два года ссылки.
После всех злоключений Михаилу, в 1902 году, наконец, удалось получить профессию инженера-землеустроителя в Лейпцигском университете. После этого последовало возвращение в Россию и женитьба на Ефросинье Павловне. В этом первом браке у Пришвина родилось трое детей.
Вплоть до 1905 года Пришвин работал на должности агронома в Луге. В это же время он начал писать заметки и статьи с научным уклоном, постепенно делая переход к художественному направлению. Первый его рассказ «Сашок» был издан уже в 1906 году.
В путешествиях по русскому Северу (Олонецкая губ., Карелия), куда Пришвин отправился, увлекшись фольклором и этнографией, родилась первая книга писателя "В краю не пуганных птиц" (издана в 1907) - путевые очерки, составленные из наблюдений над природой, бытом и речью северян. Она принесла ему известность, он удостоен за нее серебряной медали Императорского географического общества и звания действительного его члена.. В 1912-14 выходит первое собрание его сочинений в 3-х т., изданию которого способствовал М. Горький. В 1920-30-е Пришвин выпускает книги "Башмаки" (1923), "Родники Берендея" (1925), повесть "Жень-шень" и т. д., где помимо замечательных описаний природы, глубокого проникновения в ее повседневную жизнь и образов простых людей, живущих с ней в одном ритме, важную роль играет сказка, миф.
Рассказы Пришвина о животных, в том числе и охотничьи, отличаются естественным, свободным от ложной сентиментальности пониманием их психологии. Бессловесный мир благодаря писателю обретает язык, становится ближе. Эпос, сказка, фольклор, лиризм окрашивают многие произведения Пришвина последних лет - поэму в прозе "Фацелия" (1940), повесть "Корабельная чаща" (1954), роман "Осударева дорога" (изд. 1957). Пришвину принадлежит такое важное понятие, как творческое поведение. Ища уединения в природе, много путешествуя по стране, часто меняя места жительства, он сосредоточенно и целеустремленно думал о более глубокой, органичной связи с миром и людьми.
Художественные произведения Пришвина - лишь ответвление главного его труда, дневника, который он вел на протяжении всей жизни. В нем - каждодневный искренний диалог с самим собой, неустанное стремление уточнить свою этическую позицию в мире, глубокие размышления о времени, стране, обществе, писательском труде и т. д. Одна из заветных идей Пришвина, красной нитью проходящая через его дневники, - научиться полно жить в настоящем, ценить его, находить для него наиболее совершенные формы, выявлять в окружающем мире его светлые, добрые начала. Творческий и жизненный путь Пришвина связан и с нашим городом.
«Много в жизни я бродяжничал, но в какое бы новое место ни приходил, везде мне хотелось построить тут себе дом и жить долго… Однажды я даже и купил себе домик в Загорске и прочно в нём устроился, но это вовсе не укротило мою врождённую способность строиться на каждом интересующем меня месте».
М. М. Пришвин «Неодетая весна»
Михаил Михайлович Пришвин проживал в нашем городе с 1926 по 1937 год. Его дом на улице Вифанской (тогда Комсомольская) стал притягательным местом для писателей, маститых и начинающих, охотников, знатоков природы и просто интересных людей. Загорский период в жизни писателя оказался одним из наиболее плодотворных в его творчестве. Произведения, созданные Михаилом Михайловичем в это время, стали классикой русской литературы.
Много лет спустя благодаря работе исследователей его творческого наследия, достоянием общества стали дневники писателя. Это жёсткие, публицистические по форме, заметки о жизни людей в непростые времена: коллективизация, индустриализация, силовое насаждение нового образа мыслей и жизни. Целая галерея живых портретов наших земляков предстаёт с их страниц.
Актуальность проекта:
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Природа всегда вызывает интерес - здесь сосредоточена истина. Природа - могучее целое, которое не подвластно ни времени, ни человеку и представляет предмет изучения не только детей, но и взрослых. Тесная взаимосвязь в природе обуславливает её уникальность, составляет её идеал. Но с природой неразрывно связан и человек. Человека нельзя отделить от природы, его нужно рассматривать, как её составную часть. Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы, любить и беречь окружающий нас мир. Многие книги о природе для детей написаны писателями-натуралистами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического понимания. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления - любовь и бережное отношение к природе.
