рабочая программа музыкального руководителя для детей младшей группы
рабочая программа (младшая группа)
ПРИНЯТО: Педсоветом МБДОУ Детский сад № 13 «Вишенка» Протокол от _____________№__________ | УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ детский сад № 13 «Вишенка» Приказ от ________№ __________ ________/ Н. А. Жерновкова/
|
Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию
(Музыка) для младшей группы
Музыкального руководителя
Луценко Надежды Павловны
гог Выкса
Содержание
- Целевой раздел образовательной программы
- Пояснительная записка
- Нормативно – правовая база
- Цель и задачи программы
- Концептуальные подходы Программы и принципы
- Характеристики музыкальных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраст. Контингент воспитанников.
- Планируемый результат
- Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
2. Содержательный раздел образовательной программы
2. 1 Формы, методы и средства реализации программы. Вариативное применение форм в соответствии с образовательной деятельностью.
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов
2.3 Описание видов музыкальной образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
2.4 Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении ООП, социальной адаптации, развитии. Организация коррекционной работы
2.5 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
2.6 Особенности взаимодействия с воспитателями
3. Организационный раздел
3.1. Материально- техническое обеспечение Программы
3. 2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания по реализации обязательной части Программы
3.3 Планирование музыкальной деятельности
Список литературы, интернет - ресурсов.
1. Целевой раздел образовательной программы
- Пояснительная записка
Известно, что дошкольное детство — период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка — искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б. В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.П. Печко, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, и др.) Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, А.Г. Костюка, В.А. Мясищева, В.А. Петровского, О.П. Радыновой, В.А. Сухомлинского, Т.Н. Тарановой, Г.С. Тарасова, В.Н. Шацкой и др. Взгляды учёных сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. Исследования Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерева, А.В. Запорожца, Р.В. Оганджанян, В.А. Разумного, Б.М. Теплова и др. показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период старшего дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях.
Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного музыкально — творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.
Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар - является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
1.2 Нормативно – правовая база
Программа составлена для организации работы по музыкальному развитию с детьми младшей группы. Рабочая программа разработана на основе :
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденный 15.05.2013;
- Приказ Минобрнауки России № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утвержденный 30.08.2013;
- Приказ Минобрнауки России № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный 17.10.2013
- Устав ДОО;
- Образовательная программа ДОО.
Рабочая программа основана на образовательной программы МБДОУ ДС №13, и парциальной программе музыкального воспитания «Ладушки» И.Каплуновой, И. Новоскольцевой.
При разработке Программы учитывались:
- личностная и деятельная направленность дошкольного образования;
- необходимость практической направленности образовательного процесса;
- интегративный подход к отбору и организации содержания образования.
Программа ориентирована на учет:
- интересов и потребностей потребителей образовательных услуг (воспитанников) и заказчиков образовательных услуг (родителей воспитанников, их законных представителей);
- сложившихся в практике детского сада культурно-образовательных традиций.
Срок реализации данной программы – 1 год.
- Цель и задачи программы
Цель программы — создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного применения в разных видах музыкальной деятельности, творческой самореализации.
Задачи:
1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
3. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
5. Развивать коммуникативные способности.
6. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
7. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
8. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
9. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
- Концептуальные подходы Программы и принципы
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами. • Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка. • Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.
• Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.
2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач: • Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование. • Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.
3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историкокультурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).
5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.
6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип программы «Ладушки» - никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно актуально для самых маленьких детей - 3-4 лет.
7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.
Программа основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы, закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования и, разработана в соответствии со следующими подходами.
- Личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает соблюдение следующих условий:
- в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е. воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам организации;
- организация воспитательного процесса основывается на субъект- субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения;
- воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных задач;
- воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
- задача педагога заключается в фасилитации, т.е. «стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности» (В.А. Сластенин).
- Системно-деятельностный подход заключается в следующем: личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности.
- Компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач:
- решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками;
- объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать познавательные проблемы;
- ориентироваться в проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, решать аналитические проблемы;
- ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, решать аксиологические проблемы;
- решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
- Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким, способным компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания.
- Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей. Известно, что ребенок младшего дошкольного возраста с трудом умеет контролировать свои эмоции, импульсивен, непредсказуем. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может осмысливать происходящие события, анализировать свое и чужое поведение, эмоциональные проявления. Его психические процессы (внимание, память и др.) становятся произвольными, что также отражается на его поведении, даже эмоции, становятся «интеллектуальными», начинают подчиняться воле ребенка, что приводит к развитию самосознания (А.В. Запорожец), формированию ответственности, справедливости и других качеств.
- Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. Например, под внешней средой понимается все социокультурное окружение дошкольника, образовательной организации, которое может быть охарактеризовано понятием жизнедеятельности сообщества на определенной территории. В качестве элементов социокультурной среды можно назвать учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т.д.); учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, досуговые центры; средства массовой информации и коммуникации. Внутренняя (или образовательная) среда рассматривается как пространство, окружение, условия, в которых существует, функционирует и удовлетворяет свои образовательные потребности каждый дошкольник.
- Культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.
