Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
консультация

  План

- признаки СДВГ

- СДВГ-это диагноз по МКБ-10

-Причины возникновения

-Возрастная динамика

- Типы СДВГ

-Диагностика

- Лечение. Какие специалисты?

- Памятка для педагогов

- Памятка для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdvg.docx59.15 КБ

Предварительный просмотр:

СДВГ-выжить и научить

План

- признаки СДВГ

- СДВГ-это диагноз по МКБ-10

-Причины возникновения

-Возрастная динамика

- Типы СДВГ

-Диагностика

- Лечение. Какие специалисты?

- Памятка для педагогов

- Памятка для родителей

Я родитель и как я вижу СДВГ

«Нас не очень любят в детском садике. Воспитатель постоянно жалуется на сына. Все дети ополчились над моим сыном.»

Признаки СДВГ

На СДВГ указывает сочетание перечисленных симптомов со следующими критериями:

- расстройства присутствуют дольше 6 месяцев и оказывают значительное влияние на общение с другими людьми;

- симптомы сохраняются в различных ситуациях, не зависят от окружения;

-  проблемное поведение сохраняется таким в детском саду, в школе и дома, на площадке, в других общественных местах;

- ребенку менее 12 лет.

Диагностика

Родители чрезмерно активного ребенка могут заподозрить у него СДВГ. Подкрепить или  опровергнуть подозрения помогут опросники (Виндербильта или Коннорса), которыеможно найти в интернете. Однако самостоятельно делать выводы не стоит.Прояснить ситуацию поможет врач-

невролог. Диагноз СДВГ ставят на основании:

• жалоб;

• анамнеза (сведений о жизни, развитии,заболеваниях);

• беседы с родителями и маленьким пациентом.

СДВГ- ЭТО ДИАГНОЗ

СДВГ – это диагноз, принятый в международной классификации. Она внедрена в практику

здравоохранения на всей территории РФ в 1999 году.МКБ-10

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (F90)

Группа расстройств, характеризующихся ранним началом, отсутствием упорства в деятельности,

требующей умственной сосредоточенности, и склонностью к перескакиванию с одних дел на другие

без доведения их до конца. Одновременно с этим отмечается неорганизованная, нерегулируемая и

чрезмерная активность. Вторичные осложнения включают диссоциальное поведение и низкую самооценку.

Причины возникновения

Биологическая причина

На данный момент ведущей причиной возникновения СДВГ считается недостаточная зрелость

нейронных сетей, по которым в лобные доли мозга должны поступать дофамин и норадреналин - это такие вещества, которые, грубо говоря, позволяют нейронам обмениваться информацией. Если бы они поступали в адекватном количестве, у ребёнка не было б таких проблем - его системы, отвечающие за внимание, подавление импульсивности, целеустремленность и самоконтроль, работали бы как надо. Учитывая, что лекарства для СДВГшек, работающие на повышение выработки дофамина и норадреналина и увеличение их доступности для лобных долей мозга, часто приводят к улучшению внимательности и поведения, судя по всему, действительно лежит где-то здесь.

 Другие причины

1. Патология во время беременности: токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.

2. Тяжелые роды, "кесарево сечение", низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.

3. Черепно-мозговые травмы у ребенка, такие как сотрясение мозга или более тяжелые.

4. генетическая предрасположенность, наследственность.

В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие.

Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого детства.

Памятка для родителей

Симптомы делятся на 3 категории

1. Импульсивность.

На занятиях зачастую выкрикивают ответ до того, как педагог закончит свой вопрос, постоянно перебивают. Им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то должны получить желаемое в тот же момент, на уговоры не поддаются.

2. Гиперактивность.

Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В группе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Иными словами, они все время в движении, как будто заведённые.

3.Невнимательность.

Дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организацией и соблюдением инструкций. У взрослых складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют принадлежности, свои вещи.

Возрастная динамика

СДВГ проявляется в детском возрасте. До достижения ребёнком 5 лет СДВГ можно только

предполагать. Из-за недостаточной зрелости мозга до определённого времени гиперактивное и

невнимательное поведение является вариантом возрастной нормы. Считается, что это

поведенческие реакции, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения.

Однако, некоторые особенности наблюдаются и в раннем периоде.

ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ

Нарушение режима сна и бодрствования;

-повышенная возбудимость;

-общее беспокойство;

-тремор.

1-3 ГОДА

Ребенок часто отвлекается;

-становится непослушным, гиперактивным;

-нарушает режим ДДУ;

-в 3 года присоединяется упрямство, непослушание.

3-5 ЛЕТ

Разворачивается клинический полиморфизм структуры синдрома;

 - появляется "неуклюжесть" ребенка, называемая минимальной статико-моторной недостаточностью.

Однако некоторые дети упорно не перерастают его и после 5 лет, и даже к школе. Тогда речь идёт уже о реальном нарушении. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.

12-14 ЛЕТ

- те или иные нарушения частично компенсируются. Прежде всего

снижается уровень гиперактивности;

- нарушение внимания и импульсивность сохраняются.

С 15 ЛЕТ

Гиперактивность исчезает

- симптомы СДВГ сглаживаются усилиями эмоционально-волевой сферы, а в ряде случаев маскируются особенностями личности;

- в некоторых случаях нарушения поведения нарастают и в сочетании с агрессивностью, трудностями взаимоотношений сосверстниками трансформируются в делинквентное поведение.

Типы СДВГ

  • Комбинированный (выражены 2 компонента: невнимательностьи гиперактивность/импульсивность).
  • С преобладанием нарушения внимания
  • С преобладанием гиперактивности и импульсивности.

Методики диагностики для специалистов

- Диагностика готовности ребенка к школе (Павлова Т.Л.)

- Как преодолеть трудности в обучении детей (Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. )

- «Раздели на группы» (А.Я Иванова, адаптация Е.В.Доценко)

- «Исключение лишнего» (предметный вариант)

- «Обведи контур» (исследование наглядно-действенного мышления)

- Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко:

Эмоциональная сфера

- Рисунок семьи».

- «Несуществующее животное».

-  Психологические рисуносныетесты (Венгер А.П.)

- Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)

- Практикум для детского психолога (Широкова Г.А.)

- Организация производственной практики в дошкольном образовательном учреждении (Бобченко Т.Г., Пронина Е.В. )

Координация движений

- Проба на реципрокную координацию (А.Р. Лурия)

- Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте (Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е.)

-Исследование моторики и координации движений и детей (Н.Н. Заваденко)

- Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте (Заваденко Н.Н. )

ОПРОСНИКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

- Анкета для родителей (Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. 2005г.)

- Анкета для родителей (Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок.2001г.)

- Анкета для педагогов (Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок.2001г.)

- Выявление синдрома дефицита внимания (Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. 2005г.)

- Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера)- для детей до 6 лет.

Тест Тулуз-Пьерона (для детей старше 6 лет).

Инструкция:

"Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".

Образец:

 

        Анализ результатов:

Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка:

Высокий уровень устойчивости внимания — 100% за 1 мин 15 сек без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания — 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень устойчивости внимания — 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания — 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой)

Коррекция и лечение

- БОС-ТЕРАПИЯ

 -МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ

- ЛЕЧЕНИЕ

- ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

- НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

- МЕТОДИКА

- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

БОС-терапия

Новая методика лечения СДВГ – БОС-терапия, или метод биологической обратной связи.

Ее цель – устранить причины СДВГ путем нормализации биоэлектрической активности мозга. Для этого используется специальные аппаратные комплексы («БОС –ЛАБ, Биоакустическая коррекция мозга) Уже через 3-4 сеанса процедуры можно увидеть результат.

Курс лечения длиться 15-20 сеансов. Результат сохраняется до 10 лет и дольше. Успех достигается в 95% случаев.

Медикаментозное лечение

Для назначения курса следует проконсультироваться с врачом. Как правило психостимуляторы и нейролептики, нейропротекторы, стимуляторы , корректоры мозговой трофики и кровообращения; иногда показаны также антидепрессанты.

Физические нагрузки

Нужно приучать ребенка делать зарядку, устраивать физкультминутки во время занятий, применять

кинезиологические упражнения при СДВГ. Также будет хорошо начать заниматься спортом. Наиболее эффективными видом спорта для детей с СДВГ является йога. Она учит концентрироваться и контролировать собственную активность, выступает в качестве эффективного способа снятия эмоционального напряжения и агрессии. Благодаря попеременной смене напряжения и расслабления, у ребенка не наступает переутомления и истощаемости.

Нейропсихологическая методика

Заключается она в восстановлении утраченных психических функций и стимуляции развития навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Устраняется повышенная возбудимость, агрессия, часто встречающаяся при расстройстве, а также рассеянность внимания. В занятиях по методике используются такие упражнения:

- растяжка и дыхательные упражнения;

- гимнастика для глаз;

- упражнения для развития мелкой моторики;

- релаксация;

- упражнения на развитие внимания, самоконтроля и

- осознанности выполнения действий.

