Консультация для педагогов на тему: «Значение музыки в формировании духовных ценностей»
консультация
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ''ЖЕМЧУЖИНКА''
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295047 г. Симферополь ул. М.Донского 14, тел: (0652) 48-92-08 E-male: sadik_jemchuginka@crimeaedu.ru
Консультация для педагогов на тему:
«Значение музыки в формировании духовных ценностей»
Подготовил:
музыкальный руководитель
Бариева И.Р.
г. Симферополь, 2022г.
Слайд 2.
Свое выступление я хочу начать со слов композитора Д. Б. Кабалевского: «Музыка- является могучим и ничем не заменимым средством формирования духовного мира ребёнка».
Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки.
Воспитание духовности особенно необходимо осуществлять в дошкольные годы, «так как заряд духовности в эти годы наиболее устойчив и сохраняется долгое время, определяя духовно-нравственный облик человека практически на всю жизнь»
Среди факторов воспитания духовности дошкольников в системе общего образования особое место занимает музыка. Ее воспитательная миссия заключается в призыве к добру и справедливости, в познании более совершенного мира. Посредством музыки происходит формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, она «позволяет полнее ощутить ценность жизни, почувствовать ее пульс, течение: она облагораживает внутренний мир личности».
Слайд 3,4,5.
Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к традициям нашего народа.
Этому способствует проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Праздник Осени»; зимой — «Новый год», «Масленица»; весной— «Наши любимые мамы», «Пасха», «Праздник Весны», «Никто не забыт и ничто не забыто», летом «День Защиты детей», «День России».
Слайд 6.
Оптимальным для духовного воспитания в детском саду является слушание классической музыки и ознакомление детей с творчеством композиторов – классиков: П.И.Чайковского, М.И. Глинки, А.Мусоргского и др. Их музыка отличается особой красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. Через классическую музыку можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.
А сейчас я с вами хочу послушать музыку, а вы мне скажите, какую картину природы напоминает вам эта музыка?
(звучит отрывок П.И.Чайковского «Весна»)
Кому какая картина представилась? (журчание ручейка, поют птички, распустились цветы, оживает природа)
Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре.
Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.
Слайд 7.
«Душа поёт»- каждый из нас не раз слышал эту метафору, а как вы думаете, что это значит? (ответы на заданный вопрос)
Всё самое красивое и восхитительное мы зачастую сравниваем с музыкой, а базой любой мелодии являются ноты – их всего 7.
И сейчас, мы вместе с вами попытаемся сотворить нашу музыку, которая будет мелодией духовно – нравственного воспитания.
Слайд 8.
Нота – До, это первая нота. Как вы думаете, какие важные для духовно-нравственного развития личности слова начинаются на букву «Д» (ответы на заданный вопрос).
Это добро и доверие. Наша доброта является залогом доверия к нам. Нам, педагогам, доверено самое ценное - души детей. Без доверия все наши старания по воспитанию полноценной личности, будут напрасны.
2. Нота – Ре
Назовите, пожалуйста, слова которые начинаются на букву «Р» и являются важной ступенькой в духовно-нравственном развитии (ответы на заданный вопрос).
Правильно, это религия, Родина, родной край.
В России проживают представители многих национальных культур. У каждой свои традиции, обычаи и религия. Очень часто в детском саду можно увидеть многонациональную группу. Знакомство с раннего возраста с особенностями и обычаями наших «культурных» соседей, помогает сформировать у детей толерантное отношение к другим людям.
А также знакомство с традициями и обычаями нашей страны.
3. Нота – Ми
Нота МИ, она называется – ПРИНЦИП МОРАЛИ, МИЛОСЕРДИЯ.
Ведь нормы морали не являются врожденными, они усваиваются
ребёнком в окружении людей и зависят от отношения к нему
окружающих, кто его воспитывает, в какой социальной среде он живёт.
4. Нота - Фа
Это пожалуй самая активная в работе с детьми нота. Это нота – фантазия. Мир детских фантазий неистощим, дети легко и с удовольствием сочиняют и импровизируют.
5. Нота – Соль
Нота СОЛЬ означает самостоятельность, а для того, чтобы мысли
воплотились в поступки недостаточно одного желания, надо самостоятельно формировать стимул, который будет побуждать ребенка к действиям. Наша задача давать детям свободу действий и выбора, даже, несмотря на то, что это ведет к временным затратам. Чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавая ситуацию успеха.
6. Нота – Ля
Нота ЛЯ – это личностно-ориентированный подход.
Изначально все дети поставлены в неравные социальные условия, и в работе этот фактор необходимо учитывать, ведь то, что для одного ребёнка кажется неприемлемым, для другого является нормой, к которой он привык с рождения (семейный фактор). В этом случае нашей первостепенной задачей становится создание условий для максимально быстрой адаптации и социализации таких детей в обществе.
7. Нота – Си.
И завершающей становится нота СИ, но мне хочется назвать ее нотой самосовершенствования в специализации воспитателей, педагогов.
Наша профессия по- своему уникальна: как педагоги мы должны постоянно самосовершенствоваться, осваивать что-то новое, глубоко изучать нашу многонациональную культуру, находить в обыденных вещах что-то необычное интересное и познавательное. Мы постоянно идем вперед, и наша основная задача – воспитать хорошего человека, которому не чужды такие понятия как доброта и любовь.
Слайд 9.
И именно от нас зависит, как по нашим нотам дети сыграют эту волшебную мелодию. И я от всей души желаю, что бы в вашем оркестре малышей ни одна нота не звучала фальшиво! Закончить свое выступление хочу словами писателя Р. Роллана: «Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его».
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов по теме "Значение ручного труда"
В данном материале даны рекомендации для воспитателей по теме "Значение ручного труда"....
Консультация для педагогов на тему: «Значение дидактической игры в жизни ребенка».
Консультация для педагогов на тему: «Значение дидактической игры в жизни ребенка».«Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача в...
Консультация для родителей на тему: «Значение музыки в период адаптации ребёнка к ДОУ».
Познавательный материал, который может быть интересен как педагогам так и родителям....
Консультация для воспитателей по теме «Значение картин для формирования связной речи детей»
Консультация в помощь воспитателям для развития связной речи детей....
Консультация для педагогов на тему: «Значение дидактической игры в жизни ребенка». 17.11.2017
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей ДОУ Тема: «Значение и пути формирования художественно – эстетического вкуса в жизни дошкольников»
Материал, представленный в консультации, раскрывает значение и основные этапы формирования эстетического вкуса ребенка-дошкольника...
консультация для педагогов по теме "роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника"
главной целью духовно нравственного воспитания являетсяприобретению им нравственного духовного опыта,основанного на народных традициях,традициях православной культуры.Но для реализации задачи нужен ко...