РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ДОУ
материал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnye_2.pdf | 205.07 КБ |
rabochaya_programma_sotsialnogo_pedagoga_na_2020-2021uch.god_.docx | 67.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
ПРИНЯТО Педагогическим советом учреждения, Протокол № от | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» ____________Ермолаева С.Н. Приказ от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ДОУ
Разработчик:
социальный педагог
Рогова Юлия Сергеевна
Содержание
- Целевой раздел ………….……………………………………………….……4
- Пояснительная записка ………………………………………………….….4
- Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников ………..…..7
- Планируемые результаты ………………………………………….………15
- Организационный раздел ……………………………………….……………17
- План работы…………………………………………………………………17
- Предметно-пространственная развивающая образовательная сред.…….21
- Материально-технические условия реализации Программы …………....22
- Содержательный раздел ……………………………………………………..23
- 1.Содержание социально-педагогической деятельности реализации
Программы……………...………………………………………………………………23
- Формы и методы реализации Программы …………………….………….26
- Содержание коррекционно-развивающей работы ……….………………27
- 4.Взаимодействие с семьей, социумом ……..……………………………….27
3.5. Социально-коммуникативная инициатива ……………..…………………29
Список литературы ………………………………………………….………….31
В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:
- проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей в социальной среде;
- проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;
- проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.
Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, дошкольного образовательного учреждения, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению. Социальный педагог – сотрудник дошкольного образовательного учреждения, который создаёт условия для социального развития воспитанников, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социальнодемографической группы общества. Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. По сути дела, социальный педагог является своеобразным посредником в системе взаимодействия личности, семьи и общества. Он активно влияет на создание позитивных воспитывающих отношений в социуме, на гармонизацию взаимоотношений между людьми, оказывает поддержку полезных инициатив, стимулирует различные виды самопомощи. Основное назначение социального педагога - помощь в организации обучения ребёнка, в его адаптации и реабилитации в детском саду, семье, обществе, содействие в оказании ему социальной, юридической, медицинской помощи. Для решения этих задач специалист изучает эмоционально-психологическое состояние и социально-экономическое положение личности в обществе, анализирует кризисную ситуацию, планирует пути её преодоления. Работает с детьми из неполных, неблагополучных, кризисных семей, нуждающихся в дополнительном внимании со стороны образовательных учреждений, с детьми с нарушениями в поведении.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа социального педагога МБДОУ « Детский сад №78 «Исток» г. Смоленска определяет целевые ориентиры, содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Принципы организации содержания рабочей программы:
- Принцип гуманизации предусматривает создание условий для полноценного проживания каждым ребѐнком своего детства, наиболее полного развития его индивидуальных способностей, соответствующих возможностям, содержанию, методам, темпам обучения и воспитания.
- Принцип целостности развивающейся педагогической системы как совокупность целевого, содержательного, организационного, методического и управленческого компонента.
- Принцип индивидуально-дифференцированной направленности содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса. Данный принцип ориентирует на учет индивидуальных особенностей развития детей на каждом возрастном этапе.
- Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства предполагает совместную и созидательную деятельность педагога, ребѐнка и родителей.
- Принцип природосообразности обеспечивает, с одной стороны, удовлетворение жизненно важных потребностей ребѐнка, а с другой стороны, - создание условий для их развития в направлении общечеловеческого ценностного содержания.
- Принцип культуросообразности, ориентирующий ребѐнка на освоение общечеловеческой культуры. Реализуемая Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
- Принцип открытости ДОУ ближайшему социальному окружению: культуре, природе, детям и взрослым.
Рабочая программа построена на основе учѐта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовая основа для разработки рабочей программы :
- Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
- Федеральный закон от 29.12.2012г. N 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от
28.02.2014 г. № 08-249;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Федеральный закон от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
- Федеральный закон от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Декларация прав ребѐнка
- Конвенция о правах ребѐнка от 20.11.1989 года
- ФЗ от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 15.05.2013 № 26
Устав МБДОУ « Детский сад №78 «Исток» г. Смоленск
Должностная инструкция социального педагога ДОУ
Договор родителей с МБДОУ « Детский сад №78 «Исток» г. Смоленск
Данная Программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для образования детей с нормой развития и детей с ОВЗ.