- Характеристики музыкальных особенностей развития детей 3-4 лет. Контингент воспитанников.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Младший дошкольный возраст
Дети в этом возрасте уже имеют некоторый навык, в таком виде деятельности, как слушание музыки. Восприятие музыки становится более эмоциональным и дифференцированным. В этом возрасте ребенок пытается петь естественным голосом, без напряжения, правильно передавая мелодию в диапазоне ми-си. В музыкально-ритмических движениях малыш уже способен обращать внимание на качество движения – главным образом при ходьбе, беге; на согласованность движения рук и ног при ходьбе. При игре на детских музыкальных инструментах малыши уже могут различать звуки по высоте в пределах октавы («до» первой октавы – «до» второй октавы), реагировать на тихое и громкое звучание, различать тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов (бубен и погремушка). С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
Контингент воспитанников
группы | возрастной состав | количество воспитанников |
Младшая | от 3 до 4 лет | 21 |
1.6 Планируемый результат
При решении поставленных в Программе задач музыкальный руководитель выстраивает систему воспитательно - образовательной работы и создает условия, направленные на достижение детьми целевых ориентиров в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Дети 3 – 4 лет (младшая группа)
К концу года дети могут:
1. Движение: принимать участие в играх, плясках, ритмично ли двигается.
2. Подпевание: принимает ли участие.
3. Чувство ритма: ритмично хлопать в ладоши, принимает ли участие в дидактических играх, узнает ли некоторые инструменты, ритмично ли на них играет.
4. Слушание музыки: узнает ли музыкальные произведения, может ли подобрать к ним картинку или игрушку.
1.7 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Мониторинг педагогической деятельности проводится в ходе наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогического мониторинга — диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Результаты мониторинга педагогической деятельности используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Мониторинг педагогической деятельности проводится 2 раза в год (в январе и в мае). В рамках программы «Ладушки» диагностика проводится по четырем основным параметрам: 1. Движение; 2 подпевание; 3 чувство ритма;
Основной параметр - проявление активности.
1-е полугодие
1. Движение: двигается ли с детьми, принимает ли участие в играх и плясках.
2. Подпевание: принимает ли участие.
3. Чувство ритма: хлопает ли в ладоши, принимает ли участие в дидактических играх, берет ли музыкальные инструменты сам, принимает ли их из рук воспитателя, пытается ли на них играть.
2-е полугодие
1. Движение: принимает ли участие в играх, плясках, ритмично ли двигается.
2. Подпевание: принимает ли участие.
3. Чувство ритма: ритмично ли хлопает в ладоши, принимает ли участие в дидактических играх, узнает ли некоторые инструменты, ритмично ли на них играет.
4. Слушание музыки: узнает ли музыкальные произведения, может ли подобрать к ним картинку или игрушку.
2. Содержательный раздел образовательной программы
2. 1 Формы, методы и средства реализации программы. Вариативное применение форм в соответствии с образовательной деятельностью.
Направления развития | Формы реализации программы | Задачи |
Приветствие | РОД, досуги. | воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. музыкально-ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуко-высотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом. Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить. |
Музыкально – ритмические движения | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, досуги, слушание музыки, игры, различные виды театров | научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения |
Развитие чувства ритма Музицирование | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, слушание музыки, игры; различные виды театров | Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений, чувство ритма, звуко - высотный слух. |
Пальчиковая гимнастика | РОД, досуги, самостоятельная деятельность, игры, разные виды театра. | Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуко-высотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения. |
Слушание | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, рассматривание репродукций картин, иллюстраций; слушание музыки, игры, беседы, | знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыки. Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. |
Распевание Пение | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, игры, различные виды театров, | Развивать артикуляционный аппарат, изобразительных певческих навыков |
Пляски, игры, хороводы | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, игры, различные виды театров, | дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения. танцы решают множество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развивается чувство ритма и, конечно, хорошего музыкального вкуса. |
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов
К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: РОД; совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм; праздники и развлечения; Самостоятельная музыкальная деятельность детей. В работе музыкального руководителя основной формой организация регламентированной образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия.
Регламентированная образовательная деятельность (Музыка) имеют несколько разновидностей:
Виды РОД. | Характеристика. |
1. Индивидуальная
| Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю |
2. Подгрупповая | Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю по 10-20 минут, в зависимости от возраста дошкольников. |
3. Фронтальная | Проводиться со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит от возрастных возможностей воспитанников. |
4.Типовая (или традиционная) | Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие. исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура РОД может варьироваться. |
6. Доминантная | Эта деятельность с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности , но при одном условии – каждая из них направлена на совершенствование доминирующей способности у ребенка). |
7. Тематическая | Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей. |
2.3 Описание видов музыкальной образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Музыкально-ритмические движения
Задачи:
1. Реагировать на звучание музыки, выполнять движения по показу педагога.
2. Ориентироваться в пространстве.
3. Выполнять простейшие маховые движения руками по показу педагога.
4. Легко бегать на носочках, выполнять полуприседания «пружинка».
5. Маршировать, останавливаться с концом музыки.
6. Неторопливо, спокойно кружиться.
7. Менять движения со сменой частей музыки и со сменой динамики.
8. Выполнять притопы.
9. Различать контрастную музыку и выполнять движения, ей соответствующие (марш и бег).
10. Выполнять образные движения (кошечка, медведь, лиса и т. д.).
Развитие чувства ритма. Музицирование
Задачи:
1. Выполнять ритмичные хлопки в ладоши и по коленям.
2. Различать понятия «тихо» и «громко», уметь выполнять разные движения (хлопки и «фонарики») в соответствии с динамикой музыкального произведения.
3. Произносить тихо и громко свое имя, название игрушки в разных ритмических формулах (уменьшительно).