Психологическая коррекция

Включает в себя:

- снятие повышенной тревожности;

- развитие коммуникабельности;

- улучшение мышления и речи;

- развитие памяти и внимания.

- санации системы внутрисемейных отношений, мотивов

Базовым методом лечения СДВГ выступает АВА-терапия, на которой специализируются АВА-тераписты - неврологи, психиатры, психотерапевты и психологи, прошедшие соответствующую специализацию. Родителям детей с СДВГ стоит пройти специальные курсы, которые помогут внедрить поведенческую АВА-терапию в образ жизни семьи.

Советы воспитателям

Гиперактивный ребенок (СДВГ) требует к себе особого отношения, стандартные школьные программы для него не подходят, т.к. особенности заболевания непосредственно влияют на усвоение

учебного материала. Итак, что нужно сделать, чтобы помочь ребенку с СДВГ освоить образовательную программу?

Дайте ему в начале занятия четко структурированный по времени план. Хорошо при этом использовать часы со звонком, чтобы отделять одно задание от другого. По возможности поощряйте воспитанника.Дайте возможность при необходимости обращаться к вам за помощью. Посадите его за первую парту, чтобы периодически контролировать и направлять деятельность в нужное русло.

Ответственность и дисциплина. Давайте мелкие поручения, которые он может выполнить, и общественную нагрузку, чтобы смог показать свою значимость. Отпускайте на переменку только после того, как рабочее пространство приведено в полный порядок. Устраивайте небольшие двигательные разминки в течение занятий.

Система выработки навыка желательного поведения может быть использована и для всего класса в целом (Система Б. Фурмана «Навыки ребенка» (Kid’s skills) — есть такая книга).

В этом случае выбирается один навык, которому учится вся группа .Например, быть готовым к занятию вовремя. Это значит, что, как только прозвенел колокольчик, дети должны ровно сидеть около своего стола, на столе должны лежать вещи, необходимые на занятии. Если все дети смогли это сделать, то педагог их хвалит и кладет шарик в специальную банку. Когда банка оказывается полной, это означает, что класс освоил навык. За это дети награждаются тем, что они любят: чаепитие, грамота. Опыт применения такой программы показал, что при выработке одного навыка дети становятся в целом успешнее во всех сферах и их поведение становится лучше в целом.

Советы родителям

1. Заведите четкий и понятный режим дня и совместно с ребенком его соблюдайте: надо, значит надо, компромиссы здесь не уместны. Добивайтесь результата твердо, последовательно и спокойно. Дайте возможность ребенку почувствовать личную ответственность, не забывайте хвалить за сделанную работу или задания. Не выполнит, что было задумано – не ругать, а помочь.

2. По возможности не ходить вместе с ребенком в места с большим скоплением людей: гипермаркеты, крупные рынки, массовые мероприятия.

3. Переутомление – перевозбуждение. Сильно уставший ребенок может перевозбудиться. Чтобы этого не допускать, необходимо давать ему короткий отдых через каждые 20 минут занятий. Также урок можно поделить на отдельные задания, чтобы он их смог выполнить до конца. Стоит быть готовым к тому, что первые несколько лет обучения в школе вам придется делать уроки вместе с

ребенком. Подсказывать совсем не обязательно. Ваша задача следить, чтобы ученик выполнял задание и не отвлекался. Хорошо проговорить задание вслух, при этом рассуждая, как можно найти решение данной задачи. В случае необходимости – нанять педагога, который будет помогать.

4. Находите поводы, чтобы похвалить своего ребенка даже за самую, казалось бы, незначительную победу. Это придаст ему силы и уверенность в себе.

5. Ребенка с СДВГ можно научить выполнять те вещи, которые для него сложны по физиологическим причинам, но для этого ему нужно создать внешнюю мотивацию. Для этого используется система поощрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекции речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описывается проблема коррекции нарушений речи у детей с СДВГ. Описываются причины возникновения данного синдрома у детей, основные симптомы заболевания, приводятся приемы и методы коррекции с...

Особенности коррекции речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описывается проблема коррекции нарушений речи у детей с СДВГ. Описываются причины возникновения данного синдрома у детей, основные симптомы заболевания, приводятся приемы и методы коррекции с...

Особенности коррекции речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описывается проблема коррекции нарушений речи у детей с СДВГ. Описываются причины возникновения данного синдрома у детей, основные симптомы заболевания, приводятся приемы и методы коррекции с...

План по самообразованию Тема: «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психо...

Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психо...

План и отчет по самообразованию «Развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»

План и отчет по самообразованию «Развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»...

Развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

статья о детях ,у которых СДВГ,помощь воспитателям в их развитии...