Сюжетно-ролевая игра "Встречаем гостей"
план-конспект занятия (старшая группа)
Формирование представления у детей интереса о культуре и традиция народа Таджикистана
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno_-_rolevaya.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно – ролевая игра «Встречаем гостей»
Цель: формировать представления о культуре и традициях народа Таджикистана.
Задачи:
- Способствовать формированию у детей интереса к народам России
- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
Игровой материал: кукольная посуда, предметы заместители, скатерть, карточки с изображением национальных блюд, национальная одежда.
Предварительная работа: этическая беседы «Идём в гости», «Ждём гостей», разучивание песенки «К нам гости пришли…».
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что наша дружная детсадовская семья многонациональная и каждый месяц мы устраиваем традиционные чаепития, чтобы побольше узнать о традициях наших друзей. Кто вспомнит, с обычаями каких семей мы уже познакомились? (ответы детей) Правильно, мы были на чаепитии в русской семье, башкирской семье, киргизской и казахской семьях. Чтобы узнать, к кому мы сегодня пойдем в гости, нужно потрудиться. Готовы? Предлагаю собрать пазл и он нам подскажет! (после сбора получается картинка таджикской семьи)
Воспитатель: Гостеприимство и дружелюбие – основа обычаев Таджикистана. Об этом необходимо помнить. И, именно поэтому, гостю нельзя отказываться, если кто-нибудь зовет его на чашку чая в свой дом. Отказ нанесёт хозяину оскорбление. Таджики не ходят в гости с пустыми руками. Не забудьте купить сладости или цветы.
Входит девочка в национальном таджикском костюме.
Девочка: «Ассалому алейкум!» – это наше национальное приветствие, что означает «Мир Вашему Дому» (поочередно произносит каждому ребенку и просит ответить на приветствие).
Воспитатель дарит хозяйке цветы.
Девочка: спасибо, проходите, вымойте руки, вот чистое полотенце (подаёт полотенце)
Воспитатель: перед тем как зайти в дом таджика, вам предложат вымыть руки и подадут полотенце. Не стряхивайте воду с рук, болтая ими в воздухе, — это будет рассмотрено как неуважение к хозяевам дома и окружающим.
Воспитатель: Марьям, какое у тебя красивое платье!
Девочка: Таджички носят длинные платья-рубахи – курты. Женщины носят цветастые платки, которые называются «лачака». Молодые таджички носят украшения –серьги, ожерелья, подвески, кольца. У мужчин головной убор называется тюбетейка (демонстрируется тюбетейка). Национальную мужскую одежду всегда составляет халат -«чапан» традиционных цветов, хлопчатобумажная рубаха - "курта", шаровары, широкий поясной пояс (демонстрация изображения костюма).
Девочка: проходите пожалуйста, дастархан у меня уже накрыт, на этих местах вам будет удобно (дети рассаживаются вокруг дастархана)
Дети: Марьям, подскажи, а какое слово ты сейчас сказала и что оно обозначает?
Девочка: дастархан – это стол, сможете повторить за мной? (дети повторяют слово, заучивая его).
Дети: а почему стол такой низкий?
Воспитатель: таджики – народ кочевой, много мебели носить с собой им было неудобно, поэтому сидели таджики вокруг дастархана на полу, застеленным ковром и курпачой (это специальные матрасы, набитые ватой и сшитые из красивой ткани) или подушках, а когда сидишь на полу-высокий стол не нужен. Подушки, кстати называются тюфяки.
Дети рассаживаются.
Девочка: удобно расположитесь, но нельзя лежать или сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами.
Воспитатель: Марьям, расскажи, пожалуйста, что обычно едят таджики?
Девочка: основой питания был хлеб (в виде лепёшек) и молочные продукты, блюда из риса, лапша, манты (большие пельмени), растительное масло, овощи и фрукты. Лепёшки выпекают в особых глиняных печах (танур). Запомните, таджикскую национальную лепешку нужно ломать двумя руками и никогда не резать ножом.
