Музыкальная гостиная «Сказки А. С. Пушкина и музыка. Три чуда»
методическая разработка (подготовительная группа)
НОД Музыкальная гостиная "Сказки Пушкина и музыка"
Цель занятия: Развитие музыкальных и творческих способностей у детей, в различгых видах музыкальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_gostinaya_pushkin_3_chuda.docx | 22.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Непрерывная образовательная деятельность
Музыкальная гостиная
«Сказки А. С. Пушкина и музыка.
Три чуда»
для детей подготовительной к школе группы
Цель:
Развитие у детей музыкальных и творческие способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Создавать условия для получения детьми удовольствия от общения с классической музыкой, представляя слуховые образы зрительным.
- Развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, ладового слуха, музыкальной памяти.
- Познакомить с жанром музыки- ОПЕРА
Развивающие:
- Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать своё мнение, соотносить по настроению образцы живописи, музыки и поэзии.
- Развивать у дошкольников ассоциативное и образное мышление, будить фантазию и воображение, образную речь, расширять словарный запас детей.
- Совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, передавать его в движении, соотносить с произведением живописи и поэзии.
Воспитательные:
- Воспитывать умение коллективно работать, учитывая мнение товарища, избегать конфликтных ситуаций.
Оборудование:
- Музыкальное произведение: Римский –Корсаков фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане». «Белка», «Богатыри», «Лебедь».
- Репродукции современных художников, иллюстрации к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
- Оборудование: Столы, бумага, краски, Мультимедийная установка, ноутбук. Звуковые колонки. Зал оформлен в соответствии с тематикой занятия.
Ход занятия
Дети входят в зал
М.Р. Здравствуйте ребята!
Давайте поздороваемся с вами музыкально. Сначала поздороваюсь с вами я, а вы повторите за мной.
♫ Музыкальное приветствие детьми.
(Попевка по показу муз. руководителя)
- М.Р.: Сегодня, 10 февраля, День памяти великого русского поэта А.С. Пушкина. Послушайте фрагмент его стихотворения.
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
М.Р: Давайте попробуем с помощью нашего голоса изобразить это стихотворение.
☼ Фонопедическое упражнение «Буря мглою небо кроет)
Фрагмент
М,Р,: Молодцы! Как интересно у нас получилось с помощью музыкальных звуков изобразить настроение этого поэтического фрагмента.
Сейчас я приглашаю вас к себе, в музыкальную гостиную.
Присаживайтесь, садитесь поудобнее.
(Дети садятся на свои места).
Наша встреча сегодня необычна. Она посвящена великому поэту А.С. Пушкину. Он создал много великолепных стихотворений, с одним мы уже сегодня встретились. Но также он сочинил и удивительные сказки.
А какие сказки Пушкина вы знаете?
Дети перечисляют.
Я не располагаю данными (информацией) о том, занимался ли Пушкин музыкой, играл ли на каком-либо инструменте, но можно предположить, что это был человек с музыкальными способностями, который умел свои переживания, идеи и чувства гениально выражать ритмически организованными звуками. Он был любим выдающимися русскими композиторами. Общался с Глинкой, Алябьевым, Варламовым, Булаховым и др.
Его произведения использовались композиторами для создания опер, балетов, симфонических произведений, романсов. ..
А мы с вами будем продолжать знакомиться со сказочными образами А.С. Пушкина в музыке, на примере оперы замечательного русского композитора – сказочника Николая Андреевича Римского –Корсакова.
О́пера — музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе музыки, сценического действия и слова. Опера-это музыкальный спектакль, где артисты только поют. . Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении. Условный термин «опера» появился позже, чем обозначаемый им род произведений.
Сегодня познакомимся смузыкой из оперы «Сказка о царе Салтане. »
Либретто
Главные персонажи: Царь Салтан (бас), Царица Милитриса/Младшая сестра (сопрано), Ткачиха/Средняя сестра (меццо-сопрано), Повариха/Старшая сестра (сопрано), Сватья баба Бабариха (меццо-сопрано), Царевич Гвидон (тенор), Царевна Лебедь (сопрано), Старый дед (тенор).