4. Играть на музыкальном инструменте, одновременно называя игрушку или имя.
5. Различать долгие и короткие звуки.
6. Проговаривать, прохлопывать и проигрывать на музыкальных инструментах простейшие ритмические формулы.
7. Правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов.
Пальчиковая гимнастика
Задачи:
1. Тренировка и укрепление мелких мышц руки.
2. Развитие чувства ритма.
3. Формирование понятия звуко-высотного слуха и голоса.
4. Развитие памяти и интонационной выразительности.
Слушание музыки
Задачи:
1. Различать музыкальные произведения по характеру
2. Уметь определять характер простейшими словами (музыка грустная, веселая).
3. Различать двухчастную форму.
4. Эмоционально откликаться на музыку.
5. Выполнять простейшие манипуляции с игрушками под музыкальное сопровождение.
6. Узнавать музыкальные произведения.
7. Различать жанры: марш, плясовая, колыбельная.
Распевание, пение
Задачи:
1. Реагировать на звучание музыки и эмоционально на нее откликаться.
2. Передавать в интонации характер песен.
3. Петь а капелла, соло.
4. Выполнять простейшие движения по тексту.
5. Узнавать песни по фрагменту.
6. Учить звукоподражанию.
7. Проговаривать текст с различными интонациями (шепотом, хитро, страшно и т. д.)
Пляски, игры, хороводы
Задачи:
1. Изменять движения со сменой частей музыки.
2. Запоминать и выполнять простейшие танцевальные движения.
3. Исполнять солирующие роли (кошечка, петушок, собачка и др.).
4. Исполнять пляски по показу педагога. 5. Передавать в движении игровые образы.
2.4 Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении ООП, социальной адаптации, развитии. Организация коррекционной работы
Образовательная деятельность с некоторыми детьми осуществляется по АОПДО (адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 13 «Вишенка») для детей:
- с задержкой речевого развития (см. АОПДО ЗРР)
Разработана на основе ФГОС (приказ № 1155 от 17.12.13 года) на основе заключения ТПМПк. В соответствии с адаптированной образовательной программой (АОП) осуществляется образовательная деятельность, мониторинг индивидуального развития детей.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается ИОМ в структуре развернутой ИОТР включающей вариативные учебные планы и образовательные программы, специальные педагогические технологии и процессуальные (организационный аспект) её осуществления. Всё это осуществляется воспитателями совместно с другими специалистами.
Образовательная область, программа | На основе чего разработана рабочая программа | Ф.И.О. педагога, специалиста |
Художественно – эстетическое развитие Музыкальное развитие | АООП ЗРР стр 22 Программа коррекционной развивающей работы стр 63 | Луценко Надежда Павловна – музыкальный руководитель |
2.5 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Цель:
- создание традиционных и нетрадиционных форм и методов взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Задачи:
- совершенствовать процесс взаимодействия через привлечение родителей к совместным праздникам и развлечениям.
- обогащать музыкально-художественной способности родителей, через приобщение к музыкальному искусству.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, приоритетной задачей работы детей дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний и навыков родителей, помощь педагога родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей.
Месяц | Тема | Формы организации |
Сентябрь | «Музыкальное воспитание дошкольников»
| Анкетирование
|
Октябрь | «Поведение на празднике»
«Осеннее путешествие»
| буклеты – памятки
развлечение |
Ноябрь | «Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольника в соответствии с ФГОС». | Выступление на родительском собрании
|
Декабрь | «Если вас пригласили на утренник»
новогодние праздники
| Оформление наглядно-педагогической рекомендации
праздник |
Февраль | «Мы играем и поём, очень весело живём»
«Берегите голосок»
«Проводы зимы. Встреча весны»
| буклеты
Развлечение для детей |
Март | «Моя мама лучше всех»
| Праздник
|
Май |
«День победы»
|
Праздник
|
2.6 Особенности взаимодействия с воспитателями
Цель: создание с педагогами функционального комфорта в музыкальной деятельности, а так же системности во владении основ и элементарных приемов музыкальной деятельностью.
Формы взаимодействия с воспитателями.
Коллективные:
- семинары;
- семинары – практикумы;
- участие в работе педагогического советов;
- ролевая игра;
- отчет о работе;
- викторина
Индивидуальные:
- обучение практическим умениям;
- рекомендации;
Содержание работы | Форма проведения | Сроки |
«Цель и задачи музыкального воспитания в ДОУ по программе «Ладушки» Каплуновой | Педагогический совет | Сентябрь |
Картотека дидактических игр | Индивидуальные консультации | В течении года |
«Мой музыкальный уголок в группе» | Рекомендации по пополнению РППС | Сентябрь |
«Осенины» - сценарии праздников | Обсуждение сценария Рекомендации | Октябрь |
«инновационные подходы по здоровье – сберегательным технологиям в МРД» | Семинар - практикум | Ноябрь |
Индивидуальные консультации в подготовке новогодних праздников, обучение практическим умениям | Обсуждение Рекомендации | декабрь |
« Машенька и медведь» | Праздник | Декабрь |
«Проектирование пространства среды в групповых помещений» | Игра | Январь |
Индивидуальные консультации в подготовке весенних праздников, обучение практическим умениям |
Консультации | Февраль |
8 марта «Мамочка любимая» | Праздники | Март |
1 апреля «День смеха»
Кукольный театр | Развлечение
| Апрель |
Отчет за учебный год | Педагогический совет | Май |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально- техническое обеспечение Программы
Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность - создают уют торжественной обстановки, соблюдая при этом принцип эстетического воспитания. И придерживаясь принципа зонирования пространства, все зоны могут трансформироваться в зависимости от задач, решаемых на занятии и возраста детей.
