РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ДОУ
материал

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ДОУ

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

       ПРИНЯТО

Педагогическим советом учреждения,

       Протокол №         от

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»

____________Ермолаева С.Н.

Приказ  от  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ДОУ

Разработчик:

социальный педагог

Рогова Юлия Сергеевна

 

 

 

Содержание

 

  1. Целевой раздел ………….……………………………………………….……4
  1. Пояснительная записка ………………………………………………….….4
  2. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников ………..…..7
  3. Планируемые результаты ………………………………………….………15

 

  1. Организационный раздел ……………………………………….……………17
  1. План работы…………………………………………………………………17
  2. Предметно-пространственная развивающая образовательная сред.…….21
  3. Материально-технические условия реализации Программы …………....22

 

  1. Содержательный раздел ……………………………………………………..23
  1. 1.Содержание социально-педагогической деятельности реализации

Программы……………...………………………………………………………………23

  1. Формы и методы реализации Программы …………………….………….26
  2. Содержание коррекционно-развивающей работы ……….………………27
  1. 4.Взаимодействие с семьей, социумом ……..……………………………….27

3.5. Социально-коммуникативная инициатива ……………..…………………29

 

Список литературы ………………………………………………….………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:

 

  • проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением,  дезадаптацией детей в социальной среде;
  • проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав  ребёнка и насилием в семье;  
  • проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.  

 

Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, дошкольного образовательного учреждения, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.  Социальный педагог – сотрудник дошкольного образовательного учреждения, который создаёт условия для социального развития воспитанников, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В  компетенцию социального педагога входит разработка, формирование  механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной  политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население,   обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социальнодемографической группы общества.  Профессиональная деятельность социального педагога может быть  реализована только в рамках государственной социальной политики. По  сути дела, социальный педагог является своеобразным посредником в  системе взаимодействия личности, семьи и общества. Он активно влияет  на создание позитивных воспитывающих отношений в социуме, на  гармонизацию взаимоотношений между людьми, оказывает поддержку  полезных инициатив, стимулирует различные виды самопомощи. Основное назначение социального педагога - помощь в организации  обучения ребёнка, в его адаптации и реабилитации в детском саду, семье, обществе,   содействие  в  оказании  ему социальной, юридической,  медицинской помощи. Для решения этих задач специалист изучает эмоционально-психологическое  состояние и социально-экономическое положение личности в обществе, анализирует кризисную ситуацию,  планирует пути её преодоления. Работает с детьми из неполных, неблагополучных, кризисных семей, нуждающихся в дополнительном внимании со стороны образовательных учреждений, с детьми с нарушениями в поведении.

 

 

           

1. Целевой раздел

 

1.1. Пояснительная записка

Программа социального педагога МБДОУ « Детский сад №78 «Исток» г. Смоленска  определяет целевые ориентиры, содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Принципы организации содержания рабочей программы: 

  1. Принцип гуманизации предусматривает создание условий для полноценного проживания каждым ребѐнком своего детства, наиболее полного развития его индивидуальных способностей, соответствующих возможностям, содержанию, методам, темпам обучения и воспитания.  
  2. Принцип целостности развивающейся педагогической системы как совокупность целевого, содержательного, организационного, методического и управленческого компонента.  
  3. Принцип индивидуально-дифференцированной направленности содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса. Данный принцип ориентирует на учет индивидуальных особенностей развития детей на каждом возрастном этапе.  
  4. Принцип интегративности  всех процессов образовательного пространства предполагает совместную и созидательную деятельность педагога, ребѐнка и родителей.  
  5. Принцип природосообразности обеспечивает, с одной стороны, удовлетворение жизненно важных потребностей ребѐнка, а с другой стороны, - создание условий для их развития в направлении общечеловеческого ценностного содержания.  
  6. Принцип культуросообразности, ориентирующий ребѐнка на освоение общечеловеческой культуры. Реализуемая Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
  7. Принцип открытости ДОУ ближайшему социальному окружению: культуре, природе, детям и взрослым.  