Для успешного усвоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», Программа реализуется по трем направлениям социально-педагогической деятельности: социально-правовое, социально-нравственное, социально-профилактическое.
Цель Программы: содействие социально-личностному развитию воспитанника с активной жизненной позицией через взаимодействие дошкольного учреждения с семьей и другими социальными институтами.
Задачи:
1. Работать над обогащением среды социального развития ребенка путем:
- повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития; - вовлечения в образовательное пространство детского сада потенциальных субъектов Среды социального развития; - повышения уровня компетентности родителей.
- Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах социального развития детей.
- Способствовать процессу социального развития (социализации) воспитанников - процессу усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, правил, социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
- Изучать особенности личности воспитанников и их микросреды, условия их жизни.
- Выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении воспитанников и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
- Выступать посредником между воспитанниками и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
- Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы с воспитанниками, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
- Принимать меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников.
- Организовывать различные виды социально значимой деятельности воспитанников и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
- Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
- Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем линиям социального развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в познавательных функциях. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации, происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, педагоги во многом определяют своеобразие и сложность развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.
Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста
Возрастные особенности развития детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет)
Возрастные особенности | Постепенно совершенствуется ходьба. В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживания. |
Особенности психического развития | Период интенсивного формирования речи. Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся способность обобщения. |
Новообразования возраста | Складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Углубляется деловое сотрудничество с взрослым. |
Главные целевые ориентиры | Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами. Ребенок понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; |
Возрастные особенности развития детей раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Возрастные особенности | Способен к эмоциональной отзывчивости. Высокая потребность ребенка в движении Ведущая деятельность – предметнопрактическая
|
Особенности психического развития | Поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребенок не представляет. Идѐт интенсивное сенсорное развитие (знание цветов, форм, величин и т.д.) Речь - Общение становится не только предметно-действенным, но и речевым.
|
Новообразования возраста | На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное развитие малыша, развивается наглядно-действенное мышление. От 2,5 до 3 лет интенсивно развивается воображение. В процессе общения со взрослыми развивается сюжетно-отобразительная игра, в которой ребѐнок использует предметы- |
заместители, действует «как будто», «понарошку». То есть ребѐнок начинает действовать в воображаемой ситуации. | |
Главные целевые ориентиры | Стремление к самостоятельности — это ведущая тенденция в развитии ребѐнка третьего года. В общении с ребѐнком в контексте предметной деятельности может проявляться отношение малыша к предметному миру. Слово становится регулятором поведения ребѐнка, с помощью слова он обозначает предметы, действия, качества, связывает слова в предложения. Восприятие является ведущим познавательным процессом.
|
Возрастные особенности развития детей младшего дошкольного возраста(от 3 до 4 лет)
Возрастные особенности | Общение становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является еѐ условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесѐнность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эта- лонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определѐнной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения. |
Особенности психического развития | Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут за- помнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться нагляднодейственное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учѐтом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. |
Новообразования возраста | В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребѐнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. |
Главные целевые ориентиры | Поведение ребѐнка ещѐ ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация. |
Возрастные особенности развития детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)
Возрастные особенности | Активное освоение окружающего мира предметов и вещей, мира человеческих отношений через игру. Переход от «игры рядом» к игре в группах, появление групповых традиций. Общение носит внеситуативно - деловой характер. Нарастание осознанности и произвольности поведения. |
Особенности психического развития | В деятельности и поведении детей преобладают личные мотивы. Речь. Ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности Внимание. Становление произвольности Память интенсивно развивается Воображение. Развитие фантазии Мышление наглядно-образное В деятельности ребенка появляется действие по правилу |
Новообразования возраста | Возраст «почемучек». Создание необходимых условий для саморазвития, самооактуализации внутренних движущих сил, способностей ребенка. Активизация интереса к познанию и стимулирование любопытства («Копилка вопросов», «Сундучок неизвестного» и пр.).
