Творческая мастерская "Пластилиновые заплатки"
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Руководитель: Шестакова Наталья Юрьевна
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.
Актуальность
Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок художественной направленности «Пластилиновые заплатки» - основной идеей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Программа работы кружка пластилинографии «Пластилиновые заплатки» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей младшего дошкольного возраста.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
В итоге работы планируется оформление работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми, отчета о проделанной работе.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: Развивать осязание и мелкую моторику рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
2. Развивать зрительно-моторную координацию.
3. Развивать осязание и тактильно-двигательного восприятия.
4. Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.
5. Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
6. Закрепить приёмы лепки.
7. Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
8. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Принципы построения программы:
1. От простого к сложному.
2. Связь знаний, умений и навыков.
3. Системность знаний.
4. Воспитывающая и развивающая направленность.
5. Активность и самостоятельность.
6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Этапы творческой мастерской с детьми :
• Опрос родителей, изучение интересов детей;
• Изучение методических рекомендаций;
• Создание условий для проведения кружковой работы;
• Подведение итогов.
Предполагаемые результаты работы:
• У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
• Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
• Мелкая моторика развита на достаточном уровне;
• Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Материал:
1. Плотный цветной картон
2. Цветной пластилин
3. Доска для лепки, стека
4. Салфетка для рук
5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал соответствующий тематике занятия, ИКТ.
2. Содержательный раздел
Возраст: Дети 3-4 лет
Расписание организованной образовательной деятельности: четверг, 2 половина дня, 15 мин.
Срок реализации программы: 1 год.
Объем времени: 16.00 – 16.15
Форма деятельности:
Занятия, совместная деятельность.
Форма контроля:
Наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Задачи перед ребёнком.
1. Подготовительный – Освоить прием надавливания.
– Освоить прием вдавливания.
– Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
– Освоить правильную постановку пальца.
– Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
– Научиться работать на ограниченном пространстве
2. Основной – Научиться не выходить за контур рисунка
– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
– Использовать несколько цветов пластилина
– Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
– Научиться доводить дело до конца
– Научиться аккуратно, выполнять свои работы
– Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
– Научиться действовать по образцу воспитателя
– Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
3. Итоговый – Самостоятельно решать творческие задачи.
– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
– Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Ожидаемые результаты
Овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы; выпуклые и объемные объекты;
Вырабатывать усидчивость;
Развивает мелкую моторику пальцев
Сохраняет интерес к занятию
Основные методы и формы совместной деятельности
Методы: беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций
Форма: тематическая совместная деятельность
Взаимодействие с родителями
1. Выступление на родительских собраниях.
2. Проведение индивидуальных бесед и консультаций.
Развивающая среда в группе
1. Оформление выставок детских поделок.
2. Оформление альбома с фотографиями лучших работ.
Календарно – тематический план
Октябрь
1 неделя – Фрукты
2 неделя – Овощи
3 неделя – Осеннее дерево
4 неделя – Листопад
Ноябрь
1 неделя – С днем рождения!
2 неделя – Дикие животные
3 неделя – Домашние животные
4 неделя – Подарки маме
Декабрь
1 неделя – Зимушка – зима
2 неделя – Зимушка – зима
3 неделя – Птицы
4 неделя – К нам приходит Новый год
5 неделя – К нам приходит Новый год
Январь
2 неделя – Утушка – каргопольская игрушка
3 неделя – В гостях у сказки
4 неделя – В гостях у сказки
Февраль
1 неделя – Транспорт
2 неделя – Транспорт
3 неделя – Российская армия
4 неделя – Российская армия
Март
1 неделя – Весна в окно стучится
2 неделя – Мамин праздник
3 неделя – День Земли
4 неделя – Масленица
5 неделя – К нам приехал цирк
Апрель
1 неделя – Витамины
2 неделя – Путешествие в космос
3 неделя – Пасха
4 неделя – Олень – дымковская игрушка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Подбери заплатку"
В ходе игры развиваются зрительное восприятие, внимание, логическое мышление....
Дидактическое пособие для развития сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста "Заплатки для варежек"
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значен...
Дидактическая игра "Найди заплатку"
Игра на закрепление знания о геометрических фигурах. Развития у дошкольников внимания, логического мышления. Способствовать развитию музыкального воображения....
Пластилиновые заплатки
Яркие и интересные картинки, с которыми ребенок работает с огромным удовольствием....
Конспект логопедического занятия "Заплатка"
Конспект логопедического занятия на формирование связной речи...
Конспект занятия по сенсорному развитию в группе раннего возраста. Тема: «Заплатки для варежек».
Развитие представлений о форе...
Методическая разработка. Подбери свою заплатку.
ПОДБЕРИ ЗАПЛАТКУИгра на развитие логического мышления. Найди Заплатку к картинке....