Пролог
В деревенской светлице прядут вечером три сестры и мечтают, что бы они сделали, кабы стали царицами.
Одна — приготовила бы пир на весь мир, другая — наткала полотна, а младшая, Милитриса, — «для батюшки-царя родила богатыря». Лишь сказали, входит царь Салтан и велит всем собираться во дворец.
Быть Милитрисе царицей, сестры станут поварихой и ткачихой. Завидуют сестры Милитрисе, подговаривают сватью бабу Бабариху накликать беду младшей сестре.
1 действие
Прошло время. В царском дворце в Тмутаракани Милитриса ожидает возвращения Салтана с войны. Гонцы посланы сообщить царю радостную весть о рождении сына Гвидона, но нет ответа от Салтана.
Не подозревает Милитриса, что злые сестры подменили письмо и послали свое, где написали царю, что Милитриса родила «неведому зверушку».
Долгожданный гонец привозит указ, в котором Салтан велит «и царицу и приплод в бочке бросить в бездну вод».
2 действие
Пывет бочка по синему морю, в ней подрастает царевич Гвидон. Волны выбрасывают бочку на берег острова Буяна. Пусто вокруг. Одни на острове Милитриса с сыном. Вдруг видит царевич в небе Лебедя. Птица пытается спастись от коршуна.
Царевич стреляет и убивает его. Лебедь-птица обещает царевичу отплатить добром. Наступает ночь, засыпают мать и сын, а проснувшись, не могут глазам своим поверить. Пред ними чудный град Леденец. Вокруг народ просит царевича стать их князем.
3 действие
Гвидон правит в Леденце. Все бы хорошо, но злая тоска мучает его. Хочет он по-бывать на родине, увидеть отца. Идет он за советом к Лебедю-птице. Велит Лебедь Гвидону трижды окунуться в море. Превращается царевич в шмеля.
Царские палаты Салтана. Царь потчует корабельщиков, рассказывающих ему о дивном городе Леденце, где правит Гвидон, о чудесах этих краев. Собрался было уж Салтан поехать посмотреть на чудеса, но его пытаются отвлечь сестры Милитрисы с Бабарихой рассказом о другом чуде — прекрасной царевне, которой и в Леденце не сыскать. Летающий рядом шмель жалит злых теток со сватьей и улетает.
4 действие
Царевич Гвидон потерял покой и хочет найти прекрасную царевну, о к-рой услыхал у Салтана. Зовет он Лебедь-птицу на помощь. Готов искать царевну он хоть за «тридевять земель». «Нет, зачем искать далёко? Та царевна — это я!» — молвит Лебедь-птица, превратившись в красавицу-царевну. А утром к морю приходит Милитриса и радостно благословляет молодых.
На остров приезжает царь Салтан. Дивится он на три чуда Леденца. Но самым удивительным оказывается то, что находит здесь он свою жену и сына. Царь прощает на радостях сестер с Бабарихой. Начинается пир на весь мир.
В каждой сказке есть чудеса, а в сказке Пушкина их целых три. Какие это чудеса?
Чудо первое - белочка, чудо второе - тридцать три богатыря, чудо третье - Царевна - Лебедь.
Композитор изобразил их в такой же последовательности, как они появляются в сказке
У каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картина, только написанная не красками, а музыкальными звуками и с помощью музыкальных инструментов.
Первое чудо
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нём живёт ручная,
Да затейница, какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слушаем фрагмент
- Какие музыкальные инструменты нам раскрывают образ Белочки?
Д. / мы слышим мелодию русской народной песни "Во саду ли:", флейта-пикколо и ксилофон изображают, как Белочка грызет орешки./
У. А.С.Пушкина в сказке сказано: "...С присвисточкой поёт, при честном при всём народе: "Во саду ли в огороде", а Н.А.Римский-Корсаков использует интонацию этой народной песни в показе первого чуда - образа белочки.
