Психологическая культура родителей как фактор становления гармоничной личности ребенка
статья

Шулаева Дарья Вадимовна

Статья посвящена проблеме  повышения уровня психологической культуры родителей. Анализ литературы и опыт работы с родителями подрастающего поколения  позволяет утверждать, что психологическая культура родителей тесным образом связана с характером детско-родительских отношений и личностными особенностями детей.  В статье  указаны формы работы психолога с родителями по психолого-педагогическому просвещению и обучению. Совершенствование психологической культуры родителей благоприятствует  воспитательному потенциалу семьи, условиям сохранения психологического здоровья ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shulaeva_statya.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая  культура родителей как фактор становления гармоничной личности ребенка

Шулаева Дарья Вадимовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №25 "Аленушка" села Осиново Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

E-mail: dar__ja@mail.ru

Статья посвящена проблеме  повышения уровня психологической культуры родителей. Анализ литературы и опыт работы с родителями подрастающего поколения  позволяет утверждать, что психологическая культура родителей тесным образом связана с характером детско-родительских отношений и личностными особенностями детей.  В статье  указаны формы работы психолога с родителями по психолого-педагогическому просвещению и обучению. Совершенствование психологической культуры родителей благоприятствует  воспитательному потенциалу семьи, условиям сохранения психологического здоровья ребенка.

 Ключевые слова: психологическая  культура родителей, детско-родительские отношения, воспитательный потенциал семьи, психологическое здоровье, формы работы с родителями, семинар-практикум.

Psychological culture of parents as a factor of formation of the harmonious personality of a child

Shulaeva Daria Vadimovna

Municipal budget preschool educational institution "kindergarten of the combined kind №25 Alenushka village of aspen Zelenodolsk region of Tatarstan Republic

The article is devoted to the problem of increasing the level of psychological culture of parents . Analysis of the literature and experience with the parents of the younger generation suggests that the psychological culture of parents is closely related to the nature of parent-child relationships and personality characteristics of children. The article describes the forms of work of the psychologist with parents on psychological and pedagogical education and training. Improving psychological culture of parents is conducive to the educational potential of the family, the conditions of preservation of psychological health of the child.

Key words: psychological culture of parents, parent-child relationships, educational potential of family, psychological health, forms of work with parents, the seminar.

Введение

Взросление растущего человека, его постепенная социализация и индивидуализация происходят в постоянном контакте с взрослыми и реализуется в таких социальных институтах, как семья, детский сад, школа, вуз, общество в целом. Именно семья, прежде всего родители, несут ответственность за воспитание, содержание и защиту детей. Забота о физическом, духовном и нравственном развитии ребенка, его здоровье, образовании, а также о подготовке детей к самостоятельной жизни в обществе государство трактуются как основная функция родителей.

Психологическое здоровье детей, их личностное благополучие во многом определяется воспитательным (педагогическим) потенциалом семьи.  В современной психологии термин «психологическое (личностное) здоровье» используется для обозначения духовного благополучия человека, выступающего следствием осознания им собственного бытия, условием гармоничного развития, творческой активности и самореализации личности, гарантом ее целостности и сохранности (как меры воздействия на другого человека и на самого себя). Личностное же благополучие родителей может служить залогом психологического здоровья детей. В этом случае имеются в виду особенности самосознания родителя о познании и реализации им собственного потенциала в сфере семейного воспитания, о его способности обеспечивать благоприятные условия для развития и саморазвития ребенка, выстраивать гармоничные взаимоотношения с ним, а также о стремлении социально ответственных взрослых к саморазвитию, самообразованию в сфере родительства.

Таким образом, повышение воспитательного потенциала семьи, а именно психологической культуры родителей (просветительская работа с целью помочь родителям в выполнении ими функций родителей, воспитателей собственных детей) является одними из важнейших направлений деятельности педагогов и психологов в учреждениях образования.