Рабочая зона музыкального зала включает в себя: электро пианино, телевизор, стол хохломской – 3 шт, стул, телевизор, проектор, экран, стульчики детские – 26 шт, шкаф для хранение костюмов и музыкальных инструментов, компьютер, микшерный пульт, акустические колонки – 2 шт.
Спокойная и активная зона предполагает наличие ковра, который позволяет проводить релаксационные упражнения, а так же вести активную деятельность.
Материальное оснащение музыкального зала
Детские музыкальные инструменты (озвученные) | |||
1. | Бубны | 5 шт. | |
2. | Трещотка | 2 шт. | |
3. | Дудочки | 1 шт. | |
4. | Маракасы | 12 шт. | |
5. | Деревянные ложки | 40 шт. | |
6. | Погремушки | 20 шт. | |
7. | Колокольчики | 9 шт. | |
8 . | Металлофоны | 24 шт. | |
9. | Барабан | 1 шт. | |
10. | Музыкальный треугольник | 8 шт. | |
11. | Маленькие колокольчики | 20 шт. | |
12. | Тамбурин | 5 шт. | |
| Детские инструменты (не озвученные) | ||
1. | Балалайка бесструнная | 5 шт. | |
2. | Гитары бутафорские | 2 шт. | |
3. | Гармошка | 4 шт. | |
| Учебно-наглядный материал | ||
1. | Портреты русских композиторов классиков | 10 | |
2. | Портреты зарубежных композиторов | 4 | |
3. | Карточки с изображением музыкальных инструментов | 14 шт. | |
4. | Мольберт | 1 шт. | |
5. | Ширма для кукольного театра | 1 шт. | |
6. | Фланелиграф | 1 шт. | |
| Пособия, игрушки, атрибуты |
| |
1. | Дом-декорация | 1 шт. | |
2. | Куклы для кукольного театра | 10 шт. | |
3. | Султанчики | 22шт. | |
5. | Цветные ленты | 12 шт. | |
6. | Искусственные цветы | 10 шт. | |
7. | Куклы и мягкие игрушки | 10 шт. | |
8. | Шапочки-маски | 10 шт. | |
9. | Цветные платочки | 26 шт. | |
| Учебный аудио и видео комплект | ||
1. | CD диски по программе «Ладушки» для слушания и музыкально-ритмических движений. | 14 шт. | |
Дидактические игры и пособия:
Раздел | Материал | |
-музыкально-слуховые представления Дидактические пособия | Наглядный материал 1. «Птица и птенчики» 2. «Мишка и мышка» 3. «Чудесный мешочек» (музыкальные инструменты) 4. «Курица и цыплята» 5. «Петушок большой и маленький» 6. «Угадай-ка» 7. «Кто как идет?» Иллюстрации к произведениям |
|
- ладовое чувство Дидактические пособия | 1. «Солнышко и тучка» 2. «Грустно-весело» | |
- чувство ритма Дидактические пособия | 1. «Пирамидка» 2. «Зайчики» | |
- музыкальные инструменты | Колокольчики Бубны Погремушки Деревянные ложки Ксилофоны Неозвученные инструменты Балалайка, гармошка. |
|
Танцевальная атрибутика | Платочки для танцев Осенние листочки Искусственные цветы Ленточки |
|
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания по реализации обязательной части Программы
И. Каплунова И.Новоскольцева | «Ладушки» программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. ООО «Невская нота» 2010 |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Праздник каждый день .Младшая группа. СПб. Изд-во «Композитор» 2007 |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Аудиоприложение к конспектам «Младшая группа» (2 CD диска) |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Музыка и чудеса |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Хи-хи-ха да ха-ха-ха выпуск 1,2 |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Цирк, Цирк, Цирк. |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Пойду туда, не знаю куда |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Зимние забавы |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Зимние фантазии |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Ах карнавал 1,2 выпуск |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Карнавал сказок 1,2 выпуск |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Карнавал игрушек |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Топ-топ-каблучок 1,2 выпуск |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Как у наших у ворот |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Игры, сюрпризы, аттракционы |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Левой - правой |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Праздник шаров |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Необыкновенные путешествия |
3.3 Планирование музыкальной деятельности
Образовательная деятельность планируется в следующих видах документации:
- перспективное планирование Приложение № 1
- календарное планирование Приложение № 2
- циклограмма работы музыкального руководителя Приложение № 3
- циклограмма праздников в ДОУ Приложение № 4
- циклограмма досугов в ДОУ Приложение № 5
- журнал взаимодействие с воспитателями Приложение № 6
Список литературы
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки». Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. . С.Петербург.: Реноме, 2015
- Праздник каждый день .Младшая группа. СПб. Изд-во «Композитор» 2007
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа музыкального руководителя младшей группы | 65.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: Педсоветом МБДОУ Детский сад № 13 «Вишенка» Протокол от _____________№__________ | УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ детский сад № 13 «Вишенка» Приказ от ________№ __________ ________/ Н. А. Жерновкова/ |
Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию
(Музыка) для младшей группы
Музыкального руководителя
Луценко Надежды Павловны
гог Выкса
Содержание
- Целевой раздел образовательной программы
- Пояснительная записка
- Нормативно – правовая база
- Цель и задачи программы
- Концептуальные подходы Программы и принципы
- Характеристики музыкальных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраст. Контингент воспитанников.
