Методическая разработка сценарий музыкальной гостиной" "Сказки запечного сверчка", посвященной детству Вольфганга Амадея Моцарта
методическая разработка (подготовительная группа)
Материал будет полезен музыкальным руководителям МБДОУ. В нем в доступной и интересной для детей форме рассказывается о детстве, юности и творчестве великого композитора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_motsarta.docx | 48.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УРОК 26 (С)
Тема: Музыка Моцарта
Виды деятельности учащихся: Рассмотреть основные этапы творческого пути
Моцарта;
Раскрыть красоту и многогранность творчества
Моцарта
Содержание
СЛАЙД 1
«Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт». Так уже в течение нескольких
столетий говорят об этом композиторе.
А если хотят о каком-то человеке сказать, что у него незаурядные способности, то
нередко произносят: «Гениален, как Моцарт». И правда, музыка композитора, жив-
шего в 18 веке, продолжает радовать нас и сегодня, почти три века спустя.
Что же это был за человек, создавший музыку, над которой не властно время?
СЛАЙД 2 - Зальцбург
Моцарт родился в 1756 году, в австрийском городе Зальцбурге, который был столицей
маленького церковного княжества. Церкви тут громоздились на каждом шагу.
У самой окраины города стояли величественные Альпы. И все-таки не церквями,
не высокими Альпами славился старинный городок. В самой Австрии так и говорили:
«Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка.»
И в самом деле, в славном Зальцбурге каждый второй житель пел, каждый четвертый
обязательно играл на музыкальном инструменте.
СЛАЙД 3 – Отец Моцарта
Отец Моцарта был скрипачом в придворной капелле архиепископа. А в свободное
Время давал уроки музыки детям богатых горожан. Леопольд Моцарт был строг,
ему нельзя было мешать во время занятий, и мама отправляла малыша поиграть
на улицу. И вот однажды, когда Вольфганг играл на улице, из окна донеслась музыка.
Мальчик забыл об игре и кинулся в кабинет отца. Отец рассердился и выставил его
За дверь. Мальчик заплакал. Рыдал он так горько, что мать, Анна-Мария, унесла его
в дом. Но вот чудо! Как только малыш вновь услышал музыку, слезы высохли и он
засмеялся от радости.
СЛАЙД 4, 5 – Маленький Моцарт
Моцарту было всего 3 года, когда отец стал обучать игре на клавесине его семилет-
нюю сестру. Наблюдая на занятиями сестры, маленький Вольфганг стал сам
- 2 –
подходить к клавесину и брать аккорды. С 4 лет отец стал учить и его игре на клаве-
сине. В пять лет Моцарт уже сочинял небольшие пьесы и играл их отцу, а тот записы-
вал их в особую тетрадь. В шесть лет малыш овладел игрой на скрипке и органе.
Нередко родители даже упрашивали сына прекратить занятия, чтобы он не переутом-
лялся.
Скоро весь Зальцбург знал, что в семье Моцартов растет чудо-ребенок. Леопольд
Моцарт не хотел, чтобы жизнь сына была такой же тяжелой и однообразной, как его
собственная. Ведь несмотря на то что он работал и придворным музыкантом у
князя Зальцбургского, и давал частные уроки, семья еле сводила концы с концами,
часто не имея даже средств расплатиться с долгами. А необходимость сочинять
музыку по заказу князя тоже угнетала отца. Поэтому невероятный талант сына открыл
для всей семьи новые горизонты, родил надежду зажить более интересно и обеспе-
ченно. Отец Моцарта решил везти мальчика с его талантливой сестрой в концертное
путешествие. Шестилетний музыкант поехал завоевывать Европу!
СЛАЙД 6 – Маленький Моцарт
Семья Моцарта посетила сначала Мюнхен, потом Вену, а затем крупнейшие города
Европы: Париж, Лондон, а на обратном пути Амстердам, Гаагу, Женеву. Поездка прод-
лилась три года и превратилась в поистине триумфальное путешествие. Концерты
маленького Моцарта, где он выступал с сестрой Анной-Марией неизменно вызывали
бурю восторга, удивление и восхищение. Детей осыпали подарками.
