«Интегрированный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению»
методическая разработка по теме

 

Человеку никак нельзя жить без Родины,как нельзя жить без сердца”.
                                                                                              К.Паустовский
 

 

Малая Родина... У каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни определяет

 очень многое, если не сказать — всё.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Интегрированный подход в работе с детьми  старшего          

       дошкольного возраста    по краеведению»

Человеку никак нельзя жить без Родины,как нельзя жить без сердца”.
                                                                                              К.Паустовский 

Малая Родина... У каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни определяет

 очень многое, если не сказать — всё.

 

Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, его истории  с древнейших времен до наших дней.

Предметом изучения могут быть события, происходившие на территории района (области) в эпоху былых веков. 

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом. Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, родным краем, разнообразием и богатством природы.  В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Учитывая особенности  ДОУ  (её расположение, социум, , социальный заказ общества на образование и воспитание), проведя анкетирование среди родителей и изучив мнения , выявили ряд проблем:

  • Отсутствие или слабо сформированность общих региональных ценностей, семейных традиций, представлении об истории города и района;
  • Невысокий уровень общей, музейной культуры и исторической памяти у воспитанников и родителей;
  • Недостаточные условия для интеллектуального, духовно – нравственного развития воспитанников с учётом их природных задатков;
  • Отсутствие понимания необходимости сохранения семейной истории как части истории страны.

 Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Цель работы по краеведению -приобщение и всесторонне изучение детей к истории родного края, быта, традициям, культуре людей его населяющих.

Задачи :

-показать детям, что и у людей, и у вещей есть своя история;

-пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;

-воспитывать    уважение    к    культуре   других   народов,  

  готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

-пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

- развивать   потребность   в   самостоятельном   освоении  

 окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

   Вся работа по краеведению строится в системе и комплексе. Главный принцип – от простого к сложному, от близкого к далекому. Работа по краеведению соответствует также принципу развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.  

   Краеведческая работа с детьми в образовательной области «Познание» включает следующие содержательные линии:

  • Географическое положение села, района, области. Административное устройство;
  • Исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;
  • Природа сибирского края, особенности рельефа и климата;
  • Народонаселение, особенности национальной культуры;

. Образовательная область «Социализация» предусматривает

  • Развитие игровой деятельности;
  • Формирование навыков культуры поведения и общения;
  • Обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;
  • Формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

В содержание образовательной области «Труд» включены

  • Формирование представлений о видах труда населения, профессиях родных и близкий детей;
  • Развитие собственной  трудовой деятельности детей;
  • Воспитание  ценностного отношения к труду и его результатам

Содержанием образовательной области «Коммуникация» является

  • Развитие игровой деятельности;
  • Формирование навыков культуры поведения и общения;
  • Обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;
  • Формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

В содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» включены

  • Приобщение к устному народному творчеству  народов Сибири;
  • Ознакомление  детей с творчеством  томских и александровских поэтов и  писателей

Образовательная область «Художественное творчество» включает следующие содержательные линии:

  • Народное декоративно – прикладное искусство, промыслы народов Сибири;
  • Национальная одежда, элементы орнамента;
  • Творчество  сибирских художников;
  • Памятники скульптуры и архитектуры родного села

    Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Итогом любой игры будет активная познавательная и увлеченная деятельность. Краеведческие игры можно использовать как форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях.

Игровая деятельность предусматривает проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр и режиссерских игр.

Коммуникативная деятельность предполагает свободное общение на краеведческие темы, беседы, составление рассказов и историй, отгадывание и придумывание загадок.

В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей села, области проводятся в краеведческом музее, детской библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит во время экскурсий. Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы: "Почему болеют растения?", "Как узнать, что человек любит свое село?", "Что бы ты сделал, если был бы Главойсела?" и др.

Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием села.

Дети знакомятся с культурой и традициями нашего народа,села. Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

К познавательно-исследовательской деятельности относим рассматривание иллюстративного материала, фотографий, карт, просмотр видеоматериалов; экскурсии в природу, по селу, в школьный музей; проведение различных наблюдений; экспериментальную деятельность по выяснению свойств полезных ископаемых, дерева, проращиванию семян; решение проблемных ситуаций; коллекционирование; моделирование; посещения парка, краеведческого музея, выставок, памятных мест родного села.

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.

Значимым в работе методом является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Тему дети могут выбрать сами: "Я и моя семья", "Сделаем село лучше", "Помоги растениям" и др.

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: знакомство с животным и растительным миром Сибири; с народными приметами; занятия, беседы, КВН, викторины, экскурсии, наблюдения, дидактические игры; сбор гербария;

В трудовую деятельность включаем помощь детей взрослым в уборке участков, труде в цветнике детского сада, на огороде с родителями, сбор семян, изготовление кормушек, подкормку птиц.

Продуктивная деятельность – это рисование, раскрашивание, аппликация, лепка, изготовление поделок из природного материала, создание книг-самоделок, составление коллажей, панно.

Музыкально-художественная деятельность – это, конечно, слушание музыки и пение, участие детей в праздниках ко Дню села,  развлечения и конкурсы, праздники, развлечения - народные, обрядовые, посиделки, день рождения села .

Театрализованная деятельность: игры-инсценировки; драматизация Сибирских народных сказок, произведений  писателей поэтов; показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, кукольный,  театр игрушек, настольный, пальчиковый); оформление уголков ряжения (предметы национального костюма)

·Физическая культура: национальные подвижные игры; национальные спортивные праздники; развлечения.

Ознакомление с родным краем - это стержень, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Помогает связать некоторые виды деятельности перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению, разработанный на два года для старшей и подготовительной группы. Перспектива, направленная на последующую деятельность, может иметь и обратную связь не только от занятия к игре, труду, но и обратно. Полученные новые знания сделают игру интереснее, а трудовую деятельность целенаправленной и увлекательной.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители наших воспитанников – равноправные участники образовательного процесса. Именно семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.

  • Взаимодействие с семьями детей в краеведческой работе предусматривает
  • - организацию «Встреч с интересными людьми», когда мамы, папы, бабушки, дедушки знакомят детей со своей профессией, интересными фактами из жизни;
  • - семейные посещения краеведческого музея, выставок, конкурсов
  • - семейные прогулки по памятным местам села;
  • - участие в праздниках и развлечениях, конкурсах, выставках совместного творчества;
  • - составление «семейного древа»;
  • - совместное создание альбомов, самодельных книг;
  • - выпуск фотогазет, оформление фотовыставок;
  • - семейные чтения произведений устного народного творчества и художественной литературы по рекомендации воспитателей;
  • - совместное словотворчество: сочинение маленьких стихотворений, составление рассказов о семье, профессиях близких, семейном отдыхе, детском садике, родной улице, селе, родной природе.

В детском саду была разработана специальная программа «Юный краевед», для детей старшего дошкольного возраста. Программа соответствует принципу развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.

Все это помогает детям познавать окружающий мир, расширять кругозор и жизненный опыт, что является необходимым условием социальной адаптации ребенка и успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Выводы:
Система работы по краеведению со старшими дошкольниками
 осуществляется успешно:

-апробирована соответствующая  программа, технологии, учебные пособия, нацеленные на создание эффективной, целостной воспитательной системы.
- процесс познавательного развития ребенка  сочетается с формированием духовно и нравственно ориентированной личности , развивается ответственность детей в отношении к семье, природе , историческому наследию. Воспитание на основе краеведческого материала и традиционной культуры будет, осуществляется, при активном участии самих воспитанников
, педагогом отслеживается и поддерживается творческая инициатива ребенка, Стремление к  созданию совместного творческого продукта и осознанием ребенком себя как субъекта творческой деятельности
- процессы творческой интеграции детей и взрослых выходят за рамки семьи и учреждений образования в социум, и формируют осознание  детьми себя как – носителей ценностей отечественной культуры.

Проект решения МО

  1. Продолжить работу в ДОУ по привитию у дошкольников чувства любви к родному селу, краю через интеграцию образовательных областей и интеграцию различных видов детской деятельности
  2. Включить в разработку образовательной  программы  ДОУ раздел «Краеведение»

Проект принят единогласно


Закончить выступление хочу словами выдающегося  деятеля в области дошкольного образования А.С. Симонович

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно – не опоздать!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста

Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста...

Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности...

Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности....

Опыт работы по теме «Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Лэпбук это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей....

Методическая разработка на тему: «Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Лэпбук – это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.Можно предположить, что повышение познавательной активности детей...

Культуроведческая практика с детьми старшего дошкольного возраста «Историческое краеведение по городу Пскову»

Культуроведческая практика с детьми старшего дошкольного возраста «Историческое краеведение по городу Пскову»...

Нейропсихологический подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР

Статья посвящена актуальной проблеме здоровьесбережения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития через применени нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающей работе учи...