Дискуссии и обсуждения

Вопрос о полноценном воспитании подрастающего поколения, развития у современных детей нравственности, ответственности перед собой и окружающими людьми является очень важным.

В жизни многих детей отсутствует любовь, как проявление нормальных отношений между людьми. Много детей из неблагополучных семей. Для каких-то из этих семей характерен низкий уровень психологической культуры, игнорирование ими проблем воспитания. Атмосфера насилия, тяжелых негативных переживаний, ощущение ненужности и одиночества нередко знакомы детям. Отсутствие культуры отношений в жизненном пространстве, в котором находятся многие дети, способно привести к развитию таких психологических свойств личности как грубость, неумение вести себя, неуважение другого человека.

Таким образом, можно говорить о важности вопроса полноценного воспитания подрастающего поколения, развития у современных детей нравственности, ответственности перед собой и окружающими людьми. В связи с этим в теории и практике всё чаще встаёт вопрос о психологическом сопровождении детско-родительских отношений, в основе которого лежит развитие психологической культуры родителей. Недостаточный уровень развития психологической культуры у родителей приводит к возникновению трудностей в их общении с детьми, в особенности в подростковом возрасте.

Сегодня на уровне здравого смысла, очевидно, что большинство проблем современного подрастающего поколения, такие как социальная дезадаптивность, социальная безответственность - это, прежде всего, результат психологической безграмотности родителей. В связи с этим, возникает потребность в развитии психологической культуры родителей.

Все чаще встает вопрос о психологическом сопровождении детско-родительских отношений, в основе которого лежит развитие психологической культуры родителей. Недостаточный уровень развития психологической культуры у родителей приводит к возникновению трудностей в их общении с детьми (Гумницкая, 2006).

Методология

На современном этапе развития психологической науки и практики нет четкого определения  понятия «психологическая культура личности». Л. Колмогорова рассматривает ее как системное и многокомпонентное образование, подчеркивая, что психологическая культура личности не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос и проживает. Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность) в области психологии, так и основные параметры развития личности (Колмогорова, 1997).

На сегодняшний день существует множество подходов к исследованию психологической культуры. Исследований, посвящённых изучению особенностей "психологической культуры родителей"  и её влияния на успешность воспитания детей, формирование их личности и отношений с окружающими достаточно мало.

Принимая во внимание то, что в последнее время всё чаще возникает вопрос о повышении уровня психологической культуры населения, встаёт вопрос, действительно ли уровень психологической культуры родителей оказывает существенное влияние на внутренний мир и поведение детей.

Изучению проблемы детско-родительских отношений посвящены работы выдающихся психологов: Адлера А., Выготского J1.C., Роджерса К., Скиннера Б.Ф., Фрейда 3., Юнга К. и других.

Изучением феномена психологической культуры в настоящее время занимается ряд ученых: Битянова М.Р., Иванова С.П., Исаева H.H., Колмогорова Н.С., Куликов J1.B., Лифинцева Н.И., Мотков О.И., Обозов H.H., Семикин В.В.

Разные аспекты интересующей нас проблемы рассматривались в работах ряда авторов: Ваисова С.Б., Гласса Н., Дубровиной И.В., Думитрашку Т.А., Кона И.С., Крайга Г., Крафта А., Левковича В.П., Лэндрет Г., Рыбаковой H.A., Силяевой Е.Г., Титаренко В.Я., Фридман Л.М., Хямяляйнена Ю., Эйдемиллера. Исследования этих авторов позволяют лишь косвенно говорить о взаимосвязи психологической культуры родителей и детско-родительских отношений.

Исследование

В настоящее время проблема детско-родительских взаимоотношений осложняется, с одной стороны, большой занятостью родителей, тенденцией роста неполных и социально неблагополучных семей, снижением ценности детства как важнейшего этапа онтогенеза, психологической незащищенностью детей в семьях, с другой, - разнообразием запросов семьи на образование и его качество. Одна из существующих причин неблагополучия семейных отношений – психологическая неграмотность взрослых, неразвитость общей и психологической культуры личности родителей (Дубровина,2014).

