Творческая мастерская "Пластилиновые заплатки"
материал (младшая группа)

Шестакова Наталья Юрьевна

Пластилинография

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zaplatki.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

                 Руководитель: Шестакова Наталья Юрьевна

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга». 

И. П. Павлов.

Актуальность

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок художественной направленности «Пластилиновые заплатки» - основной идеей которой является рисования картин – пластилиномпластилинография.

Программа работы кружка пластилинографии «Пластилиновые заплатки» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей младшего дошкольного возраста.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Пластилинография  имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

В итоге работы планируется оформление работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми, отчета о проделанной работе.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: Развивать осязание и мелкую моторику рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Развивать зрительно-моторную координацию.

3. Развивать осязание и тактильно-двигательного восприятия.

4. Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.

5. Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

6. Закрепить приёмы лепки.

7. Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.

8. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Принципы построения программы:

1. От простого к сложному.

2. Связь знаний, умений и навыков.

3. Системность знаний.

4. Воспитывающая и развивающая направленность.

5. Активность и самостоятельность.

6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Этапы творческой мастерской с детьми :

• Опрос родителей, изучение интересов детей;

• Изучение методических рекомендаций;

• Создание условий для проведения кружковой работы;

• Подведение итогов.

Предполагаемые результаты работы:

• У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

• Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;

• Мелкая моторика развита на достаточном уровне;

• Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

Материал:

1. Плотный цветной картон

2. Цветной пластилин

3. Доска для лепки, стека

4. Салфетка для рук

5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал соответствующий тематике занятия, ИКТ.

2. Содержательный раздел

Возраст: Дети 3-4 лет

Расписание организованной образовательной деятельности: четверг, 2 половина дня, 15 мин.

Срок реализации программы: 1 год.

Объем времени: 16.00 – 16.15

Форма деятельности:

Занятия, совместная деятельность.

Форма контроля:

Наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Задачи перед ребёнком.

1. Подготовительный – Освоить прием надавливания.

– Освоить прием вдавливания.

– Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

– Освоить правильную постановку пальца.

– Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

– Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной – Научиться не выходить за контур рисунка

– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

– Использовать несколько цветов пластилина

– Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

– Научиться доводить дело до конца

– Научиться аккуратно, выполнять свои работы

– Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

– Научиться действовать по образцу воспитателя

– Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый – Самостоятельно решать творческие задачи.

– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

– Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Ожидаемые результаты

Овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы; выпуклые и объемные объекты;

Вырабатывать усидчивость;

Развивает мелкую моторику пальцев

Сохраняет интерес к занятию

Основные методы и формы совместной деятельности

Методы: беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций

Форма: тематическая совместная деятельность

Взаимодействие с родителями

1. Выступление на родительских собраниях.

2. Проведение индивидуальных бесед и консультаций.

Развивающая среда в группе

1. Оформление выставок детских поделок.

2. Оформление альбома с фотографиями лучших работ.

            Календарно – тематический план

Октябрь

1 неделя – Фрукты

2 неделя – Овощи

3 неделя – Осеннее дерево

4 неделя – Листопад

Ноябрь

1 неделя – С днем рождения!

2 неделя – Дикие животные

3 неделя – Домашние животные

4 неделя – Подарки маме

Декабрь

1 неделя – Зимушка – зима

2 неделя – Зимушка – зима

3 неделя – Птицы

4 неделя – К нам приходит Новый год

5 неделя – К нам приходит Новый год

Январь

2 неделя – Утушка – каргопольская игрушка

3 неделя – В гостях у сказки

4 неделя – В гостях у сказки

Февраль

1 неделя – Транспорт

2 неделя – Транспорт

3 неделя – Российская армия

4 неделя – Российская армия

Март

1 неделя – Весна в окно стучится

2 неделя – Мамин праздник

3 неделя – День Земли

4 неделя – Масленица

5 неделя – К нам приехал цирк

Апрель

1 неделя – Витамины

2 неделя – Путешествие в космос

3 неделя – Пасха

4 неделя – Олень – дымковская игрушка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Подбери заплатку"

В ходе игры развиваются зрительное восприятие, внимание, логиче​ское мышление....

Дидактическое пособие для развития сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста "Заплатки для варежек"

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значен...

Дидактическая игра "Найди заплатку"

Игра на закрепление знания о геометрических фигурах. Развития у дошкольников внимания, логического мышления. Способствовать развитию музыкального воображения....

Пластилиновые заплатки

Яркие и интересные картинки, с которыми ребенок работает с огромным удовольствием....

Конспект логопедического занятия "Заплатка"

Конспект логопедического занятия на формирование связной речи...

Методическая разработка. Подбери свою заплатку.

ПОДБЕРИ ЗАПЛАТКУИгра на развитие логического мышления. Найди Заплатку к картинке....