Рабочая программа построена на основе учѐта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития  детей  дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели  образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных  государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

 

 

Нормативно-правовая основа для разработки рабочей программы :  

  • Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения  
  • Федеральный закон от 29.12.2012г. N 273-ФЗ « Об образовании  в Российской Федерации»  
  • Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования  от

28.02.2014 г. № 08-249;  

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от  

30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления  образовательной  деятельности по основным  общеобразовательным

программам - образовательным программам  дошкольного образования»

  • Приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;  
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15  мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"  

  • Федеральный закон от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»  
  • Федеральный закон от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики         безнадзорности         и         правонарушений несовершеннолетних»  
  • Декларация прав ребѐнка  
  • Конвенция о правах ребѐнка от 20.11.1989 года  
  • ФЗ от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по  социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 15.05.2013 № 26

Устав  МБДОУ « Детский сад №78 «Исток» г. Смоленск  

Должностная инструкция социального педагога ДОУ

Договор родителей с МБДОУ « Детский сад №78 «Исток» г. Смоленск    

 

 Данная Программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для образования детей с нормой развития и детей с ОВЗ.

Для успешного усвоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», Программа реализуется по трем направлениям социально-педагогической деятельности: социально-правовое, социально-нравственное, социально-профилактическое. 

Цель         Программы:         содействие         социально-личностному         развитию воспитанника с активной жизненной позицией через взаимодействие дошкольного учреждения с семьей и другими социальными институтами.

 

Задачи:  

 

1. Работать над обогащением среды социального развития ребенка путем:  

- повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития; - вовлечения в образовательное пространство детского сада потенциальных субъектов Среды социального развития; - повышения уровня компетентности родителей.  

  1. Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах социального развития детей.  
  2. Способствовать процессу социального развития (социализации) воспитанников - процессу усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, правил, социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.  
  3. Изучать особенности личности воспитанников и их микросреды, условия их жизни.  
  4. Выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении воспитанников и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.  
  5. Выступать посредником между воспитанниками и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.  
  6. Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы с воспитанниками, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.  
  7. Принимать меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников.  
  8. Организовывать различные виды социально значимой деятельности воспитанников и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.  
  9. Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
  10. Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

 

 

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

По всем линиям социального развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в познавательных функциях. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации, происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, педагоги во многом определяют своеобразие и сложность развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.

Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста

 

 

Возрастные особенности   развития детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет)

 

 

Возрастные особенности

Постепенно совершенствуется ходьба. В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. Совершенствуется

самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживания.

Особенности психического развития

Период интенсивного формирования речи.

Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся способность обобщения.

Новообразования возраста

Складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным

уклоном, конструктивная и сюжетная  игра.

Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Углубляется деловое сотрудничество с взрослым.

Главные целевые ориентиры

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с

игрушками и другими предметами. Ребенок

понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

 

Возрастные особенности   развития детей раннего возраста (от 2 до 3 лет)

 

Возрастные особенности

Способен к эмоциональной отзывчивости.

Высокая  потребность ребенка в движении

Ведущая деятельность – предметнопрактическая

 

Особенности психического развития

Поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки  ситуативны,

последствия их ребенок не представляет.

Идѐт интенсивное сенсорное развитие

(знание цветов, форм, величин и т.д.)

Речь - Общение становится не только предметно-действенным, но и речевым.

 

Новообразования возраста

На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное развитие

малыша, развивается наглядно-действенное мышление. От 2,5 до 3 лет интенсивно развивается воображение.

В процессе общения со взрослыми

развивается сюжетно-отобразительная игра, в которой ребѐнок использует предметы-

заместители, действует «как будто»,

«понарошку». То есть ребѐнок начинает действовать в воображаемой ситуации.

Главные целевые ориентиры

Стремление к самостоятельности — это ведущая тенденция в развитии ребѐнка третьего года.

В общении с ребѐнком в контексте

предметной деятельности может проявляться отношение малыша к предметному миру.

Слово становится регулятором поведения ребѐнка, с помощью слова он

обозначает предметы, действия, качества, связывает слова в предложения.

Восприятие является ведущим познавательным процессом.

 

 

 

Возрастные особенности   развития детей младшего дошкольного возраста(от 3 до 4 лет)

 

Возрастные особенности

Общение становится внеситуативным.

Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является еѐ условность: выполнение одних

действий с одними предметами

предполагает их отнесѐнность к другим действиям с другими предметами.

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с

игрушками и предметами-заместителями.

В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эта-

лонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до

5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать

предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определѐнной организации

образовательного процесса – и в помещении

всего дошкольного учреждения.

Особенности психического развития

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут за-

помнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего

дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться нагляднодейственное мышление. При этом

преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе

целенаправленных проб с учѐтом

желаемого результата. Дошкольники

способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

Новообразования возраста

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение.

Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают

во взаимодействие. Однако уже в этом

возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.

Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек.

Положение ребѐнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Главные целевые ориентиры

Поведение ребѐнка ещѐ ситуативное.

Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

 

Возрастные особенности   развития детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)

 

Возрастные особенности

Активное  освоение окружающего  мира предметов и вещей, мира человеческих

отношений через игру. Переход от «игры рядом» к игре в группах, появление групповых традиций.

Общение носит внеситуативно - деловой характер.

Нарастание   осознанности  и произвольности поведения.

Особенности психического развития

В деятельности  и поведении детей преобладают личные мотивы.

Речь. Ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности

Внимание.  Становление произвольности

Память интенсивно развивается

Воображение. Развитие фантазии

Мышление наглядно-образное

В  деятельности ребенка появляется действие по правилу

Новообразования возраста

Возраст «почемучек».

Создание необходимых условий для саморазвития, самооактуализации внутренних движущих сил, способностей ребенка.

Активизация интереса к познанию и стимулирование любопытства («Копилка вопросов», «Сундучок неизвестного» и пр.).

 

Главные целевые ориентиры

Создание условий для сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию

адекватной (соответствующей нормам общества) совместной деятельности детей.

 

 

Возрастные особенности   развития детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

 

Возрастные особенности

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а

именно, в игровом взаимодействии, в

котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение

правил игры. Ребенок этого возраста

уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым или

сверстником в игре, конфликтность в игровой деятельности. Развиваются выносливость и силовые качества. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более

высокой степени. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве и во времени.

Активность продуктивной деятельности.

 

Особенности психического развития

Внимание.  Становится более устойчивым и произвольным.

Память. Улучшается устойчивость. Речь. Норма  – правильное произношение всех звуков Мышление. Развивается функция планирования и прогнозирования

Формируется саморегуляция поведения.

Развивается творчество.

 

Новообразования возраста

«Книга – источник знания».

Происходит развитие эмпатии.

Создание условий, формирующих самостоятельность (опорные схемы,

модели, пооперационные карты); способствующих  проявлению творческой и познавательной активности.

Развитие инициативности,

Мыслительной деятельности, произвольности, способности к

творческому самовыражению; Активизируются исследовательский навыки.

Главные целевые ориентиры

Воспитание важнейших социальноэмоциональных компетенций ребенка

– устойчиво хорошее настроение, уверенность в себе.

Развитие  умения устанавливать дружеские отношения со

сверстниками, стремление к

исследованию, интерес к новым ситуациям.

 

 

Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)

 

Возрастные особенности

В целом  ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект  деятельности и поведения.

Становление детской дружбы

В играх дети 6-7 лет способны отражать сложные социальные события,

сюжетосложение, вступают во  

взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли.

Владение  социальными нормами общения и поведения.

Особенности психического развития

Внимание.  Увеличивается устойчивость внимания – 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Возникает произвольное внимание

Память. Увеличение объема памяти.

Появление  элементов произвольной памяти.

Речь. Овладение морфологической системой языка, активное развитие монологической речи (речь-рассуждение)

Мышление. Наглядно-образное, обобщение и классификация предметов, действий Расширяется мотивационная сфера.

Формирование самоконтроля, самооценки

Развитие предпосылок учебной деятельности (умение работать по  образцу, инструкции)

 

Новообразования возраста

Складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического

школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности.

Главные целевые ориентиры

Создание условий для личностной, интеллектуальной и физической и

социально-психической готовности к школе.

Личностная готовность

- формирование новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Интеллектуальная

готовность - наличие у ребенка кругозора,

запаса конкретных знаний, развитие

психических процессов (память, внимание, мышление, речь). Социальнопсихологическая готовность -  

формирование умения общаться с другими

детьми, взрослыми,  действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.

 

 

 

Целевые ориентиры образовательного процесса  

 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Социально – коммуникативном относятся  следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребѐнка:  

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:  

  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;                                                                 - проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;                                                    - у

ребѐнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды

движения         (бег,         лазанье,         перешагивание         и         пр.);          

  • целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:  
  • ребѐнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;  
  • ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребѐнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;  
  • у ребѐнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и

управлять ими;  

  • ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

 

 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: 

  • ребѐнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности  
  • игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род  занятий, участников по совместной деятельности;  

-ребѐнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;  

  • ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребѐнок владеет разными формами и

видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться

разным правилам и социальным нормам;                                                                                    

  • ребѐнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребѐнка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребѐнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и

управлять ими;  

  • ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;  
  • ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живѐт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребѐнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».  