Психологическая культура родителей, являясь важнейшим условием нормального развития ребенка, должна стать первоочередной заботой работников психологической службы.

Основные параметры, определяющие цели и задачи развития психологической культуры родителей, одновременно выступают и как составляющие психологической культуры личности, а именно:

•    психологическая грамотность;

•    психологическая компетентность;

•    ценностно-смысловой компонент;

•    рефлексия;

•    духовное саморазвитие (Шептихина, 2009).

Образовательными учреждениями может и должна целенаправленно проводиться работа по развитию психологической культуры родителей своих воспитанников. Но это не так просто. Широко доступная информация Интернет-ресурсов, популярная литература предоставляют родителям множество «легких способов» решения сложных проблем воспитания ребенка. Однако, процесс установления продуктивного взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников очень сложен.

Эффективность общения педагога с семьей воспитанника во многом зависит от готовности и желания родителей принять обращенные к ним советы, рекомендации или замечания по вопросам воспитания ребенка в семье. Но практика показывает, что педагоги дошкольных учреждений не всегда обращают внимание на то, готовы ли родители в данный момент общения воспринимать информацию по вопросам воспитания и развития ребенка. Педагоги стремятся оказать волевое воздействие на родителя воспитанника, действуя слишком прямолинейно, не проявляя достаточно такта и терпения в организации конструктивных взаимодействий с ними.

Итак, проведенные нами исследования показали, что наиболее эффективную организацию конструктивного взаимодействия в системе «дошкольная образовательная организация-ребенок-родители» с целью повышения уровня психологической культуры родителей воспитанников может обеспечить детский психолог. Ведь именно все  направления его деятельности, а именно организационно-методическая работа, психопрофилактическая работа, психодиагностика, коррекционная и развивающая работа, консультативная работа в разном объеме предполагают установление, поддержание и развитие конструктивных взаимодействий с педагогами и семьями воспитанников с целью развития их психологической культуры (Шептихина,2009).

Результаты

Детский психолог  дошкольной образовательной организации постоянно работает с родителями воспитанников все возрастных групп. Формы его контактов с родителями самые разные. Это встречи психолога с родителями на родительских собраниях, беседы, консультации, мастер-классы и другие виды профессиональной деятельности, направленные на повышение их психологической культуры и грамотности. Приобщение родителей к психологическим знаниям о ребенке, изучение закономерностей развития его психики, знакомство с основными возрастными особенностями психического и личностного развития детей  является необходимостью для глубокого и ясного пониманию сущности ребенка.

Опыт нашей работы показал, что наиболее действенным и эффективным способом восприятия и усвоения информации является семинар-практикум. Семинары-практикумы проводятся систематически. Темы назначаются родителями, желающими посещать семинар-практикум. Тематика обговаривается заранее. Детский психолог в начале учебного года проводит опрос родителей  воспитанников с целью выявления причин затруднения при общении, взаимодействии с ребенком в семье и за ее пределами. Тематические запросы родителей многообразны:

•    адаптация ребёнка к детскому саду;

•    формирование коммуникативных навыков общения;

• особые дети: неусидчивость, гиперактивность, застенчивость;

•    как быть папой. Гендерные отношения;

•    проявления детской агрессии и др.

Семинары-практикумы способствуют повышению информированности родителей, незаметно меняя их восприятие периода детства ребенка, отношение к собственным, отчасти неосознаваемым стереотипам семейных взаимоотношений. Родители вовлекаются в обсуждение своих затруднений, совместно ища пути конструктивного решения возникающих разногласий в семье, получая возможность осознать смысл эмоциональных откликов участников группы на реальный характер семейных взаимоотношений.

