План и отчет по самообразованию «Развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»
материал по коррекционной педагогике
План и отчет по самообразованию «Развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №58 «БЕЛОЧКА»
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Cикорской Инны Сергеевны,
воспитателя логопедической группы
Тема: «Развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»
Срок реализации: 2020 – 2021 гг.
Г. О. МЫТИЩИ
2020г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Сикорская Инна Сергеевна.
Образование: высшее педагогическое.
Педагогический стаж: 29 лет.
Квалификационная категория: высшая.
ТЕМА | «Развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» |
ЦЕЛЬ | Изучение особенностей и методов психологической коррекции и работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. |
ЗАДАЧИ | Обучение на курсах повышения квалификации по теме «Работа с детьми с СДВГ». |
Изучение литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования. | |
Применение полученных знаний на практике в работе в группе, изучение уровня развития детей с СДВГ дошкольного возраста, таких как внимание, мышление, память, восприятие. | |
Исследование эмоциональных проявлений у детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. | |
Разработка рекомендаций по работе с гиперактивными детьми для педагогов и родителей, исходя из полученных результатов. | |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 1. Создана картотека методических приемов по социальной адаптации ребенка с СДВГ. |
2. Положено начало для формирования качественно нового уровня взаимоотношений с окружающими у детей с СДВГ. | |
3. Положительные результаты у детей с СДВГ в процессе обучения. | |
4. Положено начало к повышению самооценки, нормализации обстановки вокруг ребенка, в том числе внутри семьи. | |
5. Разработаны рекомендации по работе с гиперактивными детьми для педагогов и родителей, исходя из полученных результатов. | |
Теоретические разработки | - консультация: «Практические рекомендации воспитателям гиперактивного ребенка »; - консультация для родителей: «Особенности воспитания гиперактивного ребенка». |
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ | |
Необходимость работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. Поэтому необходимо раннее выявление гиперактивного расстройства с дефицитом внимания и организации плана помощи таким детям с привлечением педиатров, невропатологов, психологов, психиатров, педагогов и родителей. | |
ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |
Название, автор, издательство, год выпуска | Срок изучения |
Курсы повышения квалификации «Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» | Май – июнь 2020 г. |
Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. «Синдромы дефицита внимания у детей» Е.К. Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» (комплексная программа) | Июль-сентябрь 2020 г. |
Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам». | Октябрь – ноябрь 2020 г. |
Е.К. Лютова, Г.Б.Монина «Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». | Декабрь 2020 г.- январь 2021 г. |
В. Мейер, Э. Чессер «Методы поведенческой терапии» | Февраль 2021г. |
«Наши невнимательные гиперактивные дети» (игровые упражнения)
| Март 2021г. |
«Сопутствующие СДВГ состояния» (игровые упражнения) http://psinovo.ru | Апрель 2021 |
Шевченко Ю.С., Добридень В.П. «Онтогенетически - ориентированная психотерапия» (методика ИНТЭКС) | Май 2021 |
Мастюкова Е.М. «Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция». | Июнь 2021 |
Олег Романчук «Ребенок с СДВГ» | Июль 2021 |
№ п/п | Содержание работы | Сроки |
С ДЕТЬМИ | ||
1 | Вводное занятие: Знакомство. Установление контакта. | Сентябрь - октябрь |
2 | Гармонизация психофизического состояния: обучение различным типам дыхания и произвольной регуляции дыхания, развитие произвольной регуляции мышечного напряжения, развитие концентрации и переключения внимания, закрепление освоенных приёмов релаксации и контроль за их выполнением. | ноябрь-декабрь |
3 | Преодоление деструктивных эмоций: осознание негативных эмоций, отреагирование негативных эмоций, обучение позитивному самоотношению, обучение навыкам самоподдержки. | январь-февраль |
4 | Развитие программирования и контроля действий: составление и проигрывание алгоритма действий, связанных с воспитательным процессом, составление и проигрывание алгоритма действий, связанных с бытовыми ситуациями и поведением в общественных местах, составление и проигрывание алгоритма действий при различных ситуациях общения. | март-апрель |
5 | Итоговые занятия: закрепление материала. Игры с правилами. | май |
С РОДИТЕЛЯМИ | ||
1 | консультации | В течении года |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №58 «БЕЛОЧКА»
Отчет
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Cикорской Инны Сергеевны,
воспитателя логопедической группы
Тема: «Развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»
Срок реализации: 2020 – 2021 гг.
Г. О. МЫТИЩИ
2021г.
1 Учусь терпению по отношению к этим детям.
- Чем дальше я углубляюсь в тему «Развитие детей с СДВГ», тем более убеждаюсь в том, что работу с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должны начинать не воспитатели, а специалисты.
- Это не просто дети, не умеющие управлять своими эмоциями. Это дети, нуждающиеся в понимании, терпении, мудрости, а главное - помощи квалифицированных специалистов: дефектолога, психолога, психиатра, невропатолога.
2 Гиперактивность или педагогическая запущенность?
- Диагноз СДВ или гиперактивность, или комплексно СДВГ может поставить только врач.
- Сейчас очень модно присваивать это клише «трудным» детям. Ребенок неусидчив, выкрикивает с места, дергает других детей, мешает во время занятия, не соблюдает правила игры, чрезмерно подвижен, драчлив, истеричен при неудачах… Гиперактивность ли это? СДВГ?
