Статья "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
статья (подготовительная группа)
Дошкольное детство - время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. «Именно в это время закладываются корни гражданственности. Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества» (В. А. Сухомлинский).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_doshkolnogo_vozrasta_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury.docx | 714.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Сарандаева Анастасия Николаевна
воспитатель МАДОУ «Колокольчик»
«Приобщение детей дошкольного возраста
к истокам русской народной культуры»
Дети, рожденные в век информационных технологий, уже не знают, что такое «кубик-рубик», а такие всеми давно любимые «игрушка – свистулька», сделанная из глины или «тряпичная кукла» для них что-то из области фантастики, зато им отлично известны такие игры, как «Minecraft», «Brawl Stars» или «Roblox». Мы живем в огромных мегаполисах, «каменных джунглях», наша жизнь подчинена стремительному ритму времени. Люди хотят успеть объять «необъятное», совершенно забывая об истинной природе человека. А ведь чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, каждому человеку и каждому народу, надо знать себя, других людей, другие народы, понимать свое место в мире природы. И возможно поэтому самый благодарный и благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей, культурного наследия русского народа, просеянных сквозь сито веков.
Дошкольное детство - время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. «Именно в это время закладываются корни гражданственности. Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества» (В. А. Сухомлинский).
Что же мы, педагоги, можем сделать для того, чтобы воспитать дошкольников духовно богатыми, в то время, когда информационно-коммуникационная сеть и средства массовой информации зачастую несут в себе огромный заряд тревоги и агрессии? Как мы, взрослые, можем уберечь наших детей от той негативной информации, которая разрушает незащищенное эмоциональное поле ребенка.
Выход из данной ситуации мы увидели в возрождении и приобщении ребенка к национальным традициям отечественной культуры, что является важнейшей задачей его развития.
Ведущей идеей проекта стало воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей. Данный проект ориентирован на детей 6-7 лет и их родителей (законных представителей). Только на этапе разработки проекта, он привлек и заинтересовал 80 % взрослых.
Целью проекта являлось приобщение детей к истокам русского народного творчества посредством изучения культур и традиций народов, проживающих на территории РФ, взаимодействуя с семьями воспитанников.
- Формирование системы знаний о русской народной культуре и истории;
- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Формирование устойчивого, познавательного интереса к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
- Освоение истории – культурного наследия России через памятные даты народного календаря;
- Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
- Воспитание желание возродить лучшие традиции русского народа – это задачи, которые были перед нами поставлены и успешно решены. благодаря включению в проект мероприятий, направленных на формирование духовно–нравственных качеств через развитие интереса и внимания к народному искусству, семейным ценностям. Для родителей и совместно с родителями были оформлены фото - выставки, выставки народных игрушек, костюмов, старинной домашней утвари, родители с огромным желанием представляли свои мини - проекты, презентации по данной тематике. Они так же, как и дети были заинтересованы участием в проекте, выполнением домашнего задания, и с гордостью делились результатами своих работ. В группе был создан мини- музей «От былинных богатырей до современных защитников Отечества», проведен мастер – класс для «Кукла-оберег». С неподдельным желанием дети играли в русские народные игры, разучивали стихи и песни тех времен. Восторг вызывали необычайной красоты национальные костюмы разных народов.
Прелесть данного проекта в том, что он позволил взрослым стать немного детьми, а детям увидеть своих родителей с новой стороны. Оказывается, папы и мамы бывают не только строгими, но и они могут «впасть в детство» и поиграть с теми игрушками, которыми в детстве играли их мамы и папы, бабушки и дедушки. Все участники проекта получили невероятный обмен энергией.
Для меня было важно, что данная деятельность не была задана мною заранее, в виде той или иной схемы, а строилась самими детьми и их родителями по мере поступления и получения информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Материал содержит систему работы в средней групппе по теме приобщения детей к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...
Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...
НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....
Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...