Семинары-практикумы применяются для формирования родителей умений воспитывающей деятельности, осуществления их родительской роли, решения проблем детско-родительских отношений, а также способствуют повышению уровня родительского самосознания, рефлексии. Имеют целью повышение родительской эффективности социально ответственных за ребенка взрослых.

Технология проведения семинаров-практикумов для родителей имеет сходства с технологией ведения тренинговой группы. Однако  имеется ряд специфических особенностей, присущих именно этой форме работы. Лекционный материал, с помощью которого детский психолог сообщает родителям нужную в данный момент информацию, не должен быть слишком формализованным. Следует использовать живой разговорный язык и избегать научной терминологии.

Частота проведения и продолжительность занятий зависят от возможностей родителей, степени их мотивированности. Опыт работы показывает, что такие занятия целесообразно проводить с периодичностью  два раза в месяц.

Эффективность семинара-практикума по повышению психологической культуры грамотности родителей оценивается  как по субъективным (отчеты родителей в произвольной форме), так и  объективным (эмоциональное состояние идентифицированного члена семьи, чаще всего ребенка) параметрам. Как правило, отчет родителя - это обычный рассказ о произошедших изменениях в семейных взаимоотношениях, которые он заметил.

Выводы

Проведенное теоретическое и практическое исследование позволяет утверждать, что психологическая культура родителей тесным образом связана с характером детско-родительских отношений и личностными особенностями детей. Постоянно появляются новые вопросы и сомнения, возникает потребность и желание их прояснить. Готовность оказать родителям своевременную, квалифицированную помощь, удовлетворить их растущие потребности в психологических знаниях вот лишь немногие способы повышения уровня психологической культуры  и грамотности родителей. И этот процесс бесконечен.

Литература

Гумницкая, А. Психологическая культура в детско-родительских отношениях: автореф. … канд. псих. наук. - Санкт-Петербург, 2006. – 7 с.

Колмогорова, Л. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования. Педагогика, 1997. №3. - С. 5.

Шептихина, Г. Развитие психологической культуры родителей. Детский сад от А до Я, 2009. №3(39). –С. 14-22.

Дубровина, И. Психологическая культура родителей как участников образовательного процесса. Научно-практический журнал «Гуманизация образования», 2014. №1. – С. 6-15.

Literature

Gumniska, A. Psychological culture in parent-child relations: Avtoref. kand. crazy. Sciences. - Saint-Petersburg, 2006. – P. 7.

Kolmogorov, L. Formation of psychological culture of personality as a landmark of modern education. Pedagogy, 1997. No. 3. - P. 5.

Septaine, the Development of psychological culture of parents. Kindergarten A to z, 2009. №3(39). –P. 14-22.

Dubrovin, I. Psychological culture of parents as participants in the educational process. Scientific-practical journal "Humanization of education", 2014. No. 1. – P. 6-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему"Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности"

Понятие “психологическое здоровье” введено в оборот лишь недавно и по определению представляет собой состояние душевного комфорта в сложной социальной среде, или коррекцию нарушений психики человека, ...

консультация для родителей ""Творчество- залог развития гармоничной личности ребенка.

Творчество- залог развития  гармоничной личности ребенка....

Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности

Что такое психологическое здоровье? Признаки психологически здорового ребенка. Признаки психологически нездорового ребенка. Факторы, необходимые для развития гармонично развитой личности....

СЕМЕЙНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Статья посвящена рассмотрению семьи в качестве среды, играющей ведущую роль в развитии психологической безопасности ребенка. Пред- ставлено функциональное обоснование данной позиции. Обозначены ос- но...

Консультация для педагогов в рамках педагогического совета «Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности»

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по – разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающ...

Приобщение дошкольника к искусству, как важный фактор развития гармоничной личности ребенка

Приобщение дошкольника к искусству, на мой взгляд, считается немаловажным фактором в формировании развития гармонично развивающейся личности ребенка. Что дает это формирование интереса к искусству у р...