- Чаще всего, особенно в наше время - это элементарная невоспитанность, педагогическая запущенность.
- Эту тонкую грань между невоспитанностью и психическим расстройством воспитатель, начитавшись специальной литературы, может уловить, почувствовать. Но поставить диагноз, оказать реальную помощь нуждающемуся ребенку может только специалист.
3 Работа с «трудными» детьми.
- Детей с СДВГ среди моих воспитанников, на мой взгляд, сейчас нет. Но «трудные» – есть.
- Эти дети тоже нуждаются в помощи и понимании.
- У одних есть проблемы с социализацией; у других поведенческие проблемы; у третьих занижена самооценка – они подвержены дурному влиянию; у четвертых предельно узок круг интересов, в результате чего заторможено развитие интеллекта; пятые не в состоянии контролировать свои эмоции.
- Уделить время и внимание каждому – вот наша задача.
- (Это то, чего нам катастрофически не хватает – времени!)
4 Ступени к достижению результата
- Личные беседы с каждым ребенком: по коррекции эмоциональных проявлений в жизненных ситуациях по конкретным случаям и с целью предотвращения инцидентов; по социальной адаптации и т.д.
- Изучение уровня развития: внимания, мышления, памяти, восприятия.
- Игровые ситуации: «Я тоже хочу эту игрушку», «Они не хотят со мной играть», «Что я буду делать, если кто-то меня ударил», «В автобусе», «В кино», «В гостях», «Когда приходят гости».
- Чтение литературы с воспитательным содержанием и обсуждение прочитанного.
- Игры – тренинги «Пожалей зайку», «Закончи рассказ», «Расскажи о нем» (о ком-то из участников игры), «Похвали его» (кого-то из участников игры), «Добрые и вежливые слова», «Почему … мой лучший друг», «Я думаю, …-хороший мальчик (хорошая девочка), потому что…», «Я люблю играть с …, потому что…», «Волшебные слова».
- Сюжетно-ролевые игры с воспитательным содержанием.
- Совместная игровая и трудовая деятельность.
Самооценка
- Я, как воспитатель, начитавшийся специальной литературы, пытаюсь применить полученные знания в работе. Правильно ли я общаюсь с моими «трудными» детьми? Правильно ли я выстраиваю работу с ними по социальной адаптации, по развитию интеллекта, по коррекции поведения, по повышению самооценки? Вполне возможно, что не всегда, поскольку не каждый раз получаю ожидаемый вожделенный результат. Думаю, потому, что «один в поле не воин», нет комплексного подхода специалистов. Вернее, нет специалистов, к помощи и совету которых прибегали бы и дети, и я…
- Планируя работу по самообразованию, я хотела написать несколько консультаций для родителей по этой теме. Но в результате обследования детей, наблюдения за ними, бесед с родителями, я поняла, что самым действенным способом совместной работы «воспитатель-ребенок-родитель-воспитатель» будут личные беседы с каждым родителем. С мамами и папами мы обсуждали существующие проблемы или инциденты и вместе находили пути их решения. Иногда, правда, путем проб и ошибок, но это добавляло опыта и познания внутренних противоречий ребенка каждому из нас. Да и внутренних противоречий родителя тоже…
6 Успехи
- Ребенок с проблемами с социализацией, который на начало года не шел на контакт ни с кем, четко ограничив пределы своего энергополя, активно играет с детьми, разговаривает с ними, принимает участие в дежурствах, занятиях. Обращается к воспитателям за помощью, приглашает поиграть, ведет диалог.
- Дети с заниженной самооценкой добиваются определенных успехов, периодически выходят из-под влияния «неформальных лидеров», убеждаясь в возможности собственного лидерства.
- В работе с детьми с поведенческими проблемами есть определенные успехи: если на начало года у «трудных» были проблемы с общением, то сейчас они – полноправные члены коллектива, которые осознают и понимают роль общественного одобрения и порицания.
- Хочется верить, что достигнуто взаимопонимание и с родителями.
- У нас слаженный, сплоченный педагогический коллектив. Проблемы внутри группы мы обсуждаем, принимаем общее решение и выдвигаем одинаковые требования к детям и родителям. Вероятно, именно это способствует эффективной работе и положительным результатам.
- Не могу сказать, что Я работаю по данной теме. По этой теме работаем МЫ. Образовательная деятельность, игровая, кружковая, непосредственно воспитательная, работа с родителями – все это в совокупности не может делать один воспитатель по-своему, второй – по-своему. Успех в нашей работе, как и в семье, может быть достигнут только тогда, когда взрослые работают в тандеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих ...
Проект комплексной коррекции и развития различных сторон психики у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности "Лесенка-чудесенка"
В проекте представлен опыт работы по формированию произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля у детей с СДВГ посредством системного подхода к коррекции психич...
Индивидуальный план работы с родителями на год "Ребёнок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью"
Гиперактивный ребёнок, как никто другой, требует внимание взрослых и чуткого отношения к нему, поскольку он очень эмоционален и решителен. Главная цель педагогов дошкольного учреждения - профессиональ...
План по самообразованию Тема: «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»
Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психо...
Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
План- признаки СДВГ- СДВГ-это диагноз по МКБ-10-Причины возникновения-Возрастная динамика- Типы СДВГ-Диагностика- Лечение. Какие специалисты?- Памятка для педагогов- Памятка для родителей...
Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».
Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психо...
Развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
статья о детях ,у которых СДВГ,помощь воспитателям в их развитии...