Вид проекта: информационно - познавательный.
Образовательные области: познавательное, социально- коммуникативное, речевое, художественно - эстетическое и физическое развитие.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Участники: воспитанники старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители.
Цель проекта:
Актуализация и популяризация творчества известного русского писателя М.М. Пришвина, включение детей в творческий процесс освоения и осмысления наследия писателя, развитие творческих способностей дошкольников.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина.
- Учить детей слушать произведения о природе, развивать внимание, слуховую память.
- Развитие словесного творчества, эстетического восприятия природы.
4.Воспитать в нём высокие нравственные качества.
- Формировать у ребёнка потребность в общении с природой, потребность в бережном отношении к ней.
- Разработать цикл занятий, способствующих формированию у детей потребности в общении с природой, в бережном отношении к ней;
Реализация проекта
Этапы работы:
- Подготовительный этап.
Содержание: постановка цели и задач проекта,
обсуждение с родителями;
создание необходимых условий для реализации проекта;
обоснование, предсказание путей реализации проекта
Мероприятия: ∙ Анкетирование родителей. ∙ Подбор библиотеки. ∙ Акция «Принеси книгу в группу» (произведения о природе). ∙ Оформление информации для родителей: консультации, подбор рекомендаций по теме проекта. ∙ Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, наборов игрушек птиц, животных, насекомых.
- Реализация проекта:
- Создание выставки в литературном уголке, посвящённую творчеству М. Пришвина.
- Проведение занятий, чтение рассказов, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций
- Проведение занятий по продуктивной деятельности с детьми по произведениям М. Пришвина (рисование, аппликация, лепка и др.)
- Пропаганда знаний о влиянии художественной литературы, особенно о природе, на развитие ребёнка для родителей воспитанников
- Создание тематических выставок, мини-презентаций
- Подведение итогов проведенной работы:
Мониторинг проектной деятельности, подготовка отчетных материалов. Презентация художественно-изобразительного проекта «М.М. Пришвин-певец русской природы ».
Участие в XVIII Открытом детско-юношеском конкурсе чтецов
Ожидаемый результат проектной деятельности:
В ходе реализации данного проекта у детей произошло совершенствование восприятия по линии все большего осмысливания прослушанных рассказов о природе и животных, обогащения чувств. Сформирована историческая память, бережное отношение к историческому, культурному и природному наследию, нашедшему отражение в произведениях М.Пришвина. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. У детей повышается интерес к произведениям М.М.Пришвина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской природе, о повадках животных, расширяется кругозор.
Расширение педагогического пространства через связи и контакты с учреждениями дополнительного образования и культуры.
Повышение мотивации участников образовательного проекта, повышение профессионального уровня педагогов и культурного уровня родителей воспитанников, создание выставок детских творческих работ по произведениям писателя.
На первом этапе:
- Подбирали справочный, познавательный материал, художественную литературу по теме проекта.
- Составили плана мероприятий на неделю, подобрали материал к проведению мероприятий.
- Опросили родителей о том, что они знают о творчестве нашего земляка М. Пришвина, читают ли детям дома его рассказы. Попросили принести из дома материал по
теме.
На втором этапе:
С детьми проводилась непосредственно образовательная деятельность, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с творчеством М. Пришвина.
План работы с детьми старшего дошкольного возраста по произведениям М.М. Пришвина:
- Вводное занятие «Знакомство детей с писателем М.М.Пришвиным, чтение рассказа «Этажи леса».
Цель: Знакомство детей с писателем.
- Знакомство детей с рассказами Пришвина «Лисичкин хлеб», «Еж».
Цель: познакомить детей с творчеством Пришвина на примере рассказов «Лисичкин хлеб», «Еж», убедить детей в том, что человек должен быть добрым хозяином природы.
