План и отчет по самообразованию «Развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»
материал по коррекционной педагогике

Сикорская Инна Сергеевна

План и отчет по самообразованию «Развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №58 «БЕЛОЧКА»

ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Cикорской Инны Сергеевны,

воспитателя логопедической группы

Тема: «Развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»

Срок реализации:  2020 – 2021 гг.

Г. О. МЫТИЩИ

2020г.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Сикорская Инна Сергеевна.

Образование: высшее педагогическое.

Педагогический стаж: 29 лет.

Квалификационная категория: высшая.

ТЕМА

«Развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»

ЦЕЛЬ

Изучение особенностей и методов психологической коррекции и работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

ЗАДАЧИ

Обучение на курсах повышения квалификации по теме «Работа с детьми с СДВГ».

Изучение литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.

Применение полученных знаний на практике  в работе в группе, изучение уровня развития детей с СДВГ дошкольного возраста, таких как внимание, мышление, память, восприятие.

Исследование эмоциональных проявлений у детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания.

Разработка рекомендаций по работе с гиперактивными детьми для педагогов и родителей, исходя из полученных результатов.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Создана картотека методических приемов по социальной адаптации ребенка с СДВГ.

2. Положено начало для формирования качественно нового уровня   взаимоотношений с окружающими у детей с СДВГ.

3. Положительные результаты у детей с СДВГ в процессе обучения.

4. Положено начало к повышению самооценки, нормализации обстановки вокруг ребенка, в том числе внутри семьи.

5. Разработаны рекомендации по работе с гиперактивными детьми для педагогов и родителей, исходя из полученных результатов.

Теоретические разработки

- консультация: «Практические рекомендации воспитателям гиперактивного ребенка »;
- консультация: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»;
- рекомендации: «Правила общения с гиперактивным ребенком»;
- консультация для родителей : «Как любить детей»;

- консультация для родителей: «Особенности воспитания гиперактивного ребенка».

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Необходимость работы с  детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. Поэтому необходимо раннее выявление гиперактивного расстройства с дефицитом внимания и организации плана помощи таким детям с привлечением педиатров, невропатологов, психологов, психиатров, педагогов и родителей.

ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Название, автор, издательство, год выпуска

Срок изучения

Курсы повышения квалификации «Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»

Май – июнь 2020 г.

Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. «Синдромы дефицита внимания у детей»

Е.К. Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» (комплексная программа)

Июль-сентябрь 2020 г.

Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам».

Октябрь – ноябрь 2020 г.

Е.К. Лютова, Г.Б.Монина «Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми».

Декабрь 2020 г.- январь 2021 г.

В. Мейер, Э. Чессер «Методы поведенческой терапии»

Февраль 2021г.

«Наши   невнимательные гиперактивные   дети» (игровые упражнения)

http://offtop.ru/adhdkids/

 

Март 2021г.

«Сопутствующие СДВГ состояния» (игровые упражнения)

http://psinovo.ru

Апрель 2021

Шевченко Ю.С., Добридень В.П. «Онтогенетически - ориентированная психотерапия»  (методика ИНТЭКС)

Май 2021

Мастюкова Е.М. «Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция».

Июнь 2021

Олег Романчук «Ребенок с СДВГ»

Июль 2021

№ п/п

Содержание работы

Сроки

С ДЕТЬМИ

1

Вводное занятие: Знакомство. Установление контакта.

Сентябрь - октябрь

2

Гармонизация психофизического состояния: обучение различным типам дыхания и произвольной регуляции дыхания, развитие произвольной регуляции мышечного напряжения, развитие концентрации и переключения внимания, закрепление освоенных приёмов релаксации и контроль за их выполнением.

ноябрь-декабрь

3

Преодоление деструктивных эмоций: осознание негативных эмоций, отреагирование негативных эмоций, обучение позитивному самоотношению, обучение навыкам самоподдержки.

январь-февраль

4

Развитие программирования и контроля действий: составление и проигрывание алгоритма действий, связанных с воспитательным процессом, составление и проигрывание алгоритма действий, связанных с бытовыми ситуациями и поведением в общественных местах, составление и проигрывание алгоритма действий при различных ситуациях общения.

март-апрель

5

Итоговые занятия: закрепление материала. Игры с правилами.

май

С РОДИТЕЛЯМИ

1

консультации

В течении года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №58 «БЕЛОЧКА»

Отчет

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Cикорской Инны Сергеевны,

воспитателя логопедической группы

Тема: «Развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»

Срок реализации:  2020 – 2021 гг.

Г. О. МЫТИЩИ

2021г.

1 Учусь терпению по отношению к этим детям.

  • Чем дальше я углубляюсь в тему «Развитие детей с СДВГ», тем более убеждаюсь в том, что работу с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должны начинать не воспитатели, а специалисты.
  • Это не просто дети, не умеющие управлять своими эмоциями. Это дети, нуждающиеся в понимании, терпении, мудрости, а главное - помощи квалифицированных специалистов: дефектолога, психолога, психиатра, невропатолога.

2 Гиперактивность или педагогическая запущенность?

  • Диагноз СДВ или гиперактивность, или комплексно СДВГ может поставить только врач.
  • Сейчас очень модно присваивать это клише «трудным» детям. Ребенок неусидчив, выкрикивает с места, дергает других детей, мешает во время занятия, не соблюдает правила игры, чрезмерно подвижен, драчлив, истеричен при неудачах… Гиперактивность ли это? СДВГ?
  • Чаще всего, особенно в наше время - это элементарная невоспитанность, педагогическая запущенность.
  • Эту тонкую грань между невоспитанностью и психическим расстройством воспитатель, начитавшись специальной литературы, может уловить, почувствовать. Но поставить диагноз, оказать реальную помощь нуждающемуся ребенку может только специалист.

