Культуроведческая практика с детьми старшего дошкольного возраста «Историческое краеведение по городу Пскову»
методическая разработка

Белявская Анастасия Викторовна

Культуроведческая практика с детьми старшего дошкольного возраста «Историческое краеведение по городу Пскову»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культуроведческая практика с детьми старшего дошкольного возраста «Историческое краеведение по городу Пскову»

Цель: обогащать представления детей о родном городе (Пскове).

Интерактивная беседа о городе Пскове «Моя малая родина»

Посмотрите, ребята, какой огромный рисунок сегодня висит у нас в группе. Этот рисунок – карта России, страны, где мы с вами живем. Помните, мы составляли с вами план нашей группы и значками обозначали все то, что в ней находится: столы, стулья, уголок игрушек. Так и на карте: города, реки, горы – все обозначено на ней.

В каком городе мы с вами живем, как он называется?

Как одним словом можно назвать всех жителей Пскова?

Как вы думаете, наш город Псков есть на карте?

Ребята, посмотрите: это главный город России – Москва. Москва – столица нашей Родины. Россия большая и красивая страна. Русские любят свою Родину – Россию. Но у каждого есть малая родина, там, где человек родился, живет.

Как называется наша малая родина?

Как называют жителей Пскова?

Что есть в нашем городе Пскове?

Что вам нравится больше всего в нашем городе?

На какой улице вы живете?

На какой улице стоит наш детский сад?

Виртуальная экскурсия по памятным местам Пскова

Предлагаю детям «сесть в автобус» и попутешествовать. Показ презентации с фотографиями Троицкого собора, Псковского Кремля, памятника Великой княгине Ольге, памятника Александру Невскому, главной улицы Пскова – Октябрьского проспекта.

Серия бесед о городе Пскове

«Почему городу дали название «Псков»?»

Дети, скажите, какой город изображен на этих иллюстрациях, картинках? Это древний Псков. Когда вас еще не было, вы еще не родились, в нем жили ваши предки.

Откуда на самом деле произошло название «Псков»? ученые по-разному объясняют происхождение нашего города. Возможно, название города связано со словом «Плесков».

- Что может обозначать слово «Плесков»? А может быть «Псков» от слова «Песков»? А что может обозначать это слово? (песок). А ещё псковичи варили смолу – «пихкв». Возможно, и это слово связано с названием нашего города.

- Как вы думаете, сначала это было большое поселение или маленькое?

- Чем оно было защищено?

Это маленькое поселение было защищено земляным валом и частоколом. А как вы думаете, что такое земляной вал? А частокол? (объяснение значений слов).

- А зачем эти поселения были защищены частоколом и земляным валом?

Раньше нашему народу приходилось очень часто обороняться от врагов. Многих привлекало богатство нашего города, и псковичи строили различные преграды для врагов: земляные валы, частоколы.

- А в каких домах жили жители этого маленького поселения? Посмотрите, а есть ли трубы в этих домах?

- А как же топились эти избы? Откуда выходил дым?

Такие дома топились по-черному: так как в избах не было дымохода, дым выходил прямо в избу. Из-за едкого дыма и плохого освещения многие люди страдали от глазных болезней. Лишь у богатых жителей в домах были дымоходы, и избы топились по-белому, но чаще такие избы строились в городах. Если бы мы зашли в эту избу, перед нами была бы одна большая комната. Там не было никаких перегородок. Не было никаких комнат, но все знали, что левая половина дома – женская, а правая – мужская. В женской половине дома находились печь, кухонная посуда, прялки, веретена. А в правой – мужской  – инструменты мужчин. Спали на печи, а то и на полу, на полатях (пояснить, что это такое) спали дети и подростки.

«Псковский Кремль – сердце города»

Города, как и люди, неповторимы. И каждый из них – древний и юный, как наш Псков. Ребята, почему о нашем городе можно сказать, что он одновременно «древний» и «юный»?

Древние города очень дороги людям потому, что напоминают о славной истории нашей Родины – России. Мы с вами уже знаем, как возник Псков.

Показ иллюстраций, фотографий с видом Кремля

- Что вы видите на фотографиях?

- Где расположен Кремль?

Псковский Кремль, или Кром, как его называли псковичи, расположен на высоком холме, при впадении реки Псковы в реку Великую.

Дети, как вы думаете, почему одну из рек в древнем Пскове люди назвали Великой?

Это главная река Псковской земли.

При впадении реки Псковы в Великую стоит наш Кремль. Не раз вы с родителями любовались Кремлем – это место очень любят псковичи. Кремль – это большая крепость.

- Как можно догадаться, что Кремль – крепость?

Псковский Кремль был хорошо укрепленной крепостью. Стены Кремля толстые, высокие. Вдоль стены мы видим с вами большое количество башен (рассматривание иллюстративного материала).

Войти в Кремль можно было только через ворота. В Кремль вели двое южных проездных ворот, которые постоянно охранялись. Сегодня мы можем увидеть с вами только одни ворота, только они сохранились до нас – это Великие ворота, надежно охраняемые Троицкой башней.

Посмотрите на башни Кремля.

- Они все одинаковые? Чем они похожи, а чем отличаются?

- В каком месте стены находятся башни: в центре стены или по углам? Почему?

Круглые башни были очень прочными, и из них можно было вести обстрел.

Рассматривание иллюстрации Псковского Кремля

- Какая башня находится ближе к реке, какая ближе к Троицкому собору?

Башня Кутекрома носит загадочное название. Древние псковичи говорили не «угол», а «кут». Кром – это Кремль. Поэтому Кутекрома – «угол Кремля».

- Что вы видите на картинке в центре Кремля?

В центре Кремля привлекает внимание всех величавый Троицкий собор – прекрасный памятник русского зодчества. Зодчие – это строители. Богата история Троицкого собора. Примечательно, что на одном и том же месте псковичи 4 раза возводили свой храм, 3 раза это происходило после пожаров, уничтоживших собор. Троицкий собор, который мы с вами знаем, построен последним, ему более 300 лет. Троицкий собор стоит на самом высоком месте города. В ясную погоду можно увидеть за несколько километров от города. Купола церквей, чтобы они сияли на солнце, псковичи всегда покрывали лемехом, керамической глазурованной плиткой, золотом. Это было очень красиво! И сегодня стараются поддерживать эту традицию.

Псковский Кремль называют сердцем Пскова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект итогового мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Улицы города"

Мероприятие  разработанно с учетом принципа интеграции образовательных областей. Включает  в себя  коммуникативную, исследовательскую, продуктивную деятельность детей....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Конкурс знатоков города Воркуты». Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».

Программное содержание: Формирование обобщённого представления о Воркуте, о   правилах поведения на улицах города. Закрепление и обобщение знаний детей о родном городе, о правилах дорожного ...

«Интегрированный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению»

Человеку никак нельзя жить без Родины,как нельзя жить без сердца”....

Конспект культурной практики с детьми старшего дошкольного возраста «Новые открытия» ( с использованием сибирского борда)

Цель: развивать любознательность, инициативу в ходе знакомства с новым оборудованием....

Использование музейного пространства в образовательной практике с детьми старшего дошкольного возраста

Использование музейного пространства в образовательной практике с детьми старшего дошкольного возраста...