Программа Вольфганга поражала своим разнообразием и трудностью. Маленький
виртуоз играл один и в четыре руки с сестрой. Исполнял не менее сложные произве-
дения на скрипке и органе. Импровизировал ( сочинял музыку на ходу, по нескольким
заданным ему нотам), аккомпанировал певцам незнакомые ему произведения.
Занимала знатную публику и внешность маленького Виртуоза. Мальчик был мал
ростом, худенький, бледный. Одетый в тяжелый, расшитый золотом придворный
костюм, в завитом и напудренном парике, как того требовала мода, он походил на
волшебную куклу.
Но нередко и придворные воспринимали мальчика как очередную игрушку, создан-
ную для их развлечения. Ради забавы слушатели заставляли ребенка играть по кла-
вишам, покрытым платком, или исполнять трудные пассажи одним пальцем.
Нередко концерты длились по 4-5 часов.
Видеофайл – «Маленький Моцарт при Венском дворе»
- 3 –
Эпизод из этого фильма основан на реальных событиях: и требование снять кольцо,
в котором якобы таится волшебная сила, и маленькая придворная дама, которая
понравилась Моцарту.
Несмотря не долгие и утомительные концерты, отец продолжал музыкальное образо-
вание сына. Он знакомил его с лучшими музыкальными произведениями того време-
ни, водил сына в театры, на концерты, обучал его композиторскому мастерству.
В Париже Вольфганг написал свои первые сонаты для скрипки с клавиром, а в Лондо-
не – симфонии, которые сам же и исполнял на своих концертах, что придавало его
концертам дополнительную славу.
Дошло до того, что взрослые профессиональные музыканты стали с завистью погля-
дывать на малыша, как на соперника. Испытания для маленького Моцарта станови-
лись все сложнее.
Когда семья Моцартов вернулась домой в Зальцбург, архиепископ решил устроить для
Вольфганга музыкальное испытание на проверку его композиторского мастерства.
Церковные служители отнеслись к мальчику сурово. Они упрямо считали, что гени-
альность малыша – это ловкий трюк, придуманный его отцом.
ВИДЕОФАЙЛ – «Маленький Моцарт у Зальцбургского архиепископа»
В Зальцбурге отец продолжил музыкальное обучение сына. Через 4 года, когда Мо-
царту исполнилось 14, отец вновь устроил для него музыкальное путешествие по
Европе. И второй раз Моцарт пережил триумф. Его концерты проходили с потрясаю-
щим успехом и собирали такое количество слушателей, что самому музыканту трудно
было пробиться сквозь толпы народа, осаждавшего концертные залы, монастыри и
соборы, в которых он выступал. В городе Болонья произошла сенсация: 14-летний
мальчик был избран магистром Болонской филармонии, хотя закон запрещал брать
на эту должность мужчин моложе 20 лет.
Леопольд Моцарт был уверен, что после такого триумфа сын не будет вести скучную
жизнь придворного музыканта, а останется в Италии и найдет там интересную и хоро-
шо оплачиваемую работу, например, при каком-нибудь театре.
Но этим надеждам не суждено было сбыться. Все попытки найти работу в Италии
были безуспешны. Местные композиторы открыто враждебно высказывались об
«австрийском выскочке», а итальянская знать воспринимала его концерты, как увле-
кательный аттракцион, но брать подростка себе на службу никто не хотел.
Моцартам пришлось вернуться в Зальцбург.
- 4 –
СЛАЙД 8 – Юный Моцарт
К тому времени старый граф, благоволивший к семье Моцартов, умер. Его место за-
нял новый правитель Зальцбурга – граф Колоредо, человек грубый, завистливый,
нетерпимый к чужой славе. Он сразу невзлюбил молодого Моцарта, которому за
время путешествия по Европе исполнилось 19, и всячески старался подчеркнуть, что
время его музыкальных триумфов закончилось и теперь он ничем не лучше простого
слуги при графском дворе.
