Аналитическая записка 2021 - 2022 уч. гг.
статья (младшая группа)
Анализ работы по проектной технологии в младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_zapiska_2021-_2022_1.docx | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных действий дошкольников через проектную деятельность
В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс в ДОУ ориентирован на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Познавательное развитие предполагает познавательную активность, которую нужно поддерживать, опираться на познавательный интерес детей.
Изучив технологии организации педагогического процесса, представленные в работах Л. С. Выготского М. И. Лисиной, Е. И. Щербакова, Г. И. Щукиной, я пришла к выводу: проектно - исследовательская практика – один из основных путей развития познавательной активности дошкольников.
Цель моей работы: организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. А реализация проекта обеспечивается за счет таких форм работы как: экспериментирование, исследование, коллекционирование.
Задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире;
- формировать проектно-исследовательские умения и навыки, предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- активизировать мыслительные процессы сравнения и классификации, обобщения, обогащать память;
- развивать творческие способности, эмоциональную сферу ребенка;
- воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи, ответственности за конечный результат работы;
- повысить компетенции родительской общественности в области познавательного развития дошкольников.
Считаю, что особую значимость в развитии детской активности имеет насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка и создает оптимальные условия для этого. Конструируя предметно-развивающую среду группы, учитывала критерий продуктивности использования.
РППС моей группы
- положительно влияет на эмоциональное состояние, так как ведущая роль предоставлена игровой деятельности;
- помогает детям познавать окружающий мир, то есть способствует развитию анализаторов, подсказывает способы обследования и действий;
- дает возможность заниматься самостоятельной деятельностью;
- доступна и безопасна;
имеет достаточное пространство для удовлетворения потребности в двигательной активности.
Выделила зоны для разного рода видов активности: рабочую, активную, спокойную. Оформила несколько центров для разных видов деятельности.
Центр здоровья.
Продолжать работу по укреплению здоровья, совершенствовать основные движения, развивать двигательную активность детей, воспитывать гигиенические привычки: ростомер, массажные коврики, фотографии и иллюстрации с видами спорта, картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания; картотеки гимнастики; пособия для проведения утренней гимнастики; спортивный инвентарь.
Центр конструирования.
Развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по собственному замыслу, формирование мыслительных операций:
модели, картинки различных построек, иллюстрации мостов, улиц и т. п.;
наборы конструкторов: крупногабаритный, конструктор типа «лего», магнитный;разнообразные мозаики и пазлы; транспорт; строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины; игрушки для обыгрывания построек.
Центр сюжетно – ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин»
Развитие творческого воображения, фантазии; воспитание коммуникативных навыков; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения: атрибуты для сюжетно-ролевых игр ( фартучки, шапочки, халаты и др.); наборы игрушек и предметов, отображающие социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, фигурки животных; предметы-заместители; набор для парикмахерской и больницы, игровой материал для игры «Магазин».
Центр развивающих игр
Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках.
Уголок книги.
Освоение родного языка; воспитание духовной культуры родного края:
детские книги по программе; любимые книги детей; сезонная литература;
тематические альбомы; портреты детских писателей; полочка для книг;
магнитофон, диски с записью литературных произведений; телевизор;
лепбук «Моя любимая сказка»; магнитная доска и сказки на магнитах.
Речевой центр.
Развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики; обогащение словаря, совершенствование звуковосприятия; формирование культуры речевого общения в детском коллективе; укрепление дружеских отношений внутри группы: зона сенсорики: пирамидки, вкладыши, сортер; прищепки с дисками; клубочки для наматывания; игровые наборы для развития речевого дыхания: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики; зеркало, столик, стульчики; альбомы «Эмоции», «Настроение»; картотека речевых игр и упражнений;
главный персонаж ворона Каркуша; лепбук «Где моя мамочка?»; дидактические и настольные игры.
Театрально – музыкальный центр.
Развитие монологической и диалогической речи; совершенствование произношения звуков речи, а также интонационного строя, формирование социальных навыков поведения: фланелеграф; различные виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Лисичка со скалочкой» и др.), театр игрушек («Репка», «Курочка Ряба»), «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора;
- костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок, а так же имитационных и хороводных игр;
- малая ширма для настольного театра; большая многофункциональная ширма (для театрализованной деятельности, сюжетно – ролевых игр);
- аудиозаписи музыкальных произведений; музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан, маракасы, металлофон и др.;лепбук о театре.