|
Главные целевые ориентиры | Создание условий для сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию адекватной (соответствующей нормам общества) совместной деятельности детей.
|
Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)
Возрастные особенности | Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым или сверстником в игре, конфликтность в игровой деятельности. Развиваются выносливость и силовые качества. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более |
высокой степени. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве и во времени. Активность продуктивной деятельности.
| |
Особенности психического развития | Внимание. Становится более устойчивым и произвольным. Память. Улучшается устойчивость. Речь. Норма – правильное произношение всех звуков Мышление. Развивается функция планирования и прогнозирования Формируется саморегуляция поведения. Развивается творчество.
|
Новообразования возраста | «Книга – источник знания». Происходит развитие эмпатии. Создание условий, формирующих самостоятельность (опорные схемы, модели, пооперационные карты); способствующих проявлению творческой и познавательной активности. Развитие инициативности, Мыслительной деятельности, произвольности, способности к творческому самовыражению; Активизируются исследовательский навыки. |
Главные целевые ориентиры | Воспитание важнейших социальноэмоциональных компетенций ребенка – устойчиво хорошее настроение, уверенность в себе. Развитие умения устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремление к исследованию, интерес к новым ситуациям.
|
Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)
Возрастные особенности | В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Становление детской дружбы В играх дети 6-7 лет способны отражать сложные социальные события, сюжетосложение, вступают во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли. Владение социальными нормами общения и поведения. |
Особенности психического развития | Внимание. Увеличивается устойчивость внимания – 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Возникает произвольное внимание Память. Увеличение объема памяти. Появление элементов произвольной памяти. Речь. Овладение морфологической системой языка, активное развитие монологической речи (речь-рассуждение) Мышление. Наглядно-образное, обобщение и классификация предметов, действий Расширяется мотивационная сфера. Формирование самоконтроля, самооценки Развитие предпосылок учебной деятельности (умение работать по образцу, инструкции)
|
Новообразования возраста | Складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. |
Главные целевые ориентиры | Создание условий для личностной, интеллектуальной и физической и социально-психической готовности к школе. Личностная готовность - формирование новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Интеллектуальная готовность - наличие у ребенка кругозора, |
запаса конкретных знаний, развитие психических процессов (память, внимание, мышление, речь). Социальнопсихологическая готовность - формирование умения общаться с другими детьми, взрослыми, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.
|
Целевые ориентиры образовательного процесса
В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Социально – коммуникативном относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребѐнка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; - проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; - у
ребѐнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды
движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);
- целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребѐнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребѐнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- у ребѐнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
- ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребѐнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
- игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
-ребѐнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребѐнок владеет разными формами и
видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться
разным правилам и социальным нормам;
- ребѐнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребѐнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребѐнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
- ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живѐт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребѐнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
1.3. Планируемые результаты освоения Программы
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
2. Организационный раздел
Реализация Программы может осуществляться в группах общеразвивающей направленности и в кабинете социального педагога.
При реализации Программы организуются разные формы деятельности детей, как на территории дошкольной организации, так и в еѐ помещении.
