рабочая программа музыкального руководителя для подготовительной школе группы
рабочая программа (подготовительная группа)
рабочая программа музыкального руководителя для подготовительной школе группы по пограмме музыкальног воспитания "Ладушки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа музыкального руководителя для подготовительной к школе группы | 68.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: Педсоветом МБДОУ Детский сад № 13 «Вишенка» Протокол от _____________№__________ | УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ детский сад № 13 «Вишенка» Приказ от ________№ __________ ________/ Н. А. Жерновкова/ |
Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию
(Музыка) для подготовительной группы
Музыкального руководителя
Луценко Надежды Павловны
гог Выкса
Содержание
- Целевой раздел образовательной программы
- Пояснительная записка
- Нормативно – правовая база
- Цель и задачи программы
- Концептуальные подходы Программы и принципы
- Характеристики музыкальных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраст. Контингент воспитанников.
- Планируемый результат
- Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
2. Содержательный раздел образовательной программы
2. 1 Формы, методы и средства реализации программы. Вариативное применение форм в соответствии с образовательной деятельностью.
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов
2.3 Описание видов музыкальной образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
2.4 Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении ООП, социальной адаптации, развитии. Организация коррекционной работы
2.5 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
2.6 Особенности взаимодействия с воспитателями
3. Организационный раздел
3.1. Материально- техническое обеспечение Программы
3. 2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания по реализации обязательной части Программы
3.3 Планирование музыкальной деятельности
Список литературы, интернет - ресурсов.
1. Целевой раздел образовательной программы
Поясн
- ительная записка
Мир музыки огромен и неповторим. Но не хватит и жизни, чтобы познакомиться с тем наследием, которое оставило нам прошлое, и узнать то, что окружает в настоящем. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо и незаменимо. Какое бы образование ни получил человек, музыка в его жизни присутствует всегда. Вполне естественно, что возникают новые жанры, которые, как правило, легко воспринимаются молодым поколением и иногда отрицаются поколением старшим. Но лучшие образцы народной, авторской музыки (классической, эстрадной, детской) сохраняются навсегда. И задача педагогов-музыкантов - научить детей понимать музыку, любить ее. Любовь к музыке невозможно привить насилием (хотя в истории есть и такие факты - детские годы великого Бетховена). Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Те задачи, которые ставит педагог, должны быть, прежде всего, задачами для него, а не для детей. Вариативность в разучивании материала (движения, песни и т. д.) играет очень большую роль для педагога. Во - первых, детям не скучно выполнять упражнение. Во-вторых, дети начинают понимать и ощущать многообразие форм движения, пения. В-третьих, педагог, внимательно наблюдая за детьми, отмечает для себя, какой из вариантов выполнения более интересен для детей, лучше и эмоциональнее ими выполняется. В-четвертых, дети начинаю! творчески подходить к заданиям, сами придумывают варианты выполнения.
1.2 Нормативно – правовая база
Программа составлена для организации работы по музыкальному образованию с детьми всех возрастных групп. Рабочая программа разработана на основе :
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденный 15.05.2013;
- Приказ Минобрнауки России № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утвержденный 30.08.2013;
- Приказ Минобрнауки России № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный 17.10.2013
- Устав ДОО;
- Образовательная программа ДОО.
Рабочая программа основана на образовательной программы МБДОУ ДС №13, и парциальной программе музыкального воспитания «Ладушки» И.Каплуновой , И. Новоскольцевой.
При разработке Программы учитывались:
- личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;
- необходимость практической направленности образовательного процесса;
- интегративный подход к отбору и организации содержания образования.
Программа ориентирована на учет:
- интересов и потребностей потребителей образовательных услуг (воспитанников) и заказчиков образовательных услуг (родителей воспитанников, их законных представителей);
- сложившихся в практике детского сада культурно-образовательных традиций.
Срок реализации данной программы – 1 год.
- Цель и задачи программы
Цель программы — создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного применения в разных видах музыкальной деятельности, творческой самореализации.
Задачи:
1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
3. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
5. Развивать коммуникативные способности.
6. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
7. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
8. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
9. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
- Концептуальные подходы Программы и принципы
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами. • Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка. • Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.
• Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.
2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач: • Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование. • Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.
3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историкокультурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).
5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.
6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.
Программа основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы, закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования и, разработана в соответствии со следующими подходами.
- Личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает соблюдение следующих условий:
- в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е. воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам организации;
- организация воспитательного процесса основывается на субъект- субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения;
- воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных задач;
- воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
- задача педагога заключается в фасилитации, т.е. «стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности» (В.А. Сластенин).
- Системно-деятельностный подход заключается в следующем: личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности.
- Компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач:
- решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками;
- объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать познавательные проблемы;
- ориентироваться в проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, решать аналитические проблемы;
- ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, решать аксиологические проблемы;
- решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
- Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким, способным компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания.
- Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей. Известно, что ребенок младшего дошкольного возраста с трудом умеет контролировать свои эмоции, импульсивен, непредсказуем. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может осмысливать происходящие события, анализировать свое и чужое поведение, эмоциональные проявления. Его психические процессы (внимание, память и др.) становятся произвольными, что также отражается на его поведении, даже эмоции, становятся «интеллектуальными», начинают подчиняться воле ребенка, что приводит к развитию самосознания (А.В. Запорожец), формированию ответственности, справедливости и других качеств.
- Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. Например, под внешней средой понимается все социокультурное окружение дошкольника, образовательной организации, которое может быть охарактеризовано понятием жизнедеятельности сообщества на определенной территории. В качестве элементов социокультурной среды можно назвать учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т.д.); учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, досуговые центры; средства массовой информации и коммуникации. Внутренняя (или образовательная) среда рассматривается как пространство, окружение, условия, в которых существует, функционирует и удовлетворяет свои образовательные потребности каждый дошкольник.
- Культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.
- Характеристики музыкальных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраст. Контингент воспитанников.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.
Подготовительный к школе возраст
У детей 6-7 лет появляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно исполнить песню, танец, проявить творчество; желание высказать свое мнение об услышанном. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству. В музыкально-ритмических движениях ребенок уже способен посредством движений развить и передать художественный образ, в котором обязательно отражаются сопоставление контрастных и сходных структур произведения, ладовая окрашенность. размер, ритмический рисунок, динамика, оттенки, темповые изменения. В игре на детских музыкальных инструментах дети совершенствуют свои навыки в процессе игры в оркестре, развивают исполнительское мастерство, работая над художественно-выразительным, эмоциональным, грамотным и в достаточной степени технически совершенным исполнением музыкального произведения.
Контингент воспитанников
группы | возрастной состав | количество воспитанников |
Подготовительная к школе | от 6 до 7 лет | 21 |
1.6 Планируемый результат
При решении поставленных в Программе задач музыкальный руководитель выстраивает систему воспитательно - образовательной работы и создает условия, направленные на достижение детьми целевых ориентиров в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Подготовительный к школе возраст
К концу года дети могут:
- Узнавать мелодию Государственного гимна Российской Федерации.
- Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком известном инструменте оно исполняется.
- Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
- Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
- Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях -интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
- Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.
- Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
- Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
- Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом.
- Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
- Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
- Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
- Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами).
- Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
- Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
1.7 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Мониторинг педагогической деятельности проводится в ходе наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогического мониторинга — диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Результаты мониторинга педагогической деятельности используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Мониторинг педагогической деятельности проводится 2 раза в год (в январе и в мае). В рамках программы «Ладушки» диагностика проводится по четырем основным параметрам: 1. Движение; 2 слушание; 3 чувство ритма; 4 пение.
1. Движение:
а) двигается ритмично, чувствует смену частей музыки;
б) проявляет творчество;
в) выполняет движения эмоционально;
г) ориентируется в пространстве;
д) выражает желание выступать самостоятельно.
2. Чувство ритма:
а) правильно и ритмично прохлопывает усложненные ритмические формулы;
б) умеет их составлять, проигрывать на музыкальных инструментах;
в) умеет держать ритм в двухголосии.
3. Слушание музыки:
а) Эмоционально воспринимает музыку (выражает свое отношение словами); умеет самостоятельно придумать небольшой сюжет;
б) проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения;
в) различает двухчастную форму;
г) различает трехчастную форму;
д) отображает свое отношение к музыке в изобразительной деятельности;
е) способен самостоятельно придумать небольшой сюжет к музыкальному произведению;
ж) проявляет желание музицировать.
4. Пение:
а) эмоционально исполняет песни;
б) способен инсценировать песню;
в) проявляет желание солировать;
г) узнает песни по любому фрагменту;
д) имеет любимые песни.