- Планируемый результат
- Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
2. Содержательный раздел образовательной программы
2. 1 Формы, методы и средства реализации программы. Вариативное применение форм в соответствии с образовательной деятельностью.
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов
2.3 Описание видов музыкальной образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
2.4 Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении ООП, социальной адаптации, развитии. Организация коррекционной работы
2.5 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
2.6 Особенности взаимодействия с воспитателями
3. Организационный раздел
3.1. Материально- техническое обеспечение Программы
3. 2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания по реализации обязательной части Программы
3.3 Планирование музыкальной деятельности
Список литературы, интернет - ресурсов.
1. Целевой раздел образовательной программы
Поясн
- ительная записка
Известно, что дошкольное детство — период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка — искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б. В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.П. Печко, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, и др.) Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, А.Г. Костюка, В.А. Мясищева, В.А. Петровского, О.П. Радыновой, В.А. Сухомлинского, Т.Н. Тарановой, Г.С. Тарасова, В.Н. Шацкой и др. Взгляды учёных сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. Исследования Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерева, А.В. Запорожца, Р.В. Оганджанян, В.А. Разумного, Б.М. Теплова и др. показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период старшего дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях.
Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного музыкально — творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.
Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар - является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
1.2 Нормативно – правовая база
Программа составлена для организации работы по музыкальному развитию с детьми младшей группы. Рабочая программа разработана на основе :
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденный 15.05.2013;
- Приказ Минобрнауки России № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утвержденный 30.08.2013;
- Приказ Минобрнауки России № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный 17.10.2013
- Устав ДОО;
- Образовательная программа ДОО.
Рабочая программа основана на образовательной программы МБДОУ ДС №13, и парциальной программе музыкального воспитания «Ладушки» И.Каплуновой, И. Новоскольцевой.
При разработке Программы учитывались:
- личностная и деятельная направленность дошкольного образования;
- необходимость практической направленности образовательного процесса;
- интегративный подход к отбору и организации содержания образования.
Программа ориентирована на учет:
- интересов и потребностей потребителей образовательных услуг (воспитанников) и заказчиков образовательных услуг (родителей воспитанников, их законных представителей);
- сложившихся в практике детского сада культурно-образовательных традиций.
Срок реализации данной программы – 1 год.
- Цель и задачи программы
Цель программы — создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного применения в разных видах музыкальной деятельности, творческой самореализации.
Задачи:
1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
3. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
5. Развивать коммуникативные способности.
6. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
7. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
8. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
9. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
- Концептуальные подходы Программы и принципы
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами. • Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка. • Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.
• Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.
2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач: • Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование. • Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.
3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историкокультурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).
5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.
6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип программы «Ладушки» - никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно актуально для самых маленьких детей - 3-4 лет.
7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.
Программа основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы, закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования и, разработана в соответствии со следующими подходами.
- Личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает соблюдение следующих условий:
- в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е. воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам организации;
- организация воспитательного процесса основывается на субъект- субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения;
- воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных задач;
- воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
- задача педагога заключается в фасилитации, т.е. «стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности» (В.А. Сластенин).
- Системно-деятельностный подход заключается в следующем: личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности.
- Компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач:
- решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками;
- объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать познавательные проблемы;
- ориентироваться в проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, решать аналитические проблемы;
- ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, решать аксиологические проблемы;
- решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
- Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким, способным компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания.
- Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей. Известно, что ребенок младшего дошкольного возраста с трудом умеет контролировать свои эмоции, импульсивен, непредсказуем. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может осмысливать происходящие события, анализировать свое и чужое поведение, эмоциональные проявления. Его психические процессы (внимание, память и др.) становятся произвольными, что также отражается на его поведении, даже эмоции, становятся «интеллектуальными», начинают подчиняться воле ребенка, что приводит к развитию самосознания (А.В. Запорожец), формированию ответственности, справедливости и других качеств.
- Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. Например, под внешней средой понимается все социокультурное окружение дошкольника, образовательной организации, которое может быть охарактеризовано понятием жизнедеятельности сообщества на определенной территории. В качестве элементов социокультурной среды можно назвать учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т.д.); учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, досуговые центры; средства массовой информации и коммуникации. Внутренняя (или образовательная) среда рассматривается как пространство, окружение, условия, в которых существует, функционирует и удовлетворяет свои образовательные потребности каждый дошкольник.
- Культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.
- Характеристики музыкальных особенностей развития детей 3-4 лет. Контингент воспитанников.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Младший дошкольный возраст
Дети в этом возрасте уже имеют некоторый навык, в таком виде деятельности, как слушание музыки. Восприятие музыки становится более эмоциональным и дифференцированным. В этом возрасте ребенок пытается петь естественным голосом, без напряжения, правильно передавая мелодию в диапазоне ми-си. В музыкально-ритмических движениях малыш уже способен обращать внимание на качество движения – главным образом при ходьбе, беге; на согласованность движения рук и ног при ходьбе. При игре на детских музыкальных инструментах малыши уже могут различать звуки по высоте в пределах октавы («до» первой октавы – «до» второй октавы), реагировать на тихое и громкое звучание, различать тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов (бубен и погремушка). С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
Контингент воспитанников
группы | возрастной состав | количество воспитанников |
Младшая | от 3 до 4 лет | 21 |
1.6 Планируемый результат
При решении поставленных в Программе задач музыкальный руководитель выстраивает систему воспитательно - образовательной работы и создает условия, направленные на достижение детьми целевых ориентиров в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Дети 3 – 4 лет (младшая группа)
К концу года дети могут:
1. Движение: принимать участие в играх, плясках, ритмично ли двигается.
