рабочая программа музыкального руководителя для средней группы группы
рабочая программа (средняя группа)
данная рабочая программа составлена для средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа музыкального руководителя для средней группы | 60.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: Педсоветом МБДОУ Детский сад № 13 «Вишенка» Протокол от _____________№__________ | УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ детский сад № 13 «Вишенка» Приказ от ________№ __________ ________/ Н. А. Жерновкова/ |
Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию
(Музыка) для средней
Музыкального руководителя
Луценко Надежды Павловны
гог Выкса
Содержание
- Целевой раздел образовательной программы
- Пояснительная записка
- Нормативно – правовая база
- Цель и задачи программы
- Концептуальные подходы Программы и принципы
- Характеристики музыкальных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраст. Контингент воспитанников.
- Планируемый результат
- Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
2. Содержательный раздел образовательной программы
2. 1 Формы, методы и средства реализации программы. Вариативное применение форм в соответствии с образовательной деятельностью.
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов
2.3 Описание видов музыкальной образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
2.6 Особенности взаимодействия с воспитателями
3. Организационный раздел
3.1. Материально- техническое обеспечение Программы
3. 2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания по реализации обязательной части Программы
3.3 Планирование музыкальной деятельности
Список литературы, интернет - ресурсов.
1. Целевой раздел образовательной программы
Поясн
- ительная записка
Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного музыкально — творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.
Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар - является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
1.2 Нормативно – правовая база
Программа составлена для организации работы по музыкальному развитию с детьми младшей группы. Рабочая программа разработана на основе :
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденный 15.05.2013;
- Приказ Минобрнауки России № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утвержденный 30.08.2013;
- Приказ Минобрнауки России № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный 17.10.2013
- Устав ДОО;
- Образовательная программа ДОО.
Рабочая программа основана на образовательной программы МБДОУ ДС №13, и парциальной программе музыкального воспитания «Ладушки» И.Каплуновой, И. Новоскольцевой.
При разработке Программы учитывались:
- личностная и деятельная направленность дошкольного образования;
- необходимость практической направленности образовательного процесса;
- интегративный подход к отбору и организации содержания образования.
Программа ориентирована на учет:
- интересов и потребностей потребителей образовательных услуг (воспитанников) и заказчиков образовательных услуг (родителей воспитанников, их законных представителей);
- сложившихся в практике детского сада культурно-образовательных традиций.
Срок реализации данной программы – 1 год.
- Цель и задачи программы
Цель программы — создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного применения в разных видах музыкальной деятельности, творческой самореализации.
Задачи:
1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
3. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
5. Развивать коммуникативные способности.
6. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
7. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
8. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
9. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
- Концептуальные подходы Программы и принципы
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами. • Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка. • Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.
• Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.
2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач: • Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование. • Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.
3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историкокультурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).
5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.
6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип программы «Ладушки» - никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно актуально для самых маленьких детей - 3-4 лет.
7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.
Программа основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы, закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования и, разработана в соответствии со следующими подходами.
- Личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает соблюдение следующих условий:
- в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е. воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам организации;
- организация воспитательного процесса основывается на субъект- субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения;
- воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных задач;
- воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
- задача педагога заключается в фасилитации, т.е. «стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности» (В.А. Сластенин).
- Системно-деятельностный подход заключается в следующем: личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности.
- Компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач:
- решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками;
- объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать познавательные проблемы;
- ориентироваться в проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, решать аналитические проблемы;
- ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, решать аксиологические проблемы;
- решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
- Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким, способным компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания.
- Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей. Известно, что ребенок младшего дошкольного возраста с трудом умеет контролировать свои эмоции, импульсивен, непредсказуем. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может осмысливать происходящие события, анализировать свое и чужое поведение, эмоциональные проявления. Его психические процессы (внимание, память и др.) становятся произвольными, что также отражается на его поведении, даже эмоции, становятся «интеллектуальными», начинают подчиняться воле ребенка, что приводит к развитию самосознания (А.В. Запорожец), формированию ответственности, справедливости и других качеств.
- Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. Например, под внешней средой понимается все социокультурное окружение дошкольника, образовательной организации, которое может быть охарактеризовано понятием жизнедеятельности сообщества на определенной территории. В качестве элементов социокультурной среды можно назвать учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т.д.); учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, досуговые центры; средства массовой информации и коммуникации. Внутренняя (или образовательная) среда рассматривается как пространство, окружение, условия, в которых существует, функционирует и удовлетворяет свои образовательные потребности каждый дошкольник.
- Культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.
- Характеристики музыкальных особенностей развития детей 4-5 лет. Контингент воспитанников.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Средний дошкольный возраст
Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество. Дети проявляют уже значительно больший интерес к инструментальной музыке. Они различают не только характер произведения, но и его жанр (марш, танец, песня), начинают высказывать свое отношение к нему. Дети этого возраста уже могут петь выразительно, брать дыхание между фразами, произносить слова правильно и ясно; петь согласованно, начинать и заканчивать вместе, мелодию петь чисто. В музыкально-ритмических движениях ребенок может проявлять самостоятельность при исполнении танцев, игр и упражнений: начинать движения после вступления, менять их в зависимости от формы (двух - или трехчастной), динамики (громко-тихо), регистра (высокий - низкий); выполнять движения согласованно, соблюдая заданный темп; передавать игровые и танцевальные художественные образы; двигаться по кругу.
Контингент воспитанников
группы | возрастной состав | количество воспитанников |
Средняя | от 4 до 5 лет | 23 (3 гр) |
1.6 Планируемый результат
При решении поставленных в Программе задач музыкальный руководитель выстраивает систему воспитательно - образовательной работы и создает условия, направленные на достижение детьми целевых ориентиров в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Средний дошкольный возраст
К концу года дети могут:
- Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
- Узнавать песни по мелодии.
- Различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы).
- Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
- Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
- Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.
- Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
- Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.
- Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
1.7 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
- Мониторинг педагогической деятельности проводится в ходе наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогического мониторинга — диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
- Результаты мониторинга педагогической деятельности используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
- 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- 2) оптимизации работы с группой детей.
- Мониторинг педагогической деятельности проводится 2 раза в год (в январе и в мае). В рамках программы «Ладушки» диагностика проводится по четырем основным параметрам: 1. Движение; 2 подпевание; 3 чувство ритма;
Средняя группа 1-е полугодие
1. Движение: двигается ли ритмично.
2.Чувство ритма:
а) активно принимает участие в дидактических играх;
б) ритмично хлопает в ладоши;
в) играет на музыкальных инструментах.
3. Слушание музыки:
а) узнает знакомые произведения;
б) различает жанры.
4. Пение:
а) эмоционально исполняет песни;
б) активно подпевает и поет;
в) узнает песню по вступлению.
2-е полугодие
1. Движение:
а) двигается ритмично;
б) чувствует начало и окончание музыки;
в) умеет проявлять фантазию;
г) выполняет движения эмоционально и выразительно.
2. Чувство ритма:
а) активно принимает участие в играх;
б) ритмично хлопает в ладоши;
в) ритмично играет на музыкальных инструментах.
У Слушание музыки:
а) различает жанры;
б) умеет определять характер музыки (темп, динамику, тембр);
в) эмоционально откликается на музыку.
4. Пение:
а) эмоционально исполняет песни;
б) активно подпевает и поет;
и) узнает песню по любому фрагменту.
2. Содержательный раздел образовательной программы
2. 1 Формы, методы и средства реализации программы. Вариативное применение форм в соответствии с образовательной деятельностью.
Направления развития | Формы реализации программы | Задачи |
Приветствие | РОД, досуги. | воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. музыкально-ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуко-высотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом. Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить. |
Музыкально – ритмические движения | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, досуги, слушание музыки, игры, различные виды театров | научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения |
Развитие чувства ритма Музицирование | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, слушание музыки, игры; различные виды театров | Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений, чувство ритма, звуко - высотный слух. |
Пальчиковая гимнастика | РОД, досуги, самостоятельная деятельность, игры, разные виды театра. | Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуко-высотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения. |
Слушание | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, рассматривание репродукций картин, иллюстраций; слушание музыки, игры, беседы, | знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыки. Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. |
Распевание Пение | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, игры, различные виды театров, | Развивать артикуляционный аппарат, изобразительных певческих навыков |
Пляски, игры, хороводы | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, игры, различные виды театров, | дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения. танцы решают множество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развивается чувство ритма и, конечно, хорошего музыкального вкуса. |
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов
К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: РОД; совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм; праздники и развлечения; Самостоятельная музыкальная деятельность детей. В работе музыкального руководителя основной формой организация регламентированной образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия.