2. Содержательный раздел образовательной программы
2. 1 Формы, методы и средства реализации программы. Вариативное применение форм в соответствии с образовательной деятельностью.
Направления развития | Формы реализации программы | Задачи |
Приветствие | РОД, досуги. | воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. музыкально-ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуко-высотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом. Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить. |
Музыкально – ритмические движения | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, досуги, слушание музыки, игры, различные виды театров | научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения |
Развитие чувства ритма Музицирование | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, слушание музыки, игры; различные виды театров | Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений, чувство ритма, звуко - высотный слух. |
Пальчиковая гимнастика | РОД, досуги, самостоятельная деятельность, игры, разные виды театра. | Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуко-высотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения. |
Слушание | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, рассматривание репродукций картин, иллюстраций; слушание музыки, игры, беседы, | знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыки. Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. |
Распевание Пение | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, игры, различные виды театров, | Развивать артикуляционный аппарат, изобразительных певческих навыков |
Пляски, игры, хороводы | РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, игры, различные виды театров, | дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения. танцы решают множество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развивается чувство ритма и, конечно, хорошего музыкального вкуса. |
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов
К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: РОД; совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм; праздники и развлечения; Самостоятельная музыкальная деятельность детей. В работе музыкального руководителя основной формой организация регламентированной образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия.
Регламентированная образовательная деятельность (Музыка) имеют несколько разновидностей:
Виды РОД. | Характеристика. |
1. Индивидуальная | Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю |
2. Фронтальная | Проводиться со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит от возрастных возможностей воспитанников. |
3.Типовая (или традиционная) | Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие. исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура РОД может варьироваться. |
4. Доминантная | Эта деятельность с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности , но при одном условии – каждая из них направлена на совершенствование доминирующей способности у ребенка). |
5. Тематическая | Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей. |
2.3 Описание видов музыкальной образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Подготовительная к школе группа
(6 – 7 лет)
Музыкально-ритмические движения
Задачи:
1. Ходить в колонне по одному, врассыпную, по диагонали, тройками, парами. Четко останавливаться с концом музыки.
2. Совершенствовать движения рук.
3. Выполнять несколько движений под одно музыкальное сопровождение.
4. Выполнять движения по подгруппам, уметь наблюдать за движущимися детьми.
5. Ориентироваться в пространстве.
6. Выполнять четко и ритмично боковой галоп, прямой галоп, приставные шаги.
7. Придумывать свои движения под музыку.
8. Выполнять маховые и круговые движения руками.
9. Выполнять легкие прыжки на двух ногах с различными вариантами.
10. Выполнять разнообразные поскоки.
11. Развивать ритмическую четкость и ловкость движений.
12. Выполнять разнообразные движения в соответствии со звучанием различных музыкальных инструментов.
Развитие чувства ритма. Музицирование
Задачи:
1. Ритмично играть на разных инструментах по подгруппам, цепочкой.
2. Выкладывать на фланелеграфе различные ритмические формулы, проговаривать, прохлопывать, играть на музыкальных инструментах.
3. Самостоятельно выкладывать ритмические формулы с паузами.
4. Самостоятельно играть ритмические формулы на музыкальных инструментах.
5. Уметь играть двухголосье.
6. Ритмично проговаривать стихотворные тексты, придумывать на них ритмические формулы.
7. Ритмично играть на палочках.
Пальчиковая гимнастика
Задачи:
1. Развитие и укрепление мелкой моторики.
2. Развитие памяти, интонационной выразительности, творческого воображения.
3. Развитие звуковысотного слуха и голоса.
4. Развитие чувства ритма.
5. Формирование умения узнавать знакомые стихи и потешки по показу без сопровождения текста; без показа на произношение текста только гласными звуками, слогами в разном сочетании.
Слушание музыки
Задачи:
1. Знакомить с творчеством русских композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Н. РимскогоКорсакова, М. Мусоргского.
2. Знакомить с творчеством зарубежных композиторов.
3. Учить определять форму и характер музыкального произведения.
4. Учить слышать в произведении динамику, темп, музыкальные нюансы, высказывать свои впечатления.
5. Развивать кругозор, внимание, память, речь, расширять словарный запас, обогащать музыкальными впечатлениями. 6. Учить выражать в самостоятельном движении характер произведения.
Распевание, пение
Задачи:
1. Чисто интонировать интервалы, показывая их рукой.
2. Передавать в пении характер песни (спокойный, напевный, ласковый, веселый, энергичный, озорной, легкий и т. д.).
