Методическая разработка
методическая разработка (младшая группа)

подборка материала в помощь проведения ПМПК в группах раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Подборка  диагностических методик для организации психолого-педагогического обследовании на ПМПК для детей раннего возраста (от 2 до 3 лет)

№;№

Наименование методики

Аннотация

Практика применения в России

1

Метод наблюдения

Оценка адекватности ( в соответствии с возастом и ситуацией) поведения ребенка во время обследования, особенностей его контакта со взрослыми, критичности.

При использовании параметрического структурированного наблюдения возможна балльная оценка.

С середины 19 века.

Структурированное наблюдение с конца 80-хгг.

1

Представление об относительной величине.

  • Простые пирамидки, разноразмерные стаканчики: 3-6 шт. , простые предметные доски с выемками разной величины. Оценивается возможность выполнения, объем помощи взрослого.

Используется в отечественной дефектологической практике с 60-70-х гг.

2

Оценка сформированности произвольной регуляции двигательной активности

Выполнение двух-трех последовательных действий по инструкции: «Потопай - похлопай»;

«Потопай – похлопай-спой ля-ля»

Используется в отечественной психологическуой практике с начала 2000-х гг.

3

Исследование развития конструктивной деятельности

-Методика может представлять из себя наборы :

 Стаканчиков цилиндрической формы 4 шт.

Коробка форм или доски типа Сегена из 2-х равных частей.

 Разрезанные картинки из 2 равных симметричных частей.

Матрешка 2-3 составная

Конструирование по образцу (3 кубика, 1 кирпичик,

Башня из кубиков

Оценивается возможность выполнения задания по образцу и объем помощи взрослого

Используется в отечественной дефектологической практике с 60-70-х гг.

4

Сформированность представлений о величине, форме и цвете

 Представляет из себя набор предметов, стаканчики, кубики, простых геометрических форм разного цвета и размера.  Оценивается  возможность выполнения соотнесения по образцу и объем помощи взрослого при выполнении.

Используется в отечественной дефектологической практике с 60-70-х гг.

5

Исследование понимания обращенной речи

Пре6дставляет из себя наборы небольших игрушек и/или реалистических

изображений простых предметов (зайка, машинка, собачка, кубики, матрешка, лопатка и т.п.).  Оценивается понимание и выполнение простых указаний и инструкций: «дай тому-то, покажи то-то, принеси это, подними, спрячь, собери».

Узнавание (по названию) простой сюжетной картинки (где: моет, поет, спит и т.п.)

Выполнение двухкомпонентных задач: «возьми то-то и спрячь там-то

Используется в отечественной дефектологической практике с 60-70-х гг.

6

Исследование сформированности пространственно-временных представлений

Выполнение заданий по инструкции взрослого: «Положи что-то в», «положи что-то на», «Положи что-то рядом».

Оценивается возможность и правильность выполнения, объем помощи взрослого

Используется в отечественной дефектологической практике с 60-70-х гг.

7

Исследование взаимодействие с матерью

Наблюдение за поведением ребенка и взаимодействием с матерью.

Оценивается характер самостоятельной деятельности ребенка, степень его зависимости от матери.

Используется в отечественной психологической практике с 80-90-х гг.

8

Оценка общей осведомленности

Методика направлена на выявление уровня общей осведомленности ребенка. Методика не требует речевых ответов ребенка, но только подбор соответствующих карточек.

Представляет  набор предметных картинок с изображениями наиболее известных животных и изображений еды, которую они употребляют.

Используется в отечественной дефектологической практике с 60-70-х гг.

9

Разрезные картинки

Разрезные картинки (разные картинки: первая пара – одна из предметных картинок разрезана на две части; вторая пара – одна из картинок разрезана на три части,  третья пара – одна из картинок разрезана на четыре части). Оценка зрительного восприятия, пространственного восприятия, развития моторных функций.

Оценка качественная.

Применяется в деятельности ПМПК с середины 70-х годов

10

Один предмет и много предметов

Выполняет просьбу «Дай мне один, дай много», «Дай один, дай еще один». «Дай два». Оценка качественная.

Применяется в деятельности ПМПК с середины 70-х годов

11

Пирамидка). Оценка зрительного и пространственного восприятия, развития моторных функций

Разборка и складывание пирамидки (две пирамидки – из трех и четырех колец (кольца одного цвета. Оценка уровневая.

Применяется в деятельности ПМПК с середины 70-х годов

12

Оценка развития простейших графических навыков.

Рисование. Оцениваются простейшие графические навыки. Оценка уровневая.

Применяется в деятельности ПМПК с середины 70-х годов

13

Объем пассивного и активного словарного запаса (названия предметов, действий, качеств предмета - конкретная лексика)

Г.В.Чиркина Т.Б.Филичева, Г.А.Каше, О.Е.Грибова

называние предметных картинок или их показ по инструкции;

Называние объектов, действий и качеств предметов на сюжетной картинке;

Подбор имен прилагательных, к именам существительным, глаголов к именам существительным и проч.

Качественная оценка

Традиционные виды обследования (с 50-60 годов XX века)

14

Понимание и употребление предлогов

Оценивается понимание и употребление предлогов на предметном материале

Традиционные виды обследования (с 50-60 годов XX века)

15

Оценка состояние звукопроизношения  

Г.В.Чиркина , О.Е.Грибова

Выявляются звуки, произносимые детьми правильно и неправильно. Определяется уровень сформированности навыка владения правильным произношением в различных условиях предъявления и использования языкового материала (при изолированном произнесении; отраженно; в отработанных ранее слогах, словах и предложениях; в спонтанной речи.

Качественный анализ

Традиционные виды обследования (с 70 годов XX века)

16

Сформированность навыков словоизменения

Понимание грамматических форм

Составление словосочетаний по опорам и без опор;

Традиционные виды обследования

90-е годы XX века

17

Сформированность навыков простейшего словообразования

Понимание грамматических форм: уменьшительно-ласкательных суффиксов, приставок глаголов движения и т.п.;

Традиционные виды обследования

90-е годы 20в.

18

Состояние диалогической связной речи и коммуникативных навыков:

Оцениваются особенности коммуникативного поведения,

специфика использования лингвистических и паралингвистических средств в свободной беседе и в организованном диалоге

Уровневый анализ.

Традиционные виды обследования 90-е годы 20в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...