Развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
статья по коррекционной педагогике

Дербенева Наталья Валериевна

статья о детях ,у которых СДВГ,помощь воспитателям в их развитии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребенка детский сад №46

Развитие детей с синдромом

дефицита внимания и гиперактивностью

Подготовила:

воспитатель

высшей квалификационной категории

Дербенева Наталья Валериевна

Калининград 2024г.

Развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

   

         Данная статья предназначена для воспитателей групп компенсирующей направленности, она также будет полезна для ознакомления с данной проблемой воспитателями общеразвивающих групп.

В последние годы  увеличилось количество  детей,  имеющих  синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).  Причем у  мальчиков синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируют в 3-5 раз чаще, чем у девочек.  Кроме того для девочек более характерна форма синдрома дефицита внимания без гиперактивности.

         СДВГ наблюдается  обыкновенно  у детей с задержкой психического развития т. к. он нередко является  причиной запаздывания процесса созревания высших психических функций. Коррекционные занятия с такими детьми  желательно начинать как можно раньше. Для этого необходима помощь не только учителя-дефектолога, но и своевременная медицинская и психологическая помощь, которая позволит скорректировать поведение ребенка.

          Что же такое гиперактивность и как она проявляется? 

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которые ребенок часто не замечает. Для таких детей характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте. Продолжительность сна у них всегда меньше нормы,  внимание  нарушено.

          Л.С. Выготский писал, что направленное внимание играет огромную роль для развития психических процессов.

          В работе с детьми имеющих СДВГ необходимо учитывать их особенности. Следует планировать занятия с частой сменой деятельности, поскольку таким детям   трудно сосредоточиться на длительный промежуток времени и выполнять задания, требующие длительных умственных усилий.  Часто эти дети действуют необдуманно, импульсивно. Им трудно подчиняться правилам.  У детей с СДВГ общая и мелкая моторика не соответствуют возрастной норме,  обычно  наблюдается моторная неловкость, нарушена координация движений.

        Не смотря на это,  дети с СВГД способны длительно удерживать внимание, если их деятельность связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием.

Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью                                                                                                  

Дефицит внимания может быть установлен при наличии  из описанных ниже симптомов.

Ребенок имеет дефицит внимания, если он:

- не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;

- с трудом поддерживает внимание в работе и игре;

- не слушает, что ему говорят;

- не в состоянии следовать инструкциям;

- не может организовать игру или деятельность;

- имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;

- часто теряет вещи;

- часто и легко отвлекается;

- бывает забывчив.

Гиперактивность определяется при наличии 5 из перечисленных симптомов.

Ребенок гиперактивен, если он:

- совершает суетливые движения руками и ногами;

- часто вскакивает со своего места;

- гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность  неприемлема;

- не может играть в «тихие» игры;

- всегда находится в движении;

- очень много говорит.

Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или  совершить действия), если он:

- отвечает на вопрос, не слушая его;

- не может дождаться своей очереди;

- вмешивается в разговор и игры других.

          В коррекционных занятиях с детьми, имеющих СДВГ,  можно использовать дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, упражнения для мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами. В условиях детского учреждения при проведении занятий воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре включают корректирующие упражнения рекомендованные учителем-дефектологом.    

         Таким образом совместная, своевременная, скоординированная работа медиков, психологов  и педагогов поможет формированию коммуникативных навыков у детей с СДВГ, дальнейшей социализации, устранению пробелов в элементарных знаниях и, как следствие, способствует в дальнейшем успешному усвоению школьной программы.

                             Рекомендуемые игры и упражнения:

1. Растяжка

Цель: оптимизация тонуса мышщ.

И. п.- сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела), левостороннее  и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, затем правой руки и левой ноги.

2. Дыхательное упражнение

Цель: развитие произвольности и  самоконтроля,  ритмирование  организма.