3. Придумывать движения по тексту песен (инсценирование песен).
4. Петь согласованно и выразительно.
5. Выслушивать партию солиста, вовремя вступать в хоре.
6. Знакомить детей с музыкальными терминами и определениями (куплет, припев, соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, форте, пиано и др.).
Пляски, игры, хороводы
Задачи:
1. Передавать в движении ритмический рисунок мелодии и изменения характера музыки в пределах одной части музыкального произведения.
2. Танцевать легко, задорно, менять движения со сменой музыкальных фраз.
3. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыкальных фраз.
4. Сочетать пение с движением, передавать в движении характер песни.
5. Самостоятельно придумывать движения к танцевальной музыке.
6. Воспринимать и передавать в движении строение музыкального произведения (части, фразы различной протяженности звучания).
7. Активно участвовать в играх на развитие творчества и фантазии.
8. Правильно и выразительно выполнять танцевальные движения и различные перестроения.
Танцевальные фантазии
Этот вид деятельности включен в программу подготовительной группы. Детская танцевальная фантазия - двигательная импровизация под любую музыку. Формирование и развитие танцевального творчества развивает у детей эмоциональную отзывчивость, умение согласовывать свои действия с действиями других детей, умение ориентироваться в пространстве, различать музыкальные части произведения, фразы, соотносить свои движения с динамическими оттенками. Свободные танцевальные импровизации под музыку в конце музыкального занятия содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, помогают снять усталость и напряжение, доставляют детям истинное удовольствие
2.4 Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении ООП, социальной адаптации, развитии. Организация коррекционной работы
Образовательная деятельность с некоторыми детьми осуществляется по АОПДО (адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 13 «Вишенка») для детей:
- с тяжелыми нарушениями речи (см. АОПДО ТНР)
Разработана на основе ФГОС (приказ № 1155 от 17.12.13 года) на основе заключения ТПМПк. В соответствии с адаптированной образовательной программой (АОП) осуществляется образовательная деятельность, мониторинг индивидуального развития детей.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается ИОМ вструктуре развернутой ИОТР включающей вариативные учебные планы и образовательные программы, специальные педагогические технологии и процессуальные (организационный аспект) её осуществления. Всё это осуществляется воспитателями совместно с другими специалистами.
Образовательная область, программа | На основе чего разработана рабочая программа | Ф.И.О. педагога, специалиста |
Художественно – эстетическое развитие Музыкальное развитие | АООП ТНР стр 47 Программа коррекционной развивающей работы стр 61 | Луценко Надежда Павловна – музыкальный руководитель |
2.5 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Цель:
- создание традиционных и нетрадиционных форм и методов взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Задачи:
- совершенствовать процесс взаимодействия через привлечение родителей к совместным праздникам и развлечениям.
- обогащать музыкально-художественной способности родителей, через приобщение к музыкальному искусству.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, приоритетной задачей работы детей дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний и навыков родителей, помощь педагога родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей.
Месяц | Тема | Формы организации |
Сентябрь | «Музыкальное воспитание дошкольников» | Анкетирование |
Октябрь | «Поведение на празднике» | буклеты - памятки |
Ноябрь |
День матери
«Влияние музыки на психику ребенка» | Концерт Консультации |
Декабрь | «Если вас пригласили на утренник» новогодние праздники
| Оформление наглядно-педагогической рекомендации праздник |
Январь | «Использование мультимедийных презентаций и музыкально – дидактических игр в музыкальном развитии ребенка.» по всем возрастам | Семинар-практикум |
Март | «Моя мама лучше всех» | Праздник |
Апрель | «Музыкальное воспитание в семье» 1 апреля «День смеха» конкурс «Вот так чудо - шляпа» | Рекомендации на информационном стенде Изготовление шляп |
Май | «День победы» «Выпускной» | Праздник Праздник |
2.6 Особенности взаимодействия с воспитателями
Цель: создание с педагогами функционального комфорта в музыкальной деятельности, а также системности во владении основ и элементарных приемов музыкальной деятельностью.
Формы взаимодействия с воспитателями.