Граф стал заказывать Моцарту легкую развлекательного характера музыку, а компо-
зитору хотелось писать оперы и симфонии. Неуступчивость и независимость характе-
ра вызвали гнев графа. Он даже сократил плату молодому композитору и перестал
платить пенсию постаревшему от горя отцу Моцарта. От горя и лишений, постигших
семью, мать Моцарта вскоре умерла. Старый отец умолял юношу смириться, но
Моцарт слугой быть не желал. А унижения продолжались: граф запретил Моцарту
выступать в Зальцбурге без его разрешения и приказал кормить на кухне с осталь-
ными слугами.
СЛАЙД 9, 10 – Франция 18 века
В 1777 году Моцарт с огромным трудом выпросил отпуск у графа и отправился в Па-
риж, надеясь найти работу там. Но о гениальном мальчике все давно забыли, а
никому не известный молодой композитор был не нужен парижской знати.
Тем не менее красота Парижа и хоть кратковременное ощущение свободы дали
Моцарту вдохновение. Во Франции он написал свою знаменитую Сонату ля мажор,
Особую популярность которой принес финал:знаменитое «Рондо в турецком стиле»
или как его еще называют «Турецкий марш».
Такое необычное название финал сонаты получил потому, что его мелодия звучит
с характерным сопровождением, напоминающим рокот так называемого турецкого
барабана. Давайте послушаем это одно из самых популярных произведений Моцарта
ВИДЕОФАЙЛ – «Рондо в турецком стиле»
Какой характер у мелодии этой музыки? Можно ли назвать ее танцевальной?
Празднично-веселая, танцевальная мелодия финала сонаты сделала ее особенно
популярной. Мелодия имеет ярко выраженный грациозно-танцевальный характер.
СЛАЙД 11 – Портрет Моцарта
Возвращение в Зальцбург было особо мучительным. Ничего хорошего Моцарта там
не ждало.
- 5 –
Моцарт пишет прошение графу Колоредо об отставке. Тот не принимает его. Моцарт
настаивал и вновь подал прошение. Тогда по приказу графа Моцарта столкнули с
лестницы. Это было последней каплей, переполнившей чашу терпения. От пережитого
унижения Моцарт заболел тяжелой нервной горячкой. Болезнь укрепила его жела-
ние избавиться от ненавистного служения графу. Впрочем, графу наскучил упрямый
молодой художник. Он подписал прошение и язвительно намекнул, что в без
его покровительства Моцарта ждут голод и нищета. Но молодой композитор уже
ничего не боялся.
В 1781 году Моцарт наконец-то уехал из Зальцбурга и поселился в Вене. Ему тогда
было 26 лет. «Счастье мое начинается только теперь,» - писал он своему отцу.
И, действительно, в Вене прошли 10 самых счастливых лет в жизни Моцарта.
Тогда в Австрии, как и во всей Европе была повальная мода на итальянскую музыку.
Знатные господа не верили, что немецкие композиторы способны сочинить что-то
такое же прекрасное. Моцарту удалось разрушить этот стереотип.
Именно в Вене он пишет инструментальные сочинения, полные мастерства и красоты.
В те времена было принято устраивать ночные концерты. Исполнялись только произ-
ведения для струнных инструментов, ведь под балконом на улице большой оркестр
не разместишь. Так Моцартом была написана его знаменитая «Маленькая ночная
серенада».
ВИДЕОФАЙЛ – «Маленькая ночная серенада»
Какое настроение у этой мелодии? Почему, как вы думаете, оно имело грандиозный
успех в столице Австрии?
Это небольшое произведение пленяет своим изяществом и тонкостью. Его светлое
настроение пронизывает чуть лукавая улыбка.