2.1. План работы социального педагога на 2020- 2021 учебный год
Мероприятия | Ответственные | Сроки исполнения | |
1 | Подготовка плана работы социального педагога на год (утвердить на установочном педагогическом совете) | Социальный педагог | сентябрь |
2 | Подготовка нормативно - правовых документов по проблеме охраны прав детства. | Социальный педагог | сентябрь |
3 | Обновление сведений о семьях СОП и опекунов. | Социальный педагог | по необходимости |
Корректировка базы данных и составление списка детей по социальному статусу: -Неполные семьи -Многодетные -Малообеспеченные -Неблагополучные -Дети инвалиды | Социальный педагог, педагоги групп | в течение года | |
4 | Составление социального паспорта семей риска | Социальный педагог | октябрь - ноябрь |
5 | Межведомственное взаимодействие с организациями профилактики | Социальный педагог | по запросу |
6 | Составление отчётов для органов социальной защиты и отдела опеки и попечительства | Социальный педагог | в течение года |
Диагностическая работа | |||
7 | Анкетирование родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи» | Социальный педагог, педагоги групп | октябрь |
8 | Повторное анкетирование родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи» (повторное) | Социальный педагог, педагоги групп | май |
19 | Обобщение результатов анкетирования | Социальный педагог | октябрь |
10 | Обобщение результатов анкетирования | Социальный педагог | май |
11 | Анкетирование родителей «Поощрение и наказание» (выявление риска жестокого обращения) | Социальный педагог, педагоги групп | ноябрь |
12 | Обобщение результатов анкетирования | Социальный педагог, педагоги групп | ноябрь |
Работа с родителями | |||
13 | Работа социального педагога и педагогов групп с семьями из группы риска | Социальный педагог, педагоги групп | в течение года по запросу воспитателей |
14 | Работа по ПДД «Осторожно дорога» | Социальный педагог, педагоги групп | сентябрь-октябрь |
15 | Активизация участия родителей в жизни ДОУ | Социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагоги групп | сентябрь-май |
16 | Разработка рекомендаций для родителей проблемных семей | Социальный педагог | по необходимости |
17 | Участие в подготовке и проведении общих и групповых родительских собраний, участие в заседаниях родительского клуба | Социальный педагог, заведующий | по запросу |
18 | Выпуск стенгазеты для родителей «Содружество». | Социальный педагог, педагоги групп | 1 раз в квартал |
19 | Разработка стендовой информации по правовому воспитанию детей и родителей | Социальный педагог | 1 раз в квартал |
Работа с детьми | |||
20 | Беседы с детьми на темы
| Социальный педагог | ноябрь декабрь январь февраль март апрель ма |
21 | Выставка рисунков «Моя семья», «Как прекрасен этот мир» и т.д. Реализация социального проекта: «Жизнь дана на добрые дела» | Социальный педагог | в течении года |
22 | Составление картотеки игр по социальному развитию детей | Социальный педагог | в течение года |
23 | Проведение НОД по социальному развитию в группах и правовой культуре (согласно перспективному плану по социальному развитию). Проведение открытых занятий на тему: «Уроки доброты» «Шкатулка добрых дел» Проведение развлечений и тематических праздников: Права ребенка День матери, День защиты детей, День независимости России. | Социальный педагог | 1 раз в месяц в каждой группе ноябрь июнь |
24 | Наблюдения за воспитанниками младших групп в период адаптации | сентябрь, октябрь (в течении года) | |
Просветительская работа | |||
25 | Консультации для родителей по социальному развитию и правовой культуре: «Как познакомить ребенка с правами» «Воспитание ребенка в неполной семье» «Скажем насилию – нет!» «Авторитет родителей в воспитании детей» «Как не потерять родительский авторитет» «Вредные привычки и дети. Влияние сигаретного дыма на «Ремень не метод воспитания» «Наказывая, подумай – зачем»? «Не дайте ребенку стать трудным» | ноябрь декабрь январь февраль март апрель май | |
24 | Способствовать эффективному взаимодействию педагогов с родителями (разработка анкет, памяток, консультаций, брошюр) | Социальный педагог | в течение года |
26 | Участие в семинарах и других формах работы, круглых столов Выступление на пед. совете | Социальный педагог | в течение года |
28 | «Отчет о проделанной работе социального педагога за 2020-2021 учебный год» педагогический совет | Социальный педагог | май |
2.2. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда
Книги: Мой мир, Вежливые слова, Большая книга правил поведения для воспитанных детей.
