Методическая разработка
методическая разработка (младшая группа)
подборка материала в помощь проведения ПМПК в группах раннего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка Подборка диагностических методик для организации психолого-педагогического обследовании на ПМПК для детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) | |||
№;№ | Наименование методики | Аннотация | Практика применения в России |
1 | Метод наблюдения | Оценка адекватности ( в соответствии с возастом и ситуацией) поведения ребенка во время обследования, особенностей его контакта со взрослыми, критичности. При использовании параметрического структурированного наблюдения возможна балльная оценка. | С середины 19 века. Структурированное наблюдение с конца 80-хгг. |
1 | Представление об относительной величине. |
| Используется в отечественной дефектологической практике с 60-70-х гг. |
2 | Оценка сформированности произвольной регуляции двигательной активности | Выполнение двух-трех последовательных действий по инструкции: «Потопай - похлопай»; «Потопай – похлопай-спой ля-ля» | Используется в отечественной психологическуой практике с начала 2000-х гг. |
3 | Исследование развития конструктивной деятельности | -Методика может представлять из себя наборы : Стаканчиков цилиндрической формы 4 шт. Коробка форм или доски типа Сегена из 2-х равных частей. Разрезанные картинки из 2 равных симметричных частей. Матрешка 2-3 составная Конструирование по образцу (3 кубика, 1 кирпичик, Башня из кубиков Оценивается возможность выполнения задания по образцу и объем помощи взрослого | Используется в отечественной дефектологической практике с 60-70-х гг. |
4 | Сформированность представлений о величине, форме и цвете | Представляет из себя набор предметов, стаканчики, кубики, простых геометрических форм разного цвета и размера. Оценивается возможность выполнения соотнесения по образцу и объем помощи взрослого при выполнении. | Используется в отечественной дефектологической практике с 60-70-х гг. |
5 | Исследование понимания обращенной речи | Пре6дставляет из себя наборы небольших игрушек и/или реалистических изображений простых предметов (зайка, машинка, собачка, кубики, матрешка, лопатка и т.п.). Оценивается понимание и выполнение простых указаний и инструкций: «дай тому-то, покажи то-то, принеси это, подними, спрячь, собери». Узнавание (по названию) простой сюжетной картинки (где: моет, поет, спит и т.п.) Выполнение двухкомпонентных задач: «возьми то-то и спрячь там-то | Используется в отечественной дефектологической практике с 60-70-х гг. |
6 | Исследование сформированности пространственно-временных представлений | Выполнение заданий по инструкции взрослого: «Положи что-то в», «положи что-то на», «Положи что-то рядом». Оценивается возможность и правильность выполнения, объем помощи взрослого | Используется в отечественной дефектологической практике с 60-70-х гг. |
7 | Исследование взаимодействие с матерью | Наблюдение за поведением ребенка и взаимодействием с матерью. Оценивается характер самостоятельной деятельности ребенка, степень его зависимости от матери. | Используется в отечественной психологической практике с 80-90-х гг. |
8 | Оценка общей осведомленности | Методика направлена на выявление уровня общей осведомленности ребенка. Методика не требует речевых ответов ребенка, но только подбор соответствующих карточек. Представляет набор предметных картинок с изображениями наиболее известных животных и изображений еды, которую они употребляют. | Используется в отечественной дефектологической практике с 60-70-х гг. |
9 | Разрезные картинки | Разрезные картинки (разные картинки: первая пара – одна из предметных картинок разрезана на две части; вторая пара – одна из картинок разрезана на три части, третья пара – одна из картинок разрезана на четыре части). Оценка зрительного восприятия, пространственного восприятия, развития моторных функций. Оценка качественная. | Применяется в деятельности ПМПК с середины 70-х годов |
10 | Один предмет и много предметов | Выполняет просьбу «Дай мне один, дай много», «Дай один, дай еще один». «Дай два». Оценка качественная. | Применяется в деятельности ПМПК с середины 70-х годов |
11 | Пирамидка). Оценка зрительного и пространственного восприятия, развития моторных функций | Разборка и складывание пирамидки (две пирамидки – из трех и четырех колец (кольца одного цвета. Оценка уровневая. | Применяется в деятельности ПМПК с середины 70-х годов |
12 | Оценка развития простейших графических навыков. | Рисование. Оцениваются простейшие графические навыки. Оценка уровневая. | Применяется в деятельности ПМПК с середины 70-х годов |
13 | Объем пассивного и активного словарного запаса (названия предметов, действий, качеств предмета - конкретная лексика) | Г.В.Чиркина Т.Б.Филичева, Г.А.Каше, О.Е.Грибова называние предметных картинок или их показ по инструкции; Называние объектов, действий и качеств предметов на сюжетной картинке; Подбор имен прилагательных, к именам существительным, глаголов к именам существительным и проч. Качественная оценка | Традиционные виды обследования (с 50-60 годов XX века) |
14 | Понимание и употребление предлогов | Оценивается понимание и употребление предлогов на предметном материале | Традиционные виды обследования (с 50-60 годов XX века) |
15 | Оценка состояние звукопроизношения | Г.В.Чиркина , О.Е.Грибова Выявляются звуки, произносимые детьми правильно и неправильно. Определяется уровень сформированности навыка владения правильным произношением в различных условиях предъявления и использования языкового материала (при изолированном произнесении; отраженно; в отработанных ранее слогах, словах и предложениях; в спонтанной речи. Качественный анализ | Традиционные виды обследования (с 70 годов XX века) |
16 | Сформированность навыков словоизменения | Понимание грамматических форм Составление словосочетаний по опорам и без опор; | Традиционные виды обследования 90-е годы XX века |
17 | Сформированность навыков простейшего словообразования | Понимание грамматических форм: уменьшительно-ласкательных суффиксов, приставок глаголов движения и т.п.; | Традиционные виды обследования 90-е годы 20в. |
18 | Состояние диалогической связной речи и коммуникативных навыков: | Оцениваются особенности коммуникативного поведения, специфика использования лингвистических и паралингвистических средств в свободной беседе и в организованном диалоге Уровневый анализ. | Традиционные виды обследования 90-е годы 20в. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....