Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности
консультация
Что такое психологическое здоровье? Признаки психологически здорового ребенка. Признаки психологически нездорового ребенка. Факторы, необходимые для развития гармонично развитой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическое здоровье | 55.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов в рамках педагогического совета
«Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности»
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по – разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации – как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно взрослые способны создать условия для его полноценного развития.
Основа такого развития – психологическое здоровье. О психологическом здоровье писали в своих трудах выдающиеся ученые. Так по теории Эрика Берна в зависимости от генного набора под влиянием воспитания в первые 5-7 лет жизни родители формируют у ребенка сценарий, по которому он живет всю жизнь.
В основе сценария лежат позиции. Вначале их две: “Я и Вы”. Когда социальные контакты расширяются, появляется и третья – “Они”.
Литвак Михаил Ефимович – российский психотерапевт, ученый добавил позицию “труд”.
При правильном воспитании у ребенка при всех четырех позициях сохраняется позитивное содержание, которое является единственным условием счастливой жизни. Психологически здоровым может быть только человек, который положительно оценивает себя (я+), умеет увидеть позитивное в своих близких (Вы+), охотно идет на новые контакты (Они+), находит интересную работу или интерес в работе (Труд+).
При (Я- ) человек осознает себя неудачником, неблагополучной личностью.
При (Вы- ) готов к конфликтам, ироничен, придирчив.
При (Они- ) человек старается избежать новых контактов, видит негативные моменты, в поступках и характере новых партнеров.
При (Труд- ) у личности основным ориентиром являются материальные результаты труда.
Проявление хотя бы одного минуса приводит к тому, что появляется тенденция к возникновению минусов в других позициях. Рано или поздно появляется невроз.
Понятие “психологическое здоровье” введено в оборот лишь недавно и по определению представляет собой состояние душевного комфорта в сложной социальной среде, или коррекцию нарушений психики человека, адаптирующей его к условиям современной жизни.
Как же выглядит психологически здоровый ребенок?
◦ Возрастные «кризисы» проходят естественно, безболезненно, решаются закономерные возрастные проблемы.
◦ Ребенок испытывает чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства. ◦ Ребенок реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для него лиц.
◦ Обладает устойчивым чувством «я», адекватной самооценкой, уверен и активен, имеет соответствующий возрасту уровень притязаний и возможностей.
◦ Способен к сопереживанию.
◦ Не проявляет выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства – доброжелательности к людям.
◦ Контактен и общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных.
Но, как воспитать в ребенке психологическое здоровье? Воспитание ребенка – это система, которая состоит из отдельных составляющих: семья (мама, папа, брат, бабушки, дедушки); детский сад со сверстниками и воспитателями; социум. Роль воспитателя в сохранении психологического здоровья детей заключается в следующем:
– Способствовать созданию в учреждении (группе) спокойной, жизнерадостной, творческой обстановки;
– Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению;
– Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;
– Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям, взрослым;
– В подготовке и проведении обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей;
– Создать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым; – Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
– Формировать у детей умение устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей;
– При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;
– Создать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
И конечно огромную роль в становлении личности ребенка играет семья и ее методы воспитания. Так :
- если постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- если высмеивают, он становится замкнутым;
- если хвалят, он учится стать благородным;
- если поддерживают, он учится ценить себя;
- если растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
- если растёт в терпимости, он учится понимать других;
- если растёт в честности, он учится понимать других;
- если растёт в безопасности, он учится верить в людей;
- если живёт во вражде, он учится быть агрессивным;
- если живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Детство – краткий миг в жизни человека, лучше сейчас насладиться общением, чем обижаться на ребенка потом.
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение, детский сад №7 «Радуга», ул.Целинная - 77
Консультация для педагогов в рамках педагогического совета
«Психологическое здоровье ребенка, как фактор становления гармонично развитой личности»
Составитель:
Педагог-психолог Гросс Е.В.
с. Кулунда
2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете на тему"Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности"
Понятие “психологическое здоровье” введено в оборот лишь недавно и по определению представляет собой состояние душевного комфорта в сложной социальной среде, или коррекцию нарушений психики человека, ...
Презентация "Здоровый образ жизни как условие гармоничного развития личности дошкольника"
Рекомендуется воспитателям, инструкторам по физической культуре ДОУ, родителям для формирования у детей интнреса к здоровому образу жизни....
Психологическая культура родителей как фактор становления гармоничной личности ребенка
Статья посвящена проблеме повышения уровня психологической культуры родителей. Анализ литературы и опыт работы с родителями подрастающего поколения позволяет утверждать, что психологическа...
Консультация для родителей «Декоративно-прикладное искусство, как один из факторов гармоничного развития личности»
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему ...
Пение как один из факторов гармоничного развития личности
Пение как один из факторов гармоничного развития личности...
2020 Консультация для педагогов "Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично-развитой личности"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов в рамках педагогического совета «Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности»
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по – разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающ...