«Интегрированный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению»
методическая разработка по теме
Человеку никак нельзя жить без Родины,как нельзя жить без сердца”.
К.Паустовский
Малая Родина... У каждого человека она своя,
но для всех является той путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни определяет
очень многое, если не сказать — всё.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интегрированный подход в работе с детьми старшего
дошкольного возраста по краеведению»
Человеку никак нельзя жить без Родины,как нельзя жить без сердца”.
К.Паустовский
Малая Родина... У каждого человека она своя,
но для всех является той путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни определяет
очень многое, если не сказать — всё.
Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней.
Предметом изучения могут быть события, происходившие на территории района (области) в эпоху былых веков.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом. Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, родным краем, разнообразием и богатством природы. В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Учитывая особенности ДОУ (её расположение, социум, , социальный заказ общества на образование и воспитание), проведя анкетирование среди родителей и изучив мнения , выявили ряд проблем:
- Отсутствие или слабо сформированность общих региональных ценностей, семейных традиций, представлении об истории города и района;
- Невысокий уровень общей, музейной культуры и исторической памяти у воспитанников и родителей;
- Недостаточные условия для интеллектуального, духовно – нравственного развития воспитанников с учётом их природных задатков;
- Отсутствие понимания необходимости сохранения семейной истории как части истории страны.
Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Цель работы по краеведению -приобщение и всесторонне изучение детей к истории родного края, быта, традициям, культуре людей его населяющих.
Задачи :
-показать детям, что и у людей, и у вещей есть своя история;
-пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;
-воспитывать уважение к культуре других народов,
готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
-пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
- развивать потребность в самостоятельном освоении
окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Вся работа по краеведению строится в системе и комплексе. Главный принцип – от простого к сложному, от близкого к далекому. Работа по краеведению соответствует также принципу развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.
Краеведческая работа с детьми в образовательной области «Познание» включает следующие содержательные линии:
- Географическое положение села, района, области. Административное устройство;
- Исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;
- Природа сибирского края, особенности рельефа и климата;
- Народонаселение, особенности национальной культуры;
. Образовательная область «Социализация» предусматривает
- Развитие игровой деятельности;
- Формирование навыков культуры поведения и общения;
- Обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;
- Формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
В содержание образовательной области «Труд» включены
- Формирование представлений о видах труда населения, профессиях родных и близкий детей;
- Развитие собственной трудовой деятельности детей;
- Воспитание ценностного отношения к труду и его результатам
Содержанием образовательной области «Коммуникация» является
- Развитие игровой деятельности;
- Формирование навыков культуры поведения и общения;
- Обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;
- Формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
В содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» включены
- Приобщение к устному народному творчеству народов Сибири;
- Ознакомление детей с творчеством томских и александровских поэтов и писателей
Образовательная область «Художественное творчество» включает следующие содержательные линии:
- Народное декоративно – прикладное искусство, промыслы народов Сибири;
- Национальная одежда, элементы орнамента;
- Творчество сибирских художников;
- Памятники скульптуры и архитектуры родного села
Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Итогом любой игры будет активная познавательная и увлеченная деятельность. Краеведческие игры можно использовать как форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях.
Игровая деятельность предусматривает проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр и режиссерских игр.
Коммуникативная деятельность предполагает свободное общение на краеведческие темы, беседы, составление рассказов и историй, отгадывание и придумывание загадок.
В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей села, области проводятся в краеведческом музее, детской библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит во время экскурсий. Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы: "Почему болеют растения?", "Как узнать, что человек любит свое село?", "Что бы ты сделал, если был бы Главойсела?" и др.
Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием села.
Дети знакомятся с культурой и традициями нашего народа,села. Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.
К познавательно-исследовательской деятельности относим рассматривание иллюстративного материала, фотографий, карт, просмотр видеоматериалов; экскурсии в природу, по селу, в школьный музей; проведение различных наблюдений; экспериментальную деятельность по выяснению свойств полезных ископаемых, дерева, проращиванию семян; решение проблемных ситуаций; коллекционирование; моделирование; посещения парка, краеведческого музея, выставок, памятных мест родного села.
Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.
Значимым в работе методом является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Тему дети могут выбрать сами: "Я и моя семья", "Сделаем село лучше", "Помоги растениям" и др.
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: знакомство с животным и растительным миром Сибири; с народными приметами; занятия, беседы, КВН, викторины, экскурсии, наблюдения, дидактические игры; сбор гербария;
В трудовую деятельность включаем помощь детей взрослым в уборке участков, труде в цветнике детского сада, на огороде с родителями, сбор семян, изготовление кормушек, подкормку птиц.
Продуктивная деятельность – это рисование, раскрашивание, аппликация, лепка, изготовление поделок из природного материала, создание книг-самоделок, составление коллажей, панно.
Музыкально-художественная деятельность – это, конечно, слушание музыки и пение, участие детей в праздниках ко Дню села, развлечения и конкурсы, праздники, развлечения - народные, обрядовые, посиделки, день рождения села .
Театрализованная деятельность: игры-инсценировки; драматизация Сибирских народных сказок, произведений писателей поэтов; показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, кукольный, театр игрушек, настольный, пальчиковый); оформление уголков ряжения (предметы национального костюма)
·Физическая культура: национальные подвижные игры; национальные спортивные праздники; развлечения.
Ознакомление с родным краем - это стержень, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Помогает связать некоторые виды деятельности перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению, разработанный на два года для старшей и подготовительной группы. Перспектива, направленная на последующую деятельность, может иметь и обратную связь не только от занятия к игре, труду, но и обратно. Полученные новые знания сделают игру интереснее, а трудовую деятельность целенаправленной и увлекательной.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители наших воспитанников – равноправные участники образовательного процесса. Именно семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.
- Взаимодействие с семьями детей в краеведческой работе предусматривает
- - организацию «Встреч с интересными людьми», когда мамы, папы, бабушки, дедушки знакомят детей со своей профессией, интересными фактами из жизни;
- - семейные посещения краеведческого музея, выставок, конкурсов
- - семейные прогулки по памятным местам села;
- - участие в праздниках и развлечениях, конкурсах, выставках совместного творчества;
- - составление «семейного древа»;
- - совместное создание альбомов, самодельных книг;
- - выпуск фотогазет, оформление фотовыставок;
- - семейные чтения произведений устного народного творчества и художественной литературы по рекомендации воспитателей;
- - совместное словотворчество: сочинение маленьких стихотворений, составление рассказов о семье, профессиях близких, семейном отдыхе, детском садике, родной улице, селе, родной природе.
В детском саду была разработана специальная программа «Юный краевед», для детей старшего дошкольного возраста. Программа соответствует принципу развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.
Все это помогает детям познавать окружающий мир, расширять кругозор и жизненный опыт, что является необходимым условием социальной адаптации ребенка и успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Выводы:
Система работы по краеведению со старшими дошкольниками осуществляется успешно:
-апробирована соответствующая программа, технологии, учебные пособия, нацеленные на создание эффективной, целостной воспитательной системы.
- процесс познавательного развития ребенка сочетается с формированием духовно и нравственно ориентированной личности , развивается ответственность детей в отношении к семье, природе , историческому наследию. Воспитание на основе краеведческого материала и традиционной культуры будет, осуществляется, при активном участии самих воспитанников, педагогом отслеживается и поддерживается творческая инициатива ребенка, Стремление к созданию совместного творческого продукта и осознанием ребенком себя как субъекта творческой деятельности
- процессы творческой интеграции детей и взрослых выходят за рамки семьи и учреждений образования в социум, и формируют осознание детьми себя как – носителей ценностей отечественной культуры.
Проект решения МО
- Продолжить работу в ДОУ по привитию у дошкольников чувства любви к родному селу, краю через интеграцию образовательных областей и интеграцию различных видов детской деятельности
- Включить в разработку образовательной программы ДОУ раздел «Краеведение»
Проект принят единогласно
Закончить выступление хочу словами выдающегося деятеля в области дошкольного образования А.С. Симонович
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать!..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста
Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста...
Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности...
Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности....
Опыт работы по теме «Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Лэпбук это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей....
Методическая разработка на тему: «Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Лэпбук – это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.Можно предположить, что повышение познавательной активности детей...
Культуроведческая практика с детьми старшего дошкольного возраста «Историческое краеведение по городу Пскову»
Культуроведческая практика с детьми старшего дошкольного возраста «Историческое краеведение по городу Пскову»...
Нейропсихологический подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР
Статья посвящена актуальной проблеме здоровьесбережения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития через применени нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающей работе учи...