Воспитатель: Мясо едят баранье и говяжье, часто тушёное с лапшой или картофелем. Праздничное традиционное угощение у Таджиков – плов. Чай пьют зелёный, в пиалах.
Воспитатель: причем полную пиалу чая не наливают, это будет обозначать, что хозяин хочет, чтоб гость ушел.
Воспитатель: за дастарханом самый младший из хозяев разливает чай. Пиалу (чашку) чая нужно обязательно принимать правой рукой и прикладывать левую руку к правой стороне груди. Таким же образом пиалу нужно возвращать человеку, разливающему чай. Не удивляйтесь, когда первую пиалу разливающий чай обязательно нальет себе. Это древняя традиция: наливающий доказывает другим, что это не яд (демонстрация и небольшая игра).
Девочка - К чаю подают лепёшки, пахлаву, хворост, сахарные конфеты. А вот сам сахар к чаю не подают.
Воспитатель: Марьям, а знаешь ли ты какую - нибудь национальную игру?
Девочка: конечно, знаю, хотите научу?
Подвижная игра Таджиков «Бой петухов»
(В центре 2 игрока в масках петухов на одной ноге пытаются вытеснить друг друга из круга. Остальные берутся за руки и образовывают круг, поддерживают игроков в кругу. Тот, кто наступает на обе ноги или падает, тот проигрывает и выходит из игры. Игра повторяется заново).
Сесть в круг (Давранишини)
Играют ребята среднего и старшего школьного возраста. Количество участников - от 6 до 40 человек. Для игры нужен наполненный опилками мешочек (или мячик) и платочек.
Описание. В середину начерченного большого круга кладется предмет (мешочек или мяч). Игроки сидят, скрестив ноги, по кругу и смотрят на предмет. Водящий с платочком в руках становится за кругом. По команде водящий начинает ходить по кругу и незаметно бросает платочек позади кого-нибудь из сидящих. После этого он обегает круг, стараясь занять место того, кому подбросил платок. Сидящий же вскакивает и ловит водящего, даже если он не сразу заметил платок. Игрок, не поймавший водящего, сам становится им. Водящий продолжает водить, если, его поймали.
Правила.
- Подсматривание и подсказывание запрещаются.
- Платок надо бросать за разными игроками.
- Игрок, которому подбросили платок, должен сначала взять его, а затем догонять водящего.
Воспитатель: ребята, пора прощаться с нашей хозяйкой. Спасибо тебе, Марьям, за приглашение, я узнала очень много интересного про традиции таджиков. Ребята, что нового вы узнали? Что запомнилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетно-ролевой игры " В гостях у Маши"
Расширить представления детей о возможностях игры с куклой.Закреплять знания об окружающем,о предметах,действиях с ними и их назначении ( посуда,одежда).Развивать понимание речи,активизировать пониман...
Конспект сюжетно-ролевой игры "В гостях у Маши"
Расширить представления детей о возможностях игры с куклой.Закреплять знания с окружающим,о предметах,действия с ними и их назначении( посуда,одежда)....
Сюжетно – ролевая игра : «Ждем гостей»
Сюжетно –ролевая игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общенияСюжет в игре - это то о...
Самоанализ сюжетно – ролевой игры : «Ждем гостей»
Сюжетно –ролевая игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общенияСюжет в игре - это то о...
Кончпект занятия по развитию речи и сюжетно-ролевой игре "В гости к бабушке"
Задачи. Коррекционно-обучающие задачи:• закрепить знание детей по темам: «Зима, деревья, животные, птицы, насекомые»;• учить согласовывать существи...
Модель сюжетно-ролевой игры "Ждём гостей"
Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру. Учить играть дружно, не ссориться. Помочь выбрать роли. Прививать элементарные навыки социального общения....
Семинар на тему "Сюжетно - ролевая игра" "В гости к Лунтику"
30 деабря на базе нашего детского сада прошел районный семинар. ВоспитательМальцева Елена Николаевна с детьми средней группы показала сюжетно - ролевую игру "В гости к Лунтику". На занятии дети узнали...