Инновационный проект "Мозаичный ПАРК"
проект
Инновационный проект: «Реализация новых подходов к образованию и развитию дошкольников в условиях внедрения образовательной программы «Мозаика» и ПМК «Мозаичный ПАРК»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basenkova_i.v._-_innovatsionnyy_proekt_mozaichnyy_park.docx | 48.04 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образованное учреждение
«Детский сад № 60 «Родничок»
Инновационный проект:
«Реализация новых подходов к образованию и развитию дошкольников в условиях внедрения образовательной программы «Мозаика» и ПМК «Мозаичный ПАРК»
Воспитатель: Басенкова Ирина Валентиновна
(первая квалификационная категория)
Вологда, 2022
Содержание
Проблема, актуальность | 3 |
Новизна | 4 |
Индивидуальные особенности проекта, отражающие специфику и особенности деятельности ДОУ | 4 |
Этапы проекта | 5 |
Цель, задачи, ожидаемые результаты | 5-7 |
Основной этап | 7-11 |
Мониторинг процесса и динамики результатов инновационной работы | 12 |
Анализ и оценка результатов, полученных в ходе реализации инновационного проекта. | 13 |
Обобщение и распространение опыта работы по реализации инновационного проекта в ДОУ | 13 |
Литература | 14 |
Приложения | 15-19 |
Проблема
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных программ и технологий, призванных содействовать развитию личностного потенциала и способностей детей дошкольного возраста
Образовательная программа «Мозаика» определяет целевые ориентиры, содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена, в соответствии с ФГОС ДО на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации и индивидуализации на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Актуальность проекта заключается:
- В освоении новых подходов реализации ФГОС ДО при проектировании программно – методического сопровождения деятельности педагогов;
- В принятии педагогами, участниками инновационного проекта общих принципов организации образовательного процесса при апробации и внедрении программно - методического комплекса «Мозаичный парк» и образовательной программы «Мозаика»;
- В необходимости изменения сложившихся стереотипов у педагогов к организации развивающей предметно-пространственной среды - гибкое зонирование групповых помещений;
- В создании условий перехода от занятий школьно – урочного типа к совместной партнерской деятельности взрослых детей;
- В оценке эффективности использования программно – методического комплекса, как инновационной педагогической практики в ДОУ.
Новизна инновационного проекта:
- Проект выступает в качестве теоретического и методического освоения практической работы с детьми для достижения целевых ориентиров, в качестве которых дети проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности при использовании программно-методического комплекса «Мозаичный Парк»;
- Реализация проекта позволит систематизировать и адаптировать новые формы и средства работы с дошкольниками. Благодаря особой игровой форме изданий, пособий, развивающих материалов комплекса «Мозаичный Парк», каждый ребенок постепенно, как мозаику составляет целостную картину мира - полную ярких впечатлений, красок, новых знаний;
- Программа «Мозаика» предлагает новые механизмы взаимодействия ребенка с педагогом и взаимодействия с родителями;
- Игровое оборудование изготовлено из дерева, игрушки не окрашены или окрашены яркими цветами безопасными водорастворимыми красками, все комплекты сопровождаются методическими рекомендациями - это универсальное игровое оборудование.
Индивидуальные особенности проекта, отражающие специфику и особенности деятельности ДОУ
- Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа «партнерской деятельности». Цель данной модели взаимодействия - содействовать становлению ребенка как личности, развитию его индивидуальности, формированию базиса личностной культуры.
- Проект носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги ДОУ, родители, которые являются непосредственными участниками образовательного процесса, источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе реализации проекта.
Этапы проекта:
- Установочно-аналитический этап:
- выявление индивидуальных особенностей дошкольников, изучение запросов родителей, анализ развивающей предметно-пространственной среды;
- повышение профессиональной компетентности педагогов.
2. Преобразовательно - технологический этап:
- построение оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников;
- отработка эффективных вариантов планирования образовательной деятельности, механизмов взаимодействия с родителями.
3. Заключительный этап:
- организация сетевого взаимодействия ДОО – пилотных площадок по вопросам осуществления методического сопровождения образовательного процесса, определение единых подходов к способам оценки качества дошкольного образования.