Посмотрите как художник иллюстратор изобразил белку. Подходит музыка к этой картине? Почему? Какие краски использовал художник?
Второе чудо
Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Давайте послушаем как Римский Корсаков изобразил богатырей в музыке.
М,Р. - что вы представили, слушая музыку дальше.
Каков характер?
Как композитор изобразил богатырей?
Д. В оркестровом сопровождении слышен грозный шум морского, прибоя и на его фоне появляется чеканный богатырский марш.
У. Какие музыкальные инструменты нарисовали образы богатырей?
Д. Тембры труб и тромбонов, что придает мужественный характер.
А сейчас посмотрим как художник иллюстратор изобразил богатырей с помощью красок
Репродукция.
-Подходит музыка к этой картине? Почему? Какие краски использовал художник?
Ну и третье чудо
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Слушаем.
У. Тембры, каких музыкальных инструментов нам изобразили Царевну-Лебедь?
Каков характер музыки?
Д. Сначала звучит гобой, т.к. его голос похож на голос птицы, а затем мы слышим струнные инструменты: скрипку, голос этого инструмента можно сравнить с голосом человека. Оркестр и арфа передают журчание воды.
Музыка рисует чудесное превращение Лебедь-птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры мелодии, сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. В данном отрывке звучали струнные инструменты, напоминая человеческий голос: флейты, кларнеты, арфа.
А сейчас посмотрим, как художник иллюстратор изобразил богатырей с помощью красок
Репродукция.
. Подходит музыка к этой картине? Почему? Какие краски использовал художник?
Мы прослушали с вами великолепную музыку, изображающую 3 чуда из сказки.
А как называется сказка- опера?
Кто написал сказку?
А музыку опере ?
Я хочу вам предложить изобразить музыку с помощью движений, танца.
Какое чудо вам бы хотелось показать, выразить движениями?
Дети выбирают.
Замечательный танец получился. А сейчас я предлагаю вам стать художниками. Давайте изобразим музыку с помощью красок. Пусть наша кисточка будет танцевать на листе бумаги)))
Рассматриваем рисунки.
Что изобразили? Этот Ваше настроение или музыки?
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель театрализованного праздника "Пушкинская Русь" по мотивам сказок А.С. Пушкина и музыки русских композиторов классиков для детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаю вашему вниманию модель театрализованного праздника "Пушкинская Русь" по мотивам сказок А.С. Пушкина и музыки русских композиторов классиков для детей старшего дошкольного...
Презентация "А.С. Пушкин и музыка"
Презентация для детей подготовительной группы....
образовательная деятельность "А.С.Пушкин и музыка"
Знакомство детей с творчеством поэта А.С.Пушкина и творчеством композиторов М.И.Глинки и А.Н.Римского-Корсакова на образовательной музыкально-художественной деятельности....
Литературная гостиная «Сказки Пушкина»
В гостях у нашей группы побывала работник центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина, Задорожная Жанна Евгеньевна. В рамках данной встречи, Жанна Евгеньевна, провела с ребятами литературн...
Картотека бесед по слушанию музыки "Пушкин и музыка"
Познакомить детей со сказкой в музыке на примере оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», Николая Андреевича Римского-Корсакова с оперой «Сказка о царе Салтане»....
Тематическое музыкальное занятие по слушанию музыки "Три чуда"
Цель занятия: Обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детей посредством широкого приобщения их к общечеловеческой культуре: искусству (музыкальному, изобразительному), литературе....
Методическая разработка сценарий музыкальной гостиной" "Сказки запечного сверчка", посвященной детству Вольфганга Амадея Моцарта
Материал будет полезен музыкальным руководителям МБДОУ. В нем в доступной и интересной для детей форме рассказывается о детстве, юности и творчестве великого композитора....
- Мне нравится (1)