Программа по развитию творческого воображения, ассоциативного мышления, индивидуальности.
рабочая программа на тему
Реализация данной программы предполагает использование групповых занятий по темам, предложенным в перспективном планировании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_tvorcheskogo_voobrazheniya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ, АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.
Музыкальный руководитель:
Суворова Т.И.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ «ВОЛШЕБНЫЕ ЗВУКИ МУЗЫКИ»
(для старших дошкольников).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека издавна использовалась для лечения различных заболеваний, и в особенности для терапии и профилактики нервно-психических расстройств. В последнее десятилетие выделилось целое направление психотерапии - музыкотерапия.
Музыкотерапия используется при работе с детьми разного возраста с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении. В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением.
Музыкотерапия применяется как в индивидуальной так и в групповой форме работы.
Восприятие ребенком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. После прослушивания педагог выясняет, что ребенок «видел», «чувствовал», «делал» в воображаемом путешествии, какую картину он может нарисовать, описать, станцевать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние дошкольников. В музыке жеста, мимике, позах, движении всегда отражается внутреннее, эмоциональное состояние ребенка. Ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения.
Реализация данной программы предполагает использование групповых занятий по темам, предложенным в перспективном планировании:
- Традиционная форма работы, основанная на пассивном восприятии музыки, во первых , как катализатора эмоциональных процессов, во вторых, как музыкального фона во время рисования, а в третьих, как средство релаксации, усиливающего вовлеченность слушателя в процессе работы.
- Активная работа с образами музыки, которая включает в себя следующее:
- упражнения на самосознания через музыку (описание эмоционального и образного содержания музыки, сравнения ее со своим состоянием);
- свободный танец под музыку, он решает задачи самовыражения, двигательного раскрепощения;
- зарисовка музыкальных образов, в том числе и групповая, в процессе которой отрабатываются модели оптимального взаимодействия со сверстниками;
- музыкальные зарисовки - индивидуальная импровизация на какую-то тему (мое состояние, о автопортрет, мой авторитет) это способствует раскрепощению ребенка, обогащает его невербальное самовыражения;
- диалоги на инструментах, в процессе которых дети общаются друг с другом с помощью музыкальных инструментов, что способствует их взаимопониманию, улучшает модели поведения;
- «живая музыка» (одну и ту же мелодию выполняют в разных манерах, например: колыбельную - решительно, испуганно, радостно).
Цель программы - гармоничное психическое, духовное и физическое развитие ребенка.
Задачи программы:
- развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку;
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие ассоциативного мышления;
- развитие и тренировка психических процессов;
- развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- тренировка подвижности (лабильности), нервных процессов;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления;
- развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;
- развитие умения передавать свое настроение через музыку, движение, цвет;
- формирование оптимистического жизнеутверждающего мироощущения.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Октябрь
Темы: «Листопад», «Овощная радуга», «Живая музыка».
Цели и задачи занятий: создание радостного настроения средствами свободного движения и воображения.
Ноябрь
Темы: «Рисуем музыку», «Волшебная палочка», «Музыкальная фантазия».
Цели и задачи занятий: развитие способностей воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание.
Декабрь
Тема: «Музыка вкруг нас», «Я и мое настроение», «Живая краска».
Цели и задачи занятий: развитие воображения, фантазии, умения передавать свое настроение через музыку, движение, цвет.
Январь
Тема: «Добрая сказка», «Карнавал», «Заколдованный лес», «Трусливый заяц».
Цели и задачи занятий: «чувствование» своего тела, осознание возможностей адекватной передачи своих чувств и переживаний через выразительные движения под музыку.
Февраль
Тема: «Волшебная снежинка», «Краски и музыка», «Рапсодия леса», «Наедине с природой».
Цели и задачи занятий: создание положительного эмоционального фона. Подведение детей к творческой интерпретации музыкального образа.
Март
Тема: «Пробуждение природы», «Звенящий ручей», «Вальс цветов», «Рождение ветра».
Цели и задачи занятий: развитие способности к самовыражению в движении под музыку.
Апрель
Тема: «Радуга красок», «Калейдоскоп», «Ночные шорохи», «Музыка дождя».
Цели и задачи занятий: формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумать собственные оригинальные этюды.
Май
Тема: «Волшебство лес», «Солнечная поляна», «Лягушачий концерт», «Порхание мотыльков».
Цели и задачи занятий: развитие чувствования к миру, радости существования, взаимодействия общения с взрослыми и сверстниками.
Музыкальный репертуар.
Для активизации зрительных образов используется музыка, передающая картины природы в аудиозаписи: «Морской прибой», «Волшебство леса», «Рассвет в лесу», «Шум дождя» …
Бодрому настроению способствует прослушивание музыкальный произведений Д.Б. Шостаковича, Ф.Листа финал «Венгерских рапсодий» 6,10,11,12, В.Леонтии «Чардаш» и …
Расслабляющее действие оказывают произведения П.И. Чайковского «Сентиментальный вальс», «Баркарола», «Осенняя песня», К. Сен-Санса «Лебедь», С.В. Рахманинова «Концерт № 2» начало второй части, Ф.Шопена «Ноктюрн фа мажор», «Ноктюрн ре бемоль мажор»…
При снятии подавленного, угнетенного состояния, настроения: «Аве Мария» Р.Шуберта, «К радости» Л.Бетховена, «Прелюдия до минор» Ф.Шопена и «Мелодия» К. Глюка.
Рекомендуемая литература
Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей. –М., 2000.
Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки.- М., 1990
Школяр Л. Ребенок в мире музыки и музыка в ребенке. Дошкольное воспитание. – 1992. № 9.
Справка по диагностике творческой направленности детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика проводилась по предложенной методике А.Ф. Лобовой, в октябре 2014 года.
Результаты нейтральной диагностике без подготовки детей. Было обследовано 25 детей подготовительной группы «Б»:
Репродуктивный уровень- 16 детей
Эвристический уровень- 9 детей
Креативный уровень- нет.
После нейтральной диагностики проводилась работа по предложенной методике (материалы в книге «Мир звуков», «Аудиальное развитие детей», «Школа самовыражения», а также в материалах семинара).
Повторная диагностика проводилась сразу после освоения новых умений. Музыкальные произведения не повторяли музыку первого диагностического среза.
Результаты повторной диагностики. Было обследовано 25 детей подготовительной группы «Б»:
Репродуктивный уровень- 2 ребенка
Эвристический уровень- 8 детей
Креативный уровень- 15 детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческого воображения и абстрактного мышления через ТРИЗ"
Консультация для родителей Представьте себе на минуточку, что у человека не было бы фантазии. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусс...
Влияние сказок на развитие творческого воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста
В первой главе раскрываются теоретические основы развития воображения как психического процесса, особенности развития воображения старших дошкольников. Во второй главе описывается историческое и теоре...
Консультация для родителей:"Развитие творческого воображения и абстрактного мышления через ТРИЗ"
Предлагаю несколько игр,позволяющих лучше развивать и использовать воображение ребенка для учебы,развития личности, улучшения настроения.Помощь родителям для развития мышления детей....
Влияние сказок на развитие творческого воображения и мышления у детей 4-5лет
Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-эстетической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравствен...
"Развитие творческого воображения и абстрактного мышления посредством применения методов и приёмов ТРИЗ"
Консультация для родителей по применению методов и приёмов ТРИЗ. Примеры игр на развитие логики, вариативности воображаемых образов, воображения; игры способствующие расширению и активизации словарног...