Теперь Моцарту предстояло разрушить тот же стереотип по отношению к опере.
Он горел желанием создать оперу на немецком языке. Никто не верил, что ему
это удастся. А Моцарт написал блистательную комическую оперу «Свадьба Фигаро»
по пьесе Французского драматурга Бомарше. В ней остроумный и смелый Фигаро,
слуга графа Альмавивы собирается жениться на служанке графини Сюзанне. Но он
узнает, что граф и сам не прочь приударить за его невестой и хочет ее соблазнить.
Хитрый слуга разрушает планы графа и ему лаже удается поставить своего господина
в смешное нелепое положение. Свадьба заканчивается веселой свадьбой Фигаро
и Сюзанны.
Тема победы бесправного слуги над всесильным господином была близка Моцарту
- 6 –
после всего того, что пережил в Зальцбурге. Всемирную известность получила ария
Фигаро, в которой он клянется проучить графа. Сначала музыка звучит учтиво-предуп-
редительно, как и положено слуге обращаться к барину. А к концу музыка рисует нам
портрет подлинного Фигаро.
Какой же характер был у Фигаро? Как это отразилось в мелодии арии?
Музыка нарисовала нам энергичного, смелого напористого человека.
Опера «Свадьба Фигаро» была принята публикой неоднозначно. Музыка понравилась
Венской знати, а вот сюжет оперы ее возмутил. Как смеет слуга быть умнее барина?!
Особенно старался распускать сплетни и кляузы Антонио Сальери, придворный
композитор Венского королевского двора. Он даже обвинял Моцарта в сочувствии
Французской революции. В итоге опера была запрещена для последующих
постановок.
СЛАЙД 11 – Опера «Волшебная флейта»
Неудача не сломила Моцарта. Он пишет свою вторю выдающуюся оперу «Волшебная
Флейта». Это опера-сказка, жанр тоже близкий романтично настроенному компози-
тору.
ВИДЕФАЙЛ –Ария Королевы Ночи из «Волшебной флейты»
Несмотря на большую популярность Моцарт и в Вене часто испытывал нужду и поч-
ти что голод. Торговцы нотами, директора театров и другие состоятельные люди
постоянно злоупотребляли его добротой и бескорыстием. Один владелец нотного
магазина, например, умудрялся доставать копии с его фортепианных сочинений и
печатать их без согласия автора, естественно, не выплачивая ему положенных денег.
А однажды директор прогорающего оперного театра заказал ему оперу. Моцарт
написал оперу по восточной сказке «Похищение из сераля», а директор театра
не заплатил ему ни гроша, хотя опера шла с огромным успехом.
СЛАЙД 12 – Портрет Констанции Вебер
Но зато личная жизнь Моцарта сложилась счастливо. Он женился на любимой девуш-
ке Констанции Вебер, которая была доброй, ласковой и любила музыку. Они жили
счастливо, и присутствие Констанции вдохновляло композитора на новые сочинения.
В последние годы Моцарт пишет одну из своих лучших симфоний – Симфонию
Номер 40.
ВИДЕОФАЙЛ – Симфония номер 40. Первая часть – аллегро.
Как и полагается симфонии, она состоит из 4 частей. Первая часть –аллегро – то есть
быстрая начинается с взволнованной, трепетно-нежной мелодии.
- 7 –
Мелодию исполняют скрипки и это придает ей особую мягкость и теплоту.
Как вы думаете, почему музыковеды говорят об этой симфонии, что ее написать мог
только человек, который несмотря на все удары судьбы сохранил доброту, веру
в прекрасное и свет в душе?
Как вы думаете, почему авторы видеоклипа выбрали именно такой видеоряд для
этой симфонии?
Да, невзгоды не озлобили и не сломили Моцарта. Доверчивый и добрый, он всегда
был готов помочь товарищу, попавшему в беду. Сам же он все больше впадал в
бедность. Непрерывная творческая и исполнительская деятельность в сочетании
с постоянной нуждой быстро подтачивали и без того слабое здоровье Моцарта.