2. Подпевание: принимает ли участие.
3. Чувство ритма: ритмично хлопать в ладоши, принимает ли участие в дидактических играх, узнает ли некоторые инструменты, ритмично ли на них играет.
4. Слушание музыки: узнает ли музыкальные произведения, может ли подобрать к ним картинку или игрушку.
1.7 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Мониторинг педагогической деятельности проводится в ходе наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогического мониторинга — диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Результаты мониторинга педагогической деятельности используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Мониторинг педагогической деятельности проводится 2 раза в год (в январе и в мае). В рамках программы «Ладушки» диагностика проводится по четырем основным параметрам: 1. Движение; 2 подпевание; 3 чувство ритма;
Основной параметр - проявление активности.
1-е полугодие
1. Движение: двигается ли с детьми, принимает ли участие в играх и плясках.
2. Подпевание: принимает ли участие.
3. Чувство ритма: хлопает ли в ладоши, принимает ли участие в дидактических играх, берет ли музыкальные инструменты сам, принимает ли их из рук воспитателя, пытается ли на них играть.
2-е полугодие
1. Движение: принимает ли участие в играх, плясках, ритмично ли двигается.
2. Подпевание: принимает ли участие.
3. Чувство ритма: ритмично ли хлопает в ладоши, принимает ли участие в дидактических играх, узнает ли некоторые инструменты, ритмично ли на них играет.
4. Слушание музыки: узнает ли музыкальные произведения, может ли подобрать к ним картинку или игрушку.
2. Содержательный раздел образовательной программы
2. 1 Формы, методы и средства реализации программы. Вариативное применение форм в соответствии с образовательной деятельностью.
Направления развития | Формы реализации программы | Задачи |
Приветствие | РОД, досуги. | воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. музыкально-ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуко-высотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом. Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить. |
Музыкально – ритмические движения | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, досуги, слушание музыки, игры, различные виды театров | научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения |
Развитие чувства ритма Музицирование | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, слушание музыки, игры; различные виды театров | Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений, чувство ритма, звуко - высотный слух. |
Пальчиковая гимнастика | РОД, досуги, самостоятельная деятельность, игры, разные виды театра. | Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуко-высотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения. |
Слушание | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, рассматривание репродукций картин, иллюстраций; слушание музыки, игры, беседы, | знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыки. Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. |
Распевание Пение | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, игры, различные виды театров, | Развивать артикуляционный аппарат, изобразительных певческих навыков |
Пляски, игры, хороводы | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, игры, различные виды театров, | дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения. танцы решают множество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развивается чувство ритма и, конечно, хорошего музыкального вкуса. |
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов
К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: РОД; совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм; праздники и развлечения; Самостоятельная музыкальная деятельность детей. В работе музыкального руководителя основной формой организация регламентированной образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия.
Регламентированная образовательная деятельность (Музыка) имеют несколько разновидностей:
Виды РОД. | Характеристика. |
1. Индивидуальная | Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю |
2. Подгрупповая | Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю по 10-20 минут, в зависимости от возраста дошкольников. |
3. Фронтальная | Проводиться со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит от возрастных возможностей воспитанников. |
4.Типовая (или традиционная) | Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие. исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура РОД может варьироваться. |
6. Доминантная | Эта деятельность с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности , но при одном условии – каждая из них направлена на совершенствование доминирующей способности у ребенка). |
7. Тематическая | Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей. |
2.3 Описание видов музыкальной образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Музыкально-ритмические движения
Задачи:
1. Реагировать на звучание музыки, выполнять движения по показу педагога.
2. Ориентироваться в пространстве.
3. Выполнять простейшие маховые движения руками по показу педагога.
4. Легко бегать на носочках, выполнять полуприседания «пружинка».
5. Маршировать, останавливаться с концом музыки.
6. Неторопливо, спокойно кружиться.
7. Менять движения со сменой частей музыки и со сменой динамики.
8. Выполнять притопы.
9. Различать контрастную музыку и выполнять движения, ей соответствующие (марш и бег).
10. Выполнять образные движения (кошечка, медведь, лиса и т. д.).
Развитие чувства ритма. Музицирование
Задачи:
1. Выполнять ритмичные хлопки в ладоши и по коленям.
2. Различать понятия «тихо» и «громко», уметь выполнять разные движения (хлопки и «фонарики») в соответствии с динамикой музыкального произведения.
3. Произносить тихо и громко свое имя, название игрушки в разных ритмических формулах (уменьшительно).
4. Играть на музыкальном инструменте, одновременно называя игрушку или имя.
5. Различать долгие и короткие звуки.
6. Проговаривать, прохлопывать и проигрывать на музыкальных инструментах простейшие ритмические формулы.
7. Правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов.
Пальчиковая гимнастика
Задачи:
1. Тренировка и укрепление мелких мышц руки.
2. Развитие чувства ритма.
3. Формирование понятия звуко-высотного слуха и голоса.
4. Развитие памяти и интонационной выразительности.
Слушание музыки
Задачи:
1. Различать музыкальные произведения по характеру
2. Уметь определять характер простейшими словами (музыка грустная, веселая).
