«Психологическое сопровождение педагогических работников ДОУ».
методическая разработка
обобщение опыта работы педагога-психолога на тему "Психологическое сопровождение педагогов в ДОУ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 48.5 КБ |
soprovozhdnie.ppsx | 450.52 КБ |
Предварительный просмотр:
« Психологическое сопровождение педагогических работников ДОУ».
Гудзик Татьяна Владимировна,
педагог-психолог ГБДОУ детского сада
№ 14 Петродворцового района СПб
Одним из направлений моей деятельности в ДОУ является психологическое сопровождение личностного развития и профессиональной деятельности педагогов.
Прежде всего, а что значит «сопровождать»? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Поэтому считаю, что сопровождение педагога – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
Цель моей работы - создание социально-психологических условий для развития и полноценной реализации потенциала личности педагога.
Одними из основных задач, которые решаются в процессе психологического сопровождения педагогов это:
- повышение психолого-педагогической компетентности,
- создание положительного эмоционального климата в коллективе
- поддержка и укрепление психологического здоровья и профилактика эмоционального выгорания.
- формирование коммуникативных компетенций.
В основе психологического сопровождения профессиональной деятельности воспитателей лежат принципы, которыми я руководствуюсь в работе.
Все они здесь обозначены на слайде, а я остановлюсь на принципе сотрудничества, т. как считаю, что только при взаимодействии с педагогами, при максимальном использовании потенциала каждого и объединении усилий можно достичь требуемого результата.
Каковы основные направления работы?
Взаимодействия меня, как педагога-психолога и педагогов ДОУ осуществляется по следующим направлениям: это консультирование, психодиагностика, психологическое просвещение, психопрофилактика.
Самым обьемным по содержанию является психологическое просвещение: т. к ФГОС, стандарт педагога и современная система ДО в целом предьявляет определенные требования к профессиональной компетентности педагога.
Что включает работа с педагогами?
Все формы работы с педагогами в данном направлении обозначены на слайде.
Позвольте коротко остановиться на некоторых из них:
Хочу обратить внимание, что работу с педагогами можно организовывать по-разному: можно прочитать педагогам лекцию о том, как необходимо правильно общаться, но эффективность такой работы будет мала, так как педагогу нужен минимум теоретических знаний (зачастую знания остаются только «в голове», не переходя «в руки»). А необходимо активизировать самих педагогов через такие формы обучения, как тренинги и практикумы, тогда в условиях практического включения и «действования» опыт нарабатывается самим педагогом. Поэтому особое значение в работе уделяю тренингам (тренинговым занятиям), практикумам, потому что они позволяют педагогу развивать свои рефлексивные способности. Что и приводит их к профессионально-личностному развитию.
Одними из составляющих профессиональной компетентности педагога являются психолого-педагогическая и коммуникативная компетентность. Содержание моей работы направлено на повышение этих компетентностей через различные формы работы. Так как психолого-педагогическая компетентность подразумевает теоретические знания в области индивидуальных и возрастных особенностей и физиологических возможностей дошкольников и умение использовать эти знания в проектировании образовательной деятельности.
Поэтому проводятся практикумы с элементами тренинга «Как помочь особому ребенку»
( с целью: познакомить с особенностями работы с такими детьми как: тревожные, гиперактивные, агрессивные, аутичные). Данный практикум состоит из нескольких встреч, каждая из которых посвящена работе с определенной категорией детей. Основная форма проведения - это практическая работа в процессе, которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми с обязательным включением «мини-лекции».
Одной из важных составляющих коммуникативной компетентности является умение педагога дошкольного образования выстраивать партнерское взаимодействие. Поэтому для педагогов проводился тренинг «Азбука общения» направленный на отработку практических навыков общения и взаимодействия, также на повышение уверенности в себе, преодоление трудностей педагогов во взаимодействии с родителями.
В стандарте говориться об умении педагога создавать позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми, в том числе, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям. Поэтому был проведен практикум «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми».
Одна из задач ДОУ - создание коллектива единомышленников поскольку лишь слаженно работающая команда сумеет максимально эффективно решать профессиональные задачи. Поэтому было проведено тренинговое занятие «Вместе мы сила» с целью создания благоприятного психологического климата, сплочение коллектива.
В учреждении существует педагоги, которым необходима особая поддержка и поддержка. Это молодые специалисты, которые в своей профессиональной деятельности сталкиваются:
- с адаптационными затруднениями,
- недостаточным уровнем психолого-педагогических знаний и отсутствием навыков взаимодействия с детьми.
- неустойчивой мотивацией к профессиональному самоутверждению
Поэтому моя работа направлена на повышение готовности начинающих педагогов к принятию профессиональной деятельности, повышению психологической компетентности, сопровождению адаптационного периода. Работа осуществляются через различные формы.