СЛАЙД 13 – Моцарт. Реквием
Последним произведением Моцарта был реквием. Слово «Реквием» в переводе
с латыни означает «покой». «Реквием» - это церковное сочинение траурного харак-
тера, которое исполняется в церкви в память умершего. Моцарт тяжело болел.
У него началась сердечная недостаточность, а таинственные события, связанные с
заказом «Реквиема» испугали композитора. Незнакомый человек, одетый в черное,
сказал, что заказывает Моцарту реквием, но не назвал ни своего имени, ни имени
заказчика. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знатного эксцентричного
вельможи графа Вальзега. Граф был известен тем, что скупал произведения извест-
ных композиторов, а потом выдавал их за свои.
Но Моцарту, измученному болезнью, казалось, что он пишет реквием для себя.
Он торопился, боялся , что умрет, не закончив своего произведения. Врачи прописали
больному композитору полный покой, но это было для него хуже смерти.
Реквием отнял последние силы Моцарта. Он умер, когда ему исполнилось 36 лет, и
был похоронен на кладбище для бедных в общей могиле.
Реквием Моцарта выходит за рамки обычных церковных песнопений. Эта музыка,
Величественная и трогательная. Она говорит о вечном, о любви, о надежде.
ВИДЕОФАЙЛ –« Лакримоза» Реквием
Как вы думаете, а почему о реквиеме говорили именно так: эта музыка выходит
за рамки обычных церковных песнопений. Она понятна всем людям, всех стран и
конфессий. Она говорит нам о вечном. О чем же вечном говорит нам эта музыка.
ВИДЕОФАЙЛ – Концерт номер 21
Хотелось бы закончить наше знакомство музыкой Моцарта на светлой, оптимисти-
ческой ноте. Согласны ли вы со словами, которые были сказаны в начале урока:
- 8 –
«Моцарт – это солнечный луч в музыке. Это светлый музыкальный гений.»
Что для вас показалось наиболее близким в музыке Моцарта?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка сценарий музыкальной сказки "гуси-лебеди"
методическая разработка для воспитателей средних групп...
Методическая разработка. Сценарий музыкального досуга, посвященный дню 8 марта " Паровозик Ромашка "(для детей первой младшей группы)
Сценарий музыкального досуга,посвященный дню 8 марта...
Методическая разработка . Сценарий праздника для детей младшей группы, посвященного Международному Женскому дню 8 марта "Мамочку поздравлю с праздником весны!"
Методическая разработка. Сценарий праздника для младшей группы, посвященного Международному Женскому Дню 8 марта "Мамочку поздравлю с праздником весны!"...
Сценарий. Музыкальная гостиная "Музыка военных времён", посвященная Дню Победы.
День Победы со старшими дошкольниками можно отмечать в разной форме. Это могут быть и беседы с презентацией, и воено-спортивное развлечение. Я предлагаю свой вариант - музыкальная гостиная - "Муз...
Методическая разработка сценария музыкального праздника "Волшебные сказки Георгия Свиридова"
Этот материал может быть полезен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Методическая разработка включает в себя подробный и адаптированный для детей 6-7 лет рассказ о жизни и творчестве зна...
Методическая разработка сценария музыкального праздника "Волшебник из Простоквашино" по сказкам Эдуарда Успенского
Эта разработка может быть полезна как музыкальным руководителям, так и воспитателям ДОУ. В ней в увлекательной и доступной для детей форме рассказывается о жизни и творчестве писателя Эдуарда Успенско...
методическая разработка сценария музыкальной гостиной на тему "27 января-день снятия блокады"
Мой сценарий позволяет в форме музыкальной гостинной провести с детьми беседу о блокаде Ленинграда, где дети читают стихи, слушают музыку, исполняют песню на данную тему, а также в конце встречи...