Центр изобразительной деятельности.
Формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, самостоятельности, активности: гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, кисти; бумага разного формата и текстуры, формы для раскрашивания; материалы для лепки, аппликации и др.; изделия декоративно-прикладного, народного искусства и др.
Центр экспериментирования.
Формирование первичных естественнонаучных представлений; развития познавательной активности и любознательности: блок "Опыты и эксперименты" (трубочки, стаканчики, песочные часы, лупы, магниты, поролоновые губки, лейки, ситечки, совочки, вата, пипетки, ватные палочки, ёмкости для воды и песка и др.); коллекции природных материалов (ракушек, камней, семян растений, шишек, листьев и др.); дидактические игры и картотеки; игровой персонаж Самоделкин; календарь природы, энциклопедии; растения; аквариум с рыбками и предметы ухода за ними.
Уголок уединения.
Помощь ребенку в создание “своего” личного пространства: книги по интересам; семейные фотоальбомы; игрушки.
Оснащение центров периодически сменяется: добавляю новый материал для творчества, обновляю детские демонстрационные работы, элементы оформления. А также в центрах создаю условия для индивидуальных (например, раскрашивание картинок) и коллективных занятий (дидактические игры). И учитываю гендерный принцип: в моей группе больше мальчиков.
Понятие «познавательная активность» предполагает стремление ребенка к познавательной деятельности. Поэтому в своей работе с детьми придерживалась следующих принципов:
1. Принцип научности (подкрепление научно-обоснованными и апробированными методиками)
2. Принцип доступности (обучения на адекватных возрасту формах работы с детьми)
3. Принцип систематичности и последовательности (единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач)
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.
5. Принцип активного обучения (дети узнают новое путем решения доступных проблемных задач).
Главное в проектной деятельности — соучастие взрослого и детей. В младшей группе дети только учатся самостоятельности. Их роль в процессе реализации проекта была скорее наблюдательной. Тем не менее, старалась организовать деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок смог проявить собственное мышление, реализовать свои идеи.
Календарно – тематическое планирование по неделям способствовало правильной организации проектной деятельности. Темы недели я определяю в соответствии с ОП ДОУ, которые включены в тематическое планирование РП группы. Планирование соответствует календарным праздникам, лексическим темам, экологическому направлению работы дошкольного учреждения и группы в частности. В зависимости от темы и поставленных задач проекты были познавательными, исследовательскими и творческими.
Наши проекты мы старались выполнять поэтапно. На первом этапе я знакомила детей с проблемной ситуацией, в ходе которой подводила их к ознакомлению с темой и предстоящими задачами. На втором этапе мы совместно находили ответы на поставленные вопросы. На третьем этапе учились презентовать результаты. И затем, по возможности, использовали эти результаты в предметно – развивающей среде нашей группы.
Темы недель были мини - проектами, в которых мы с детьми узнавали что-то новое, неизведанное. Эти темы для малышей я называла сама: «Игрушки», «Домашние обитатели», «Мой любимый папа», «Неделя детской книги», «Лесные жители», «Весна красна» и другие.
Представлю некоторые из проектов.
Познавательно - исследовательский долгосрочный проект «Покормите птиц зимой!»: формирование доброжелательного отношения к птицам; воспитание эмоциональной отзывчивости при общении с ними, расширение знаний детей о птицах, их значении для человека, обогащение словаря детей. Дети наблюдали за зимующими птицами на участке, заучивали стихи, раскрашивали картинки, выполняли аппликации, лепили птиц из пластилина. Родители изготовили домики и кормушки для птиц, приобрели корм. Подобраны иллюстрации для альбома о птицах.
Краткосрочный информационно - познавательный проект «Мой любимый папа!»: расширение представлений о Российской армии, формирование гендерных представлений. Дети слушали рассказы о трудной, но почетной обязанности защищать Родину; готовили с родителями стихи для праздничного утренника, выполнили поздравительные открытки папам. В группе оформлен семейный фотоальбом.
