Ассоциативное мышление у детей
статья (подготовительная группа)
В этой статье мы рассмотрим, что такое ассоциации, мышление, основанное на них, а также, как развивать у ребенка процесс познания мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_assotsiativnoe_myshlenie.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Ассоциативное мышление у детей.
Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка.
Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение.
В этой статье мы рассмотрим, что такое ассоциации, мышление, основанное на них, а также, как развивать у ребенка процесс познания мира.
Что такое ассоциативное мышление?
Название этого вида мышления само за себя говорит. Это процессы опосредованного и обобщенного познания и отражения окружающего мира, основанные на ассоциациях.
Возникает логичный вопрос: "Что же такое ассоциации?"
Это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого-либо из них.
Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира.
Например, у одного человека слово "зима" вызывает ассоциативную связь со скукой и холодом, у другого с красивой заснеженной аллеей, у третьего с днем рождения, праздниками.
Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно, креативно. Люди, имеющие хорошо развитое мышление ассоциативно-образное, ценятся на работе, воспринимают мир в веселых красках. Поэтому такой вид познавательного процесса важно развивать еще с детства.
Откуда берет начало теория об ассоциациях? В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная. Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является Дж. Локк, он и предложил использовать термин "ассоциация" в науке. Теория основывается на процессе обучения. Он заметил, что любое обучение опирается на конкретный наглядный материал.
Это значит, что человек не может чему-то научиться, если он не получил чувственное познание - различные представления и образы.
Кроме того, получая их, человек стимулирует свое сознание процессам обобщения, анализа, сравнения.
То есть, изобретая ассоциативные ряды, субъект расширяет границы своих способностей. Классы, виды ассоциаций Как и все сложные научные понятия, это также имеет свою классификацию.
Ассоциации разделяются по следующим критериям: причинно-следственным связям: холод - болезнь, туча - дождь; подобию понятий: грязь - пыль, свадьба - праздник; близости в пространстве и времени: телевизор - пульт, кастрюля - суп; контрасту качеств предмета: тепло - холод, свет - темнота; обобщению: Ваня - ребенок, роза - цветок; дополнению: каша - масло; подчинению понятий: фрукт - слива, бобовые - фасоль; целому и части: организм - сердце, комната - потолок; соподчинению конкретному объекту: йогуртница - соковыжималка, кресло - диван.
Польза от развития ассоциативного мышления
Иногда родители не понимают, зачем их ребенку необходимо дополнительно развиваться, ведь они и так берут от окружающей среды все самое необходимое. Но специалисты доказали, что ассоциативное мышление ребенка не может в нужной степени функционировать самостоятельно, ему нужна помощь родителей.
Ограниченный ряд ассоциаций в мышлении у взрослого человека мешает ему качественно и быстро решать свои проблемы, затрудняет развитие ребенка. Этот вид мышления дает преимущества в следующем: У ребенка развивается воображение.
Малыш уже в детском возрасте может продуцировать необычные идеи. Ассоциативное мышление у детей можно развивать уже в конце первого года жизни. При благоприятных условиях: постоянном труде мамы и отсутствии сильных стрессов (как положительных, так и отрицательных), ребенок меньше подвержен возрастным страхам, у него хорошо развито воображение, фантазия, память, начинает раньше появляться произвольное внимание.
Что такое образное мышление у ребенка? Маленькие дети не способны изучать что-то новое без образов. В раннем детстве малыши еще не могут мыслить абстрактно и ассоциативно, но уже в их головном мозге возникают какие-то образы. Они появляются на основе уже усвоенной информации, поступающей из окружающей среды и от взрослых. Образ для ребенка - это его чувства. Когда крохе снится что-то приятное, он улыбается, а при возникновении плохих образов он плачет. Ребенок уже с ранних лет понимает, что волк - это плохой герой в сказке, так как мама читает его слова грубым голосом, но ведь сам мамин голос нежный и ласковый. Так формируются образы зла и добра, холода и теплоты, основываясь на чувственном опыте малыша.
Связь образов и ассоциаций у детей Взаимосвязь между этими двумя понятиями непосредственно влияет на поведение ребенка и его адаптации к окружающей среде. Ассоциативная психология мышления подразумевает тесное "сотрудничество" между этими понятиями: сначала в мышлении ребенка возникает образ, затем ассоциация с этим образом, дальше - действие или чувственная реакция на раздражитель. Процесс может происходить и наоборот. Представим следующую ситуацию: Ребенок слышит слово "прививка", у него возникают ассоциации "боль" - "терпение" - "ограничения" - "тревога" - "боль", а также образ тети в белом халате, которая желает сделать реальными все возникшие ассоциации. В результате мы получаем сформированный чувственный опыт (люди в белых халатах плохие) и неблагоприятную поведенческую реакцию (он плачет и требует, чтобы ему не делали эту прививку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: «Развитие ассоциативно-образного мышления у детей дошкольного возраста»
Система эйдетики – память без границ....
Программа по развитию творческого воображения, ассоциативного мышления, индивидуальности.
Реализация данной программы предполагает использование групповых занятий по темам, предложенным в перспективном планировании...
Консультация для родителей "Развитие ассоциативного мышления у детей"
В материалах представлены игры на ассоциации, они полезны и взрослым, и детям. Связывая образное и логическое мышление, они дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития, так как ...
Картотека дидактических игр на ассоциативное мышление
Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка...
2021-2022 Консультация для воспитателей:"Проблемы развития музыкальности.Музыка как средство коррекции.Развитие у детей музыкально ассоциативного мышления."
Полезная информация для педагогов...
"Ассоциативное мышление у детей дошкольного возраста"
quot;Ассоциативное мышление у детей дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей "Развитие у детей музыкального ассоциативного мышления"
Полезные консультации и методические разработки для воспитателей по музыкальному воспитанию...