 

1.3. Планируемые результаты освоения Программы

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
  • Проявляет ответственность за начатое дело.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
  • Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

 

2. Организационный раздел

Реализация Программы может осуществляться в группах  общеразвивающей направленности и в кабинете социального педагога.

При реализации Программы организуются разные формы деятельности детей, как на территории дошкольной организации, так и в еѐ помещении.

 


2.1. План работы социального педагога на 2020- 2021 учебный год

Мероприятия

Ответственные

Сроки исполнения

1

Подготовка   плана работы социального педагога на год (утвердить на установочном педагогическом совете)

Социальный педагог

сентябрь

2

Подготовка нормативно - правовых документов по проблеме охраны прав детства.

Социальный педагог

сентябрь

3

Обновление сведений о семьях СОП и опекунов.

Социальный педагог

по необходимости

Корректировка базы данных и составление списка   детей по социальному статусу:

-Неполные семьи

-Многодетные  

-Малообеспеченные  

-Неблагополучные

-Дети инвалиды

Социальный педагог, педагоги групп

в течение года

4

Составление социального паспорта семей риска

Социальный педагог

октябрь - ноябрь

5

Межведомственное

взаимодействие с организациями профилактики

Социальный педагог

по запросу

6

Составление отчётов для органов социальной защиты и отдела опеки и попечительства

Социальный педагог

в течение года

                                Диагностическая работа

7

Анкетирование родителей

«Взаимодействие ДОУ и семьи»

Социальный педагог, педагоги групп

октябрь

8

Повторное анкетирование родителей

«Взаимодействие ДОУ и семьи» (повторное)

Социальный педагог, педагоги групп

май

19

Обобщение результатов анкетирования

Социальный педагог

октябрь

10

Обобщение результатов анкетирования

Социальный педагог

май

11

Анкетирование родителей «Поощрение и наказание» (выявление риска жестокого обращения)

Социальный педагог, педагоги групп

ноябрь

12

Обобщение результатов анкетирования

Социальный педагог, педагоги групп

ноябрь

                      Работа с родителями

13

Работа социального педагога и педагогов групп с семьями из группы риска

Социальный педагог, педагоги групп

в течение года

 по запросу воспитателей

14

Работа по ПДД «Осторожно дорога»

Социальный педагог, педагоги

групп

сентябрь-октябрь

15

Активизация участия родителей в жизни ДОУ

Социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,

педагоги групп

сентябрь-май

16

Разработка рекомендаций для родителей проблемных семей

Социальный педагог

по необходимости

17

Участие в подготовке и проведении общих и групповых родительских собраний, участие в заседаниях родительского клуба

Социальный педагог, заведующий

по запросу

18

Выпуск стенгазеты для родителей «Содружество».

Социальный педагог, педагоги групп

1 раз в квартал

19

Разработка стендовой информации по правовому воспитанию детей и родителей

Социальный педагог

1 раз в квартал

                           Работа с детьми

20

Беседы с детьми на темы  

  • «Право ребенка»
  •  «Что такое доброта»
  • «Мальчик-мужчина – защитник»
  • «Право ребенка на медицинское обслуживание»
  • «Право ребенка жить и воспитываться в семье»,
  • «Знать и помнить должен каждый, безопасность — это важно»
  • «Мы такие разные»

Социальный педагог

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

 ма

21

Выставка рисунков «Моя семья», «Как прекрасен этот мир» и т.д.

Реализация социального проекта: «Жизнь дана на добрые дела»

Социальный педагог

в течении года

22

Составление картотеки игр по социальному развитию детей

Социальный педагог

в течение года

23

Проведение НОД по социальному развитию в группах

и правовой культуре (согласно перспективному плану по социальному развитию).

Проведение открытых занятий на тему:

«Уроки доброты»

«Шкатулка добрых дел»

Проведение развлечений и тематических праздников:

Права ребенка

День матери,

День защиты детей,

День независимости России.

Социальный педагог

1 раз в месяц в каждой группе

ноябрь

июнь

24

Наблюдения за воспитанниками младших групп в период адаптации

сентябрь, октябрь

(в течении года)

                             Просветительская работа

25

Консультации для родителей по социальному развитию и правовой культуре:

«Как познакомить ребенка с правами»

«Воспитание ребенка в неполной семье»

«Скажем насилию – нет!»