Регламентированная образовательная деятельность (Музыка) имеют несколько разновидностей:
Виды РОД. | Характеристика. |
1. Индивидуальная | Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю |
2. Фронтальная | Проводиться со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит от возрастных возможностей воспитанников. |
3.Типовая (или традиционная) | Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие. исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура РОД может варьироваться. |
4. Доминантная | Эта деятельность с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности , но при одном условии – каждая из них направлена на совершенствование доминирующей способности у ребенка). |
5. Тематическая | Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей. |
2.3 Описание видов музыкальной образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Средняя группа 4-5 лет
Музыкально-ритмические движения
Задачи:
1. Ходить друг за другом бодрым шагом.
2. Различать динамические оттенки и самостоятельно менять на них движения.
3. Выполнять разнообразные движения руками.
4. Различать двухчастную форму и менять движения со сменой частей музыки.
5. Передавать в движении образы (лошадки, медведь).
6. Выполнять прямой галоп.
7. Маршировать в разных направлениях.
8. Выполнять легкий бег врассыпную и по кругу.
9. Легко прыгать на носочках.
10. Спокойно ходить в разных направлениях.
Развитие чувства ритма. Музицирование
Задачи:
1. Пропевать долгие и короткие звуки.
2. Правильно называть графические изображения звуков.
3. Отхлопывать ритмические рисунки песенок.
4. Правильно называть и прохлопывать ритмические картинки.
5. Играть простейшие ритмические формулы на музыкальных инструментах.
6. Играть произведения с ярко выраженной двухчастной формой.
7. Играть последовательно.
Пальчиковая гимнастика
Задачи:
1. Укрепление мышц пальцев руки.
2. Развитие чувства ритма.
3. Формирование понятия звуко-высотного слуха и голоса.
4. Развитие памяти и интонационной выразительности.
5. Развитие артикуляционного аппарата.
Слушание музыки
Задачи:
1. Различать жанровую музыку.
2. Узнавать и понимать народную музыку.
3. Различать характерную музыку, придумывать простейшие сюжеты (с помощью педагога).
4. Познакомиться с жанрами: марш, вальс, танец. Определять характер.
5. Подбирать иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям, мотивировать свой выбор.
Распевание, пение
Задачи:
1. Передавать в пении характер песни.
2. Петь протяжно, спокойно, естественным голосом.
3. Подыгрывать на музыкальных инструментах.
4. Правильно выполнять дыхательные упражнения.
Игры, пляски, хороводы
Задачи:
1. Изменять движения со сменой частей музыки.
2. Выполнять движения эмоционально.
3. Соблюдать простейшие правила игры.
4. Выполнять солирующие роли.
5. Придумывать простейшие элементы творческой пляски.
6. Правильно выполнять движения, которые показал педагог.
2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Цель:
- создание традиционных и нетрадиционных форм и методов взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Задачи:
- совершенствовать процесс взаимодействия через привлечение родителей к совместным праздникам и развлечениям.
- обогащать музыкально-художественной способности родителей, через приобщение к музыкальному искусству.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, приоритетной задачей работы детей дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний и навыков родителей, помощь педагога родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей.
Месяц | Тема | Формы организации |
Сентябрь | «Музыкальное воспитание дошкольников» «Инновационные здоровье – сберегательные технологии в музыкальной деятельности» | Анкетирование Родительское собрание |
Октябрь | «Поведение на празднике» «Чудо - репка» | буклеты – памятки праздник |
Ноябрь | «Дидактические пособия и атрибуты для музыкальной и театрализованной деятельности своими руками» «Осенние именины» | Выступление на родительском собрании
Развлечение |
Декабрь | «Если вас пригласили на утренник» новогодние праздники | Оформление наглядно-педагогической рекомендации праздник |
Январь | «Использование мультимедийных презентаций и музыкально – дидактических игр в музыкальном развитии ребенка.» по всем возрастам | Семинар-практикум |
Февраль | «Мы играем и поём, очень весело живём» «Зимние именины» | буклеты Развлечение для детей |
Март | «Моя мама лучше всех» | Праздник |
Апрель | «Музыкальное воспитание в семье» | Рекомендации на информационном стенде |
Май | «Весенние именины» «День победы» | Развлечение для детей Праздник |
2.5 Особенности взаимодействия с воспитателями
Цель: создание с педагогами функционального комфорта в музыкальной деятельности, а так же системности во владении основ и элементарных приемов музыкальной деятельностью.