3. Различать двухчастную форму.
4. Эмоционально откликаться на музыку.
5. Выполнять простейшие манипуляции с игрушками под музыкальное сопровождение.
6. Узнавать музыкальные произведения.
7. Различать жанры: марш, плясовая, колыбельная.
Распевание, пение
Задачи:
1. Реагировать на звучание музыки и эмоционально на нее откликаться.
2. Передавать в интонации характер песен.
3. Петь а капелла, соло.
4. Выполнять простейшие движения по тексту.
5. Узнавать песни по фрагменту.
6. Учить звукоподражанию.
7. Проговаривать текст с различными интонациями (шепотом, хитро, страшно и т. д.)
Пляски, игры, хороводы
Задачи:
1. Изменять движения со сменой частей музыки.
2. Запоминать и выполнять простейшие танцевальные движения.
3. Исполнять солирующие роли (кошечка, петушок, собачка и др.).
4. Исполнять пляски по показу педагога. 5. Передавать в движении игровые образы.
2.4 Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении ООП, социальной адаптации, развитии. Организация коррекционной работы
Образовательная деятельность с некоторыми детьми осуществляется по АОПДО (адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 13 «Вишенка») для детей:
- с задержкой речевого развития (см. АОПДО ЗРР)
Разработана на основе ФГОС (приказ № 1155 от 17.12.13 года) на основе заключения ТПМПк. В соответствии с адаптированной образовательной программой (АОП) осуществляется образовательная деятельность, мониторинг индивидуального развития детей.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается ИОМ в структуре развернутой ИОТР включающей вариативные учебные планы и образовательные программы, специальные педагогические технологии и процессуальные (организационный аспект) её осуществления. Всё это осуществляется воспитателями совместно с другими специалистами.
Образовательная область, программа | На основе чего разработана рабочая программа | Ф.И.О. педагога, специалиста |
Художественно – эстетическое развитие Музыкальное развитие | АООП ЗРР стр 22 Программа коррекционной развивающей работы стр 63 | Луценко Надежда Павловна – музыкальный руководитель |
2.5 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Цель:
- создание традиционных и нетрадиционных форм и методов взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Задачи:
- совершенствовать процесс взаимодействия через привлечение родителей к совместным праздникам и развлечениям.
- обогащать музыкально-художественной способности родителей, через приобщение к музыкальному искусству.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, приоритетной задачей работы детей дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний и навыков родителей, помощь педагога родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей.
Месяц | Тема | Формы организации |
Сентябрь | «Музыкальное воспитание дошкольников» | Анкетирование |
Октябрь | «Поведение на празднике» «Осеннее путешествие» | буклеты – памятки развлечение |
Ноябрь | «Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольника в соответствии с ФГОС». | Выступление на родительском собрании
|
Декабрь | «Если вас пригласили на утренник» новогодние праздники
| Оформление наглядно-педагогической рекомендации праздник |
Февраль | «Мы играем и поём, очень весело живём» «Берегите голосок» «Проводы зимы. Встреча весны» | буклеты Развлечение для детей |
Март | «Моя мама лучше всех» | Праздник |
Май | «День победы» | Праздник |
2.6 Особенности взаимодействия с воспитателями
Цель: создание с педагогами функционального комфорта в музыкальной деятельности, а так же системности во владении основ и элементарных приемов музыкальной деятельностью.
Формы взаимодействия с воспитателями.
Коллективные:
- семинары;
- семинары – практикумы;
- участие в работе педагогического советов;
- ролевая игра;
- отчет о работе;
- викторина
Индивидуальные:
- обучение практическим умениям;
- рекомендации;
Содержание работы | Форма проведения | Сроки |
«Цель и задачи музыкального воспитания в ДОУ по программе «Ладушки» Каплуновой | Педагогический совет | Сентябрь |
Картотека дидактических игр | Индивидуальные консультации | В течении года |
«Мой музыкальный уголок в группе» | Рекомендации по пополнению РППС | Сентябрь |
«Осенины» - сценарии праздников | Обсуждение сценария Рекомендации | Октябрь |
«инновационные подходы по здоровье – сберегательным технологиям в МРД» | Семинар - практикум | Ноябрь |
Индивидуальные консультации в подготовке новогодних праздников, обучение практическим умениям | Обсуждение Рекомендации | декабрь |
« Машенька и медведь» | Праздник | Декабрь |
«Проектирование пространства среды в групповых помещений» | Игра | Январь |
Индивидуальные консультации в подготовке весенних праздников, обучение практическим умениям | Консультации | Февраль |
8 марта «Мамочка любимая» | Праздники | Март |
1 апреля «День смеха» Кукольный театр | Развлечение | Апрель |
Отчет за учебный год | Педагогический совет | Май |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально- техническое обеспечение Программы
Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность - создают уют торжественной обстановки, соблюдая при этом принцип эстетического воспитания. И придерживаясь принципа зонирования пространства, все зоны могут трансформироваться в зависимости от задач, решаемых на занятии и возраста детей.
Рабочая зона музыкального зала включает в себя: электро пианино, телевизор, стол хохломской – 3 шт, стул, телевизор, проектор, экран, стульчики детские – 26 шт, шкаф для хранение костюмов и музыкальных инструментов, компьютер, микшерный пульт, акустические колонки – 2 шт.
Спокойная и активная зона предполагает наличие ковра, который позволяет проводить релаксационные упражнения, а так же вести активную деятельность.