Коллективные:
- семинары;
- семинары – практикумы;
- участие в работе педагогического советов;
- ролевая игра;
- отчет о работе;
- викторина
Индивидуальные:
- обучение практическим умениям;
- рекомендации;
Содержание работы | Форма проведения | Сроки |
«Цель и задачи музыкального воспитания в ДОУ по программе «Ладушки» Каплуновой | Педагогический совет | Сентябрь |
Картотека дидактических игр | В течении года | |
«Мой музыкальный уголок в группе» | Рекомендации по пополнению ППРС | Сентябрь |
«Осенины» - сценарии праздников | Обсуждение сценария Рекомендации | Октябрь |
«инновационные подходы по здоровье – сберегательным технологиям в МРД» | Семинар - практикум | Ноябрь |
Индивидуальные консультации в подготовке новогодних праздников, обучение практическим умениям | Обсуждение Рекомендации | декабрь |
«Новый год у ворот» | Праздник | Декабрь |
«Проектирование пространства среды в групповых помещений» | Рекомендации | Январь |
«Бравые солдаты» Индивидуальные консультации в подготовке весенних праздников, обучение практическим умениям | Тематические занятия и развлечение Консультации | Февраль |
8 марта «Кафе Радость моя» | Праздники | Март |
1 апреля «День смеха» Конкурс «Вот так чудо - шляпа» | Развлечение подг группа | Апрель |
Индивидуальные консультации в подготовке выпускного, обучение практическим умениям | Консультация | Май |
Отчет за учебный год | Педагогический совет | Май |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально- техническое обеспечение Программы
Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность - создают уют торжественной обстановки, соблюдая при этом принцип эстетического воспитания. И придерживаясь принципа зонирования пространства, все зоны могут трансформироваться в зависимости от задач, решаемых на занятии и возраста детей.
Рабочая зона музыкального зала включает в себя: электро - пианино, телевизор, стол хохломской – 3 шт, стул, телевизор, проектор, экран, стульчики детские – 26 шт, шкаф для хранение костюмов и музыкальных инструментов, компьютер, микшерный пульт, акустические колонки – 2 шт.
Спокойная и активная зона предполагает наличие ковра, который позволяет проводить релаксационные упражнения, а также вести активную деятельность.
Материальное оснащение музыкального зала
Детские музыкальные инструменты (озвученные) | |||
1. | Бубны | 5 шт. | |
2. | Трещотка | 2 шт. | |
3. | Дудочки | 1 шт. | |
4. | Маракасы | 12 шт. | |
5. | Деревянные ложки | 40 шт. | |
6. | Погремушки | 20 шт. | |
7. | Колокольчики | 9 шт. | |
8 . | Металлофоны | 24 шт. | |
9. | Барабан | 1 шт. | |
10. | Музыкальный треугольник | 8 шт. | |
11. | Маленькие колокольчики | 20 шт. | |
12. | Тамбурин | 5 шт. | |
Детские инструменты (не озвученные) | |||
1. | Балалайка бесструнная | 5 шт. | |
2. | Гитары бутафорские | 2 шт. | |
3. | Гармошка | 4 шт. | |
Учебно-наглядный материал | |||
1. | Портреты русских композиторов классиков | 10 | |
2. | Портреты зарубежных композиторов | 4 | |
3. | Карточки с изображением музыкальных инструментов | 14 шт. | |
4. | Мольберт | 1 шт. | |
5. | Ширма для кукольного театра | 1 шт. | |
6. | Фланелиграф | 1 шт. | |
Пособия, игрушки, атрибуты | |||
1. | Дом-декорация | 1 шт. | |
2. | Куклы для кукольного театра | 10 шт. | |
3. | Султанчики | 22шт. | |
5. | Цветные ленты | 12 шт. | |
6. | Искусственные цветы | 10 шт. | |
7. | Куклы и мягкие игрушки | 10 шт. | |
8. | Шапочки-маски | 10 шт. | |
9. | Цветные платочки | 26 шт. | |
Учебный аудио и видео комплект | |||
1. | CD диски по программе «Ладушки» для слушания и музыкально-ритмических движений. | 14 шт. |
Дидактические игры и пособия:
Раздел | Материал |
-музыкально-слуховые представления Дидактические пособия | 1. «лесенка» 2. «» 3. «Учёный кузнечик» 4. «Музыкальные лесенки» |
- ладовое чувство | 1. «Грустно-весело» 2. «Выполни задание» 3. «Слушаем внимательно» |
- чувство ритма | 1. «Ритмическое эхо» 2. «Весёлый поезд» 3. «Выполни задание» ритмические картинки и ноты 4. «Наше путешествие 5. «Гусеница» |
- тембровая окраска | 1. «Музыкальные загадки» 2 «кого встретил колобок» |
- динамика | 1 «море» 2 «кто самый внимательный» |
- восприятие музыка | 1 «музыкальная викторина» иллюстрации Вальс игрушек – Ефимовой Пёстрый колпачок – Струве (портрет) Две плаксы – Гнесиной Марш Гусей – Канэда В пещере горного короля – Григ (портрет) Марш Черномора – Глинки (портрет) Полёт шмеля – Римский – Корсаков (портрет) Болтунья – Волкова Жаворонок – Глинки Лунный свет – Дебюси (портрет) Пудель и птичка – Лемарка Сонный котёнок – Берлина Танец Дикарей - Нака Три подружки – Кабалевский (портрет) У камелька – Чайковский (портрет) У моей России – Струве Цирковые лошадки – Красева (портрет) Чебурашка – Шаинский (портрет) «Три кита» «Слушаем внимательно» |