- «Путешествие в страну лягушек»
Цель: учить детей работать по схеме, познакомить с жизнью земноводных, через прочтение произведения «Лягушонок».
- Знакомство с рассказами М.М.Пришвина «Как распускаются разные деревья», «Ребята и утята», «Липа и дуб».
Цель: продолжать знакомство с творчеством Пришвина на примере зарисовок о природе,
сформировать представления о том, что природа живет, все чувствует, радуется и просится к доброму человеку.
- Чтение рассказа М.М.Пришвина «Лоси».
Цель: учить детей с уважением относиться к животным, ведь они то же, как и люди заботятся о своих детенышах.
- Чтение рассказов Пришвина «Берестяная трубочка» и «Филин».
Цель: продолжать знакомство с произведениями Пришвина на примере рассказов «Берестяная трубочка» и «Филин».
- Итоговое занятие по творчеству писателя М.М.Пришвина.
Цель: закрепить знания детей о творчестве Пришвина, продолжать воспитывать у них доброе отношение к природе.
- Провели экскурсию в детскую библиотеку, где узнали много интересных фактов о творчестве писателя
- Дидактическая игра «Разрезные картинки по рассказам М.М.Пришвина".
Цель: упражнять в умении собирать картину, развивать мышление, мелкую моторику рук.
- Проводили изобразительную деятельность по рассказам писателя:
- «Ребята и утята» - рисование;
- «Ёж» - аппликация объёмная ;
- «Лягушата»- лепка
- «Природа чаровница» - рисование.
- «Филин» - обрывная аппликация;
- «Журка» - рисование цв.карандашами;
- «Природа Зимой» - рисование по представлению;
- «Медведь» - рисование.
Проводились консультации для родителей: «Роль рассказов о природе в воспитании детей»; Беседа на тему: «Наш земляк М. Пришвин»
Проводили беседы с детьми: Биография и творчество М. Пришвина; «Природа нашего края в произведениях М. Пришвина»; родители вместе с детьми посетили парк Скитские пруды, где расположен памятник М.М. Пришвину.
На третьем этапе:
- Осуществили совместный художественный проект «Герои пришвинских рассказов»,
- Провели викторину по творчеству писателя .
- Проводили выставки детских рисунков.
- Приняли участие в XVIII Открытом детско-юношеском конкурсе чтецов Андрей Киселев «Еж»
- Провели мониторинг знаний детей творчества М.Пришвина.
- Получили благодарственные отклики родителей о важности данной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение старших дошкольников к творчеству А.С. Пушкина "Там, на неведомых дорожках"
Методическая разработка содержит информацию о значении творчества А.С. Пушкина для развития детей дошкольного возраста, примеры конспектов образовательной работы в данном напрвлении...
Ознакомление старших дошкольников с творчеством писателей как средство формирования положительного отношения к книге Бычкова Светлана Александровна, воспитатель МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №11» г.Заречный
Еще не так давно, книга считалась лучшим подарком для ребенка, сейчас ее место заняли техника и всевозможные игрушки. С развитием различных современных технологий таких как: смартфоны, планшеты, компь...
Материал для ознакомления дошкольников в творчеством М.М. Пришвина
Иллюстрированый рассказ "Жаркий час" М.М. Пришвина...
Методическая разработка по приобщению старших дошкольников к творчеству Александра Сергеевича Пушкина «Загадочный и чудесный мир сказок Пушкина»
Творчество А. С. Пушкина открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, обогащение эмоций, даёт прекрасн...
Ознакомление старших дошкольников с творчеством писателя, поэта «Как средство воспитания положительного отношения к книге»
Ознакомление старших дошкольников с творчеством писателя, поэта «Как средство воспитания положительного отношения к книге»...
Доклад для выступления «Знакомим старших дошкольников с творчеством М.М. Пришвина»
Доклад для выступления на конференции «Воспитание ценностного отношения к истории и культуре своего народа – важный аспект патриотического воспитания дошкольников»...