Цель проекта:
- Создание условий для расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка младшего дошкольного возраста посредством построения предметно – пространственной среды группы дошкольного учреждения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме
2.Создать предметно-пространственную развивающую среду в группе по реализации инновационного педагогического проекта «Развитие личностного потенциала и способностей детей младшего дошкольного возраста посредством реализации педагогического комплекса «Мозаичный Парк»
3. Повысить профессиональную компетентность педагогов в процессе курсовой подготовки, вебинаров, семинаров-практикумов, методического объединения в дошкольном учреждении
4. Внедрить в образовательную деятельность современные педагогические технологии
Ожидаемые результаты
Для педагогов:
- сформированная мотивация педагогических работников к творческому подходу по планированию образовательной деятельности;
- стремление педагогов к повышению уровня профессиональной готовности, практических умений посредством самообразования, обучения на вебинарах, семинарах, курсах повышения квалификации;
- выбор современных педагогических технологий и форм, специфических для дошкольников;
- совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная детская деятельность, взаимодействие с родителями как фактор организации модели образовательной деятельности.
Для родителей:
- участие родителей в совместной образовательной деятельности с педагогами и детьми;
- активность родителей в творческом преобразовании развивающей предметно-пространственной среды;
- включение родителей в совместный, единый с участниками проекта процесс социально-педагогического партнерства.
Для воспитанников:
- развитие инициативы, творческих способностей детей;
- у ребенка формируется стиль общения со взрослыми и сверстниками, идет преодоление затруднений возникших в процессе общения, повышается уверенность в собственных силах, формируется положительное отношение к социальному миру;
- ребенок проживает содержание во всех видах деятельности, обеспечивающее решение образовательных задач во время игр, познавательно-исследовательской и продуктивно-творческой деятельности;
- создание благоприятных, оптимальных ситуаций развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, интересами и склонностями;
- участие детей в проектировании развивающей предметно-пространственной среды.
Основной этап
Работу по реализации проекта начала с выявления индивидуальных особенностей дошкольников, изучения запросов родителей, анализ развивающей предметно-пространственной среды.
Для изменения стереотипов у педагогов к организации развивающей предметно-пространственной среды, образовательной деятельности с детьми, необходимо, чтобы успешно протекал процесс личностно-профессионального развития каждого педагога. Во многом этому способствует научно-методическая инновационная среда, которая направлена на практико-ориентированную деятельность самого педагога, на поиск новых вариантов решения педагогических проблем, приемов работы с детьми
Для реализации содержания программы применялись следующие формы образовательной деятельности:
- игровые упражнения с книгами-пазлами из серии «Мозаика
развития»,
- наблюдения с комментариями происходящего и обсуждениями,
- оформление мини - музеев,
- ситуативные разговоры,
- исследования и опыты,
- проигрывание игровых действий,
- путешествия – наблюдения, экскурсии,
- игровые ситуации, игры – драматизации, игры –
импровизации, театрализованные игры,
- тематические развлечения, спортивные праздники,
- создание коллективных продуктов,
- тематические развлечения, спортивные праздники,
- семейный час, музыкально-литературные гостиные для детей и
родителей,
- создание коллективных продуктов детского творчества,
- слушание CD-дисков по программе «Мозаика», просмотр мультфильмов.
Развивающая предметно-пространственная среда рассматривается в рамках проекта как важное средство образования, в котором дети участвуют как в совместной деятельности со взрослым, так и самостоятельной деятельности.
Игровой материал и оборудование программно-методического комплекса «Мозаичный Парк» подобраны в соответствии с принципами полифункциональности, трасформируемости и вариативности.
Комплекты оборудования «Мозаичный Парк» включают в себя оборудование, обеспечивающее игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность детей, их эмоциональное благополучие и возможность самовыражения.
В группе предоставлена возможность для проявления инициативы ребенка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала. Она является источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка, для самообучения.
Дети в группе имеют возможность свободно выбирать деятельность, реализовывать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать и отвечать за результат своей деятельности, предоставлять возможность широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях.
При организации совместной деятельности с детьми учитываю:
- организацию пространственной среды (столы кругом, полукругом, веером; на ковре, у окна, на улице)
- организацию коллективного просмотра детских работ (обращается внимание на успех того или иного ребёнка, оригинальность решения)
- возможность каждого ребёнка осуществить самоконтроль результатов деятельности.
При проведении занятий придерживаюсь модели ступенчатой интеграции (увидеть - наблюдение за миром; услышать – звуки окружения; обыграть – телом, лицом (пантомима), пластика; создать – самостоятельная деятельность).
Составляющие модели образовательного процесса: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная детская деятельность и взаимодействие с родителями.
Организация образовательного процесса по принципу «клуба по интересам» с обеспечением развивающего (обогащающего) педагогического сопровождения.