Мною была разработана специальная программа для работы с педагогами: «Игровые технологии коррекции поведения детей». В процессе, которой рассматривались причины и типы неконструктивного поведения детей (импульсивное, демонстративное, агрессивное и др.), а также то какие игры, упражнения могут быть использованы во взаимодействии с детьми для профилактики и коррекции их поведения.
Для успешной адаптации новых педагогов, включения их в систему межличностных отношений был проведен мини-тренинг «Адаптация сотрудников новом коллективе».
В современном, быстро меняющемся мире, с серьезной профессиональной и психологической нагрузкой, неумением сбалансировать расход энергии, постоянно растущим отчетным потоком педагогу тяжело удержаться, происходит снижение мотивации, качества труда. И тогда встает вопрос о «профессиональном выгорании».
Все мы хорошо знаем, что эмоциональное состояние педагога, несомненно, сказывается на состоянии воспитанников и на эффективности образовательного процесса.
Поэтому необходимо проводить различные мероприятия, направленные на профилактику эмоционального выгорания.
Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания».
Консультация «Как повысить стрессоустойчивость? Первая помощь при стрессе».
Работа по программе «Помоги себе сам», направленная на гармонизацию внутреннего мира и повышению эмоциональной устойчивости»
Результаты анкетирования педагогов показали, что работа в данном направлении имеет положительные результаты.
Педагогам определить степень удовлетворенности потребностей на работе по следующим параметрам в % соотношении от 1 до 100.
были получены следующие результаты: средний % показатель удовлетворенности зарплатой — 65%, результатом деятельности — 72%, оценкой деятельности — 77%, климатом в коллективе -75, принадлежностью к профессиональному сообществу -70% и на 76% профессия соответствует ценностям педагога.
У 55% педагогов не наблюдается симптомов эмоционального выгорания, у 33% выявлено незначительное кол-во симптомов и у 12% (3 чел) — эмоциональное выгорание.
И в заключении, конечно же, педагог был и будет основной фигурой, проводником разнообразных воздействий и влияний на ребенка. Поэтому консультирование — рассматриваю как форму сотрудничества с педагогом в решении различных проблем и профессиональных задач педагога.
- по вопросам разработки и реализации программ
- по особенностям развития воспитанников
- по вопросам планирования и организации образовательной деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологическое сопровождение педагогов Создание социально-психологических условий для развития и реализации потенциала личности педагогов
H индивидуализации подхода B активности личности D развития творческой индивидуальности в групповой и коллективной работе Ц F диалогического общения G разнообразия форм и способов активизации рефлексивно-инновационного процесса П Р И Н И П Ы E сотрудничества C интеграции теории и практики обучения A проблемности
Педагог-психолог Психологическое сопровождение педагога Консультирование Психологическое просвещение Психопрофилактика Психодиагностика Ребенок Профессиональный и личностный рост педагога
ТРЕНИНГИ СЕМИНАРЫ ЛЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ПРАКТИКУМЫ
Психолого-педагогическая Практикум с элементами тренинга «Как помочь особому ребенку» Консультация «Создание позитивного социально-психологического климата в детском коллективе» Коммуникативная Практикум «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми» Тренинг «Азбука общения» Тренинговое занятие «Вместе мы сила» Профессиональная компетентность педагога
«Школа молодых специалистов» Психологическое здоровье дошкольника» «Мальчики и девочки, почему они разные» КОНСУЛЬТАЦИИ МИНИ-ТРЕНИНГ «Адаптация сотрудников в новом коллективе» ПРАКТИКУМЫ «Учим детей общаться и дружить» СЕМИНАРЫ «Учет свойств темперамента в образовательной деятельности с дошкольниками» ПРОГРАММА «Игровые технологии коррекции поведения детей»
Психопрофилактика Результаты анкетирования удовлетворенности работой сотрудников Результаты анкетирования эмоционального выгорания сотрудников
По проблемам развития ребенка По вопросам разработки и реализации программ По вопросам планирования и организации образовательной деятельности Консультирование
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Документальное сопровождение аттестации педагогических работников ДОУ
Рекомендации по документальному сопровождению аттестации педагогов ДОУ...
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В условиях модернизации в системе российского дошкольного образования развитие кадрового потенциала является важнейшим направлением деятельности образовательного учреждения. Приоритетность данного нап...
Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...
Методическое сопровождение педагогических работников организации
Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями,Лэпбук - сравнитель...
"Психологическое сопровождение педагогического коллектива как ресурс обеспечения психологической безопасности"
В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью в образовательных учреждениях, приобретают государственн...
Психологическое сопровождение педагогических работников.
Уважаемые коллеги! Не забывайте о себе, присоединяйтесь по ссылке: https://vk.com/club222231728 Очень полезный ресурс....