Конструкторы: «Деревянные игрушки»; Цветной городок; Зоопарк; Веселый городок; Дерево; Музыкальная лесенка.
Разрезные картинки «Мой дом».
Кукольный театр, театр «Би-ба-бо».
Конструктор пластмассовый «Строитель».
Развивающая игрушка «Мышка», «Домик», «Улитка».
Игры на развитие мышления.
Набор «Куклы (люди) с особенностями развития». Шашки, шахматы, пазлы и др.
2.3. Материально-технические условия реализации Программы
Все помещения соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствует Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников. Функциональное использование:
Средства обучения
КТВ
Наглядный материал
Персональный компьютер;
Цифровой фотоаппарат;
Фотографии;
USB-флеш-накопитель, CD-, DVD диски;
Мультимедийный проектор; Информация из интернета; Демонстрационный материал:
«Уроки вежливости», «Уроки доброты»;
Государственная символика РФ;
Дидактическое пособие «Права ребенка», «Мои права»;
Набор сюжетных картинок по теме «Семья»;
Мультимедийные презентации для детей старшего дошкольного возраста:
«Здоровый образ жизни», «Что такое дружба», «Новогодние загадки» и т.д.
Методические материалы
Основная образовательная программа « Детский сад №78 «Исток» г. Смоленск.
Парциальные программы:
«Дорогою добра» Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников Л.В.Коломийченко.
«Я, ты, мы»: программа социально-эмоционального развития дошкольников О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.
Методические пособия и рекомендации
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками: Методическое пособие.
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие.
Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие.
Пазухина И.А. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ.
Тренинг по сказкотерапии Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка: Методическое пособие.
Технологии и пособия
Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ: Пособие. Технология социальной адаптации Е.И. Холостова.
3. Содержательный раздел
3.1. Содержание социально-педагогической деятельности реализации
Программы
Направления и содержание деятельности социального педагога.
В отличие от школы, где социальный педагог, главным образом, решает проблемы отклоняющегося поведения детей и проблем в обучении, в детском саду он призван помогать социализации и адаптации ребѐнка и созданию комфортных условий для него в семье и в детском саду.
Основные направления деятельности социального педагога в МБДОУ
« Детский сад №78 «Исток» Смоленск
1. Работа с семьями воспитанников:
- педагогическое просвещение родителей;
- повышение уровня родительской компетентности; - удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
- изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.
- 2. Работа с педагогами детского сада:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
- удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями; - изучение факторов среды социального развития детей
- 3. Работа с воспитанниками детского сада:
- групповая, индивидуальная диагностика воспитанников;
- коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;
- участие в организации досуга детей.
- 4. Взаимодействие с государственными и общественными структурами:
- представление интересов ребѐнка в государственных и общественных структурах;
- организации и проведение межведомственных профилактических акций.
5. Работа с документацией:
- формирование информационного банка данных по работе с семьей;
- разработка перспективного и текущего плана работы; - подготовка годовых и промежуточных отчетов; пополнение методической копилки социального педагога.
Социально-педагогическая деятельность в рамках направления «Социальнокоммуникативное развитие» осуществляется по трем направлениям: социальноправовое, социально-нравственное, социально-профилактическое. Деятельность по каждому направлению включает:
1)Социальная диагностика (2 раза в год)
2) Коррекционно-развивающая работа /Образовательная деятельность (1 раз в неделю), включающая:
Организованную образовательную деятельность;
Совместную деятельность с воспитанниками; Самостоятельную деятельность воспитанников.
Направление включает:
- Диагностика (в начале и в конце учебного года):
Уровень самооценки (методика «Лесенка» В.Г. Щур)
«Социометрия»
Межличностные отношения в коллективе (метод наблюдения, метод проблемных ситуаций – «Строитель», метод социометрии - методика «Капитан корабля», «Два домика» Т.Д. Марцинковский, «Метод вербальных выборов» Е.О.
Смирнова, В.М. Холмогорова, Кинетический рисунок семьи Р. Бернс, С. Коуфман). Организационная форма – индивидуальная.