Формы взаимодействия с воспитателями.
Коллективные:
- семинары;
- семинары – практикумы;
- участие в работе педагогического советов;
- ролевая игра;
- отчет о работе;
- викторина
Индивидуальные:
- обучение практическим умениям;
- рекомендации;
Содержание работы | Форма проведения | Сроки |
«Цель и задачи музыкального воспитания в ДОУ по программе «Ладушки» Каплуновой | Педагогический совет | Сентябрь |
Картотека дидактических игр | Индивидуальные консультации | В течении года |
«Мой музыкальный уголок в группе» | Рекомендации по пополнению РППС | Сентябрь |
«Осенины» - сценарии праздников | Обсуждение сценария Рекомендации | Октябрь |
«инновационные подходы по здоровье – сберегательным технологиям в МРД» | Семинар - практикум | Ноябрь |
Индивидуальные консультации в подготовке новогодних праздников, обучение практическим умениям | Обсуждение Рекомендации | декабрь |
« Машенька и медведь» | Праздник | Декабрь |
«Проектирование пространства среды в групповых помещений» | Игра | Январь |
Индивидуальные консультации в подготовке весенних праздников, обучение практическим умениям | Консультации | Февраль |
8 марта «Мамочка любимая» | Праздники | Март |
1 апреля «День смеха» Кукольный театр | Развлечение | Апрель |
Отчет за учебный год | Педагогический совет | Май |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально- техническое обеспечение Программы
Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность - создают уют торжественной обстановки, соблюдая при этом принцип эстетического воспитания. И придерживаясь принципа зонирования пространства, все зоны могут трансформироваться в зависимости от задач, решаемых на занятии и возраста детей.
Рабочая зона музыкального зала включает в себя: электро пианино, телевизор, стол хохломской – 3 шт, стул, телевизор, проектор, экран, стульчики детские – 26 шт, шкаф для хранение костюмов и музыкальных инструментов, компьютер, микшерный пульт, акустические колонки – 2 шт.
Спокойная и активная зона предполагает наличие ковра, который позволяет проводить релаксационные упражнения, а так же вести активную деятельность.
Материальное оснащение музыкального зала
Детские музыкальные инструменты (озвученные) | |||
1. | Бубны | 5 шт. | |
2. | Трещотка | 2 шт. | |
3. | Дудочки | 1 шт. | |
4. | Маракасы | 12 шт. | |
5. | Деревянные ложки | 40 шт. | |
6. | Погремушки | 20 шт. | |
7. | Колокольчики | 9 шт. | |
8 . | Металлофоны | 24 шт. | |
9. | Барабан | 1 шт. | |
10. | Музыкальный треугольник | 8 шт. | |
11. | Маленькие колокольчики | 20 шт. | |
12. | Тамбурин | 5 шт. | |
Детские инструменты (не озвученные) | |||
1. | Балалайка бесструнная | 5 шт. | |
2. | Гитары бутафорские | 2 шт. | |
3. | Гармошка | 4 шт. | |
Учебно-наглядный материал | |||
1. | Портреты русских композиторов классиков | 10 | |
2. | Портреты зарубежных композиторов | 4 | |
3. | Карточки с изображением музыкальных инструментов | 14 шт. | |
4. | Мольберт | 1 шт. | |
5. | Ширма для кукольного театра | 1 шт. | |
6. | Фланелиграф | 1 шт. | |
Пособия, игрушки, атрибуты | |||
1. | Дом-декорация | 1 шт. | |
2. | Куклы для кукольного театра | 10 шт. | |
3. | Султанчики | 22шт. | |
5. | Цветные ленты | 12 шт. | |
6. | Искусственные цветы | 10 шт. | |
7. | Куклы и мягкие игрушки | 10 шт. | |
8. | Шапочки-маски | 10 шт. | |
9. | Цветные платочки | 26 шт. | |
Учебный аудио и видео комплект | |||
1. | CD диски по программе «Ладушки» для слушания и музыкально-ритмических движений. | 14 шт. |
Дидактические игры и пособия:
Раздел | Материал | |
-музыкально-слуховые представления Дидактические пособия | Наглядный материал 1. «Птица и птенчики» 2. «Угадай-ка» 3. «Эхо» 4. «Ступеньки» |
|
Восприятие музыки | «нарисуй песню» Иллюстрации к произведениям Марш – Тиличеевой Колыбельная – Левидва Лошадки – Банниковой Вальс – Шуберт Кот и мыши – Рыбицкий Первый снег – Филиппенко Вальс – шутка – Шостакович Песенка про хомячка – Абелян Два петуха – Разоренова Смелый наездник - Шуман Полька – Штрауса Лётчики, на аэродроме – Раухвергер Три синички – рнп Весёлый жук – Котляревского Папа и мама разговаривают – Арсеева | |
Тембровая окраска звука | «Волшебная посылка» «Кто в домике живёт» | |
- динамика Дидактические пособия | «Тихо - громко» «Тише, громче в бубен бей» | |
- чувство ритма Дидактические пособия | 1. «Игры с нитками» 2. «Кто идёт» | |