Краткосрочный познавательный творческий проект «Книги – лучшие друзья»: формирование интереса к книгам, произведениям художественной литературы, развитие элементов творчества в разных видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении), воспитание умений слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции. Заинтересовать родителей в активном ознакомлении ребенка с литературой. Ребята познакомились с русскими народными сказками и потешками, а так же с творчеством К. И. Чуковского, участвовали в драматизации сказки «Колобок» и развлечении «Вечер стихов и загадок». С помощью родителей в группе была оформлена выставка «Наши любимые книги », эти книги пополнили нашу библиотеку.
Среднесрочный познавательно-исследовательский проект «Наши маленькие друзья»: расширить представления о домашних животных (собака, кошка, хомяк, аквариумные рыбки), а также познакомить с правилами ухода за ними, воспитывать заботливое, бережное отношения к животным. Ребята наблюдали за кошкой, собакой (дома), заучивали дома и в детском саду стихи, потешки, рисовали «следы», «клубочек для киски», придумывали «Домик для рыбок», лепили «Угощение для щенка», конструировали из кубиков «Будка для собаки». У детей активизировался интерес к представителям животного мира. Один из результатов проекта – аквариум с рыбками в нашей группе.
Краткосрочный информационно - познавательный проект «Всем знакомые насекомые»: формирование реалистических представлений об окружающей нас природе, воспитание желания стать беречь ее; обогащение элементарных представлений о насекомых, их строении, способах передвижения; формирование навыков исследовательской деятельности. Родители вместе с детьми смотрели видео фильмы о насекомых. Игровая среда пополнилась новыми игрушками – насекомыми, а также предметами для наблюдения (лупы, пинцеты и др.).
Познавательно - исследовательский долгосрочный проект «Огород на окне»: расширение представлений детей о труде, о значении труда в жизни людей; систематизация знаний о процессе посадки лука, обучение умениям определять последовательность трудовых действий, формирование практических навыков посадки растений. Дети рассматривали, сравнивали луковицы, обговаривали с воспитателем порядок действий, учились подбирать необходимое оборудование, наблюдали за ростом растений, поливали посадки, обедали с зеленым луком. Родителям представлен фоторепортаж. Работа над данным проектом еще раз доказала эффективность данного метода в активизации познавательного интереса детей.
Проектная деятельность проходила в рамках интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Для повышения познавательной активности детей я использовала различные формы и методы: рассматривание иллюстраций и сюжетных картин, дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, беседы, проблемные ситуации.
Активными помощниками в работе над проектами стали родители. В ходе выполнения проекта родители выступали одновременно в нескольких ролях: консультировали, решали оперативные вопросы, помогали в предварительной оценке проекта. Они помогали с подготовкой ознакомительных презентаций, совместных творческих работ с детьми для участия в выставках и конкурсах. Многие семьи активно участвовали в проектной деятельности.
Используя проектирование, я пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности детей дошкольного возраста. Прежде всего, в ходе нашей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. Выполняя проект, дети учились публичному изложению своих мыслей, приобрели важные социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, начали руководствоваться не только собственными мотивами, но и установленными нормами.
При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, а сами дети стали интересны друг другу. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению творческих работ.
В ходе проектной деятельности жизнь детей и родителей наполнилась новым содержанием, укрепились детско-родительские отношения. Через родительские уголки, ЭОР предлагала практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Подготовила серию видеоконсультаций по работе с блоками Дьенеша с детьми младщей группы, о заучивании стихов с помощью мнемотаблиц, об использовании пальчиковых игр для развития речи. Представила образцы экспериментов с детьми дома. Проектный метод позволил взрослым и детям не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результаты совместного труда, способствовал эмоциональному сближению в процессе совместной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Аналитический отчет 2021-2022 учебный год".
Аналитический отчет за 2021-2022учебный год в младшей группе "Березоньки"....
Аналитический отчет 2021-2022 учебный год в группе раннего возраста
Отчет о проделанной работе за 2021- 2022 учебный год. воспитателя группы раннего возраста «Рябинка» Петрачук Ольги Михайловны....
Аналитическая справка 2021-2022
Аналитическая справка...
аналитический отчет 2021-2022
аналитический отчет...
Аналитический отчет 2021-2022
Аналитический отчет 2021-2022...
Аналитический отчет 2021-2022 г.
Аналитический отчетза 2021-2022 учебный год(средняя группа № 3 "Фантазёры")...
Аналитический отчет 2021-2022 учебный год
Аналитический отчет 2021-2022 учебный год...