«Авторитет родителей в воспитании детей»

«Как не потерять родительский авторитет»

«Вредные привычки и дети. Влияние сигаретного дыма на

«Ремень не метод воспитания»

 «Наказывая, подумай – зачем»?

«Не дайте ребенку стать трудным»

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

 май

24

Способствовать эффективному взаимодействию педагогов с родителями (разработка анкет, памяток, консультаций, брошюр)

Социальный педагог

в течение года

26

Участие в семинарах и других формах работы, круглых столов

Выступление на пед. совете

Социальный педагог

в течение года

28

«Отчет о проделанной работе социального педагога за 2020-2021 учебный год» педагогический совет

Социальный педагог

май

 

2.2. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда

Книги: Мой мир, Вежливые слова, Большая книга правил поведения для воспитанных детей.

Конструкторы: «Деревянные игрушки»; Цветной городок; Зоопарк; Веселый городок; Дерево; Музыкальная лесенка.

Разрезные картинки «Мой дом».

Кукольный театр, театр «Би-ба-бо».

Конструктор пластмассовый «Строитель».

Развивающая игрушка «Мышка», «Домик», «Улитка».

Игры на развитие мышления.  

Набор «Куклы (люди) с особенностями развития». Шашки, шахматы, пазлы и др.

 

2.3. Материально-технические условия реализации Программы

Все помещения соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствует Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников. Функциональное использование:

Средства обучения

КТВ  

Наглядный материал

Персональный компьютер;

Цифровой  фотоаппарат;

Фотографии;

USB-флеш-накопитель, CD-,  DVD диски;

Мультимедийный проектор; Информация из интернета; Демонстрационный материал: 

«Уроки вежливости», «Уроки доброты»;

Государственная символика РФ;

Дидактическое пособие «Права ребенка», «Мои права»;

Набор сюжетных картинок по теме «Семья»;

Мультимедийные презентации для детей старшего дошкольного возраста:

«Здоровый образ жизни», «Что такое дружба», «Новогодние загадки» и т.д.

 

Методические материалы

Основная образовательная программа « Детский сад №78 «Исток» г. Смоленск.

         Парциальные программы:          

 «Дорогою добра» Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников Л.В.Коломийченко.

«Я, ты, мы»: программа социально-эмоционального развития дошкольников О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.  

Методические пособия и рекомендации  

Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками: Методическое пособие.

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие.

Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие.

Пазухина И.А. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ.

Тренинг по сказкотерапии  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка: Методическое пособие.

Технологии и пособия  

Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ: Пособие. Технология социальной адаптации Е.И. Холостова.

 

3. Содержательный раздел

 

3.1. Содержание социально-педагогической деятельности реализации

Программы

Направления и содержание деятельности социального педагога.  

В отличие от школы, где социальный педагог, главным образом, решает проблемы отклоняющегося поведения детей и проблем в обучении, в детском саду он призван помогать социализации и адаптации ребѐнка и созданию комфортных условий для него в семье и в детском саду.  

Основные направления деятельности социального педагога в МБДОУ  

« Детский сад №78 «Исток» Смоленск

1. Работа с семьями воспитанников:  

  • педагогическое просвещение родителей;  
  • повышение уровня родительской компетентности;  - удовлетворение индивидуальных запросов родителей в  индивидуальных и групповых формах работы;  
  • изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.  
  • 2. Работа с педагогами детского сада:  
  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;  
  • удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;  - изучение факторов среды социального развития детей  
  • 3. Работа с воспитанниками детского сада:  
  • групповая, индивидуальная диагностика воспитанников;  
  • коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;  
  • участие в организации досуга детей.
  •  4. Взаимодействие с государственными и общественными структурами:  
  • представление интересов ребѐнка в государственных и общественных структурах;  
  • организации и проведение межведомственных профилактических  акций.  

5. Работа с документацией:  

  • формирование информационного банка данных по работе с семьей;  
  • разработка перспективного и текущего плана работы;  - подготовка годовых и промежуточных отчетов; пополнение  методической копилки социального педагога.

 Социально-педагогическая деятельность в рамках направления «Социальнокоммуникативное развитие» осуществляется по трем направлениям: социальноправовое, социально-нравственное, социально-профилактическое. Деятельность по каждому направлению включает:

1)Социальная диагностика (2 раза в год)

2) Коррекционно-развивающая работа /Образовательная деятельность (1 раз в неделю), включающая:

Организованную образовательную деятельность;

Совместную деятельность с воспитанниками; Самостоятельную деятельность воспитанников.