- Коррекционно-развивающие мероприятия/Образовательная деятельность в группах младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с периодичностью – 1 раз/неделю. Организационная форма – индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Социально-профилактическое
Направление состоит из 2 модулей: профилактика правонарушений и профилактика социальной дезадаптации
1) Профилактика правонарушений
Диагностика нарушений прав ребенка в семье.
Диагностика нарушений прав ребенка в семье состоит из трех этапов:
- ЭТАП. Выявление детей, имеющих психические проблемы, проблемы в общении.
Многочисленные исследования показывают, что дети, права которых в семье нарушаются, трудно обучаемы, они неорганизованны, агрессивны, неуравновешенны.
Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, воровство. Для выявления таких детей использую методы диагностики - экспертная оценка, где в качестве экспертов выступают воспитатели групп. После исследования их эмоционального состояния педагогом - психологом определяется группа детей, имеющих проблемы в эмоционально - волевой сфере, в том числе детей, проявляющих признаки агрессивного поведения.
- ЭТАП Выявление родителей, нарушающих права своих детей (применение физического или психического насилия). Для этой цели использую анкету на выявление неадекватного отношения к физическим наказаниям. Родителям, у которых выявлено неадекватное отношение к физическим наказаниям, предлагается дополнительный опросник, который помогает определить насколько агрессивны родители - насколько у них выражены физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение; определить методы воздействия на ребенка, применяемые в семье. На этом же этапе среди детей проводится диагностика «Рисунок семьи», для определения существующих проблем во взаимоотношениях взрослых и детей или между родителями.
- ЭТАП Выявление особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в тех семьях, где выявлено, согласно предыдущим этапам диагностики, что нарушаются права ребенка.
Методика «Родительско - детские отношения» (РARI) (Е.С. Шефер, Р.К. Белл) направлена на выявление не только слабых, но и сильных сторон родителей, что помогает провести коррекционную работу с опорой на эти стороны.
Профилактика социальной дезадаптации.
Данное направление включает: меры по социальной адаптации к детскому саду и школе.
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит. Потенциально опасного, другой стиль общения.
Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии и т.д.)
Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и увеличение образовательной нагрузки – с другой, обуславливают сложность привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада.
Адаптация, т.е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированности, т.е. совокупности всех полезных изменений организма психики), или негативных (стрессу). Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). Организационная форма – фронтальная и групповая.
3.2. Формы и методы реализации Программы
Формы образовательной деятельности по реализации трех направлений социально-педагогической работы
Форма образовательной деятельности
Организованная образовательная деятельность
Совместная образовательная деятельность
Самостоятельная деятельность
Занятие с элементами тренинга
Интегрированное занятие
Игра-конкурс
Игра для рабочего настроя
Игра разминка
Игра творческого самоутверждения
Игра-путешествие
Коммуникативная игра
Викторина
Диспут
Тематический вечер Дидактическая игра
Экскурсия
Беседа-игра
Развлечение
Сюжетно-ролевая игра
Подвижная игра
Методы реализации трех направлений социально-педагогической деятельности
Словесные
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию детям.
Наглядные
Наглядные методы образования: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций связан с показом мультфильмов, диафильмов и др. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального пользования. Компьютеры значительно расширяют возможности наглядных методов в образовательном процессе при реализации Программы. Практические
Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки.
Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием и носят обобщающий характер. Упражнения могут проводиться не только в организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности.
3.3. Содержание коррекционно-развивающей работы
Основная задача коррекционно-развивающей работы — создание условий для всестороннего развития ребенка в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, а также развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.
В рамках направления «Социально-коммуникативное развитие» основной целью является обеспечение оптимального вхождения детей из семей социального риска, стоящих на учете КДН в общественную жизнь.
При подборе основных коррекционно-развивающих методов учитывается ведущий вид деятельности дошкольников:
- подвижные, сюжетно-ролевые игры;
- коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения;
- психогимнастические игры.