Танцевальная атрибутика | Платочки для танцев Осенние листочки Искусственные цветы Ленточки |
Не озвученные инструменты | Гармонь, клавиатура, Гитара, скрипка. |
Музыкальные инструменты | Металлофон Ксилофон Маракасы Деревянные ложки Треугольники Бубенцы Румба Барабаны |
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания по реализации обязательной части Программы
И. Каплунова И.Новоскольцева | «Ладушки» программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. ООО «Невская нота» 2010 |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Праздник каждый день .Подготовительная группа. СПб. Изд-во «Композитор» 2007 |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Аудиоприложение к конспектам «Подготовительная группа» (3 CD диска) |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Дополнительный материал подготовительная группа (1 CD диск) |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Музыка и чудеса |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Хи-хи-ха да ха-ха-ха выпуск 1,2 |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Цирк, Цирк, Цирк. |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Пойду туда, не знаю куда |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Зимние забавы |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Зимние фантазии |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Ах карнавал 1,2 выпуск |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Карнавал сказок 1,2 выпуск |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Карнавал игрушек |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Топ-топ-каблучок 1,2 выпуск |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Как у наших у ворот |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Игры, сюрпризы, аттракционы |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Левой - правой |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Праздник шаров |
И. Каплунова И.Новоскольцева | Необыкновенные путешествия |
3.3 Планирование музыкальной деятельности
Образовательная деятельность планируется в следующих видах документации:
- перспективное планирование Приложение № 1
- календарное планирование Приложение № 2
- циклограмма работы музыкального руководителя Приложение № 3
- циклограмма праздников в ДОУ Приложение № 4
- циклограмма досугов в ДОУ Приложение № 5
- журнал взаимодействие с воспитателями Приложение № 6
Список литературы
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки». Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. С.Петербург.: Реноме, 2015
- Праздник каждый день. Подготовительная группа. СПб. Изд-во «Композитор» 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО (для детей от 1,6 до 7 лет) Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильев
Рабочая программамузыкального руководителяс учетом ФГОС ДО (для детей от 1,6 до 7 лет)Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы»Под реда...
Рабочая программа музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО ( для детей от 1,5 до 7 лет) Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Ва
Программа написана для музыкальных руководителей ДОУ в соответствии с федеральными государств енными требованиями. Программа состоит из целевого и организационного раздела. В организационный раздел вх...
Рабочая программа музыкального руководителя. Подготовительная к школе группа.
Рабочая программа подготовительной к школе группы на 2018-2019 учебный год. предназначена для детей 6-7 лет и расчитана на один год обучения....
Рабочая программа музыкального руководителя подготовительная к школе группа
Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»Музыкальная деятельность с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)Настоящая Рабочая программа разраб...
рабочая программа музыкального руководителя для детей 2 группы раннего возраста
ПРИНЯТО:Педсоветом МБДОУДетский сад № 13 «Вишенка»Протоколот _____________№__________УТВЕРЖДЕНО:Заведующий МБДОУдетский сад № 13 «Вишенка»Приказ от ________№ ____________...
рабочая программа музыкального руководителя для детей младшей группы
ПРИНЯТО:Педсоветом МБДОУДетский сад № 13 «Вишенка»Протоколот _____________№__________УТВЕРЖДЕНО:Заведующий МБДОУдетский сад № 13 «Вишенка»Приказ от ________№ ____________...
Рекомендация по написанию рабочей программы музыкального руководителя в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности ТНР
Рекомендации к рабочей программе...