Направление включает:

  1. Диагностика (в начале и в конце учебного года):

Уровень самооценки (методика «Лесенка» В.Г. Щур)

«Социометрия»

Межличностные отношения в коллективе (метод наблюдения, метод проблемных ситуаций – «Строитель», метод социометрии - методика «Капитан корабля», «Два домика» Т.Д. Марцинковский, «Метод вербальных выборов» Е.О.

Смирнова, В.М. Холмогорова, Кинетический рисунок семьи Р. Бернс, С. Коуфман). Организационная форма – индивидуальная.

  1. Коррекционно-развивающие мероприятия/Образовательная деятельность в группах младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с периодичностью – 1 раз/неделю. Организационная форма – индивидуальная, подгрупповая, групповая.

 

Социально-профилактическое 

Направление состоит из 2 модулей: профилактика правонарушений и профилактика социальной  дезадаптации

1)     Профилактика правонарушений

Диагностика нарушений прав ребенка в семье.  

Диагностика нарушений прав ребенка в семье состоит из трех этапов:

  1. ЭТАП. Выявление детей, имеющих психические проблемы, проблемы в общении.  

Многочисленные исследования показывают, что дети, права которых в семье нарушаются, трудно обучаемы, они неорганизованны, агрессивны, неуравновешенны.  

Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, воровство. Для выявления таких детей использую методы диагностики - экспертная оценка, где в качестве экспертов выступают воспитатели групп. После исследования их эмоционального состояния педагогом - психологом определяется группа детей, имеющих проблемы в эмоционально - волевой сфере, в том числе детей, проявляющих признаки агрессивного поведения.  

  1. ЭТАП Выявление родителей, нарушающих права своих детей (применение физического или психического насилия). Для этой цели использую анкету на выявление неадекватного отношения к физическим наказаниям. Родителям, у которых выявлено неадекватное отношение к физическим наказаниям, предлагается дополнительный опросник, который помогает определить насколько агрессивны родители - насколько у них выражены физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение; определить методы воздействия на ребенка, применяемые в семье. На этом же этапе среди детей проводится  диагностика «Рисунок семьи», для определения существующих проблем во взаимоотношениях взрослых и детей или между родителями.  
  2. ЭТАП  Выявление особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в тех семьях, где выявлено, согласно предыдущим этапам диагностики, что нарушаются права ребенка.  

Методика «Родительско - детские отношения» (РARI) (Е.С. Шефер, Р.К. Белл) направлена на выявление не только слабых, но и сильных сторон родителей, что помогает провести коррекционную работу с опорой на эти стороны.  

 

Профилактика социальной дезадаптации.

Данное направление включает: меры по социальной адаптации к детскому саду и школе.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит. Потенциально опасного, другой стиль общения.

Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии и т.д.)

Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и увеличение образовательной нагрузки – с другой, обуславливают сложность привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада.

Адаптация, т.е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированности, т.е. совокупности всех полезных изменений организма  психики), или негативных (стрессу).  Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). Организационная форма – фронтальная и групповая.  

 

 

 

3.2. Формы и методы реализации Программы

Формы образовательной деятельности по реализации трех направлений социально-педагогической работы

Форма образовательной деятельности

Организованная образовательная деятельность  

        Совместная образовательная деятельность          

Самостоятельная деятельность

Занятие с элементами тренинга

        Интегрированное занятие          

Игра-конкурс

Игра для рабочего настроя

Игра разминка

Игра творческого самоутверждения

Игра-путешествие

Коммуникативная игра

Викторина

Диспут

Тематический вечер  Дидактическая игра

Экскурсия

Беседа-игра

        Развлечение          

Сюжетно-ролевая игра

Подвижная игра

Методы реализации трех направлений социально-педагогической деятельности 

Словесные  

        Словесные методы:  рассказ, объяснение, беседа.          

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию детям.

Наглядные  

Наглядные методы образования: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций связан с показом мультфильмов, диафильмов и др. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального пользования. Компьютеры значительно расширяют возможности наглядных методов в образовательном  процессе  при реализации Программы. Практические 

Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки.  

Выполнение практических заданий проводится после  знакомства детей  с тем или иным содержанием и носят обобщающий характер.  Упражнения могут проводиться не только в организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности.