В комплексе с игровыми методами применяется телесно ориентированные и релаксационные методы.
Содержание коррекционно-развивающей работы Деятельность по данному направлению:
- Социальная диагностика: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности навыков самообслуживания. Объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье.
- Разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение образовательной деятельности. Реализация рекомендаций психолога, логопеда, и др. специалистов, развивающих и коррекционных игр и т.д.
- Работа с родителями: помощь в обеспечении законодательно закрепленных льгот детям с нарушениями в развитии и семьям, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.
В работе с детьми в развитии очень важным является комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ и семьи.
3.4. Взаимодействие с семьей, социумом
Взаимодействие с родителями и педагогами
Взаимодействие с родителями в рамках практического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям:
1. Первое направление - просвещение родителей и педагогов. В рамках работы по этому направлению осуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития. Используются следующие формы взаимодействия с родителями:
лекции; индивидуальные и групповые консультации: «Законодательно-
правовая база по защите прав ребенка», «Координация усилий детского сада и семьи», «Проблема наказаний», «Нарушение прав ребенка в семье», «Личностно - ориентированное общение с ребенком», «Семья и ребенок - взаимоотношения и готовность ребенка к школе», «Трудовое воспитание ребенка в семье и в детском саду - основа формирования нравственно - волевых качеств», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей - основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей в домашних условиях»; информационные листы на стенде «Ребенок и закон», «Для вас родители»;
Основные принципы при организации работы с семьями:
- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок)
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
- Создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых;
- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, с целью повышения активности родителей в образовательном процессе ДОУ
осуществляется системный подход, который реализуется посредством применения технологий, форм и методов.
Формы взаимодействия социального педагога с родителями по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Анкетирование
Тестирование
Социальное консультирование (И.Г. Зайнышев) Дистантное консультирование:
Почтовый ящик Буклеты брошюры информационные листы на стенде Индивидуальное консультирование:
Консультации
Беседы
Групповое консультирование:
Консультации
Родительское собрание
Социальное посредничество (И.Г. Зайнышев)
Фотовыставки
Совместная деятельность родителей и детей (фотоколлаж, рисунки, поделки)
Информационный калейдоскоп Семинар-практикум
Семейно-развлекательная игра.
Проекты.
Взаимодействие с социумом
- Участие в семинарах, конференциях по социально – педагогическим проблемам.
- Установление контактов и организация экскурсий с различными социальными институтами, учреждениями и организациями города. 3. Взаимодействие с социальными службами и КДН г. Орла.
3.5. Социально-коммуникативная инициатива
Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов), направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом, ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями. Таким образом, предпосылки гуманистического подхода должны быть заложены изначально - через обобщенный образ личности ребенка, задаваемый адекватной системой норм развития. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях. Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые тем, или иным образом функциональные приобретения ребенка не должны рассматриваться как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.
Основанием выделения сторон (сфер) инициативы послужили мотивационно-содержательные характеристики деятельности, т.е. собственно предметно-содержательная направленность активности ребенка. Относительно социально-коммуникативного направления отнесена коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи).
Социально-коммуникативная инициатива
- уровень: Привлекает внимание сверстника к своим действиям,
комментирует их в речи, но не старается, чтобы сверстник понял;
- уровень: также выступает как активный наблюдатель -пристраивается к уже действующему сверстнику, комментирует и подправляет наблюдаемые действия; старается быть (играть, делать) рядом со сверстниками;
- уровень: ситуативен в выборе, довольствуется обществом и вниманием любого.
Ключевые признаки 1 уровень.
Обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия («Смотри...»), комментирует их в речи, но не старается быть понятым; довольствуется обществом любого.