«Насос»

Встать прямо, ступни расставить на ширину плеч, руки вдоль туловища. Наклониться вперед, опустить руки к полу,  но не касаясь его, и одновременно сделать громкий и короткий вдох через нос на второй части поклона, закончить его в нижней точке. Слегка приподняться и повторите упражнение на восемь вдохов. Наклоны должны выполняться ритмично и легко, не пытаться наклониться максимально низко, округлите спину, опустите голову.

Используйте дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой.

3. Упражнение для развития мелкой моторики руки.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Для  формирования  тонких  движений  пальцев  рук  могут  быть  использованы  игры  с пальчиками.

ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ

«Домик»

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются;  средний

палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга,

выполняя прямую линию (труба, балкон).

4. Глазодвигательное упражнение.

Цель: расширение поля зрения и зрительного восприятия.

 И. П. – сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое движение производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и , наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале упражнений ребенок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым, а за тем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

5. Упражнения для мышц языка  и мышц челюсти (артикуляционная гимнастика).

Цель: развитие  координированной работы артикуляционного аппарата.

  1. «Болтушка» - движения языком вперед-назад.
  2. «Лошадка» - цоканье (щелканье) языком.
  3. Жевательные движения с сомкнутыми  губами.
  4. «Заборчик» -  верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

6.Упражнение для развития коммуникативной и когнетивной сферы.

«Гнездышко»

 Цель: формирование эмоционального развития.

Дети сели в круг, взялись за руки: это гнездышко.  Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одно птица. Ведущий дает команду: «Птичка летает!».  Гнездо рассыпается, и  все дети летают, как птички. Ведущий: «В гнездо!». Все садятся. Тот, кто не успел - ведущий.

«Движение»

Цель: формирование двигательной памяти.                                                                            Детям предлагается несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и т.д.). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.

7.Упражнение  – релаксация  можно проводить как эмоционально-динамическая пауза. Подобные упражнения способствуют эффективному переключению с одного  вида деятельности на другое.

«Улыбка»

Звучит песня из мультфильма «Крошка-енот». Дети образуют круг, берутся за руки, смотрят  соседу в глаза и дарят ему свою добрую улыбку.

8.Функциональные упражнения

«Море волнуется….»

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация (исчезновение)

Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Педагог произносит считалку:

                                      Море волнуется – раз!

                                      Море волнуется – два!

                                      Море волнуется -  три!

                                      Морская фигура  - замри!

Дети замирают в одной из поз. По команде «отомри!» упражнение продолжается.

                                             

Литература

1.Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. А.Л. Сиротюк. - М., 2003.                      

2. Как понять ребенка: дети с гиперактивность и дефицитом внимания. Н.Н. Заваденко.  – М., 1973.

3. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ. И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова,  Н.С. Нурмухаметова. – М.; АРКТИ, 2009.

4. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М. Щетинин.-Издательство АСТ., 2019.

5. Мелкая моторика гимнастика для пальчиков. Т.А. Ткаченко. – М.; Эксмо., 2005.

6. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. –М.: Гном-Пресс., 1998.

7. Логопедическая гимнастика. Т.В. Буденная. – Санкт-Петербург «Детство-Пресс»., 1999.

8. Воображение и творчество в детском возрасте. Л.С. Выготский. СПб.:  СОЮЗ, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

            Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих ...

Проект комплексной коррекции и развития различных сторон психики у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности "Лесенка-чудесенка"

В проекте представлен опыт работы по формированию произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля у детей с СДВГ посредством системного подхода  к коррекции психич...

Адаптированная программа коррекционно - развивающих занятий для нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

    В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и пони...

План по самообразованию Тема: «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психо...

Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

План- признаки СДВГ- СДВГ-это диагноз по МКБ-10-Причины возникновения-Возрастная динамика- Типы СДВГ-Диагностика- Лечение. Какие специалисты?- Памятка для педагогов- Памятка для родителей...

Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психо...

План и отчет по самообразованию «Развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»

План и отчет по самообразованию «Развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»...