Материальное оснащение музыкального зала
Детские музыкальные инструменты (озвученные) | |||
1. | Бубны | 5 шт. | |
2. | Трещотка | 2 шт. | |
3. | Дудочки | 1 шт. | |
4. | Маракасы | 12 шт. | |
5. | Деревянные ложки | 40 шт. | |
6. | Погремушки | 20 шт. | |
7. | Колокольчики | 9 шт. | |
8 . | Металлофоны | 24 шт. | |
9. | Барабан | 1 шт. | |
10. | Музыкальный треугольник | 8 шт. | |
11. | Маленькие колокольчики | 20 шт. | |
12. | Тамбурин | 5 шт. | |
Детские инструменты (не озвученные) | |||
1. | Балалайка бесструнная | 5 шт. | |
2. | Гитары бутафорские | 2 шт. | |
3. | Гармошка | 4 шт. | |
Учебно-наглядный материал | |||
1. | Портреты русских композиторов классиков | 10 | |
2. | Портреты зарубежных композиторов | 4 | |
3. | Карточки с изображением музыкальных инструментов | 14 шт. | |
4. | Мольберт | 1 шт. | |
5. | Ширма для кукольного театра | 1 шт. | |
6. | Фланелиграф | 1 шт. | |
Пособия, игрушки, атрибуты | |||
1. | Дом-декорация | 1 шт. | |
2. | Куклы для кукольного театра | 10 шт. | |
3. | Султанчики | 22шт. | |
5. | Цветные ленты | 12 шт. | |
6. | Искусственные цветы | 10 шт. | |
7. | Куклы и мягкие игрушки | 10 шт. | |
8. | Шапочки-маски | 10 шт. | |
9. | Цветные платочки | 26 шт. | |
Учебный аудио и видео комплект | |||
1. | CD диски по программе «Ладушки» для слушания и музыкально-ритмических движений. | 14 шт. |
Дидактические игры и пособия:
Раздел | Материал | |
-музыкально-слуховые представления Дидактические пособия | Наглядный материал 1. «Птица и птенчики» 2. «Мишка и мышка» 3. «Чудесный мешочек» (музыкальные инструменты) 4. «Курица и цыплята» 5. «Петушок большой и маленький» 6. «Угадай-ка» 7. «Кто как идет?» Иллюстрации к произведениям |
|
- ладовое чувство Дидактические пособия | 1. «Солнышко и тучка» 2. «Грустно-весело» | |
- чувство ритма Дидактические пособия | 1. «Пирамидка» 2. «Зайчики» | |
- музыкальные инструменты | Колокольчики Бубны Погремушки Деревянные ложки Ксилофоны Неозвученные инструменты Балалайка, гармошка. | |
Танцевальная атрибутика | Платочки для танцев Осенние листочки Искусственные цветы Ленточки |
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания по реализации обязательной части Программы
И. Каплунова И.Новоскольцева | «Ладушки» программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. ООО «Невская нота» 2010 |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Праздник каждый день .Младшая группа. СПб. Изд-во «Композитор» 2007 |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Аудиоприложение к конспектам «Младшая группа» (2 CD диска) |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Музыка и чудеса |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Хи-хи-ха да ха-ха-ха выпуск 1,2 |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Цирк, Цирк, Цирк. |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Пойду туда, не знаю куда |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Зимние забавы |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Зимние фантазии |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Ах карнавал 1,2 выпуск |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Карнавал сказок 1,2 выпуск |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Карнавал игрушек |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Топ-топ-каблучок 1,2 выпуск |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Как у наших у ворот |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Игры, сюрпризы, аттракционы |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Левой - правой |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Праздник шаров |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Необыкновенные путешествия |
3.3 Планирование музыкальной деятельности
Образовательная деятельность планируется в следующих видах документации:
- перспективное планирование Приложение № 1
- календарное планирование Приложение № 2
- циклограмма работы музыкального руководителя Приложение № 3
- циклограмма праздников в ДОУ Приложение № 4
- циклограмма досугов в ДОУ Приложение № 5
- журнал взаимодействие с воспитателями Приложение № 6
Список литературы
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки». Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. . С.Петербург.: Реноме, 2015
- Праздник каждый день .Младшая группа. СПб. Изд-во «Композитор» 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. Всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальн...
Рабочая программа музыкального руководителя (Возраст детей: 1,5 - 7 лет)
Содержание рабочей программы Целевой разделПояснительная записка………...........................................................................................31.2 Цели и зада...
Рабочая программа Музыкального руководителя для детей от 1,6 до 5 лет МБДОУ ДС №8
Рабочая программа Музыкального руководителя для детей от 1,6 до 5лет МБДОУ ДС№8...
3. Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2019-2020 уч.г.
Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельнос...
рабочая программа музыкального руководителя для детей 2 группы раннего возраста
ПРИНЯТО:Педсоветом МБДОУДетский сад № 13 «Вишенка»Протоколот _____________№__________УТВЕРЖДЕНО:Заведующий МБДОУдетский сад № 13 «Вишенка»Приказ от ________№ ____________...
Рабочая программа музыкального руководителя для детей с 2- 7лет
Адаптированная рабочая программа на основе программы И.Каплуновой, И.Новосельцевой "Ладушки"...
Рабочая программа музыкального руководителя для детей возрастной категории от 1,5 до 7 лет на 2023-2024 учебный год по ФОП
Целью программы является создание условий для развития предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализации самостоятельной творческой деяте...