В рамках каждой темы месяца провожу кульминационное событие, которое становится проектом, объединяющим все виды деятельности: праздник, выставку, встречу с интересным человеком, игровое шоу.
Для обогащения впечатлений детей постоянно оформляем мини-музеи: «По сказкам Дедушки Корнея», «Музей военной техники», «Столовый этикет», коллекции открыток, календарей, монет, часов.
Эффективными методами работы с родителями являются активные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что родители проявляют инициативу и самостоятельность, являются не просто сторонними наблюдателями, а полноценными участниками образовательного процесса.
В соответствии с ФГОС стремлюсь к более глубокому вовлечению семьи воспитанников в непосредственно образовательную деятельность. В работе с родителями, помимо традиционных форм, активно использую и инновационные: проектная деятельность, «Дни Добрых дел», портфолио группы, группа «В контакте», акции «Покормите птиц зимой», «Подари открытку ветерану», мастер-классы по флористике «Новогоднее украшение», «Техника оригами», КВН – «Папы, мамы могут всё!», нетрадиционные формы родительских собраний «Мы весь год трудились, вот чему мы научились!», тематические встречи с родителями, литературные гостиные «Почитаем детям сказки К. Чуковского», «Родительская почта».
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом, с воспитателями, родителями, их активное сотрудничество, творчество, познание и труд.
Учебный год | Возрастная группа | Направление деятельности | Наименование проекта | Участие родителей |
2020-2021 | Вторая младшая 26 детей | Познавательно-исследовательский, краткосрочный | «Волшебница вода» | 80% |
Познавательно-речевой | «Наша армия сильна» | 89% | ||
Познавательно-практический | «Наш веселый огород» | 72% | ||
2021-2022 | Средняя группа 26 детей | Познавательно- речевой | «Столовый этикет» | 45% |
Творческий, речевой, краткосрочный | «Сказки Дедушки Корнея» | 85% | ||
Познавательный | «Моя семья» | 87% |
Для реализации инновационного проекта использую комплект оборудования «Мозаичный Парк» обеспечивающий игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность детей, их эмоциональное благополучие и возможность самовыражения.
А так же картотеки (карточки со сценариями):
«Тематические прогулки с дошкольниками»
«Тематические дни в детском саду»
«Тематические недели в детском саду» разработанные Рыжовой Н.А, и разного рода оборудование: комплекты игрушек «Кукольный дом», «Скотный двор»; настольный театр, игрушки-забавы, комплект «Волшебный мешочек»; комплекты деревянных пазлов, разного вида конструкторы.
Особую роль в организации образовательной деятельности я отвожу книгам - пазлам, разработанным Матвеевой Е.И. из серии «Мозаика развития»: «Ходит осень по дорожке», «Дом, в котором я живу», « Дружные ребята», «Здравствуй, гостья Зима», «Зимние забавы», «Мы поздравляем наших пап», «В гостях у сказки», «Что рассказал весенний ручеек», «Весна идет – навстречу лету».
В своей работе я использую сборники развивающих игр (авторы – составители Артюхова И.С., Белькович.В.Ю), сборник игр для младшей группы «Играем, дружим, растем», хрестоматию для детского сада (младшая группа), диски «Времена года»: аудиоматериалы и фотоматериалы для развивающей работы с детьми дошкольного возраста (младшая группа).
С помощью методических пособий из серии «Мозаика развития» легко проектировать содержание деятельности, которая разворачивается вокруг тем, представленных в пособии. Творчество педагога проявляется в выборе форм образовательной деятельности, способов развития темы, взаимодействия с детьми, организации культурных практик, выборе видов детской активности.
Достигнуты ожидаемые результаты:
Созданы условия для расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста посредством построения предметно – пространственной среды группы дошкольного учреждения.
Дети стали более самостоятельными, инициативными, процесс накопления ими знаний, умений и навыков эффективнее, за счет использования игр, игрового оборудования, пособий, развивающих материалов по программе «Мозаика». Каждый ребенок постепенно, как мозаику составляет целостную картину мира - полную ярких впечатлений, красок, новых знаний.
Родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса через участие в проектах, мастер – классах, в создании нового материала.
Содержательный материал методических пособий и качественное оборудование дает большие возможности для проектирования развивающей предметно – пространственной среды.
Мониторинг процесса и динамики результатов инновационной работы (На конец учебного года)
Количество детей, участвующих в реализации инновационной программы – 26.
