Музыка, как средство воспитания экологической культуры дошкольников
методическая разработка

Сообщение для педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_kak_sredstvo_ekologicheskogo_vospitaniya.docx19.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 77»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Музыка, как средство воспитания экологической культуры дошкольников

(сообщение для педагогического совета)

                                             Подготовила

                                                                         Музыкальный руководитель

                                                                        Павлухина Елена Алимовна

   Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. 

   Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире.

   Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка изобразительна и выразительна, она способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.

   Музыкальные пьесы, песни, инсценировки, в которых выражены настроения, созвучные какой – либо картине природы, времени года, развивают у детей эстетические чувства, музыкальность, образную речь (применение эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, животных, птиц насекомых).

   Музыка помогает детям познать красоту природы, ощутить любовь ко всему живому. Услышать в музыке пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, значит мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи земли.

   Экологическая тематика проходит через все вилы музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры, игра на детских музыкальных инструментах.

Выполняя музыкально-ритмические движения, малыши из младших групп представляют себя птичкой («Птички летают» А Серова), зайчиком («Зайчики» Е. Тиличеевой), мишкой («Мишка» М. Раухвергера), кошечкой («Кошечка» Т. Ломовой). В учебную программу включены и другие музыкальные миниатюры, с помощью которых ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа.

   Слушание музыки также сопровождается движениями, через которые дети передают эмоциональную окраску музыки. Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием слушают потешки, песенки-прибаутки, считалочки в исполнении педагога, подражают в песенках крику животных и пению птиц.

   В старшей групперебята слушают, музыкальные циклы "Времена года" П. И. ЧайковскогоА. Вивальди и А. К. Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы.     В процессе слушания музыки полезно будет предложить детям бумагу и краски. «Рисование» музыки помогает ребятам более яркому её восприятию. Дети рисуют солнце, улыбающихся человечков, если музыка весёлая, дождь и тучи – если слышат минорную музыку. Интеграция музыки и рисования помогает детям глубже прочувствовать музыкальные образы, через картины природы выразить эмоции, передаваемые тем или иным музыкальным произведением. Такие задания активизируют творческое воображение детей, даже самые робкие малыши постепенно начинают раскрываться, ведь в рисунке ребёнок может выразить то, что не может сказать словами.

   Детям будут интересны экскурсии на свежем воздухе (например, «Подарки осени», «Встреча с апрельским ручейком», «Братишки-муравьишки» и др)., когда можно услышать шорох листьев, шум ветра, пение соловья, дружное чириканье воробьев, стук каблуков по асфальту, звон капели и т. д.

   Интересно понаблюдать за поведением жука, повадками домашних животных, птиц, и тут же послушать в аудиозаписи соответствующую музыку и обсудить, как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыкальных выразительных и изобразительных средств. Например:рассмотреть гусеницу на листочке и послушать «Две гусеницы разговаривают» Д. Жученко: понаблюдать за котенком и его мамой-кошкой и прослушать пьесу Б. Берлина «Сонный котенок»; прислушиваемся к звукам приближающейся грозы за окном и слушаем музыку «Гром и дождь» Т. Чудовой и др.

   В песнях всегда присутствует образ животного или какого-либо природного явления, тем самым продолжается формироваться любовь к природе, к животным, к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает.Песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, (поясняя заодно про съедобные и несъедобные), про овощи, выращенные на своем огороде и т. д.  Из песен, дети начинают понимать, что все вокруг живое, что и природу, и животных и птиц, нельзя обижать, а нужно любить, защищать и помогать.

    Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.). Используя знания об обитателях леса, которые дети получают на занятиях с воспитателями, их можно закрепить  на музыкальных занятиях с помощью музыки, например: песню птиц -  можно озвучить на треугольнике; песню пчелы  – обыграть  на бубне; стук дятла – кастаньеты, а песню соловья колокольчик.  Благодаря этому накоплению, дети смогут проявить свое творчество в музыке, создав шумовой оркестр.

Используя в работе:

  • пальчиковые игры, связанные по тематике с природой (например, «Гриб-грибок», «Паучок», «Апельсин» и др.).
  • народные подвижные и хороводные игры («Васька-кот», «Ворон», «Репонька-репка» и мн. др.).
  • также музыкально-дидактические игры («Осьминожки», «Птица и птенчики», «В лесу» и мн. др.) с помощью которых дети  узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных.

   Решаются  задачи не только музыкального плана: развитие звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, но и экологического направления, у детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.

   Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Представляют себя то бабочкой, то птичкой, то дождинкой или снежинкой, выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных. Ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску, которую даёт музыка. Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе.

   Таким образом, влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста

В данной статье представлен материал по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по средствам музыки....

презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»

презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....

Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников.

Этот проект музыкально-экрлогических досугов направлен на приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе...

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОВОЛОНТЕРСКИХ ПРОЕКТОВ В ДЕТСКОМ САДУ.

Статья, отражающая работу по  воспитанию экологической культуры дошкольников через занятия музыкой....

Доклад из опыта работы музыкального руководителя "Музыка как средство воспитания экологической культуры"

Данная публикация познакомит читателя с опытом работы музыкального руководителя в области экологического воспитания...