 

3.3. Содержание коррекционно-развивающей работы

Основная задача коррекционно-развивающей работы — создание условий для всестороннего развития ребенка в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, а также развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в  школу.

В рамках направления «Социально-коммуникативное развитие» основной целью является обеспечение оптимального вхождения детей из семей социального риска, стоящих на учете КДН в общественную жизнь.  

При  подборе основных коррекционно-развивающих  методов учитывается ведущий вид деятельности  дошкольников:

  • подвижные, сюжетно-ролевые  игры;
  • коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения;
  • психогимнастические игры.  

В комплексе с игровыми методами применяется телесно ориентированные и релаксационные методы.

Содержание коррекционно-развивающей работы Деятельность по данному направлению:

  1. Социальная диагностика: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности навыков самообслуживания. Объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье.
  2. Разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение образовательной деятельности. Реализация рекомендаций психолога, логопеда, и др. специалистов, развивающих и коррекционных игр и т.д.
  3. Работа с родителями: помощь в обеспечении законодательно закрепленных льгот детям с нарушениями в развитии и семьям, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.

В работе с детьми  в развитии очень важным является комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ и семьи.

 

3.4. Взаимодействие с семьей, социумом

Взаимодействие с родителями и педагогами 

Взаимодействие с родителями в рамках практического блока  строится по двум взаимосвязанным направлениям:  

1. Первое направление - просвещение родителей и педагогов. В рамках работы по этому направлению осуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития. Используются следующие формы взаимодействия с родителями:  

лекции; индивидуальные и групповые консультации: «Законодательно-

правовая база по защите прав ребенка», «Координация усилий детского сада и семьи», «Проблема наказаний», «Нарушение прав ребенка в семье», «Личностно - ориентированное общение с ребенком», «Семья и ребенок - взаимоотношения и готовность ребенка к школе», «Трудовое воспитание ребенка в семье и в детском саду - основа формирования нравственно - волевых качеств», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей - основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей в домашних условиях»; информационные листы на стенде «Ребенок и закон», «Для вас родители»;

Основные принципы при организации работы с семьями:  

  • Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается  возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок)  
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.  
  • Создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых;
  • Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Для  эффективного взаимодействия  с семьями воспитанников, с целью повышения активности родителей в образовательном процессе ДОУ

осуществляется системный подход, который реализуется посредством применения  технологий, форм и методов.

Формы         взаимодействия         социального         педагога         с         родителями         по реализации         образовательной         области         «Социально-коммуникативное развитие»  

Анкетирование

Тестирование

Социальное консультирование (И.Г. Зайнышев)  Дистантное консультирование:  

Почтовый ящик Буклеты брошюры информационные листы на стенде Индивидуальное консультирование:

Консультации

Беседы

Групповое консультирование:

Консультации

Родительское собрание

Социальное посредничество (И.Г. Зайнышев)  

Фотовыставки

Совместная деятельность родителей и детей (фотоколлаж, рисунки, поделки)

Информационный калейдоскоп Семинар-практикум

Семейно-развлекательная игра.

Проекты.

Взаимодействие с социумом 

  1. Участие в семинарах, конференциях по социально – педагогическим проблемам.
  2. Установление контактов и организация экскурсий с различными социальными институтами, учреждениями и организациями города. 3. Взаимодействие  с социальными службами и КДН г. Орла.

 

3.5. Социально-коммуникативная инициатива

Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов), направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом, ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый  в соответствии с сознательно поставленными целями. Таким образом, предпосылки гуманистического подхода должны быть заложены изначально - через обобщенный образ личности ребенка, задаваемый адекватной системой норм развития. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях. Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые тем, или иным образом функциональные приобретения ребенка не должны рассматриваться как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.  

Основанием выделения сторон (сфер) инициативы послужили мотивационно-содержательные характеристики деятельности, т.е. собственно предметно-содержательная направленность активности ребенка. Относительно социально-коммуникативного направления отнесена коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи).

 

Социально-коммуникативная инициатива

  1. уровень:         Привлекает         внимание         сверстника         к         своим         действиям,

комментирует их в речи, но не старается, чтобы сверстник понял;  

  1. уровень: также выступает как активный наблюдатель -пристраивается к уже действующему сверстнику, комментирует и подправляет наблюдаемые действия; старается быть (играть, делать) рядом со сверстниками;  
  2. уровень: ситуативен в выборе, довольствуется обществом и вниманием любого.