Общие показатели качества работы воспитателя реализующего ПМК «Мозаичный Парк» | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
% от общего кол-ва детей в группе | |||
Ребенок хочет ходить в детский сад и делает это с удовольствием, его базовое настроение хорошее | 100% | - | - |
Ребенок любознателен и имеет сферу индивидуальных интересов, что прослеживается по разнообразию детских работ | 92% | 8% | - |
Способен заниматься самостоятельно осмысленным делом в течении 10-15 минут и найти такое дело для себя | 64% | 32% | 4% |
Инициативен в деятельности и общении со сверстниками и взрослыми, проявляет самостоятельность в организации игровой деятельности | 68% | 32% | - |
Анализ и оценка результатов, полученных в ходе реализации инновационного проекта.
Проанализировав свою работу с детьми за два года можно сделать вывод, что дети становятся инициативными, более самостоятельными. Изменились методы, приемы и тактика общения воспитателя с детьми. Образовательный процесс строится с учетом интересов и инициативы детей. Я учитываю незапланированные события и образовательные ситуации, которые возникают здесь и сейчас. У детей увеличилась работоспособность, умение продолжительное время внимательно и сосредоточенно работать, проявлять инициативу, фантазию и творчество.
Обобщение и распространение опыта работы по реализации инновационного проекта в ДОУ.
- открытые интегрированные занятия для педагогов ДОО и учителей начальных классов МОУ СОШ №6: «Поможем Мишке найти свою сказку», «Волшебные снежки».
- отчет об апробации ПМК «Мозаичный парк» во второй младшей группе представлен на педагогическом совете в ДОУ;
- защита инновационного проекта на итоговом педагогическом совете;
- реализация совместных детско-родительских проектов во второй младшей и средней группах;
- участие в конкурсах издательства «Русское слово» ПМК ДО «Мозаичный парк».
Литература
- В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» ООО «Русское слово» 2017
- В.Ю. Белькович, Н.В.Гребёнкина, И.А. Кильдышева. Методические рекомендации к образовательной программе дошкольного образования «Мозаика»: младшая группа(3-4года); средняя группа (4-5 лет) ООО «Русское слово» 2018
- Т.В. Волосовец, О.А.Зыкова Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии сборник статей. ООО «Русское слово» 2017
- Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, Л.М.Кларина Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей. ООО «Русское слово» 2017
- Т.В. Волосовец, О.С.Ушакова Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей. ООО «Русское слово» 2017
- Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова Художественно-эстетическое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей. ООО «Русское слово» 2017
- Т.В. Волосовец, Б.Б. Егоров. Физическое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей. ООО «Русское слово» 2017
- Е.П. Арнаутова Журнал взаимодействия с родителями. Психолого-педагогическое сопровождение детей 3-5 лет. ООО «Русское слово» 2017
- Е.О.Смирнова, Е.А. Абдулаева. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие ООО «Русское слово» 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Парки и усадьбы Москвы. Парки района Братеево»
Закреплять знания детей о Москве – главном городе столицы. Закреплять знания детей о месте, в котором они живут (город, район, улица, дом), развивать умение описать достопримечательности, интересные м...
Презентация проекта" Парк для нас- мы для парка" для старшей группы.
Презентация для старшей группы "Парк для нас- мы для парка"...
Планирование проекта "Парк - для нас, мы - для парка"
Развитие познавательно-речевой компетентности у детей. Формирование и развитие детского творчества и воображения. Обогащение знаний детей разными видами парков и их элементов....
Фотоотчет. Встреча с интересными людьми. Экскурсия в парк.Тема :" Птицы парка". Подготовительная к школе группа.МДОУ детский сад" Сказка" №98,г. Петрозаводск. Воспитатели: Анфимова Е. И., Плесанова Л. И., Фофанова Р. В.
В сентябре дети подготовительной группы « Красная Шапочка» побывали на очень интересной и познавательной экскурсии. Известный петрозаводский любитель птиц Дмитрий Ерохин провел для н...
Инновационная сетевая площадка УМК "Мозаичный ПАРК"
МБДОУ "Детский сад №40 "Солнышко"ГО "город Якутск" апробирует и внедряет УМК "Мозаичный ПАРК"...
Развитие игровой деятельности детей младшей группы с помощью инновационного игрового оборудования ПМК"Мозаичный парк"
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитыват...
Беседа «Знакомство с парком Александрия» Цель. Познакомить детей с парком Александрия. Задачи: • Уточнить понятие «парк». • Расширить представление о знаменитых пригородах Петербурга: Петергофе- парк Александрия.
Уточнить понятие «парк». • Расширить представление о знаменитых пригородах Петербурга: Петергофе- парк Александрия. ...