3 Работа с «трудными» детьми.

  • Детей с СДВГ среди моих воспитанников, на мой взгляд, сейчас нет. Но «трудные» – есть.
  • Эти дети тоже нуждаются в помощи и понимании.
  • У одних есть проблемы с социализацией; у других поведенческие проблемы; у третьих занижена самооценка – они подвержены дурному влиянию; у четвертых предельно узок круг интересов, в результате чего заторможено развитие интеллекта; пятые не в состоянии контролировать свои эмоции.
  • Уделить время и внимание каждому – вот наша задача.
  • (Это то, чего нам катастрофически не хватает – времени!)

4 Ступени к достижению результата

  • Личные беседы с каждым ребенком: по коррекции эмоциональных проявлений в жизненных ситуациях по конкретным случаям и с целью предотвращения инцидентов; по социальной адаптации и т.д.
  • Изучение уровня развития: внимания, мышления, памяти, восприятия.
  • Игровые ситуации: «Я тоже хочу эту игрушку», «Они не хотят со мной играть», «Что я буду делать, если кто-то меня ударил», «В автобусе», «В кино», «В гостях», «Когда приходят гости».
  • Чтение литературы с воспитательным содержанием и обсуждение прочитанного.
  • Игры – тренинги «Пожалей зайку», «Закончи рассказ», «Расскажи о нем» (о ком-то из участников игры), «Похвали его» (кого-то из участников игры), «Добрые и вежливые слова», «Почему … мой лучший друг», «Я думаю, …-хороший мальчик (хорошая девочка), потому что…», «Я люблю играть с …, потому что…», «Волшебные слова».
  • Сюжетно-ролевые игры с воспитательным содержанием.
  • Совместная игровая и трудовая деятельность.

Самооценка

  • Я, как воспитатель, начитавшийся специальной литературы, пытаюсь применить полученные знания в работе. Правильно ли я общаюсь с моими «трудными» детьми? Правильно ли я выстраиваю работу с ними по социальной адаптации, по развитию интеллекта, по коррекции поведения, по повышению самооценки? Вполне возможно, что не всегда, поскольку не каждый раз получаю ожидаемый вожделенный результат. Думаю, потому, что «один в поле не воин», нет комплексного подхода специалистов. Вернее, нет специалистов, к помощи и совету которых прибегали бы и дети, и я…
  • Планируя работу по самообразованию, я хотела написать несколько консультаций для родителей по этой теме. Но в результате обследования детей, наблюдения за ними, бесед с родителями, я поняла, что самым действенным способом совместной работы «воспитатель-ребенок-родитель-воспитатель» будут личные беседы с каждым родителем. С мамами и папами мы обсуждали существующие проблемы или инциденты и вместе находили пути их решения. Иногда, правда, путем проб и ошибок, но это добавляло опыта и познания внутренних противоречий ребенка каждому из нас. Да и внутренних противоречий родителя тоже…

6 Успехи

  • Ребенок с проблемами с социализацией, который на начало года не шел на контакт ни с кем, четко ограничив пределы своего энергополя, активно играет с детьми, разговаривает с ними, принимает участие в дежурствах, занятиях. Обращается к воспитателям за помощью, приглашает поиграть, ведет диалог.
  •  Дети с заниженной самооценкой добиваются определенных успехов,      периодически выходят из-под влияния «неформальных лидеров», убеждаясь в возможности собственного лидерства.
  • В работе с детьми с поведенческими проблемами есть определенные успехи: если на начало года у «трудных» были проблемы с общением, то сейчас они – полноправные члены коллектива, которые осознают и понимают роль общественного одобрения и порицания.
  •  Хочется верить, что достигнуто взаимопонимание и с родителями.
  1. У нас слаженный, сплоченный педагогический коллектив. Проблемы внутри группы мы обсуждаем, принимаем общее решение и выдвигаем одинаковые требования к детям и родителям. Вероятно, именно это способствует эффективной работе и положительным результатам.
  • Не могу сказать, что Я работаю по данной теме. По этой теме работаем МЫ. Образовательная деятельность, игровая, кружковая, непосредственно воспитательная, работа с родителями – все это в совокупности не может делать один воспитатель по-своему, второй – по-своему. Успех в нашей работе, как и в семье, может быть достигнут только тогда, когда взрослые работают в тандеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

            Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих ...

Проект комплексной коррекции и развития различных сторон психики у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности "Лесенка-чудесенка"

В проекте представлен опыт работы по формированию произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля у детей с СДВГ посредством системного подхода  к коррекции психич...

Индивидуальный план работы с родителями на год "Ребёнок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью"

Гиперактивный ребёнок, как никто другой, требует внимание взрослых и чуткого отношения к нему, поскольку он очень эмоционален и решителен. Главная цель педагогов дошкольного учреждения - профессиональ...

План по самообразованию Тема: «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психо...

Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

План- признаки СДВГ- СДВГ-это диагноз по МКБ-10-Причины возникновения-Возрастная динамика- Типы СДВГ-Диагностика- Лечение. Какие специалисты?- Памятка для педагогов- Памятка для родителей...

Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психо...

Развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

статья о детях ,у которых СДВГ,помощь воспитателям в их развитии...