 

 

Ключевые признаки 1 уровень. 

Обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия («Смотри...»), комментирует их в речи, но не старается быть понятым; довольствуется обществом любого.  

Намеренно привлекает определенного сверстника к совместной деятельности с опорой на предмет и одновременным кратким словесным пояснением замысла, цели («Давай играть, делать...»); ведет парное взаимодействие в игре, используя речевое пошаговое предложение - побуждение партнера к конкретным действиям («Ты говори...», «Ты делай...»), поддерживает диалог в конкретной деятельности; может найти аналогичный или дополняющий игровой предмет, материал, роль, не вступая в конфликт со сверстником.

Ключевые признаки 2 уровень: 

Инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение («Давай играть, делать...»); начинает проявлять избирательность в выборе партнера. Инициирует и организует действия 2-3 сверстников, словесно развертывая исходные замыслы, цели, спланировав несколько начальных действий («Давайте так играть... рисовать...»), использует простой договор («Я буду..., а вы будете...»), не ущемляя интересы и желания других; может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы; легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему; избирателен в выборе партнеров; осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, к поддержанию слаженного взаимодействия с партнерами.

Ключевые признаки 3 уровень:

Предлагает партнерам в развернутой словесной форме исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия.             1 уровень проявленной инициативы типичен для 3-4 лет, 2 уровень – для 4-5 лет, 3 уровень – для 6-7 лет. Соответственно, третий уровень проявленных инициатив является итоговым уровнем по освоению Программы.

 

Список литературы

 

  1. Декларации прав ребенка (1959 г.) / Справочник социального педагога:

защита детства в Российской Федерации / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; науч. ред. P.M. Чумичева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  1. Конвенция о правах ребенка // Детство идеальное и настоящее: Сб. paбoт совр. зап. ученых. Пер. с англ. / Под ред. Е.Р. Слободской. – Новосибирск, 1994.
  2. Конституция Российской Федерации. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации: Официальный текст. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  4. Федеральный Закон от 24.08.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребѐнка в РФ»(с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г) /Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; науч. ред. P.M. Чумичева. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г.) // Собрание законодательства РФ от 28.06.99. N 26 ст. 3177; СЗ РФ от 14.07.03. N 28 ст. 2880.
  6. Указ Президента РФ от 8 июня 1996г. № 851 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей» - Собрание законодательств РФ, 1996г., №26
  7. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечцлина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  8. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
  9. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 80 с.
  10. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват.

учреждений и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова и др. – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.

  1. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
  2. Дети социального риска и их воспитание: Учебно-методическое пособие. / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СП6.: Издательство «Речь», 2003. - 144 с.
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  4. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
  5. Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников: Методическое пособие дл воспитателей старших и подготовительных групп детского сада / Под общей редакцией В.М. Букатова. – СПб: Образовательные проекты, 2008. – 189 с.
  6. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. - М.: Дрофа, ДиК, 1999.- 128 с.
  7. Козлова С.А. Я - человек: программа социального развития. – М.: Школьная пресса, 2012. – 64 с.
  8. Коломийченко Л.В. «Дорогою добра» Концепция и программа социальнокоммуникативного развития и социального воспитания дошкольников  
  9. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ: Пособие – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
  10. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб.

пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.

  1. Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. – М.: Амрита-Русь, 2007. – 304 с.
  2. Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост.

Г.С. Семенов. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 96 с.

  1. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.
  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2005. – 200 с.
  3. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.
  4. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528 с.
  5. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога. –

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005 – 399 с.

  1. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: Сфера, 2002. – 480 с.
  2. Основы социальной работы: Учебник / ответственный ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 68 с.
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
  4. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  5. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф.

Дементьева. – М.: Академия, 2002. – 256 с.

  1. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие./ Ответственный редактор проф. Е.И. Холостова, проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 427 с.
  2. Социальная работа: Учебное пособие / Под общей ред. профессора В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 480 с.
  3. Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов ВУЗ / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
  4. Тренинг по сказкотерапии/ Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
  5. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 212 с.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка: Методическое пособие для знятий с детьми 5-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с.
  7. Беличева С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка семей группы риска. // Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы. – 2005. № 2. – С. 21-32.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Консультация для педагогов "Разработка рабочей программы педагога ДОУ"

Данный конспект может использоваться старшими воспитателями, воспитателями для обучения педагогов составлению рабочих программ, в том числе программы кружкой работы с детьми....

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...