- музыкальные инструменты | Колокольчики Бубны Погремушки Деревянные ложки Ксилофоны Неозвученные инструменты Балалайка, гармошка. | |
Танцевальная атрибутика | Платочки для танцев Осенние листочки Искусственные цветы Ленточки | |
Не озвученные инструменты | Гармонь, клавиатура, Гитара, скрипка. | |
Музыкальные инструменты | Маракасы Деревянные ложки Треугольники Бубенцы Барабаны Шумелки |
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания по реализации обязательной части Программы
И. Каплунова И.Новоскольцева | «Ладушки» программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. ООО «Невская нота» 2010 |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Праздник каждый день. Средняя группа. СПб. Изд-во «Композитор» 2007 |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Аудиоприложение к конспектам «Средняя группа» (2 CD диска) |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Музыка и чудеса |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Хи-хи-ха да ха-ха-ха выпуск 1,2 |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Цирк, Цирк, Цирк. |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Пойду туда, не знаю куда |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Зимние забавы |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Зимние фантазии |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Ах карнавал 1,2 выпуск |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Карнавал сказок 1,2 выпуск |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Карнавал игрушек |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Топ-топ-каблучок 1,2 выпуск |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Как у наших у ворот |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Игры, сюрпризы, аттракционы |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Левой – правой |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Праздник шаров |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Необыкновенные путешествия |
3.3 Планирование музыкальной деятельности
Образовательная деятельность планируется в следующих видах документации:
- перспективное планирование Приложение № 1
- календарное планирование Приложение № 2
- циклограмма работы музыкального руководителя Приложение № 3
- циклограмма праздников в ДОУ Приложение № 4
- циклограмма досугов в ДОУ Приложение № 5
- журнал взаимодействие с воспитателями Приложение № 6
Список литературы
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки». Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. . С.Петербург.: Реноме, 2015
- Праздник каждый день. Средняя группа. СПб. Изд-во «Композитор» 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа музыкального руководителя. Первая младшая группа
Рабочая программа первой младшей группы на 2018-2019 учебный год. Рабочая программа предназначена для детей 2-3 лет (первая младшая группа) и расчитана на один год обучения....
Рабочая программа музыкального руководителя. Вторая младшая группа.
Рабочая программа второй младшей группы на 2018-2019 учебный год. Предназначена для детей 3-4 лет и расчитана на один учебный год....
Рабочая программа музыкального руководителя. Подготовительная к школе группа.
Рабочая программа подготовительной к школе группы на 2018-2019 учебный год. предназначена для детей 6-7 лет и расчитана на один год обучения....
Рабочая программа музыкального руководителя подготовительная к школе группа
Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»Музыкальная деятельность с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)Настоящая Рабочая программа разраб...
рабочая программа музыкального руководителя для детей 2 группы раннего возраста
ПРИНЯТО:Педсоветом МБДОУДетский сад № 13 «Вишенка»Протоколот _____________№__________УТВЕРЖДЕНО:Заведующий МБДОУдетский сад № 13 «Вишенка»Приказ от ________№ ____________...
рабочая программа музыкального руководителя для детей младшей группы
ПРИНЯТО:Педсоветом МБДОУДетский сад № 13 «Вишенка»Протоколот _____________№__________УТВЕРЖДЕНО:Заведующий МБДОУдетский сад № 13 «Вишенка»Приказ от ________№ ____________...
рабочая программа музыкального руководителя для старшей группы
рабочая программа музыкального руководителя для старшей группы по программе музыкального воспитания "Ладушки"...