Намеренно привлекает определенного сверстника к совместной деятельности с опорой на предмет и одновременным кратким словесным пояснением замысла, цели («Давай играть, делать...»); ведет парное взаимодействие в игре, используя речевое пошаговое предложение - побуждение партнера к конкретным действиям («Ты говори...», «Ты делай...»), поддерживает диалог в конкретной деятельности; может найти аналогичный или дополняющий игровой предмет, материал, роль, не вступая в конфликт со сверстником.
Ключевые признаки 2 уровень:
Инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение («Давай играть, делать...»); начинает проявлять избирательность в выборе партнера. Инициирует и организует действия 2-3 сверстников, словесно развертывая исходные замыслы, цели, спланировав несколько начальных действий («Давайте так играть... рисовать...»), использует простой договор («Я буду..., а вы будете...»), не ущемляя интересы и желания других; может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы; легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему; избирателен в выборе партнеров; осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, к поддержанию слаженного взаимодействия с партнерами.
Ключевые признаки 3 уровень:
Предлагает партнерам в развернутой словесной форме исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия. 1 уровень проявленной инициативы типичен для 3-4 лет, 2 уровень – для 4-5 лет, 3 уровень – для 6-7 лет. Соответственно, третий уровень проявленных инициатив является итоговым уровнем по освоению Программы.
Список литературы
- Декларации прав ребенка (1959 г.) / Справочник социального педагога:
защита детства в Российской Федерации / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; науч. ред. P.M. Чумичева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Конвенция о правах ребенка // Детство идеальное и настоящее: Сб. paбoт совр. зап. ученых. Пер. с англ. / Под ред. Е.Р. Слободской. – Новосибирск, 1994.
- Конституция Российской Федерации. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Семейный кодекс Российской Федерации: Официальный текст. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
- Федеральный Закон от 24.08.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребѐнка в РФ»(с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г) /Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; науч. ред. P.M. Чумичева. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г.) // Собрание законодательства РФ от 28.06.99. N 26 ст. 3177; СЗ РФ от 14.07.03. N 28 ст. 2880.
- Указ Президента РФ от 8 июня 1996г. № 851 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей» - Собрание законодательств РФ, 1996г., №26
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечцлина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 80 с.
- Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват.
учреждений и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова и др. – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.
- Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
- Дети социального риска и их воспитание: Учебно-методическое пособие. / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СП6.: Издательство «Речь», 2003. - 144 с.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
- Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
- Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников: Методическое пособие дл воспитателей старших и подготовительных групп детского сада / Под общей редакцией В.М. Букатова. – СПб: Образовательные проекты, 2008. – 189 с.
- Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. - М.: Дрофа, ДиК, 1999.- 128 с.
- Козлова С.А. Я - человек: программа социального развития. – М.: Школьная пресса, 2012. – 64 с.
- Коломийченко Л.В. «Дорогою добра» Концепция и программа социальнокоммуникативного развития и социального воспитания дошкольников
- Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ: Пособие – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
- Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
- Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. – М.: Амрита-Русь, 2007. – 304 с.
- Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост.
Г.С. Семенов. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 96 с.
- Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2005. – 200 с.
- Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.
- Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528 с.
- Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005 – 399 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: Сфера, 2002. – 480 с.
- Основы социальной работы: Учебник / ответственный ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 68 с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
- Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
- Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф.
Дементьева. – М.: Академия, 2002. – 256 с.
- Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие./ Ответственный редактор проф. Е.И. Холостова, проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 427 с.
- Социальная работа: Учебное пособие / Под общей ред. профессора В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 480 с.
- Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов ВУЗ / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
- Тренинг по сказкотерапии/ Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
- Холостова Е. И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 212 с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка: Методическое пособие для знятий с детьми 5-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с.
- Беличева С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка семей группы риска. // Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы. – 2005. № 2. – С. 21-32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
Консультация для педагогов "Разработка рабочей программы педагога ДОУ"
Данный конспект может использоваться старшими воспитателями, воспитателями для обучения педагогов составлению рабочих программ, в том числе программы кружкой работы с детьми....
Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"
Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"...
Консультация для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Консультация для педагогов ДОУ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...